Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.
методическая разработка (11 класс) на тему

Решетняк Лариса Анатольевна

  Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один  день  из  жизни   Ивана  Денисовича».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Rasskaz.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ   «Один  день  из  жизни   Ивана   Денисовича»

История   создания. Особенности  жанра. Композиция. Язык   повествования. Автор  в  рассказе.

     

                                            Лагерь, с  точки  зрения  мужика,  очень

                                            народная  вещь.

                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                     А.Т.Твардовский

                               Ход  урока.

1.Вступительное  слово  учителя.

  Как  вы  понимаете  смысл  эпиграфа?

  Почему   мы  обратились  именно  к  словам          Твардовского?

Понимая, насколько  значимо  содержание  «Одного   дня…», Твардовский  определил  его  жанр  как  повесть.

А вот  сам  Александр  Исаевич  Солженицын  называл свое  произведение   рассказом. Почему?

2.Как, когда, по  какой  причине  именно  так  мыслилось  повествование? (Беседа  по  рассказу)

«Как это  родилось? Просто  был  такой  лагерный  день, тяжелая  работа,  я  таскал  носилки  с  напарником  и  подумал, как  нужно  описать  весь  лагерный  мир – одним  днём. Конечно,  можно  описать  вот  свои  десять  лет  лагеря,  а  там  всю  историю  лагерей,  а  достаточно  в  одном  дне  всё  собрать…Описать  один  день  одного  среднего,  ничем  не  примечательного   человека. И  будет  всё. Эта родилась  у   меня  мысль в  52году. В лагере…И вот  уже  в 59 году, однажды  я  думаю: кажется, я  уже  мог  бы  сейчас  эту  идею  применить…»  

(См. «Звезда»-1995.-11)

 Первоначально  рассказ  назывался  «Щ-854»(Один  день  одного  зека).

Почему автор  изменил  название?      

Своеобразна  и  жанровая  форма: детальная  запись  впечатлений, жизнеощущений  одного  рядового  дня  из  жизни  зэков,   «сказ»  о себе   заключённого.        

Вместе  с тем    писатель  ставит  перед  собой  творческую  задачу: совместить  две  точки  зрения – автора  и  героя, в  чём - то  главном  схожие, но  различающиеся  уровнем  обобщения и широтой  материала.        

 

 Эта  задача  решается  почти  исключительно  стилевыми  средствами. Таким  образом,  перед  нами  не  простой  сказ, воспроизводящий  речь  героя, а  вводящий  образ  повествователя, который может  видеть  то,  чего  не  видит  его  герой.

Кроме  того, очевидно  единство  автора  и  Шухова – в  народном  взгляде  на  действительность,  в   народной  оценке  происходящего.

Необычной   стала  организация   построения   произведения  - композиция.

Прежде  всего,  это  связано  с пространственно – временными  ориентирами. Пространство (территория  страны)  сужается  до   территории  зоны, лагеря,  а  время   до  одного  дня.

В то  же   время  производится   предельное  обобщение  происходящего.

Автор  делает  социальный  срез   общества.  Перед   нами русские,  украинцы,  молдаване,  латыши,   эстонцы. Старики, люди  средних  лет,  дети. Мы  видим  офицера,  кинорежиссёра,   начальника,   колхозника. Есть  тут  коммунисты  и   верующие.  

Солженицын  тщательно  выстраивает  факты, свидетельствующие  об  упорядоченном  лагерном  быте. Это  целый  мир  со  своими  устоями,  порядками, философией  и   моралью, дисциплиной  и  языком. (Примеры  из  текста)

Какова  лагерная  машина  в  действии?

И  лагерные   работяги, и  придурки, и   охрана  живут  по   законам  этого  мира. Тут  идёт  полная  замена  человеческих  представлений  и   понятий. Что  значат  слова  свобода, дом, семья,  удача?

Вывод: лагерь-стихия, обезличивающая  людей.

(«Душа  арестантская  и  та  несвободна»).

Отметим  мозаичность  изображения:  от частей  судьбы  Шухова  до  судеб  его  товарищей  по  лагерю,   от  жизни  лагеря  к  жизни  страны.

Порядки  в  лагере                         в   стране.

Работа  в  лагере                            в  стране.

Мораль  в  лагере                           в стране.

Номера  вместо  людей. (Литературные  аналогии)

«Потоки»  людей  в  тюрьмы.

Солженицыным   подчёркивается  искусственность  созданного   мира. (Тьма  с  фальшивым   светом  - зона)

Автор  делает  акцент  на  алогичность  происходящего

(Отмена  воскресений)

И  показывает   растущее -  вопреки  всему - сопротивление.

Удивителен  язык   повествования: необычно   сплетение различных  речевых   пластов   (от лагерно - блатной  лексики

до  просторечья, изречений  из  словаря  Даля)

Ощущается  и  слияние   голосов  автора  и  Шухова,  к  ним  примыкает   полифония. Таким  образом,  автору  удается   преодолеть  «книжность»  речи, сочетая  диалог,   монолог,   внутренний   монолог,  хор.  

Каким  предстаёт  перед  нами  автор   повествования?

Мы  слышим  его  голос, видим  угол  зрения, его  чувство  пространства – времени. Автор  всё  делает  объектом  описания: типажи, беседы,  помещение, детали  быта.

Мы  видим  его  раздумья  о  народе  народном  чувстве,   инстинкте  нравственного  самосохранения.

Автор  больше  знает  о  судьбах   героев, о  самом  Иване  Денисовиче, передавая  ему часть  своего  жизненного  опыта.

Автор  зорок, он  подмечает  детали, часто   ускользающие  от  героев.

Вместе  с  тем  он  не  навязывает  свою  точку  зрения

 эпическая сдержанность  его  повествования   соседствует  с  горечью  осознания  наших  бед  и  вин.    

3Подведение  итогов  урока.

За  внешней  простотой и  безыскусностью  рассказа  «Один   день   Ивана  Денисовича»  скрывается   многоплановость  и  серьёзность  повествования. Само  произведение  стало  знаковым  для  нашей  литературы.

Домашнее  задание

Проанализировать  образ  Шухова. В  чём  его  сходство  и  различие  с  другими  героями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один день из жизни учителя

Небольшой рассказ о последнем дне, который я провела со своим любимым классом накануне последнего звонка....

«Н.В.Гоголь- страницы жизни. «Мертвые души», история создания, жанр произведения».

В наше время – в век бурного развития информатизации общества, когда компьютер  уверенно завоевал мир, детям нужно входить в жизнь подготовленными. Они должны обладать новым взглядом на окружающи...

Эссе "Один День из Жизни социального педагога" "День начнётся с детей..."

Данное Эссе было направлено на конкурс на сайт "ПЕДСОВЕТ"...

М.Ю. Лермонтов "Бородино». История создания, особенности повествования

Открытый урок по литературе, где даётся хороший материал по изучению стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино"( знакомство с биографией писателя, история создания стихотворения, проводится анализ стих...

Один день из жизни нашей школы.Автор Ситник Ирина

Один день из жизни нашей школы.Ступеньки, дверь. Охранник строгоПопросит паспорт предъявить.Учащихся у нас здесь много,Но посторонним — не входить!Вахтер с улыбкой неизменнойВам разъяснит,куда пройти....

А.Н.Островский «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции.

А.Н.Островский «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции....


 

Комментарии

Горох Надежда Геннадьевна

Лариса Анатольевна! Спасибо за конспект. Прекрасно ложится на те иллюстрации, что у меня есть.