Применение сопряженных психофизических упражнений на уроках физической культуры
методическая разработка по теме

Шипелкин Владимир Иванович

Обычные физические упражнения не дают особого эффекта в плане психического оздоровления учащихся. В данном материале дается арсенал средств физического воспитания (упражнения, игры), с помощью которых можно воздействовать на психическую сферу школьников. Психофизические упражнения используются как для обучения двигательному навыку, так и для интеллектуального развития. Это придает уроку эмоциональную окраску и повышает интерес учащихся к занятиям физической культурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение психофизических упражнений на уроках физической культуры

I. Методические особенности выполнения сопряженных психофизических упражнений.

  1. Необходимо подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка.
  2. Специальные психофизические упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими упражнениями.
  3. Использовать умеренные и постепенно возрастающие  по интенсивности аэробные нагрузки.
  4. Упражнения должны быть регулярные, включенные в каждый урок.
  5. Упражнения непродолжительны по времени.
  6. В большинстве психофизических упражнений отсутствует элемент соревновательности.
  7. Упражнения на статическое или динамическое равновесие выполняют с обеспечением страховки.
  8. Упражнения с закрытыми глазами нужно выполнять только после усвоения с открытыми глазами.
  9. Психофизические упражнения должны приносить удовольствие.
  10.  Обязательно нужно включать в комплекс упражнения дыхательной направленности, которые способны в значительной степени компенсировать  явление энергодефицита.
  11.  Учащимся с высоким уровнем тревожности следует включать  упражнения на координацию и равновесие.
  12.  При доминировании депрессии нужно применять игры, эстафеты, упражнения, развивающие ловкость, элементы хатха-йоги, что способствует повышению эмоционального фона, развитию коммуникабельности.
  13.  Нужно применять релаксационные упражнения для нормализации процессов саморегуляции.
  14.  Использовать психофизические упражнения в комплексе физических упражнений на развитие гибкости, равновесия, статокинетической устойчивости с целью их влияния на такие психические качества, как уверенность в себе, спокойствие, а также личностную самооценку.
  15.  Для снижения тревожности, агрессивности, повышения адаптации и развития интеллекта нужно использовать русские народные игры: лапту, вышибалы, городки и др.

II. Виды психофизических упражнений:                                                          А) Этюды

1. «Шалтай-Болтай» (тренировка отдельных групп мышц).

Шалтай-Болтай сидел на стене.

      Шалтай-Болтай свалился во сне.

Повороты туловища влево-вправо, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклониться вперед.

2. «Взаимоотношение». Участники разбиваются на пары: один из партнеров получает задание выразить антипатию, высокомерие, неприятие. Задача другого – реагировать спокойно, доброжелательно. Составляется сценарий мирных отношений в группе, осознание участниками способов разрешения конфликтных ситуаций, развития гуманных качеств.

3. «Возьми и передай» (этюд на выразительность жеста). Учащиеся стоят или сидят по кругу и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет различных размеров и формы. Со стороны должно казаться, что дети передают реальный предмет. Этюд может выполняться под музыку.

4. «Два сердитых мальчика». Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга. При проведении этюда следует предупредить детей, что они не должны ничего говорить и касаться друг друга.

5. «Праздничные хлопушки». Ребятам надо стать хлопушками: присесть на корточки, сделаться совсем маленькими. А затем подпрыгнуть высоко-высоко, выплескивая свою энергию.

6. «Добро и зло». Участники становятся в несколько шеренг. Под музыкальное сопровождение ведущий изображает мимикой, жестами, в танце «злодея», остальные участники либо отзеркаливают его, подчеркивая образ, либо изображают доброго человека (ритмичная музыка, рок-н-ролл, румба, полька.

7. «Насос и резиновый куб». Все делятся на пары: один изображает насос, второй резиновый куб. «Куб» стоит, обмякнув всем телом, голова опущена.

 «Насос» накачивает воду в «куб», сопровождая движение звуком «с-с», наклоняясь вперед, попеременно поднимая и опуская руки, согнутые в локтях. Ноги на ширине плеч. «Куб» с подачей воды должен  «заполняться»  - распрямляется туловище, поднимается голова, надуваются щеки. Когда «куб» заполнится, из него выливают воду. «Куб» снова сдувается и обмякает.

Ребята меняются ролями.

Б) Мимические упражнения.

1. «Радость». Ученикам показывается пиктограмма с изображением радости. После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, учитель просит объяснить: по каким признакам мы можем определить, что человек испытывает радость? В конце упражнения проводится конкурс на самое радостное лицо.

2. «Удивление». Мимический этюд: ребенок увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было, из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: рот раскрыт, брови приподняты и т.д.

3. «Передача чувств». Учащиеся делятся на две команды. Команды выстраиваются в две колонны, число участников должно быть равным. Необходимо заранее приготовить карточку с названием эмоций. Примерный набор: радость, вина, грусть, обида, удивление, интерес, гнев, спокойствие, отвращение, страх, стыд, горе. Процедура «передачи чувств» состоит в следующем; участники, оказавшиеся в колоннах последними, поворачиваются к ведущему и вытягивают из целой стопки по одной карточке с названием эмоции. Поразмыслив над тем, как можно без слов (невербально) изобразить указанную в карточке эмоцию, они дотрагиваются до плеча стоящего перед ним участника. Их партнеры по команде оборачиваются и молча, наблюдают за мимикой первых игроков. Далее по команде эмоция передается по цепочке. Когда эта «информация» достигнет впереди стоящего игрока, он быстро возвращается в конец колонны. Ведущий предлагает ему изобразить эмоцию, которую он получил, а затем назвать. Если чувства похожи, например, грусть и печаль, то ответ засчитывается. Упражнение повторяется несколько раз. При подведении итогов учитывается скорость передачи эмоции и правильность ее определения.

4. «Возьми и передай». Учащиеся строятся в две шеренги одна против другой. Учитель предлагает вообразить, а затем показать, как грузчики передают друг другу различные коробки с продуктами. Действию должны соответствовать выражение лица и позы тела. Грузчики передают ящики с тушенкой, огромную коробку с макаронами, мешок с кедровыми орехами, гусиное перо для смазывания сковородки для блинов. После передачи каждого «предмета» учитель называет ученика, у которого степень напряжения и выражение лица соответствовали тяжести и объему передаваемых продуктов.

5. Выразить с помощью мимики эмоциональные состояния: злоба – лицо, скука – рот, радость – глаза, страх – глаза.

6. В заключительной части урока можно провести игру, которая развивает доброжелательность, открытость, стремление помочь товарищу. Эта игра называется «Передай улыбку». Улыбка передается от первого ученика к последнему как порядковый номер.

В) Имитационные упражнения.

1. «Великаны и карлики».

И.п. – основная стойка.

1 – 4 – ходьба на носках, руки поднять вверх («великаны»);

5 – 8 – ходьба в приседе, руки на коленях («карлики»).

2. «Пингвины».

И.п. – руки вниз, в стороны. Ходьба на пятках, наклоняя туловище то влево, то вправо.

3. «Насос».

И.п. – основная стойка.

1 – наклон влево, левая рука скользит по ноге вниз, правая рука, сгибаясь, скользит по туловищу вверх;

2 – и.п.

3 – 4 – то же в правую сторону.

4. «Пилим дрова».

И.п. – стоя в парах лицом друг к другу, левую ногу выставить вперед, взяться за руки. Наклонившись, поочередно сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, имитируя пилку дров.

5. «Плавание». Школьники сидят на гимнастической скамейке, руки – локтями на коленях. Ведущий предлагает имитировать руками движения пловцов-брассистов. При движении рук вперед спину следует сгибать по возможности сильнее, а при движении рук назад спина разгибается. Плавательные движения должны быть легкими, грациозными. Ведущий оценивает красоту и стремительность движения пловцов.

6. «Поднять паруса».

И.п. – стоя ноги вместе на скамейке продольно, взявшись за руки внизу.

1 – 2 – руки вверх, прогнуться, вдох.

3 – 4 – и.п., выдох.

7. «Гребля».

И.п. – сидя верхом, ноги вперед, руки на поясе сидящего впереди.

1 – 2 – наклон вперед,

3 – 4 – наклон назад.

8. «Платок в воде».  Представьте себе, что вы стоите на берегу реки и вам необходимо прополоскать платок в воде. Рука теперь превращается в платок. Широкая стойка, руки внизу, переносим вес тела вправо, сгибая правую ногу. Правую руку отводим как можно дальше вправо, а левая рука на поясе. Опуская правую руку, наклоняемся пониже – платок в воде, отводим ее влево. Выпрямляемся, повторяем все, сгибая левую ногу, отводя в сторону левую руку.

Г) Упражнения творческого характера (на развитие воображения).

1. «Комментатор». Один из учеников, наблюдая за ходом игры, комментирует вслух действия игроков. При этом он обязательно должен знать правила игры.

2. «Птица». Представьте, что вы -  птица, а руки – крылья. Плавный взмах руками вверх, плавно опускаем их. Сначала на месте, потом с поворотом и продвижением.

3. Игра «Осторожные звери». В этой игре участвуют осторожные звери и охотник, который стоит спиной к ним. Осторожные звери могут двигаться (изображать животных, птиц, насекомых) только тогда, когда на них не смотрит охотник. Как только охотник оборачивается, звери застывают на месте, а охотник должен угадать, кого из зверей изображает тот или иной участник.

4. «Шаги тигра». Медленно и аккуратно идет тигр по лесу, он ступает мягко, неслышно. Тигр сильный, уверенный  в себе, он никогда и ничего не боится. Дети подражают тигру, входят в образ, чувствуют себя более уверенно.

5. «Волшебный кувшинчик». Представьте свою голову расписным кувшинчиком с ручками. В кувшинчике накопилось зло, боль, обиды. Давайте медленно наклоним голову к полу и выльем все плохое, что там накопилось: влево – вправо. А теперь выльем грязную воду, чтобы налить чистую: влево – вправо.

6. «Танец змеи». Детям предлагается в положении сидя вращать головой в горизонтальной плоскости, спина при этом должна быть прямой. Темп движения может меняться, а амплитуда должна быть близка к максимальной. Движения головой выполняются сначала в одну, затем в другую сторону. Ведущий выбирает «лучшую змею», ту, которая осуществляет самые плавные и правильные движения головой.

7. «Травинка».  Считалкой выбирают наблюдателя, остальные дети – «травинки». Задача наблюдателя – выбирать самую лучшую травинку, т.е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания учителя:

     - поднимите руки медленно вверх через стороны,

     - подтянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу,

     - глазами нарисуйте «солнышко», которое греет травинку,

     - покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперед      

      - назад,

     - ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону,

       вперед – назад,

     - затем ветер стихает – травинки тянутся, опустив руки.

Наблюдатель не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет  свой выбор. Затем наблюдатели меняются и игра продолжается.

8. «Сурдоперевод». Одни школьники ведут рассказ, читают стихи, поют песни. Другие переводят, находясь рядом, как специальные дикторы телевидения, изображая руками и мимикой содержание того, что излагается.

Д) Коммуникативные упражнения.

1. Игра «Лабиринт». Ученики делятся на пары. У одного из них завязаны глаза, другой как можно аккуратнее ведет его по лабиринту, помогая преодолевать препятствия. Разговаривать нельзя. Выигрывает та пара, кто лучше заботится друг о друге.

2. «Гусеница». Держась за локти другого участника пройти в полном приседе до отметки и обратно (развивает гибкость суставов, силу ног, координацию).

3. «Спящая змея». Это замечательное упражнение для собравшихся вместе друзей. Голова одного лежит на животе у другого и все вместе образуют елочку. Когда все улягутся, закрыть глаза и почувствовать, как ваша голова медленно поднимается и опускается в такт вдохам и выдохам вашего друга.

4. «Созвучие мыслей». Игровое упражнение на согласованность, от которого зависит синхронность движений. Выходят два ученика. Их задача – медленно удаляясь в противоположном направлении, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться, и так 3 раза.

5. Игра «Звери на болоте». Играют все дети. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого – по 3 картонки. Выбраться из болота можно только парами и только по «дощечкам». У одного из игроков сломались и пошли ко дну две картонки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер. В роли потерпевшего и спасающего должен побыть каждый ребенок. Оценивается, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

6. Игра «Паутинка». Дети делятся на 2 команды, каждая команда выбирает водящего. Каждой команде необходимо сплести «паутинку». Команды встают в круг, взявшись за руки. Не отпуская рук, дети накидывают соединенные руки товарищам на плечи, перешагивая через сцепленные руки и т.д. Водящие противоположных команд должны их распутать. Побеждает тот, кто первым распутает сложное переплетение.

7. Игра «Связующая нить» проводится в заключительной части урока. Дети стоят (или сидят) по кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, как они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в одном целом.

8. «Секретный разговор». Учащиеся в парах по очереди рисуют пальцами друг другу на спине различные буквы или слова. Задача того, на ком пишут: отгадать написанную букву или слово.

III. Литература:

1. Родионов В.А. Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие, М.: Педагогический университет  «1 сентября», 2006

2. Субботина Л.Ю. Учимся играя. Екатеринбург: У-Фактория, 2005

3. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой: программа уроков психологии для младших подростков. СПб.: Речь, 2007