Активизация мыслительной,познавательной деятельности,как средство развития творческих способностей обучающихся
статья по теме

Статья предназначена для педагогов дополнительного образования в разделе декоративно- прикладного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

       

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества станицы Гривенской

 

        

Выступление на РМО

Педагога дополнительного образования

Сусловой Галины Викторовны

2011год

Ученик - это не сосуд, который

надо заполнить,а факел, который надо зажечь.

Л.Г. Петерсон

 Ребенка можно сравнить с нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благоприятная среда для обучения) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное – корень, у ребенка – душа. Я как педагог дополнительного образования помогаю раскрыться его душе для эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира.

  Лучшим учителем для человека является время. Все 6 лет, что я проработала в дополнительном образовании, я ищу главную идею, которая сделает мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих обучающихся  и современного общества.

В настоящее время у меня более 30 ребят. Все они очень разные. Всё, что их объединяет, - это местопроживание. Как сделать так, чтобы заинтересовать их моим занятием? Как сделать так, чтобы в течение 45 минут они все работали? Как сделать так, чтобы знания, полученные на моих занятиях, использовались и в повседневности?

Дать ответ на эти вопросы нелегко. Так много значить  при подготовке отобрать главное, существенное! Как важны знания педагогики, методики, психологии! Мое педагогическое кредо — видеть в своем ученике личность — индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками. 

Я – педагог! Моя задача – заинтересовать ученика занятием, на каждом этапе обучения создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее раскрыть его как личность.

Основополагающим принципом моей работы является позиция, что роль педагога - быть не над учеником, а рядом с учеником. Однако , мой опыт подтверждает, что есть ещё ситуации, когда я, педагог, нахожусь в позиции обучения и НАД учеником, и ПОД учеником… Как и Ян Амос Коменский считаю, что обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое.

Моя позиция учителя – это позиция консультанта, осуществляющего «развивающую помощь». А методы, стимулирующие ученика, разные:

Успех - важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Чтобы поддержать чувство успешности своих воспитанников мы участвуем в различных конкурсах «Созвездие», в районных и зональных выставках, лучшие ученики дают мастер- класс на муниципальном уровне в рамках творческого фестиваля.

       Я высоко оцениваю значение игры и опираюсь в своей работе на В.А. Сухомлинский , который писал: "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". На своих занятиях часто применяю игровые моменты.  В процессе педагогической практике убедилась, что игра должна соответствовать имеющимся у детей знаниям. Задачи, для решения которых у детей нет никаких знаний, не вызовут интереса и желания их решать. Слишком трудные задачи могут отпугнуть ребенка. Здесь особенно важно соблюдать возрастной подход и принцип перехода от простого к сложному. Только в этом случае игра будет носить развивающий характер.

  Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагаю такие игры тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение. Игровые ситуации использую главным образом для того, чтобы дети хорошо понимали смысл задачи. Широко применяю    такие игровые моменты как: «Бисер для Золушки», эстафета «Змейка», «Глаз-алмаз», «Сколько верёвочке не виться…», эстафета «Капитошка» т.д. Создание нестандартных ситуаций на занятиях («Заочное путешествие в страну Бисерию», Создание устного журнала «Бусинка»,  «В гостях у сказочных героев») способствует развитию познавательного интереса и внимания к материалу, активности обучающихся и снятию усталости. Каждый из этих занятий имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности.

  Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности ребят. Никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Изучая на занятиях теоретический материал и во время практикума, я провожу «Интеллектуальные марафоны», эстафеты.

В качестве ведущих принципов образования, позволяющих активизировать мыслительную и познавательную  деятельность , я рассматриваю принципы самостоятельной активности и осмысления  познания. Поэтому считаю, что в массовой практике должны использоваться активные формы и методы обучения. Это:

  1. Поворот от обучения в условиях группы к обучению в малых. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
  2. Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки программы и требований учителя.
  3. Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.
  4. Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.

Таким образом, для активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях прослеживаю некоторые общие подходы:

  1. совершенствование системы усвоения обучающимися знаний, умений и навыков;
  2. активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников; развитие критического мышления в процессе обучения;
  3. развитие мотивации к обучению, познавательных интересов учащихся;
  4. допускается обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний;
  5. проведение развивающих учебных игр.

Я знаю сильные и слабые стороны своего стиля преподавания, открыта для всего нового и это расширяет мои педагогические возможности, даёт пищу для размышлений, самоанализа и постоянного корректирования своей работы, чтобы стать Новым Педагогом Нашей Новой Школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

Педагогический проект «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулиро...

Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.

В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся

Представление педагогического опыта учителя технологии...

Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...