Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.
статья по теме

Галина Анатольевна Карпинская

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является одним из основных показателей его креативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshcheie_opyta.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права

через использование технологии критического мышления.

                       

Сегодня перед школой стоит задача гуманизации и гуманитаризации образования. Школа должна способствовать социализации личности, ее адаптации в современном мире. Современное школьное историческое образование должно способствовать формированию качеств гражданина демократического общества: толерантности, инициативности, ответственности и т.д. Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является одним из основных показателей его креативности. Критическое мышление - это научное мышление. Английский историк Р. Коллингвуд утверждал: "В той мере, в которой историк принимает свидетельство авторитета и считает его исторической истиной, он, очевидно, теряет право называться историком". (Борисова Н.В.,Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы с. 22) Ребенок, привыкший к готовым ответам и стандартным решениям, к власти авторитета, не может стать личностью. За учеником необходимо признать право на собственное мнение, оценку исторических событий и деяний, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем. Что же мы понимаем под критическим мышлением, концепция которого должна занимать одно из центральных мест в новой парадигме личностно-ориентированного обучения?(Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. с.8)  Критическое мышление - это не отрицающее мышление, а мышление самостоятельное, творческое, мышление личности. Следует выделить основные свойства критического мышления:

    1.рефлексивность (умение работать не только со знаниями , но и с собственными способами получения знаний ),

     2.прагматичность (умение применять полученные знания на практике),

     3.субъектность ("личностность" получаемого знания, присвоенность его учеником, встроенность в систему опыта).

Для формирования критического мышления необходимо применять деятельностный подход, предполагающий следующие формы работы:

  1. Активное внедрение диалогических форм общения ученика и учителя (совместное с учителем обсуждение проблем). Проблемность должна определять как содержание образования, так и способы обучения.
  2. Работа с историческими источниками (технологии Ю.Троицкого - Работа с документально-методическими комплексами - ДМК).
  3. Решение нравственных проблем на базе исторического материала.
  4. Установление исторических параллелей.
  5. Обсуждение проблем в группах.
  6. Знакомство с различными точками зрения на события (элементы историографии - необходимый компонент курсов истории в старших классах).
  7. Изучение дополнительной литературы - учащимся необходимо обретать навыки самостоятельного поиска и анализа материала; ученикам нужно давать задания подготовить доклад, написать реферат и т.п.

  1. Изучение исторических личностей - нужно составлять социально-исторические портреты; политические биографии должны стать основой исторических курсов.
  2. Творческие сочинения учащихся могут стать одной из форм контроля усвоения материала. Однако нужно помнить, что, когда мы работаем с субъективным опытом ребенка, мы не имеем права ставить ему "2".
  3. Научно-исследовательская деятельность учащихся под руководством преподавателя.

Глобальной целью исторического образования является формирование исторического мышления (историзма как принципа анализа окружающего нас мира). Историзм - это способность понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, процессы возникновения, развития и исчезновения общественных явлений. Развитие критического мышления - шаг к формированию историзма. Применение проблемного обучения позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. Еще одна технология, приемы которой я с удовольствием использую на своих уроках – технология критического мышления. С помощью этой технологии школьник учится вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, отличное от его, вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки зрения. При изучении темы «Уголовная ответственность» («Право», 11 класс) предлагаю учащимся проанализировать текст, посвященный полемике вокруг смертной казни. При чтении они должны пользоваться специальными пометками, обозначающими согласие, несогласие, вопросы. При последующем обсуждении наиболее интересным, как правило, оказывается рассмотрение доводов, касающихся согласия или несогласия с существованием смертной казни. Учащиеся должны привести аргументы в подтверждение своей позиции. Интересно, что большинство в качестве довода необходимости отмены казни указывают невозможность исправления юридической ошибки. Учебная игра, как еще одна технология личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:

  1. в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;
  2. учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;
  3. игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
  4. учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования.

Большинство нынешних старшеклассников не интересуется политической жизнью страны, за международными отношениями следят от случая к случаю. Школьники не осознают практической значимости материала, изучаемого на уроке. Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной социальной ролью, создать условия для формирования активной гражданской позиции. Технология учебной деловой игры – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений.

Несмотря на то, что это сложная форма проведения урока, любую задачу по любой теме можно развернуть в деловую игру. Например, в виде судебного процесса.

             

Список литературы:

              1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.

             2.Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001. 79 с.

              3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.

              4.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

              5. Борисова Н.В.Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. М 2005 г.

            6. Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях. «Школа», Казань, 2005г.

            7. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.-М. Просвещение,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Мастер-класс Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)

Мастер-класс "Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)"Цели:Формирование у участник...

«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".

Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....

Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся на уроках математики

Формирование информационно-коммуникативной компетенции при компетентностном подходе в обучении детей с ОВЗ...

Статья "Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)"

Статья. Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)...