Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

     

    Положение

    о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся

    и форме, порядке и периодичности текущего контроля

     по математике

    1. Общие положения

    2. Цель и задачи разработки системы оценивания в настоящем положении

    3. Основные разделы системы оценивания

    4. Формы и сроки контроля

    5. Количество отметок

    6. Права и обязанности учащихся при получении отметки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    polozhenie.docx22.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка положения о   системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

    Учителя математики МБОУ «Красноярская СОШ№1»


    Малетина И.А., Иванова Е.П.



    Положение

    о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся

    и форме, порядке и периодичности текущего контроля

     по математике.

     

    1. Общие положения.
    1. Настоящее Положение разработано в соответствие с Законом "Об образовании", Уставом муниципального общеобразовательного учреждения  
    2. Настоящее Положение утверждается педагогическим Советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
    3. Настоящее Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений по математике, а также порядок формы и периодичности текущего и текущего письменного контроля  обучающихся по математике.
    4.  В настоящем Положении использованы следующие определения:

    Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

    Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

    Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.

    Текущий письменный  контроль - подразумевает проверку степени усвоения учащимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы и проводится в виде самостоятельной, контрольной работы или теста.

    Настоящее  положение обязательно для учащихся и учителей математики школы.

    1. Цель и задачи разработки системы оценивания в настоящем положении:
    1. Цель: повышение качества образования посредством установления единых требований к выставлению отметок и оценок по математике.
    2. Задачи:
    1. установление фактического уровня знаний, умений, навыков по  математике базисной и инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями госстандарта;
    2. формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории учащегося;
    3. повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений учащегося.

    1. Основные разделы системы оценивания.
    1. Единые требования к отметке и оценке учебных достижений учащихся.

    Оценивание — процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Система оценивания должна дать возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности.

    Отметка — это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

    1. Задачи школьной отметки:
    1. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
    2. Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
    1. Принципы выставления школьной отметки:
    1. Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
    2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
    3. Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.
    1. Критерии выставлении отметок
    1. Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:
    1. полнота и правильность - это правильный, полный ответ;
    2. правильный, но неполный или неточный ответ;
    3. неправильный ответ;
    4. нет ответа.
    1. При выставление отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:
    1. грубые ошибки;
    2. однотипные ошибки;
    3. негрубые ошибки;
    4. недочеты.

    1. Шкала отметок

    При оценке знаний и умений используется 5 – бальная система оценок, в соответствии с требованиями устава школы.

           3.5.1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

     Работа оценивается отметкой «5», если:

    -     работа выполнена полностью (100%); 

    -     в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

    -     в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

    Отметка «4» ставится в следующих случаях:

    -     работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

    -     допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки);

    -    работа соответствует 70-90%.

    Отметка «3» ставится, если:

    -      допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме или выполнено 45-69% работы.

     Отметка «2» ставится, если:

    -      допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

    -     работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

     Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

       3.5.2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.

     Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

    -     полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

    -      изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

    -      правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

    -      показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

    -      продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

    -      отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

    -      возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

     Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

    -     в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

    -      допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

    -     допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

     Отметка «3» ставится в следующих случаях:

    -      неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

    -      имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

    -      ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

    -      при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

      Отметка «2» ставится в следующих случаях:

    -      не раскрыто основное содержание учебного материала;

    -      обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

    -      допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

    -     ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

     

     3.5.3. Общая классификация ошибок.

    при оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

     Грубыми считаются ошибки:

    -                незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

    -                незнание наименований единиц измерения;

    -                неумение выделить в ответе главное;

    -                неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

    -                неумение делать выводы и обобщения;

    -                неумение читать и строить графики;

    -                неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

                    потеря корня или сохранение постороннего корня;

    -               отбрасывание без объяснений одного из них;

    -               равнозначные им ошибки;

    -               вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

    -               логические ошибки.

      К негрубым ошибкам следует отнести:

    -                     неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

    -                     неточность графика;

    -                     нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

    -                     нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

    -                     неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

     Недочетами являются:

    -                     нерациональные приемы вычислений и преобразований;

    -                     небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

    1.   Формы и сроки контроля.
    1. Формы контроля:   текущий контроль,   текущий письменный  контроль .Текущий и  текущий письменный  контроль  успеваемости  осуществляется  учителями  на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний учащихся в соответствии с учебной программой.
    2. Учитель  обязан ознакомить с системой текущего контроля   учащихся на начало учебного года.
    3.  Учитель  обязан своевременно и тактично довести до учащихся отметку текущего и текущего письменного контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал.
    4. Четвертные и полугодовые отметки в  5, 6 классах по математике, в 7 классе по алгебре и геометрии, 8, 9, 10, 11 классах по геометрии  выставляется  исходя из текущих оценок и контрольных работ.
    5. Четвертные и полугодовые отметки в  8, 9 классах  по алгебре и 10, 11 классах по алгебре и началам анализа выставляется на основании только текущих  письменных  работ  (текущие  отметки не ставятся).  

     

    1. Количество отметок.

    5.1  Количество  отметок  для выставления четвертных в 8, 9 классах по алгебре должно быть не менее пяти.   Количество  отметок, для выставления итоговой  отметки за полугодие в 10, 11 классах по алгебре и началам анализа, должно быть не менее семи.

     5.2. Количество отметок  за урок:

                 - математика 5-6 класс – не менее пяти отметок  (при объяснении нового материала отметок  может и не быть);

            - алгебра 7 класс – не менее четырех отметок (при объяснении нового материала отметок  может и не быть);

            - геометрия 7-11 классы – не менее четырех отметок (при объяснении нового материала отметок  может и не быть).

    6. Права и обязанности учащихся при получении отметки

          6.1.Ученик имеет право на публичное или индивидуальное обоснование оценки.

          6.2.В случае выполнения учащимся текущей  письменной  работы на отметку                      «неудовлетворительно» ему предоставляется возможность повторного выполнения    работы в двухнедельный срок (не более трех раз).  Отметка ученику в журнал в таком случае не ставится. Эта графа должна быть заполнена по истечении двух недель. В случае не соблюдения сроков, ученику выставляется ранее полученная отметка.

          6.3. Повторное выполнение письменных работ, выполненных на положительную  оценку (3,4,5), не допускается. В случае отсутствия учащегося пропущенные им письменные работы должны быть выполнены в двухнедельный срок после выхода учащегося в школу. Отметки выставляются в журнал через дробь в  день проведения работы всем классом.