Сообщение по теме самообразования "Дифференцированный подход к учащимся для развития у них творческих способностей"
материал по теме

Демин Виктор Павлович

Сообщение на методическом объединение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к  учащимся  для развития у них творческих способностей

Сообщение учителя физической культуры

Дёмин В.П. на ШМО учителей начального среднего звена

 

Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования. Происходит смена образовательной парадигмы: отказ то концепции «энциклопедизма», когда основным показателем образованности человека считался объем его знаний: ориентация на развитие личности школьника, овладение им способами умственной и практической деятельности, помощи в личностном и профессиональном самоопределении, самореализации. Гуманистическая направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения.

В течение многих десятилетий НИИ физиологии детей и подростков выступал в печати и ставил перед правительством страны вопросы, связанные с необходимость строгой регламентации учебной нагрузки, требовал ее рационального снижения. Однако все попытки в этом направлении были мало успешны. С переходом на новое содержание образования, широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения. Введение дифференциации в учебный процесс, считают физиологи, оздоровит школу, и положительно скажется на состоянии здоровья школьников.

Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение  материала «слабыми».  И здесь большая роль отводится  идеи дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.

В последнее время данная технология обучения стала активно применяться в учебном процессе  современной школы в рамках различных предметов. Но, на мой взгляд, еще не достаточно применяется в образовательной области физвоспитания. На то есть свои причины. До недавнего времени физическое воспитание  в школе считалось предметом «не серьезным» и прикладным. С появлением новой программы по стандартам учитель стал искать новые пути повышения эффективности обучения учащихся на уроке и отношение учителя и ученика. 

Анализ реальных возможностей различных форм дифференциации детей по уровню их обучаемости и умственного развития показывает, что они по отдельности не решают всех задач, которые стоят перед современной школой как адаптивной педагогической системой. Но, на мой взгляд, лучше всего эти задачи решает внутренняя дифференциация.

Дадим ей характеристику:

различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам;

основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностях учащихся;

предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя;

возможно разделение детей на группы (мобильные, гибкие, подвижные) внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами;

особенность внутренней дифференциация на современном этапе – ее направленность не только для детей, испытывающих трудности (что традиционно для школы), но и на одаренных детей.

Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:

предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;

развить способности и интересы учащихся;

повысить качество знаний;

более рационально использовать учебное время каждого;

вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;

устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.

Направить каждого к творческому отношению к занятиям физической культуры.

 При этом реализуется центральная идея базового образования – познание учеником себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром.

       Итак, оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.

Хорошо придуманное внедрение дифференциация в процесс обучения на уроках  позволило мне решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического образования, развить интерес учащихся к занятиям физической культуры и внеклассных занятий. Здесь детям я также даю время для творческого отношения к занятиям (они сами придумывают игры или видоизменяют их, сами предлагают упражнения, чтобы воспитывать те или иные физические качества. В такой ситуации я их непринужденно корректирую и общими усилиями приходим к общему мнению.

Домашние задания я даю разное, взависимости от их умственного и физического развития.

Говоря об уроках физкультуры в нашей школе можно сказать о многих ребятах что они творчески подходят к занятиям физической культуры.  

     Пример:

Мельников Д. – вы все знаете, что у него был диагноз ожирение он совершенно не мог бегать, прыгать, и не было желание заниматься спортом. Я много работал с его старшем братом Иваном вел беседы с родителями и результат появился только в восьмом классе а в девятом классе Дима уже выполнял норматив бег 2км. на оценку 5, играл хорошо в футбол. В десятый класс он ушел учится в Зарайскую первую школу и выступал за сборную школу на районе по волейболу, баскетболу, футболу. Когда ехал домой после занятий то выходил из автобуса на Монагаровском перекрестке и бежал 5км без остановки до своего дома. Он также играл в футбол за мужскую сборную команду в г.Зарайске.

Ищанов М. – был таким же полным как Мельников Д. в дальнейшем он выиграл олимпиаду по физкультуре в районе и был участником олимпиады в Московской области.

Слесаре В. – все знают что он является инвалидом, но вместе с Ищановым М. выигрывал первенство поселения по настольному теннису, он был чемпионом района по стрельбе из пневматического оружия.

Ханутин А. – был чемпионом по потягиванию.

Стрыгин А. – был чемпионом района по комплексным силовым упражнениям.

     Хочу сказать, что эти дети не только занимались на уроках физкультуры и секциях, они много занимались сами самостоятельно, сами планировали занятия часто приходили ко мне и консультировались. И сейчас есть такие дети, это Зайцев Н., Чебурахов В., Фоломеева Г., Фоломеева А.,  Васильева И., Наумова Е., и другие.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

« Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»

Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её  к творческому  труду – одна из основных задач школы на  современном этапе. Стране  крайне  необходимы творцы нового...

Педагогический проект на тему: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»

Педагогический проект «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»...

Использование технологии личностно ориентированного обучения с целью развития познавательных и творческих способностей учащихся

Современный  этап   педагогической   практики -   это   переход   к   деятельностно  развивающей,   л...

Сообщение на ШМО учителей начальных классов с использованием мультимедийного сопровождения на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г. Серги...

Тема ВАР: Система работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей, личностных качеств одаренных учащихся во внеурочной деятельности

Данный материал будет полезен для учителей, которые работают с талантливыми детьми и  готовы развивать среду для повышения интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качес...