Школа педагогического мастерства "Устный опрос как один из методов педагогического контроля"
методическая разработка по теме

Бабичева Татьяна Ивановна

Школа педагогического мастерства по теме "Устный опрос как один из методов педагогического контроля" предполагает работу педагогического коллектива в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Форма методической работы: Школа педагогического мастерства

Тема: Устный опрос - один из методов педагогического контроля.

Цель :Совершенствование педагогического мастерства инженерно-педагогических работников.

Преподаватель, мастер, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет заранее продумать, разумно спланировать и реализовать педагогический процесс. Он тщательно подбирает наиболее целесообразные учебные и учебно-производственные задания, учитывая при этом особенности восприятия учащихся, возможные их затруднения и ошибки, намечает способы предупреждения, заблаговременно готовит необходимые средства обучения, оборудование , материалы, документацию , рабочие места. Умелый педагог рационально организует учебный процесс: применяет разнообразные методы и методические приемы обучения в комплексе, сочетает коллективную , бригадную  и индивидуальную работу на уроке.

Сегодня  на этом занятии мы поговорим на тему : «Устный опрос – один из методов педагогического контроля.»

( на экране презентация № 1)

Устный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.

Какая цель устного опроса?

( на экране  презентация №2)

Цели:

-   Проверка  знаний учащихся.

-  Проверка умений учащихся публично излагать материал.

   - Формирование умений публичных выступлений.

1.Общие сведения об устном опросе.

Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки:

тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены,

подбора путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки,

создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.

    2. Советы психолога преподавателям.

Проводя устный опрос, мы часто думаем  о содержательной стороне опроса и не всегда задумываемся о психологической стороне.  Выслушаем психолога. Она нам расскажет какие типичные ошибки могут допускать учителя при устном опросе.

ПСИХОЛОГ: Одним из самых сложных видов деятельности учеников в учебном процессе является устный ответ у доски. Этот вид деятельности может иметь очень отдаленные отрицательные последствия в становлении Я-концепции, в сотрудничестве с другими людьми.

Какие ошибки часто допускают преподаватели при устном опросе? Вначале называется фамилия (имя) ученика, а затем формулируется вопрос. У учеников мало времени на сосредоточение.

Следующей грубой ошибкой педагога является неумение предотвратить смех учеников в классе при ошибках отвечающего у доски. Случается, что учитель не только не препятствует смеху, но и сам участвует в этом процессе. Если учащийся «работал на аудиторию» и смех был для него как ожидаемая реакция, то это одна ситуация. Если же ошибка учащегося была непроизвольной, то смех является как реакцией унижения, осуждения. Эта ошибка может надолго зафиксироваться в психике учащегося и, создавая в дальнейшем неуверенность, очень отрицательно влиять на успешность устных ответов и в целом на жизненный тип ребенка.

Учителя мало владеют приемами стимулирования речетворчества учеников: в начале ответа и по ходу ответа использование внушающих вопросов, приемов активного слушания.

Учителем допускается выполнение во время ответа какой-то деятельности (проверка тетрадей, заполнение журнала и т. п. ), что сбивает ученика с мысли, так как он не получает подбадривающей обратной связи. При оценивании используется принцип выискивания ошибок. Вместо того чтобы вначале показать ученику его успех и затем показать, над чем стоит поработать (или пути устранения недочетов), учитель акцентирует внимание на ошибках.

Одна из ошибок, когда учитель пытается определить самый лучший ответ: «Сегодня у нас лучше всех отвечал Сережа». Это кроме зависти, развития мести у других отвечающих мало что дает.

Итак, устный опрос у доски в основном проверяет умения публично излагать знания, публично мыслить. Это не всегда проверка знаний.

Он не обладает валидностью, точностью и надежностью. В исследованиях выявлено, что разные преподаватели один и тот же ответ ученика оценивали по-разному. Один и тот же преподаватель выставлял от
метки в зависимости от своего состояния.

Устный опрос выполняет обучающую функцию примерно на 20%. В среднем пятая часть учеников слушает. Остальные ученики в этот момент могут «витать» в других сферах.

Развивающая функция работает для ученика в плане развития речи, мышления. Остальные ученики выполняют пассивную роль и поэтому процесс развития представлен в минимальной степени.

Устный опрос у доски с целью проверки знаний и умений учащихся выполняет свою функцию только по отношению к тем из них, кто может свободно, уверенно выступать перед всем классом. Практика показывает, что далеко не все наши уащиеся к этому готовы. Страх, неуверенность в своих силах приводят к тому, что ученик пугается, не может вспомнить материал, сформулировать правильный ответ. Этому способствует и негативная реакция слушателей (реплики, смех, которые не всегда пресекаются учителем). Последствия такой формы опроса для некоторых учащихся могут быть очень печальными: формируется отрицательная Я-концепция, жизненный стиль неудачника, боязнь публичных выступлений.

Устный опрос у доски не должен быть основным и тем более единственным методом проверки знаний и умений учащихся. Но и отказываться от него не следует, так как он формирует очень важные умения публичного выступления. Некоторые ученики должны пройти предварительные тренинги, которые подготовят их к участию в устном опросе.

Формулируя вопрос преподаватель  не должен забывать  о том , что в вопросе должны быть определены границы ответа. Нежелательно так формулировать вопрос: «Расскажите о том, что мы проходили на прошлом уроке».

Исследования показывают, что на этом этапе отвечающему передается состояние учителя, так как дети в этот момент особенно восприимчивы (на сознательном и бессознательном уровнях). От того, насколько положительно настроен учитель, зависит уверенность учащихся, успешность их ответов. Известны случаи, когда учитель своим состоянием (злость, страх, агрессия и т. п.) полностью демореализовывал учеников.

Желательно после вопроса сделать паузу. Если учитель хочет усилить обучающую функцию опроса, то он затягивает паузу. В этот момент ученики «прокручивают» информацию в голове, «впитывают», как губка, материал учебника, собираются с силами. Можно на этой фазе дать какие-то рекомендации: «Обратите в ответах внимание на...», «Хорошо бы, чтобы в ответе прозвучало...»

Называется имя ученика: «Очень хочется послушать сегодня Сережу» (если в классе несколько Сереж, то уточняется, кого же именно).

Нежелательно менять первую и третью фазы, так как снижается обучающий эффект. Дети могут менее успешно излагать материал.

Ответ ученика у доски. Во время ответа учитель должен демонстрировать классу, что он слушает ученика. Некоторые это делают весьма искусно. Они слушают так, как будто получают огромное удовольствие от ответа. Нежелательно делать в это время записи, проверять тетради и т. п. Это сбивает ученика.

Желательно, чтобы стратегия поведения учителя строилась исходя из особенностей ученика. Некоторым хочется, чтобы на них смотрели, другим же не нравится продолжительный взгляд учителя. Они теряются в этот момент (чаще это юноши).

Нежелательно акцентировать внимание на состоянии ученика: «Стесняешься. Не стесняйся». Ученик обычно еще больше стесняется, мысли путаются, и ответ получается не совсем удачный.

Если у ученика наблюдается затруднения, он не может начать, то можно помочь ему внушающим вопросом: «Сережа, ты хочешь сказать, что...». И далее учитель дает какое-то вступление. После этого, вполне возможно, ученик начнет излагать материал. Главное — начать. Потом придет уверенность и оптимальное напряжение.

По ходу, если встречаются затруднения, учитель может также использовать внушающие вопросы. Конечно, все это делается в тех случаях, когда ученик имеет какие-то знания по данному вопросу. Если же у учащегося знаний совсем нет, то это сделать весьма затруднительно. Хотя в некоторых случаях, когда необходимо провести коррекцию ученика, вселить уверенность, объем вопросов может быть очень большим. Опытные учителя это делают так, что ученику кажется, что это он ответил так хорошо по данной теме.

Желательно у учеников сформировать чувство не бояться делать ошибки. Дети должны стараться не делать ошибки, но не бояться их совершать. В такой ситуации их речь будет уверенной, гладкой, понятной, грамотной. Для облегчения процесса речетворчества можно по некоторым предметам разрешить пользоваться при ответе опорными конспектами, исследования показывают, что это очень способствует уверенности детей, развитию их речи.

После ответа учитель оценивает ответ. Эта процедура очень важна, сложна и проблематична. В оценке должны быть показаны успехи ученика и, если необходимо, пути устранения недостатков. Желательно вначале отметить достижения в раскрытии содержания материала, указать на положительные моменты в речи — правильность, четкость произношения, приятный голос и т. п. Если же в ответе есть недостатки, то желательно указать на них так, чтобы не вызвать негативные эмоции. Например: «Сережа, твой ответ был бы еще лучше, если бы было чуть меньше "вот"». Желательно акцентировать внимание не на ошибках, а на путях их устранения. И здесь существуют ограничения: если ученик уже знает свой недостаток и не может сейчас быстро его устранить, то желательно не выделять этот момент.

Можно пожелания ученику высказать не перед всем классом, а в перерыве, в доверительной беседе, с глазу на глаз.

К сожалению, не всегда учителя понимают значимость и серьезность этапа оценки знаний. Это приводит к серьезным последствиям во взаимоотношениях и в деятельности учеников.

3.Методы и формы педагогического контроля.

Устный опрос- это один из методов контроля знаний. Чтобы определить какое место занимает устный опрос в системе педагогического контроля, мы должны вспомнить какие существуют методы и формы контроля.

1.Преподаватели работают в группах. Они схематично изображают классификацию методов и форм контроля на ватмане.

2.Защита плаката.

3. Методист обобщает представленный материал

Педагогический контроль- система проверки результатов обучения и воспитания студентов. Это средство установления прямой и обратной связи между преподавателем и студентами.

Какие функции выполняет педагогический контроль?

Контролирующая функция- позволяет выявить знания, умения, навыки студентов и проводить постоянный мониторинг хода и результате в обучения;

Обучающая функция- в ходе проведения контрольных заданий происходят повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Студенты переосмысливают и обобщают  пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать рабочую деятельность, самостоятельно овладевать знаниями;

 Организующая функция- повседневная работа по усвоению и совершенствованию студентами знаний, умений;

 Развивающая функция- стимулирует познавательную активность студентов; процесс контроля требует напряжения умственной деятельности, обострения работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого;

Воспитывающая функция- затрагивает эмоциональную сферу личности, дисциплинирует студента, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует активную учебную деятельность;

Методическая функция- позволяет оценить методы преподавания, выбрать оптимальные вар и анты обучающей деятельности, совершенствовать методики преподавания;

 Диагностическая (проверочная) функция - результат и оценка учебной деятельности; получение информации об ошибках;

Прогностическая функция - на основе результата в составлении прогноза на будущее.

Контроль должен быть:

  1. планомерным систематическим;
  2. объективным;
  3. всесторонним;
  4. индивидуальным;
  5. экономичным;
  6. педагогически тактичным и осуществляться в спокойной, деловитой обстановке.

(на экране презентация №3)

Контроль может быть предварительным, текущим, периодическим и итоговым.

1. Предварительный контроль (проводится в начале учебного года, позволяет определить исходный уровень знаний, умений). Позволяет использовать базовый уровень знаний и умений как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

2.Текущий контроль (регулярное управление  учебной деятельностью студентов и корректировка)

3.Периодический (рубежный) контроль (позволяет определить качество изучения материала по разделами темам, проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений. Проводится несколько раз в семестр.

Охватывает студентов всей группы и проводится в форме контрольной работы, устного опроса, письменных практических работ,

зачетов по практической или лабораторной работе.).

4.Итоговый контроль (направлен на проверку конечного результата обучения, выявление степени овладения студентами системы знаний, умений, навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин, осуществляется на зачетах, семестровых экзаменах, государственных экзаменах, защите курсовых и дипломных проектов).

(на экране презентация №4)

Существуют несколько форм контроля:

  1. Контрольная работа
  2. Собеседование
  3. Коллоквиум
  4. 3ачет, дифференцированный зачет
  5. Семестровые экзамены
  6. Защита курсового проекта
  7. Государственные экзамены

(на экране презентация №5)

Методы контроля- способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями, навыками)

1.        Устный опрос:

  1. Фронтальный
  2. Индивидуальный
  3. Комбинированный

2.        Письменный опрос в форме:

  1. Контрольной,
  2. самостоятельной работы,
  3. письменного зачета
  4. Диктанта
  5. Ответов на вопросы
  6. Составления тезисов, планов, таблиц, схем и т.д.
  7. Подготовки сообщений, докладов, рефератов

3.        Стандартизированный контроль (тест-контроль) в форме

  1. составления и решения тестовых заданий
  2. Практическая проверка (практический контроль) в форме
  3. Решения ситуационных задач
  4. Постановки и проведения опытов
  5. Разработки графиков, меню
  6. Анализа производственной  ситуации,
  7. Выполнения практической и лабораторной работы,

Проверки умения пользоваться каким-либо инструментом.

          5.Самоконтроль и взаимопроверка

В последнее время стали применять такие методы, как самоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования.

4.Формы устного опроса

(на экране презентация №6)

Существует три формы устного опроса : фронтальный, индивидуальный и комбинированный. Работая в группах ,сейчас вы должны отнести к каждой форме устного опроса цели и задачи, которые написаны на раздаточном материале.

1.Преподаватели работают в группах .

2. Члены группы дают полный обоснованный ответ по каждой форме устного опроса.

3.Методист обобщает весь материал

(на экране презентация №7)

Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений, развития речи, памяти и мышления учащихся. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно также использовать фронтальный опрос перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

(на экране презентация №8)

Индивидуальный опрос -это работа преподавателя с одним учащимся.

 Предполагает обстоятельные , связанные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу.

Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся. Поэтому они должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают вопросы:

  1. на установление последовательности действия, процесса, способа;
  2. на сравнение;
  3. на объяснение причины;
  4. на выявление основных характерных черт, признаков или качеств  
  5. предметов, явлений;
  6. на установление значения того или иного явления, процесса;
  7. на обоснование.

 Примеры формулировки вопросов:

  1. на установление последовательности действий, процесса, способа («Что произойдет...», «Как изменится ...»);
  2. на сравнение («В чем сходство и различия...»,«Чем отличается...»);
  3. на объяснение причины («Почему...»,« Для чего...»);
  4. на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений («Укажите важные свойства...», «В каких случаях... », «Какие условия необходимы...»);
  5. на установление значения того или иного явления, процесса
    («Какое значение имеет...», «Какое влияние оказывает»)1
  6. на обоснование («Чем объяснить...», «Как обосновать...»)

Индивидуальный опрос позволяет

  1. Развить речь
  2. Развить память
  3. Развить мышление студентов
  4. Расширить кругозор
  5. Проверить умений учащихся публично излагать материал.
  6. Проверить умение работать с литературой
  7. Проверить уровень усвоения практических навыков

Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за его деятельностью, корректировать ее. Заключительная часть устного опроса — подробный анализ ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен Устный опрос как метод контроля знаний , умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Это позволяет проконтролировать работу большего количества учащихся при тех же затратах времени. Такой контроль называется комбинированным.

(на экране презентация №9)

При применении устного опроса возникают некоторые сложности. Ученик отвечает у доски, а в это время слушают примерно 20%, остальные занимаются своими делами.

Иногда для решения проблемы слушания учителя сообщают классу, что каждый должен подготовиться к рецензии ответа. Однако это может привести к еще большей неуверенности отвечающих. Ученики с огромным нежеланием идут к доске, особенно в тех случаях, когда в рецензиях преобладают негативные оценки. Этот прием можно использовать, но с большой осторожностью. Желательно, чтобы в оценках ответов своих сверстников ученики находили только положительные, удачные моменты. Только в той ситуации, когда в классе теплый психологический климат, доминируют позитивные оценки, можно осторожно переходить к рецензии, в которой будут отмечаться и некоторые упущения.

Очень сильным стимулом слушать и слышать для учащихся является контроль их знаний по данному вопросу после устного ответа у доски. Например, когда учащимся сообщается, что после устного ответа у доски все будут работать с тестом либо воспроизводить письменно структуру, опорные сигналы и т. п., ученики в классе с огромным вниманием слушают ответы. В таких ситуациях ответы у доски должны быть качественными. Есть и другие приемы стимулирования учащихся слушать отвечающего.

Преподаватели работают в группах, на листочках записывают приемы и методы, которые помогают концентрировать внимание студентов при устном опросе.

Соревнование между группами « Какая команда больше назовет приемов и методов».( группы по очереди  называют по одному приему и методу, результаты фиксируются на доске)

Методист обобщает материал

(на экране презентация №10)

Приемы и методы, способствующие выслушиванию ответов товарища

  1. Составление плана ответа товарища.
  2. Оценка (анализ) ответа (глубин а, полнота, последовательность, самостоятельность, форма).
  3. Составление рецензии ответа по плану:
  4. полнота ответа,
  5. правильность,
  6. выявить ошибки,
  7. недочеты,
  8. последовательность, логика изложения.
  9. Составление своего плана ответа.
  10. Запись замечаний по ходу ответа.
  11. Задавание вопросов студенту, отвечающему у доски, если он испытывает затруднения, в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание
    полученного задания.
  12. Приведение примеров по тому или иному положению ответа.

5.Методика устного опроса.

Для активизации мыслительной деятельности студентов целесообразно разнообразить формы проведения устного опроса

(на экране презентация № 11)

Формы опроса всегда должны быть направлены не на поиск пробелов и недостатков, а на поиск достоинств, знаний и умений.

Главная задача в ходе опроса  - поддержать, помочь, научить, заинтересовать .

Существует множество методик проведения устного опроса . На экране их несколько.

(на экране презентация №12)

( каждой группе предлагается обсудить две предложенные методики устного опроса, провести анализ  и определить отрицательные и положительные моменты )

Современное учебное занятие  в профессиональном образовательном учреждении – это урок, дающий высокий развивающий эффект, потому что настоящее профессиональное образование – это собственно и есть развитие человека. Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность учащихся, где присутствует их учебная деятельность, где функция преподавателя не сводится к информационно-иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении учения подопечных, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества.

( после окончания занятия в школе педагогического мастерства , каждый педагог-участник получает методические подсказки  по теме : Устный опрос –один из методов  педагогического контроля.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как один из методов контроля качества усвоения знаний обучающихся иностранному языку.

Данная статья посвящена определению и характерным особенностям метода тестирования, как одного из методов контроля качества усвоения знаний обучающихся иностранному языку.В статье даны характеристики ...

Тестовое задание на уроках математики - один из эффективных методов тематического контроля знаний учащихся.

В данной статье автор обращается к методике составления и проведения тестовых заданий, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, оперативно проверить качество усвоения знаний и восполнить ...

Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии

Статья :"Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии "...

Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся

В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям ...

Тестирование как метод педагогического контроля

В работе представлен алгоритм составления тестов, требования, предъявляемые к преподавателю при составлении тестов, описываются типы тестовых заданий и примеры к ним. В практической части работы предл...

Контроль на уроках химии как один из методов повышения качества знаний в рамках развивающего обучения

В новых социально-экономических условиях производство требует от современного рабочего высокой квалификации в выполнении сложных производственных задач, умения мыслить, умения анализировать ситуацию, ...

Представление педагогического опыта ""Кейс-технология - один из методов активного обучения на уроках физики".

Формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Данное утверждение...