Методические рекомендации и комментариии к системе работы над индивидуальной методической темой
методическая разработка на тему

Содержат цели, задачи, источники, порядок  и результаты работы над индивидуальной методической темой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации и комментарии к  системе организации работы над методической темой в МБОУ «СОШ №10».  

Ведение

В условиях модернизации образования школы, совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс непрерывного профессионального образования, и как результат повышение профессионального мастерства, способствующего повышению качества знаний учащихся.

«Век живи-век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования

Однако эта деятельность не должна быть бессистемной и хаотичной. Осознанной, целенаправленной и системной эта деятельность будет лишь в том случае, если учитель обоснованно выберет конкретную методическую тему и составит план индивидуальной образовательной траектории.

Целью работы над методическими темами является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачами работы над методическими темами являются:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,

4) развитие в школе инновационных процессов.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого педагога в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последующего этапа осмыслены,  обоснованы и логически взаимосвязаны.

Индивидуальная образовательная траектории педагога может состоять из трех основных компонентов:

  1. обучение на курсах повышения квалификации,
  2. работа в районном и школьном методических объединениях по вопросам выбранной темы,
  3. самообразование.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «Самообразование  - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
  2. Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  3. Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  4. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках,  формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
  5. Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к  конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, комитета образования, он  имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
  6. Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
  7. Материальное стимулирование.  Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Работа педагогов над методической темой – это специальный комплекс мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства.

Работа педагогов над научно- методической темой - это специальный комплекс мероприятий, направленный на более глубокое преобразование, изменения в рамках приемов, методов, средств, технологий обучения основанных на инновационных подходах, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта.

Работа над методической темой образовательного учреждения – это  целостная, основанная  на  достижениях  науки  и  педагогического  опыта, на  конкретном  анализе учебно-воспитательного  процесса (УВП), система  взаимосвязанных  мер, действий  и  мероприятий, направленных  на  всестороннее  повышение  квалификации  и  профессионального  мастерства  каждого  учителя  и  воспитателя (включая  меры  по  управлению  профессиональным  самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием  педагогов), на  развитие  и  повышение  творческого  потенциала  педагогического  коллектива  школы  в  целом, а  в  конечном  счете,  на  совершенствование  учебно-воспитательного  процесса, достижений  оптимального  уровня образования, воспитания.  

Организация процесса работы над методической темой.

Участниками административного процесса планирования, организации и осуществления контроля работы педагогов образовательного учреждения над методической темой являются: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Руководители школьных методических объединений (ШМО) обеспечивают организацию работы над методической темой, своевременный выбор темы работы педагогами, планирование индивидуальной образовательной траектории, организовывают методические консультации, промежуточные отчеты (не мене 1 раза в год) и обобщение опыта педагога по завершению работы над методической темой. На основании гласного обсуждения работы учителя могут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.

    В начале каждого учебного года все учителя школы выбирают «Тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения.  Возможных вариантов тем огромное количество, поэтому не имеет смысл пытаться перечислить все.

Однако любой процесс становится управляемым и контролируемым только в случае планомерной и систематической работы, поэтому в плане методической работы школы и ШМО должны отражаться:  

  1. Организационные мероприятия, обеспечивающие своевременный выбор методической темы педагогами и составления плана индивидуальной образовательной траектории);
  2. Представление промежуточных результатов работы над методической темой (на заседаниях ШМО, педагогических чтениях, в ходе школьных методических недель и др.).
  3. Ежегодные отчеты педагогов  о работе над методической темой.
  4. Обобщение опыта и представление итогов работы над методической темой.

Педагогические чтения, на промежуточном этапе отчета о работе над методической темой могут сыграть большую роль в общетеоретической подготовке учителя. Как показывает практика, итоги мониторинга и собеседования, далеко не всегда учителя изучают теоретические вопросы, передовой педагогический опыт. Чаще всего они действуют на основе интуиции, или «изобретают велосипед», тратя драгоценное время на изобретение того, что уже давно апробировано.

Следует уделить особое внимание работе над научно- методическими темами учителей, участвующих в проектно- программных мероприятиях.

Учитель, занимающийся научно-методической и научно-исследовательской работой должен соответствовать следующим требованиям:

  1. четко представляет цели научно- методической или научно-исследовательской работы и задачи каждого этапа ее осуществления;
  1. знает, какими средствами их нужно решать;
  2. владеет теоретическими основами научно-исследовательской работы, достижениями науки и практики в данной области;
  3. знает, где и как их можно использовать;
  4. четко представляет программу научно – методической или научно-исследовательской работы, пути достижения ее цели;
  5. может оценить, какое влияние окажет на развитие учащегося его работа;
  6. знает, как можно оценить результаты своей работы;
  7. видит, что и как можно улучшить в своей работе.

Однако, учитель не всегда имеет представление о конечном результате, а тем более о том какие должны быть промежуточные этапы, над чем конкретно работать на каждом этапе. Поэтому целесообразно, что планирование  индивидуальной работы и творческой группы учителей школы над методической темой должно осуществляться под руководством администрации.

Карта научно-методической (научно- практической, опытно - экспериментальной) темы самообразования

(план работы над методической темой)

I. Общие сведения

Ф.И.О. педагога

Образовательное учреждение, адрес с индексом, телефон, e-mail

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Порядок работы над методической темой, основные формы и направления деятельности.

Выбор методической темы и составление плана работы осуществляется педагогом в начале учебного при условии, что работа над предыдущей темой завершена. При индивидуальной работе методическую тему определяет сам учитель.

Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2-х до 3-х  лет. Работа над методической темой состоит из четырех основных этапов:

  1. планово- аналитический,
  2. теоретическое исследование проблемы,
  3. практическая работа по теме,
  4. подведение итогов работы над темой, систематизация, обобщение и представление опыта.

Рассмотрим подробнее в чем заключается деятельность о каждому этапу и какой предполагается итог.

I этап. Планово-аналитический.

Анализ:

  1. затруднений учителей;
  2. состояния УВП;
  3. выявление на основе анализа, противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации.

Планирование:

  1. постановка целей и задач методической темы,

планирование этапов и содержания работы

Итог:

  1. выявление проблемы, обоснование актуальности выбранной темы,
  2. план работы над методической темой (индивидуальная образовательная траектория учителя).

    II этап. Теоретическое исследование проблемы.

Изучение теоретических вопросов и передового педагогического опыта.

  1. работа с методической литературой,
  2. работа с Интернет- ресурсами,
  3. посещение конференций, семинаров, мастер- классов, дистанционное обучение и консультирование и т.д.
  4. посещение курсов повышения квалификации по модульной или накопительной системе по выбранной теме.
  5. и т.д.

Итог:

  1. Накопление теоретического материала лучших образцов передового и инновационного педагогического опыта.
  2. Материальные продукты опыта (доклады, рефераты, статьи по изучаемой теме)
  3. Представление промежуточных результатов работы на заседаниях ШМО, педагогических чтениях.

III этап. Практическая работа по теме.

  1. Практическая отработка полученных теоретических знаний.
  2. Разработка технологий, форм, методов, приемов, дидактических материалов, методических рекомендаций и.т.д.  

Итог:

  1. Материальные продукты опыта (статьи из опыта работы учебные программы, разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные и мультимедийные пособия, электронные тесты, контрольно-измерительные материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия и т.д.)
  2. Субъектный результат для ученика (формирование новых компетенций, качество знаний, развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.)
  3. Субъектный результат для учителя (приобретение новых компетенций в ходе реализации индивидуальной образовательной траектории)

IU этап. Подведение итогов работы по теме.

  1. подведение итогов работы над темой,
  2. систематизация, обобщение,
  3. представление опыта.

Итог:

  1. Изучение и экспертная оценка опыта.
  2. Продвижение и распространение опыта , обобщение.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

  1. профессиональное (предмет преподавания)
  2. методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
  3. инновационные, в том числе и информационно-коммуникационные технологии,

охрана здоровья.

  1. технологии психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
  2. психологическое (современные тенденции развития психологии в сфере образования, психология развития детского коллектива, имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
  3. технологии диагностики успешности труда учителя.

Естественно, что перечисленный список является не полным, т.к. творческий учитель дополнит  этот список собственными направлениями.

 Групповая форма работы над единой методической темой определяется в том случае, когда педагогически коллектив работает над единой методической темой, т.е. на основе выявленных проблем и противоречий.

Проблема выявляет сущность противоречий, имеющихся в образовательной системе школы.

Противоречие – это несоответствие между желаемым и имеющимся результатом, состоянием (например, образовательного процесса).

Научно выявленная и сформулированная проблема позволяет поставить научно обоснованные задачи и определить пути их достижения. Методическая служба школы в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств. Основными направлениями работы над единой методической темой  являются:

  1. управление качеством образовательной системы, образовательного процесса в школе,
  2. оценка продуктивности педагогического и управленческого труда,
  3. культура педагогического труда работника образования (овладение методами НОТ, оптимизации, технологиями развивающего обучения и.д.),
  4. создание единой информационно-образовательной среды – способ оптимизации и модернизации образования,
  5. информационно- коммуникационные технологии – комплексный инструмент модернизации образования,
  6. региональный компонент в содержании общего среднего образования и образовательного процесса,
  7. дифференцированный подход образования и обучения как одно из средств повышения качества образования,
  8. совершенствование учебно - воспитательного процесса на основе принципа гуманизации в воспитании,
  9. здоровьесберегающие технологии,
  10. овладение эффективными педагогическими технологиями, внедрение инновационных технологий обучения и воспитания,
  11. формирование оптимального учебного плана для школы с учетом уровня развития и потребностей учащихся,
  12. разработка системы диагностики и мониторинга с целью определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся,
  13. работа с педагогическими кадрами (повышение уровня дидактической подготовки, создание творческих групп),
  14. формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности школьника и учителя как основы перевода учебного процесса в учебно- исследовательский,
  15. совершенствование системы стимулирования творчески работающих учителей, которые своей системой урочной и внеурочной работы поддерживают постоянный познавательный интерес к обучению,
  16. корректировка программ, изменение форм организации учебной деятельности в направлении разгрузки учащихся,
  17. выработка критериев результативности педагогов по инновационным педагогическим технологиям и системы мониторинга такой работы,
  18. и др.

Умение выявить, сформулировать, вычленить составляющие и определить пути разрешения или решения проблемы – важная задача для методического обеспечения и сопровождения деятельности педагогического коллектива, что определяется и реализуется на практике единой методической темой.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель.  

Групповая форма в виде деятельности методического объединения,  семинаров, практикумов,  модульных курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Такая форма работы может организовывается администрацией школы.

В индивидуальной форме самообразования инициатором является сам учитель, определяя тему, цели и задачи, в зависимости от возникших проблем обучения и воспитания в своей педагогической практике, педагог должен выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию для достижения поставленных целей и задач. В первую очередь, это относится к молодым учителям и педагогам, чей уровень компетенции не на достаточно высоком уровне.

Педагогом с достаточным уровнем компетентности, в качестве методической темы может быть предложена научно-методическая тема. Это происходит тогда, когда деятельность учителя направлена на более глубокое преобразование, изменения в рамках приемов, методов, средств, технологий обучения основанных на инновационных подходах, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта. В данном случае учителя, как правило, сами являются носителями инновационного и передового педагогического опыта.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? Таким образом, основными формами работы над методической темой на 2-ом этапе самообразования педагога являются:

  1. чтение конкретных педагогических периодических изданий,
  2. чтение методической, педагогической и предметной литературы,
  3. изучение информационно-коммуникационных технологий,
  4. обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету,  педагогике, психологии, педагогических технологий,
  5. общение и консультации в форумах, чатах в  Интернете,
  6. решение задач, упражнений, тестов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы,
  7. посещение семинаров, тренингов, конференций, открытых уроков коллег,
  8. изучение инновационных технологий и методик в процессе посещений мастер-классов,
  9. подготовка сообщений, докладов, рефератов по изучаемой теме,
  10. участие в дискуссиях, совещаниях, семинарах по обмену опытом с коллегами,
  11. изучение современных психологических методик в процессе тренингов,
  12. участие в мероприятиях курсов повышения квалификации по накопительной системе,
  13. использование дистанционных форм обучения,
  14. организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету,
  15. посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету,
  16. систематический просмотр тематических телепередач.

Наиболее успешной эта деятельность учителя будет также при правильном построении индивидуальной образовательной траектории, т.е. знания должны приобретаться не хаотично, а систематично и целенаправленно.

Групповая форма работы над единой методической темой определяется в том случае, когда педагогический коллектив работает над единой методической темой

Основными формами организации методической работы над единой методической темой являются:

  1. методические недели по единой теме;
  2. создание творческих микрогрупп как внутри школы, так и межшкольные;
  3. работа временных инициативных групп по подготовке к конференциям, педагогическим советам, методическим советам, семинарам;
  4. объединение ШМО как внутри школы, так и с другими школами по единой тематике;
  5. педагогические чтения
  6. самообразование;
  7. опытно-экспериментальная работа;
  8. «круглый» стол;
  9. консультации, анкетирование;
  10. школы инновационного и передового опыта;
  11. научно- методические и научно-практические конференции педагогов;
  12. творческие отчеты педагогов;
  13. и др.

Источники самообразования.

Целесообразно уделить внимание источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  1. Литература (методическая, научно-популярная,  публицистическая, художественная и др.)
  2. Интернет- ресурсы
  3. Видео, аудио информация на различных носителях
  4. Модульные курсы (выбор необходимого модуля из предложенных тем)
  5. Повышение квалификации (по накопительной системе)
  6. Дистанционные формы обучения, чаты, форумы.
  7. Семинары и конференции
  8. Мастер-классы
  9. Мероприятия по обмену опытом
  10. Телевидение
  11. Газеты, журналы

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту.  Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Информационно-коммуникационные технологии приобретают большую популярность среди педагогического сообщества. Каковы преимущества использования современных информационно-коммуникационных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?

  1. Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации.
  2. Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами.
  3. Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой.
  4. Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе.
  5. Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования.

Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество. С появлением в работе учителя компьютера и Интернет – ресурсов, средств коммуникации значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – повышение эффективности обучения.

Результат самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

  1. создание эффективных систем управления качеством образования, учебно- воспитательным процессом ОУ,
  2. методики внедрения эффективных управленческих методик, технологий;
  3. создание эффективных систем внутришкольного контроля и мониторинга,
  4. методика реализации программы развития образовательного учреждения,
  5. нормативно- организационное обеспечение проектов, программ и др.  
  6. повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
  7. разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
  8. оптимизация и модернизация  форм, методов обучения на основе инновационных технологий,
  9. разработка новых форм, методов и приемов обучения,
  10. доклады, выступления, рефераты, статьи,
  11. разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,
  12. выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,
  13. разработка и проведение открытых уроков по собственным, инновационным технологиям,
  14. создание  комплектов педагогических  разработок,
  15. разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
  16. разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  17. разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
  18. комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
  19. разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
  20. создание главы или страницы электронного учебника.
  21. создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
  22. создание сборника предметных кроссвордов.
  23. разработка комплекта тематических классных часов,  родительских собраний или  внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
  24. разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
  25. разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
  26. пакет административной документации методического предметного объединения
  27. пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение )
  28. проект  личной методической WEB - страницы.
  29. проект WEB – сайта  педагогического коллектива школы.
  30. проект WEB – сайта  ШМО.
  31. база данных вопросов и задач по предмету,  по главам.
  32. и др.

Итоги работы над методической темой изучаются, систематизируются, обобщаются, продвигаются и распространяются в школе и районе.

Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернет. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах и не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Возможность размещения материала в Интернет, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской медиатеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Именно с этой целью сейчас в школе создается Банк данных инновационного и передового педагогического опыта и педагогических находок  для популяризации и распространения лучшего опыта на основе нового профессионального мышления, изучения результатов научно-методической, инновационной работы педагогов  МБОУ «СОШ №10».

Карта научно-методической деятельности, инновационного и передового педагогического опыта, педагогических находок.

ФИО педагога

Наименование работы (конкретный продукт)

Сведения о его размещении (журнал, газета, сайт в интернете и т. д.)

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся

Методические  рекомендации  по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся профильных классов по информатике и ИКТ(10-11 классы)....

Методические рекомендации к организации итоговой коллективной работы на тему "Русский изразец"

Примерное описание рекомендаций при выполнении коллективной работы по разделу "Русский изразец"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: «УЧЕНЫЕ – МЕДИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ»

Цель:·        формирование целостного представления о достижениях в области медицины разных народов мира на примере биографий ученых Великобритании и России;·...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения научно-исследовательской работы по дисциплине:«Математика» по теме «Вычисление площадей поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения» по специальности 120714 «Земельно-имуществе

Методическая разработка для организации научно- исследовательской работы  (далее НИР) по дисциплине « Математика» предназначена для студентов первого курса по специальности 120714 «Земельно-имуще...

Методические рекомендации по использованию разработанной системы оценивания рецептивных лексико-грамматических навыков учащихся

Практическая значимость состоит в том, что предлагается конкретный материал по контролю сформированности языковых навыков в виде разработанного комплекса тестовых заданий , который в дальнейшем может ...

Методическая рекомендация «САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

В данной методической разработке изложены место самоанализа занятий в системе мониторинга образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, а также пошаговые инструкции по про...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы над общей методической темой

Методические рекомендациипедагогам дополнительного образованиядля работы над общей методической темой...