Главные вкладки

    Материал по теме:
    Выступление на педсовете.

    Бурыкина Елена Юрьевна

    Конспект с презентацией.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Особенности работы воспитателя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе старшеклассников.

    «Счастливый человек существует

    только в счастливом обществе».

    А.С.Макаренко

    «Педагог, который строит свою

    работу с учетом только внешней,

    формальной характеристики

     поведения учащегося,

     не раскрывая его содержания,

     по существу не ведает, что творит».

    С. Л. Рубинштейн.

       Перед специальными воспитательными учреждениями ставятся задачи помочь ребёнку овладеть знаниями, отвлечь его от неблагополучной среды, помочь бороться с её отрицательным влиянием, создать условия для благоприятного развития в ребёнке положительных индивидуальных задатков и способностей. Главная цель  работы -  воспитание всесторонне гармонично развитой личности, которая будет жить и работать в коллективе и будет полезной для общества.  Идеальная модель выпускника – это энергичный и полезный обществу человек, способный всегда найти правильный критерий для личного поступка и требовать от других правильного поведения.

       Значительный вклад в разработку теории коллектива внесли -  С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко… По убеждению С.Т.Шацкого – здоровый детский коллектив возможен только при организации настоящего детского самоуправления, интересного и производительного труда, при участии детского коллектива в общественно-полезной работе и обязательном соединении обучения с трудом.

        А.С.Макаренко дал своё определение коллективу:  « Коллектив – это живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

    Функции коллектива по отношению к личности ребёнка.

    1. Включение в высокоэффективную общественно полезную деятельность.
    2. Вовлечение в общественную жизнь общества, привлечение к участию в управлении им.
    3. Осуществление воспитания и перевоспитания.

     «Дети активные существа,… а если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» - писал  Ш. А. Амонашвилли.

            Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, взаимодействуют, но все – таки элемент соревновательности, конкурентности доминируют в совместной работе. Некоторые длительное время не сближаются со сверстниками, чувствуют себя одиноко, неуютно,  играют в сторонке или жмутся к воспитателю. В формировании отношений между детьми на этом сложном для каждого ребенка этапе, вхождения в новый для него коллектив, важную роль играет воспитатель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, у каждого отметить положительное личностное качество, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение, каждому ребёнку хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение. И здесь чрезвычайно велика роль воспитателя. Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых и  чаще всего – глазами воспитателя. Отношение воспитателя к ребёнку – индикатор отношений к нему и сверстников. От негативного отношения педагога ребенок страдает вдвойне: педагог относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети. Нужно корректно подходить к оценке поведения ребёнка и его неудач.

    Каждый ребёнок индивидуален, вне зависимости от их личностных характеристик, интеллектуального развития, психического состояния  я не выделяю кого – то из детей, не подчеркиваю чью – то привлекательность, не показываю, что кто – то нравится мне больше других.

    Бывает, что у педагога с первых дней выделяются «любимчики» они раздают и собирают тетради, ведут контроль над поведением и дежурством, выполняют другие поручения воспитателя. В результате происходит расслоение группы, которое отнюдь не способствует установлению дружеских взаимоотношений между детьми. Важная цель воспитательной работы – привить ребенку чувство, что класс, школа не являются чужой группой людей. Задача воспитателя  быть наглядным примером отзывчивого, готового прийти на помощь.

       А.С.Макаренко характеризует воспитателя следующим образом: «Воспитатель должен уметь организовать, ходить, шутить, быть весёлым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет.»

    «Беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, слепо следует его капризам, подыгрывает ему, вместо того чтобы воспитывать и переделывать его характер. Надо уметь предъявлять бескомпромиссные требования к личности ребёнка, имеющего определённые обязанности перед обществом и отвечающего за свои поступки. Индивидуальный подход в том и заключается, чтобы опираясь на его индивидуальные особенности сделать его достойным членом своего коллектива». Надо организовать коллектив так, чтобы воспитывались настоящие реальные качества личности. Если не будет коллектива и коллективного воспитания, то при индивидуальном подходе возникает риск воспитать индивидов, эгоистов. Например, воспитать мужественного человека невозможно не поставив его в условия, где он смог бы проявить мужество».

            В создании благоприятного психологического климата в коллективе является труд – один из главных факторов приобщения детей к материальной культуре общества, средством их социальной ориентации по отношению к «взрослой» жизни. Из всех видов деятельности труд играет важную роль в сплочении и развитии детского коллектива. Совместная деятельность воспитывает у учащихся взаимопомощь, самостоятельность.

    Я в своей работе указываю ребятам на необходимость оказывать помощь слабым, учитываю темперамент и физические возможности при распределении заданий. Особое внимание при подведении итогов обращаю на то, что одному справится с работой намного труднее. В результате обучающиеся начинают осознавать важность совместной деятельности.

            

     От педагога зависит благоприятный психологический климат в коллективе детей. Так как в группе у каждого ребёнка свой темперамент, свой характер, это необходимо учитывать педагогам. Входя в группу детей  необходимо интуитивно чувствовать ситуацию. Вообще любой педагог  - это в первую очередь человек-психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении.

    Поэтому педагогам необходимо осознавать, что, создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

    Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:

    Доброжелательность;

    Защищенность;

    Мобильность;

    Креативность;

    Оптимизм;

    Инициативность;

    Работоспособность;

    Свобода своего «я».

    При неблагоприятном климате:

    Незащищенность;

    Леность;

    Агрессивность;

    Пессимизм;

    Зажатость;

    Пассивность.

    Практическая работа:

    Создание благоприятного социально – психологического климата в классе зависит от психологической компетентности педагога.  Тест «Психологическая компетентность педагога».

    С воспитанниками 6Б класса систематически провожу методику «Определение социально-психологического климата в ученическом коллективе», с помощью, которой выявляю психологический  климат в коллективе класса.

    Использую метод наблюдения - некоторые ученики не всегда чувствуют себя комфортно (в силу возраста, характера) и необходимо их включение в «жизнь  класса» для проявления способностей детей, избавления от замкнутости, стеснительности. 

    Социометрическое исследование провожу 2 раза в год.

    1. Перспектива.  Близкая – завтрашний день, средняя – летние каникулы, далёкая – за пределами учреждения.  Чем старше дети тем ближе далёкая.
    2. Самоуправление. У каждого ребёнка должны быть обязанности. Он должен чувствовать свою ответственность перед коллективом. Например: сломан стул – ответственен трудовик. Должен выяснить, кто это сделал, обстоятельства, принять решение. Воспитатель наблюдает и руководит.
    3. Пример воспитателя. Опрятность, грамотная речь, умение общаться и т.д.
    4. Объединение детей для реализации поставленной цели. Участие в мероприятии – распределить обязанности, включение каждого в подготовку.
    5. Организация общения старших и младших. Руководство их общением. Дружба детей разного возраста необходима как семейная ценность. Воспитательную работу старшие не проводят, но у них сохраняется братство на долгие годы.
    6. Постоянная смена деятельности. Дети не должны оставаться без какой либо деятельности. Закончилась одна, начните другую.
    7. Видеть в детях хорошее.  В каждом ребенке есть положительные стороны и нужно их культивировать и развивать.
    8. Эстетика, внешний вид. Организация быта.  Трудно представить себе грязного, неряшливого человека, который следит за своими поступками.
    9. Беседа, её сила. Коллективно разбирать плохие поступки. Беседа должна принимать форму спора и убеждения не по прямому вопросу, а по вопросу о жизни общества.
    10. Метод поощрения и наказания, игра, поручение, соревнование.
    11.  Метод «взрыва».  Метод "взрыва" выполняет лишь одну функцию перевоспитания: разрушает связи между отрицательными качествами, разрыхляет структуру трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки. Поэтому за методом "взрыва" должны  следовать переубеждениепереучивание и воспитание положительных качеств.

       «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный  риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и если они не соединены в коллектив, который не имеет единого плана, тона, подхода к ребёнку, то не может быть никакого воспитательного процесса. Лучше 5 слабых воспитателей объединенных в коллектив общей идеей воспитания, чем 10 хороших воспитателей, работающих в одиночку» - А.С.Макаренко.