Организация диалогического пространства на уроке основ православной культуры. Мастер-класс
методическая разработка по теме

Скворцова Ангелина Николаевна

 

Автор данного мастер-класса излагает собственную концепцию учебного предмета «Основы православной культуры» и теоретическое обоснование своего опыта. Мастер-класс имеет четкую структуру: каждый этап начинается с характеристики (цели, средства), продолжается практическим заданием и завершается рефлексией, педагогическим анализом. Финал мастер-класса – это подведение итогов, обобщение приобретённого в ходе занятия опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Организация диалогического пространства на уроке основ православной культуры

Вводная часть

Каким должен быть урок основ православной культуры? Прежде скажу о том, каким он быть не должен: традиционным, где учитель объясняет, спрашивает, ставит отметку, а ученик слушает, запоминает  и отвечает.  Этот урок не должен превращаться в читку параграфа  с выполнением заданий, он не должен быть репродуктивным.

Конечно же, урок основ православной культуры должен быть личностно-ориентированным, а это значит, что в ходе его ребенок и учитель обретают личностные смыслы и личностные качества.

Если бы меня спросил ученик: «О чем этот урок?», я бы ответила:

 –  О тебе.

 –  А зачем он мне?

 – Чтобы помочь тебе найти опору в жизни и ответы на самые главные вопросы.

 –  Но почему именно в Православии?

 – Видишь ли, Православие 2 тысячи лет копило опыт, ему есть что тебе сказать.

Урок основ православной культуры должен быть проблемным и диалоговым. Пространство диалога особенно необходимо именно на этом уроке, поскольку он не совсем обычный и заметно отличается от всех прочих. Это урок обретения нравственной основы бытия, где при непосредственном участии учителя начинается осмысленная жизнь ребенка, порой его духовная жизнь, ибо «культура православия – это мир человека, с его болью, надеждами, поисками» (о. Андрей Кураев).

Сегодня особенно нужна специальная работа разум и души наших детей над этическими проблемами жизни. Но чтобы процесс осмысления нравственного был не стихийным и кратковременным, а глубоким и последовательным, от учителя потребуются проектировочные умения.

Выбор формы  организации деятельности на уроке  не может быть случайным. Он зависит и от темы, и от цели, от технологии, от характера урока. Делая выбор, важно помнить, что урок ОПК – личностно-ориентированный, что в основе его – принцип диалога, отношения с учеником  не просто межсубъектные, а доверительные, искренние.  Но какой бы ни была форма организации деятельности на уроке, это должна быть непрерывная мыслительная деятельность, которая создает условия для осмысления подростками собственного «я» в контексте той или иной проблемы, побуждает в дальнейшем к поступку, решению, к нравственному выбору, к определенной собственной позиции.

В выборе средств обучения необходимо опираться на возрастные особенности учащихся. Что значимо в подростковом возрасте? Подростку важно самоопределение и признание ровесников, мы помним, что в этом возрасте ребенок начинает осознавать собственное я, готов к поиску нравственных решений в той или иной жизненной ситуации. Поэтому сюжет урока строится в логике поиска нравственного решения в разнообразных жизненных ситуациях, находится в пространстве творчества, игр, экспериментов, сопровождающих непрерывный диалог, ведущий к осознанию своего я, потому что в этом возрасте подростку так же важна моральная самооценка, как и оценка его личности извне. И наконец, важно помнить, что учитель и ученик – сотрудники в процессе поиска нравственных решений.

 Сценарий мастер-класса

–Уважаемые коллеги!

Перед нами стоит цель: не только познакомить растущего человека с культурой православия, а содействовать встрече с ней. А в чём разница?

–Предложить  новую информацию о православной культуре – только познакомить с православием. А помочь найти в этой информации ответы на личностно значимые для подростка вопросы – это и есть содействовать встрече с ним.

Но возможно это только в ситуации диалога!

–Давайте подумаем: если взять умный учебник и  предложить детям почитать его вслух на уроке, а после ответить на предложенные в конце параграфа вопросы,  получится ли диалог?

– Нет! Это будет все тот же привычный для учителя монолог.

Но как объединить всех участников урока – автора учебника (он обозначена слайде «!»),  учеников и учителя  они обозначены «?») – в одно  пространство, пространство  диалога?

Это педагогическая проблема!

У этой проблемы есть теоретическое решение, обоснованное, технологически проработанное доктором педагогических наук, профессором, зав. лабораторией воспитания нравственно-этической культуры НИИ семьи и воспитания РАО Шемшуриной А.И.. Она утверждает, что диалогическое взаимодействие строится по определённым законам, у него есть логически обоснованные этапы.

Я попытаюсь показать на практике, как это диалогическое взаимодействие можно построить на уроке. Мною намеренно выбрана «далекая» от подростков тема: «Икона» (Урок № 15 в учебнике А.В.Кураева «Основы православной культуры»). В учебнике содержатся важные истины, но если просто прочитать главу, то они могут ускользнуть от внимания ребенка или же вовсе не будут востребованы им. Следовательно, надо создать на уроке такую ситуацию, чтобы у ученика возник запрос на информацию, содержащуюся в учебнике, запрос на диалог с автором.  Для этого существует 1-й этап.

1 этап – Вывод школьников на проблему. Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма и т. д.

–Уважаемые коллеги, предлагаю вам поработать в роли учеников.

 (Учитель показывает «ученикам» икону и ведёт фронтальную беседу.)

– Знаете ли, что я держу в руках?

– Это икона.

– Что такое икона?

– Картина, рисунок, портрет.

– Видите ли, икона ни то, ни другое, ни третье. Что же она такое на самом деле?

Икона – это шифрованное послание из другого мира к нам. Представьте, что вы держите в руках карту неведомой страны, большая часть которой покрыта загадочными письменами. Интуиция подсказывает вам, что это карта кладов, она указывает на поле, где зарыта  драгоценная жемчужина, которая дороже всех сокровищ мира.  Какие чувства вы испытаете в этот момент?

– Досадно, что не понимаю  значения букв.

 Представьте, что к Вам попал листок с нотными знаками, которыми записана дивная музыка, и вы совершенно точно знаете, что он попал из другого мира, из другой галактики. О чем вы подумаете в эту минуту?

 –Жаль, что не знаю  нотной грамоты.

Представьте, что вы в космическом корабле, и он приземляется на неведомой планете. С внешним миром вас связывает маленькое окно – иллюминатор. Там, за окном, – дивное свечение. Как вы поступите?

 – Скорее к окошку и посмотреть, что там происходит.

 Ну что ж, в таком случае вам пора познакомиться с иконой, потому что:

-икона и есть окно в мир духовный; заметьте, какое таинственное окно: ни к чему не прикреплено, может находиться в любой точке пространства, но это окно между мирами;

-икона – записанная знаками музыка небесных сфер, она хранит много тайн, которые открываются человеку, знакомому с языком символов;

-икона – таинственное, шифрованное послание из мира бессмертия, из вечности, к нам, живущим во времени. В этом послании нет ничего случайного: икона говорит с человеком о цели и смысле бытия. О том, кто он на самом деле и кем он призван стать.

 Хотели бы вы немного узнать о языке символов иконы?

Рефлексия

Уважаемые коллеги, какова цель этапа?

– создать ситуацию запроса на информацию.

Какие средства я использовала?

– интригующий вопрос.

2 этап – Построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают её пошаговую структуру. Организуемый процесс напряжённого «думания» побуждают вопросы педагога, способствующие развитию сюжета диалога, и те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают её эмоциональное насыщение.

–Уважаемые коллеги, предлагаю вам снова поработать в роли учеников  (на этом этапе учитель организует диалог в парах, тройках или группах).

– Представьте, что здесь, среди нас, есть некто, знакомый с этим таинственным языком – языком символов иконы.  Какой главный вопрос вы бы ему задали? (работа в группах, обсуждение)

Предполагаемые вопросы:

Любого человека можно изобразить на иконе?

Почему над головой святых золотой круг?

Почему такие большие глаза?

Почему на иконе нет пространства, природы?

Почему нарушены пропорции?

–А ведь знаток иконы на самом деле здесь, с нами, – это автор учебника. Давайте проверим, на какие из заданных вопросов он дает нам ответы. Для этого Вам необходимо прочитать главу «Свет иконы» в 15 уроке (поисковое чтение).

Вопросы после чтения:

Кто получил ответ на свой вопрос? Поделитесь открытием.

Кто узнал больше, чем спрашивал?

Что именно узнал?

Какие вопросы остались без ответа?

(На этом этапе можно обратить детей к различным источникам информации: дополнительной литературе, интернету).

Рефлексия

–Какова цель этого этапа?

–Организовать диалог с автором: подростки спрашивают – автор отвечает, подростки дают интерпретацию прочитанного – учитель получает обратную связь.

3 этап – обращение к личности ребенка. «Поворот на себя».

Обращение к личности ребёнка, так называемый поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, так как он создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самоустроение.

Слово учителя. В самом начале 15-й главы учебника есть очень странные слова, прочитаем их: «Библия говорит, что каждый – образ Божий. Христианство каждого человека воспринимает, как святыню». Получается, что каждый человек – икона. Нет ли здесь ошибки? Или преувеличения? Ведь в таком случае каждый должен быть прекрасен, добр, должен излучать свет, радость, покой. Но это не так! Мы видим вокруг и злобных, и мрачных, и агрессивных людей.

Представим, что прекрасная икона попала в руки злодея, человеконенавистника. И он надругался над нею: измазал светлый лик грязной краской, а сверху нарисовал отвратительную картинку и приписал гадкие слова. Скажите, икона перестала быть иконой? Конечно, нет.

А если она попадет в руки доброму реставратору, он может вернуть ей прежний облик. Вот и христианство считает, что все люди – иконы, просто некоторые изуродованы до неузнаваемости, а на иных налипли грязь и копоть. Но там, внутри, – все равно гениальные творения гениального Автора.

Попытайтесь «про себя» ответить на вопрос:  а какой иконой являюсь я, не нужен ли и мне добрый реставратор?

Рефлексия

Каково воспитательное значение этапа?

Это – диалог подростка с самим собой. Здесь правило: никому не позволено говорить вслух. Почему? Ответ вслух – педагогический промах в любом случае: нужно оберегать ребёнка, с одной стороны, от неискренности и тщеславия, а с другой – от самоуничижения и публичного покаяния. Нужно лишь побуждать его к рефлексии.

4 этап – кульминация. Нравственный выбор. Продолжение диалога с самим собой и с автором. Точка наивысшего напряжения, сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации.

Лучший способ  обратиться к жизненному опыту детей –  предложить им  разрешить жизненную коллизию. Например, придумать финал для  незаконченного рассказа.

 Рассказ о встрече с сектантами

Лида со старшей сестрой возвращались из школы, когда их остановили две доброжелательные женщины и  буквально засыпали девочек вопросами: читали они в Библии это? знают ли они о том? что   думают об этом? Потом стали предлагать брошюры религиозного содержания. Девочки от такого напора растерялись. Лида попыталась возразить: «Нам не надо. Мы с мамой на Пасху в церковь ходим». Выражение лица одной из женщин сразу стало враждебным: «В вашу церковь вообще ходить нельзя, там иконы. А кто поклоняется им – нарушает 1-ю заповедь, идолам поклоняется». Женщины ушли. Лиде было не по себе. Возвращаясь мыслями к неприятному разговору, она подумала: надо было ответить так…

Задание: придумайте продолжение рассказа; при затруднении обратитесь за подсказкой к главе Урока № 15 «ИКОНА И МОЛИТВА». («Православные поклоняются не иконам, а тем, кто изображён на иконах»).

Работа выполняется письменно. Варианты финалов можно предложить прочитать друг другу, группе, классу.

Рефлексия

Почему не спросить ученика прямо: «Что ты ответишь сектантам»?

На данном этапе важно избегать прямых вопросов и оценок. Нравственный выбор будет сделан учеником опосредованно. Он будет очевиден для учителя, но для всех одноклассников – это выбор   3-го лица. Нет поводов ни для фальши, ни для тщеславия, ни для критики и насмешек.

5 этап – резюме диалога – открытый финал. Лучше, если его сделает учитель. Резюме диалога, как смысловое заключение или переход к следующей проблеме, может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к рефлексии и самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.

Возможный финал – слово учителя.

 Мы сегодня заглянули в мир духовный. Икона не только поведала о тайнах этого мира, она сама – связь между мирами. Но человек  тоже в каком-то смысле икона. Он тоже – между мирами. Он тоже – связь между мирами. Предлагаю об этом подумать дома.

Рефлексия

– В чем достоинства открытого финала?

– Диалог переносится за пределы урока.

Уважаемые коллеги,  подведём итоги:

В чём вы видите ценность диалога на уроке основ православной культуры?

 – Диалог проясняет и оттачивает индивидуальную мысль;

 – в диалоге востребована и формируется субъектная позиция;

 – процесс диалога формирует мотивацию нравственного выбора;

  –результатом диалогического взаимодействия на уроке является потребность во внутреннем диалоге.

Однако будем помнить, что организация диалогического пространства требует от учителя  коммуникативного опыта:

– культуры постановки вопросов;

– предвидения обратной связи;

– интуиции и импровизации.

В заключение позволю себе процитировать М.М. Бахтина: «Мысль не рождается и не содержится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину». Хотелось бы, чтобы этими людьми стали учитель и ученик, чтобы преображение коснулось души и того и другого. Искренне всем этого  желаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация мыслительнной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры

«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры"   В своей работе разделить историю, кубановедение, ОПК  мне сложно и говорить я буду об интеграции или ...

Презентация к уроку основ православной культуры "Кирилл и Мефодий"

Презентация к уроку основ православной культуры....

Презентация к уроку основ православной культуры "Высокий иконостас".

Презентация к уроку ОПК, посвящённому изучению устройства православного храма....

Презентация к уроку основ православной культуры "С Рождеством Христовым!".

Презентация к уроку ОПК, посвящённому изучению истории и традиций празднования Рождества Христова....

Презентация к уроку основ православной культуры "Христианский подвиг воина-мученика Евгения Родионова"

Презентация к уроку ОПК, посвящённому изучению христианского подвига....

Урок основ православной культуры как событие.

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызвало немалый интерес в обществе, тем более что преподавание его будет осуществляться, начиная...

Критерии оценивания на уроке основ православной культуры

Часто от учителей основ православной культуры можно слышать вопрос: «Нужна ли оценка на этом уроке? Можно ли оценивать  достижения ученика в этом предмете? Мы считаем, что не только оценка,...