Статья из опыта работы. Обучение русскому языку на основе здоровьесберегающих технологий.
статья (10 класс) на тему

Яркова Вера Ивановна

В последние несколько лет в нашем лексиконе появилось новое понятие – здоровьесберегающие  образовательные технологии. С точки зрения здоровьесбережения, учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью учеников. А это значит, что любая образовательная технология должна иметь качественную характеристику «здоровьесберегающая»  как её «сертификат безопасности для здоровья».

Что такое «здоровьесберегающие технологии»?

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Что же может сделать преподаватель для сохранения здоровья обучающегося?

Во-первых, обеспечить в учебном заведении, в классе соблюдение гигиенических требований, описанных в СанПиНах.

Во-вторых, соблюдать требования к физиологически обоснованной организации учебного процесса. Чтобы защитить здоровье учащихся, необходим учет их возрастныx и индивидуальных особенностей. Преподаватель должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих обучающихся.

И в-третьих, педагогическая техника преподавателя, стиль и особенности  общения с обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение русскому языку

на основе здоровьесберегающих технологий

Статья из опыта работы

преподавателя русского языка и литературы Ярковой В.И.


Цели данной работы: показать значимость здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка, представить способы форм обучения русскому языку.

Цели работы определили задачу: как сделать процесс обучения более эффективным и безопасным.

Введение.  Проблема сбережения и укрепления здоровья школьников.

Основная часть.

  1. Что такое здоровьесберегающие технологии?
  2. Педагогические условия проведения урока как здоровьесберегающей организационной формы обучения.
  3. Приемы, способы организации обучения русскому языку на здоровьесберегающей основе.


ВВЕДЕНИЕ

В системе современного российского образования существует множество  проблем, но без преувеличения можно сказать, что самой актуальной является проблема сбережения и укрепления здоровья школьников. 

В законе РФ «Об образовании» 51 статья начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Здоровье, под которым понимается, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),   состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов», сохранено лишь у 8-12% школьников.

Исследования последних лет показывают, что около 35-43% детей приходят в первый класс, имея отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже более 85% нельзя назвать абсолютно здоровыми.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

Что необходимо сделать, чтобы  процесс обучения был эффективным и безопасным?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В последние несколько лет в нашем лексиконе появилось новое понятие – здоровьесберегающие  образовательные технологии. С точки зрения здоровьесбережения, учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью учеников. А это значит, что любая образовательная технология должна иметь качественную характеристику «здоровьесберегающая»  как её «сертификат безопасности для здоровья».

Что такое «здоровьесберегающие технологии»?

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Что же может сделать преподаватель для сохранения здоровья обучающегося? 

Во-первых, обеспечить в учебном заведении, в классе соблюдение гигиенических требований, описанных в СанПиНах.

Во-вторых, соблюдать требования к физиологически обоснованной организации учебного процесса. Чтобы защитить здоровье учащихся, необходим учет их возрастныx и индивидуальных особенностей. Преподаватель должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих обучающихся.

И в-третьих, педагогическая техника преподавателя, стиль и особенности  общения с обучающимися.

Можно выделить следующие педагогические условия проведения урока как здоровьесберегающей организационной формы обучения:

  1. снижение утомления обучающихся;
  2. создание благоприятного психологического климата на уроке;
  3. обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения;
  4. выполнение санитарно-гигиенических условий реализации учебного процесса(рекомендации СанПиНа;
  5. использование элементарной диагностики утомляемости учащихся на уроке;

Снижение утомления обучающихся:

  • применение элементов игровых технологий;
  • включение в урок динамические паузы;
  • введение искусствоведческого материала, благоприятно воздействующего на эмоциональную сферу обучающихся;
  • включение обучающихся в групповую и парную работу;
  • эмоциональная передача содержания учебного материала;
  • использование юмора;
  • перевод обучающихся к новому виду деятельности;
  • выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувственное восприятие;

создание благоприятного психологического климата на уроке:

  • обеспечение доступности и преемственности информации;
  • использование соответствующих средств наглядности;
  • установление межпредметных связей;
  • транслирование обучающимся доброжелательного отношения;
  • включение в учебный процесс жизненного опыта обучающихся;
  • создание «ситуации успеха» на уроке;
  •  наличие на уроке эмоциональной разрядки,

обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения:

  • использование соответствующих педагогических технологий;
  • наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями;

использование простой диагностики утомляемости учащихся на уроке:

  • сравнительный анализ выражения лиц обучающихся;
  • наблюдение за уровнем нервного возбуждения групп обучающихся;
  • применение метода цветовой диагностики; оценка времени выполнения учениками определенного вида учебной работы;
  • суждение о выборе обучающимся определенного вида деятельности; изучение темпа чтения; анализ ошибок при письме;
  • слежение за интонацией отвечающих.

В арсенале каждого преподавателя есть свои приемы, направленные на то, чтобы сделать свой урок не только интересным, полезным для учащихся, но и таким, с которого, уходя, обучающиеся хотели вернуться, с хорошим настроением, чтобы этот урок не стал для них уроком-тоской, уроком-борьбой, а стал уроком-радостью, уроком- воспоминанием.

На мой взгляд, для создания благоприятного психологического климата очень важен эмоциональный настрой в начале урока. Необходимо дать детям положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в класс. В этом помогает включение в урок специально подобранных поэтических текстов, интересных высказываний, интрига.

Иногда креативное предложение поднимает настроение. Например,  упражнение «Приветствие всем!».

  1. Поднимая руки вверх ладонями вперед, вслух произнести: «Я приветствую тебя, Солнце!».
  2. Сгибая руки в локтях, обращая ладони к небу, воскликнуть: «Я приветствую тебя, Воздух!».
  3. Вытягивая руки перед собой ладонями вперед, нежно прошептать: «Я приветствую тебя, Вода!».

Снять умственное напряжение, снизить утомляемость помогает юмор.

 Использование  «веселого» материала оживляет урок,  вызывает интерес к предмету и положительные эмоции.

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает –

Так порою он сердит.

Проверяемые явления: правописание приставок, вводные слова, личные окончания глагола.

Загадывание  загадок – лаконичных и ярких – не столько игра в сообразительность, сколько тот положительный фон, на котором решается учебная задача.

Подростки  успешно  осваивают материал,  работая над заданиями, вызывающими улыбку.

Прекрасной  умственной гимнастикой для обучающихся являются «рассыпанные предложения» или «потерявшие друг друга части предложения».

Задание: Правильно соедините разрозненные части пословиц, расставьте знаки препинания. Определите, где союзы соединяют однородные члены, а где -  части сложного предложения.

Мала пчела

да стоять не велит

Обычай бычий

а дров не видал

Совесть без зубов

да и та работает

Лесом шел

да струны тонки

Мороз невелик

а загрызет

Гусли звонки

а ум телячий

Включение в урок  элементов творчества  создает особую атмосферу радостного познания, теплый микроклимат понимания и сотворчества.

Не секрет, что первокурсники недостаточно владеют политической и общекультурной лексикой.

Словарную работу помогает проводить хорошая шутка.  Вот как выглядит объяснение в образной интерпретации значения слов «АДЕКВАТНЫЙ», «АНАЛОГИЧНЫЙ», «ИДЕНТИЧНЫЙ». 

Представь себе очень жизненную ситуацию: тебя обозвали дураком. Как ты отреагируешь?

Если гордо ответишь: «Сам дурак!, то ты дашь ответ идентичный (точь-в-точь такой же).

Если обзовешь обидчика идиотом, то ответ будет аналогичным (похожим примерно таким же).

А если выразительно поглядев на него, покрутишь пальцем у виска, то такой ответ можно будет назвать адекватным ( другим по форме, но таким же по силе воздействия).

Ну а если изобьешь обидчика до полусмерти, то суд может квалифицировать твою реакцию как явно неадекватную (несоизмеримую с ущербом, нанесенным тебе самому).

Научить ребят понимать шутку, иронию  – значит научить их самостоятельно защищаться от стрессов, обид, оскорблений, т.е.  обучить средствам психологической защиты и сохранения здоровья.

Общеизвестно, что чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомление.

Снизить утомляемость и сохранить активность и  работоспособность обучающихся позволяет построение урока на  основе текстов малой формы. Текст используется как опорный, обеспечивающий логические связи урока, его содержание, динамику.

 В основе такого урока лежит следующее:

- оптимальная плотность,

- рациональное чередование видов учебной деятельности,

- положительные эмоции.

Преимущества такой модели урока:

- небольшой объем не отягощает обучающихся,

-важный стимул в работе для обучающегося – результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка преподавателем),

- позволяет опираться на жизненные впечатления учащихся,

- реализуется природная потребность подростков к творчеству,

- позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.

Муравей

Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней же была видна острая  крыша муравейника.

По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода. Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю.  «Поди прочь, привык на готовенькое!»

И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.

Задания: написать диктант, изложение, выразить свое отношение к поступку человека (устно, письменно); элементы анализа текста.

Проверка и оценка ЗУН учащихся – всегда стрессовая ситуация.

Для оптимального использования времени на уроке с целью  сохранения здоровья обучающихся необходимо проводить психологическую подготовку к контролю знаний.

Использование перфокарты – один из способов «быстрого контроля», дающего «сиюминутные» показатели результатов обучения. Работа с перфокартой предполагает возможность сконцентрировать внимание на определенной задаче, выполнить заданный алгоритм, провести само- или взаимопроверку. Работа происходит быстро: в прорези нужно поставить определенный символ (+,-) или буквы (е-и, а-о), из которых при правильном выполнении открывается так называемый «секретный код» – буква, цифра, фигура и т.п.

Эта технология является в некотором смысле психологической разгрузкой, т.к. преподаватель старается подавать материал в игровой форме, специально создавая необычные слова, предложения или словосочетания на определенную тему, из которых потом складывается текст.

Как здоровьесберегающее действие следует рассматривать включение  в основную часть урока вопросов, связанных со  здоровьем  и здоровым образом жизни; формирование отношения к здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни.

 «Уроки здоровья»:  использование музыки для релаксации, красочный наглядный материал, интересные ролики, презентации.

Формы уроков самые разнообразные: ролевые игры, инсценировки, презентации, рекламные заставки. Темы для творческих работ ребята выбирают сами из “Ларчика мудрых мыслей”.

Ларчик мудрых мыслей:

  • “Пешком ходить - долго жить”,
  • “Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,
  • “Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,
  • “Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.

1. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.

2. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным.

Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегающих ежедневной тренировкой мышц.

3.Творческий словарный диктант “ Здоровье на «5»…”.

Вид спортивной гимнастики (аэробика), приспособление для обливания тела водяными струйками (душ), система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика), поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж), расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).

4. Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки.

Наши лыжники пришли к финишу первыми, высунув язык на плечо.

Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания.

5. Текст для диктанта.

В некоторых странах, например, в Индии, Китае, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников и в России. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в 67 лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти.

6. Материал для сообщения.

В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.

Эффективным активным отдыхом является проведение динамических пауз на уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности учащихся.

Анализ практической деятельности учителей показывает, что динамическими паузами пренебрегают многие  учителя, объясняя это насыщенной программой и нехваткой времени на уроке,

Однако, анализ причин быстрого утомления убеждает, что динамические паузы необходимы на каждом уроке. Динамическая пауза – это время, которое дает возможность передохнуть и усвоить полученную информацию.

Обязательное условие эффективного проведения таких пауз – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, желаемого результата не даст, скорее наоборот. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов.

Проведение урока как здоровьесберегающей формы обучения предполагает наряду с разработанными и хорошо известными педагогами условиями (осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения; выполнение санитарно-гигиенических условий реализации учебного процесса; создание благоприятного психологического климата на уроке) использование преподавателем диагностики утомляемости учащихся на уроке и применение способов снижения утомления.

Определить начальное состояние утомления педагог может с помощью следующих признаков: учащийся начинает смотреть в сторону, смотреть на потолок, покачиваться на стуле. В этот момент ими перерабатывается полученная информация и проявляется невосприимчивость к внешним воздействиям.

Для оценки эмоционального состояния школьников как реакции на учебную нагрузку можно использовать метод «цветописи Лутошкина». В основе этого метода — прослеженная учеными зависимость между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Метод «цветописи Лутошкина» основывается на способности детей выражать свое настроение разной цветовой гаммой.

Так, восторженное, праздничное, радостное настроение дети выражают выбором красного, оранжевого, желтого цветов;

спокойное — зеленым;

грустное — синим;

пасмурное — фиолетовым или коричневым цветами;

подавленное -выбором черного цвета.

Для реализации метода может быть заготовлена таблица с вертикальным расположением семи цветов в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый или коричневый, черный. Диагностику следует проводить до и после определенных видов деятельности учащихся.

Диагностика эмоционального состояния выявляется с помощью выбора обучающимися рисунка с изображением  лиц «человечков», отражающих различные чувства: грусть, радость, безразличие, агрессию, испуг, недовольство.

Результаты психолого-педагогических диагностик позволяют говорить об эффективности применяемых приемов обучения. Обучающиеся не так быстро утомляются, повысился темп урока, быстрота реакций учащихся, а в целом отмечается рост качества обучения.

Сегодня образовательный процесс должен рассматриваться неразрывно с оздоровительным, так как воспитание гармоничной личности подразумевает, наряду с реализацией интеллектуального потенциала, формирование духовности, нравственности и здоровья индивида.

Компетентность педагога в вопросах здоровьесберегающией педагогики – одно из условий решения данной проблемы, требующее постоянного повышения уровня знаний, умения правильно организовать учебный процесс, внедрять новые и использовать уже имеющиеся здоровьесберегающие технологии.

Список использованной литературы

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2009. Т. 7. №7. С.21 – 28.
  2.  Ирхин В.Н., Кащенко В.П. Здоровье учителей и учащихся – приоритетная ценность // Педагогика. – 2007. – № 4. – С. 73 – 76.
  3. http://pedsovet.perm.ru/_pdocs/316.doc
  4. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22617/tamarskaya_manag.pdf
  5. http://www.medportal.ru/mednovosti/news/2009/05/22/kids/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из опыта работы учителей русского языка и литературы школы №302"

В статье представлен опыт работы учителей русского языка в 5-11 классах на основе периодической системы элементов русской речи и соответствующего программе учебного комплекса Барановой И.В. и Баранова...

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления ( из опыта работы учителя русского языка и литературы)

В данной статье подробно описывается такой прием работы над материалом как конспектирование: рассматривается роль данного способа при усвоении учебного материала, типичные ошибки при составлении консп...

Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"

Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках  русского языка...