Подготовка к введению ФГОС ООО: изучение и апробирование УМК гуманитарного цикла, реализующих ФГОС
материал на тему

Горячева Наталья Юрьевна

Презантация к выступлению на заседании методического объединения по теме "Предметы русский язык и литература в структуре общего образования в соответствии с ФГОС ООО"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация идей ФГОС основного общего образования в учебно-методических комплектах издательства «Просвещение» Председатель ШМО Горячева Н.Ю.

Слайд 2

Учебно-методические пособия (основная школа) 2

Слайд 3

Научная основа стандарта: фундаментальное ядро содержания общего образования; системно-деятельностный подход личностные, метапредметные, предметные Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Слайд 4

Цели изучения русского языка Государственная итоговая аттестация личностные, метапредметные , предметные Результаты изучения русского языка

Слайд 5

В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию В соответствии с требованиями ФГОС

Слайд 6

В основе Стандарта – системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

Слайд 7

Коммуникативно-когнитивный подход в преподавании русского языка Коммуникативно-когнитивный подход объединяет коммуникативную и когнитивную парадигму научного знания. Суть коммуникативного подхода заключается в ориентации процесса обучения на реальное общение . Моделируются сущностные параметры общения: взаимоотношения речевых партнеров, ситуации, содержательная основа общения, система речевых средств. Когнитивная сфера – это познавательная сфера личности, когнитивная способность – один из базовых ресурсов личности. Суть когнитивного подхода заключается в направленности процесса обучения на формирование когнитивной способности: способности воспринимать, познавать и понимать действительность: способности приобретать обрабатывать, хранить и использовать информацию.

Слайд 8

РУССКИЙ ЯЗЫК Рабочие программы Учебник Рабочая тетрадь Карточки-задания (5-6 кл .) Дидактические материалы Диктанты и изложения Методические рекомендации (5-7 кл .) Поурочные разработки (8-9 кл .) Изучение синтаксиса (8-9 кл .) Т. А. Ладыженская , М.Т. Баранов , Л. А. Тростенцова и др . ФП РЕКОМЕНДОВАНО

Слайд 9

Обновленные учебники линии Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Слайд 11

Основные направления доработки УМК «Русский язык» 5-9 классы линии Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Усилен коммуникативный аспект в обучении русскому языку. Уточнены некоторые лингвистические сведения. Введены задания, усиливающие системный характер изучаемого материала. Предусмотрены задания, нацеленные на формирование культурологической компетенции. Расширен материал, способствующий формированию российской гражданской идентичности. Основные направления доработки УМК «Русский язык» 5-9 классы линии Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литература Рабочие программы Учебник Фонохрестоматия с методическими рекомендациями (CD); Рабочая тетрадь Хрестоматии художественных произведений Дидактические материалы Практикум Поурочные разработки УМК под ред. В.Я.Коровиной. ФП РЕКОМЕНДОВАНО

Слайд 2

Обновленные учебники линии В.Я.Коровиной

Слайд 3

Основные направления доработки УМК «Русский язык» 5-9 классы линии Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. переработан методический аппарат, в основе переработки – деятельностный подход к обучению расширен диапазон видов учебной деятельности, моделируемых системой вопросов и заданий новая рубрика в системе заданий – «Проект». Задания этой рубрики ориентируют учащихся на совместную организационную, поисковую, исследовательскую, литературно-творческую деятельность заметно усилено внимание к слову в художественном произведении более тесное взаимодействие всех компонентов УМК. Основные направления доработки УМК «Литература» 5-9 классы линии В.Я.Коровиной и др.

Слайд 4

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Изучение и апробирование УМК гуманитарного цикла,

 реализующих ФГОС

Председатель МО Горячева Н.Ю.

Обновлённые учебники выходят в новом, современном оформлении,

многокрасочные, с богатым иллюстративным рядом.

В соответствии с ФГОС основного общего образования учебники линии Ладыженской

T.A., Баранова M.T., Тростенцовой Л.А. и др. были доработаны в следующих

направлениях:

• усилен коммуникативный аспект в обучении русскому языку; В связи с

требованиями стандарта по совершенствованию видов речевой деятельности -

«приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и

письменных высказываний» - введены соответствующие сведения и задания. Они

реализуются с помощью специальных параграфов, раскрывающих особенности

взаимодействия в разных ситуациях. Эта направленность также прослеживается в

многочисленных заданиях по развитию речи.

• уточнены некоторые лингвистические сведения; введены задания, усиливающие

системный характер изучаемого материала;

• предусмотрены задания, нацеленные на формирование культурологической

компетенции;

• расширен материал, способствующий формированию российской гражданской

идентичности.

Методический аппарат учебника включает такие компоненты, реализующие

требования к предметным результатам обучения, как:

• сведения лингвистического характера;

• материал для самостоятельных наблюдений для анализа языковых явлений, вывода

(обобщений);

• учебные диалоги учителя и учеников для актуализации знаний, мотивации

изучения темы (в учебниках для 5 и 6 классов);

• упражнения для формирования лингвистической компетенции;

• материал для ознакомления с особенностями употребления в речевой практике

языковых средств;

• задания для развития коммуникативной компетенции;

• схемы, таблицы, рисунки и т. д., поясняющие лингвистические понятия, правила

орфографии и пунктуации, условия выполнения речевых задач и т. д.;

• инструкции и образцы для различных видов разбора;

• условные знаки разбора (слов, словосочетаний, предложений) в упражнениях,

обеспечивающие систематическую работу по развитию умений фонетического,

морфологического, синтаксического и других видов разбора);

• задания повышенной сложности;

• памятки для выполнения творческих заданий;

• репродукции картин, направленные на развитие эстетического вкуса учащихся;

• материал для системного формирования навыков правильного произношения и

написания слов, вызывающих затруднение (представленный на страницах учебника (в

рамках) в связи с изучаемой темой и в конце учебника справочный материал «Пиши

правильно», «Произноси правильно»);»

• толковый словарь малоупотребительных слов.

Потенциал учебников содержит значительный материал для формирования

базовых национальных ценностей, а также для воспитания российской гражданской

идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству и т. д.

Линия УМК под редакцией В.Я. Коровиной обновлена в соответствии с требованиями ФГОС:

- переработан методический аппарат, в основе переработки – деятельностный подход к обучению.

- расширен диапазон видов учебной деятельности, моделируемых системой вопросов и заданий. Появились новые рубрики: «Размышляем о прочитанном», «Проверьте себя», «Обогащаем свою речь» и др.

- расширены возможности участников образовательного процесса благодаря привлечению к анализу литературного произведения актерской исполнительной интерпретации стихотворных и прозаических произведений. В учебниках для 7-9 классов появились блоки вопросов и заданий для работы с фонохрестоматиями, в которых звучат произведения классиков русской и мировой литературы.

- новая рубрика в системе заданий – «Проект». Задания этой рубрики ориентируют учащихся на совместную организационную, поисковую, исследовательскую, литературно-творческую деятельность: от подготовки сценария литературно-музыкальной композиции до создания сборника русских романсов со вступительной статьей, комментариями и биографическими справками. Для выполнения такого рода сложных и многоэтапных заданий школьникам необходимо будет овладеть навыками работы с терминологическими и биографическими словарями, специальными и универсальными энциклопедиями, ресурсами Интернета, то есть с различными сегментами предметной информационно-образовательной среды, к которой учебники постоянно и последовательно направляют учащихся.

В переработанных учебниках заметно усилено внимание к слову в художественном произведении, к изобразительно-выразительным лексическим средствам (тропам), к авторским неологизмам, особенностям словотворчества выдающихся мастеров русской литературы. В учебники включены задания, позволяющие, осознать процесс работы писателя над поиском наиболее точного и емкого слова помогают творческие задания по сопоставлению черновиков художественного произведения или ранних редакцией и канонического текста.

И еще одна существенная новация переработанной линии учебно-методических комплектов – более тесное взаимодействие всех компонентов УМК. Усиливается координирующая функция центрального, основного компонента УМК – учебника. Он организует работу школьников и с дидактическим пособием «Читаем, думаем, спорим…», и с фонохрестоматией, и с биографическими словарями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

Проблемы организации подготовки к введению ФГОС ООО

Сегодня общество испытывает глубокие и стремительные перемены. Эти перемены требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя г...

Подготовка к введению ФГОС

Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня;научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни.Японская пословица...

Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО

Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....

Использование альтернативных технологий в работе с детьми с сенсомоторными нарушениями в условиях подготовки и введения ФГОС для детей с ОВЗ

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 чел.) при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности школь...

Ведерникова О.В., Галл М.Ю. "ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС"

Ведерникова Ольга Васильевнакандидат филологических наук, доцентМесто работы: ГБОУ Лицей № 101 Выборгского районаЗанимаемая должность: научный руководительАдрес электронной почты (e-mail): olgav3103@y...