Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях ГПД.
статья на тему

Кочеткова Лилия Анатольевна

Доклад для методического объединения                                                                                                                                                                                                                 воспитателей ГПД                                                                                                                                                                           

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_doklad.docx3_.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Марьяновская СОШ»

Доклад для методического объединения

воспитателей ГПД

Духовно-нравственное воспитание

учащихся в условиях ГПД

Подготовила: воспитатель

МБОУ «Марьяновская  СОШ»

Кочеткова Лилия Анатольевна

2014год

 «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что  каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».

В.А.Сухомлинский

Сегодня я обратилась к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и прочитала следующее: «нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.» .Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России как нельзя актуален.

 В настоящее время весь мир переживает один из непростых  периодов. Материальные ценности явно преобладают  над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.

        Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.» Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей .

ФГОС требует формирование разносторонней личности, поэтому всю свою работу мы планируем  по следующим направлениям:

·        воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

·        воспитание нравственных качеств и этического сознания;

·        воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

·        воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

·        воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) 

      Мой опыт показал, что по каждому  направлению есть формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.

Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.

          Убедиться в этом может помочь  занятие на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики  могут провести исследовательскую работу, результатом которой  может стать проект «Чему нас учат сказки».  Творческие группы формируются в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении всех учеников, в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться каждому в любимом виде деятельности. Кроме того, в процессе подготовки этого мероприятия, ученики получили дополнительные знания по литературному чтению.

            В  работе с детьми больше внимания надо уделять внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.  В начале учебного года можно провести  занятие  «Правила поведения в школе», в ходе его проведения,  у ребят возник вопрос: «А почему нельзя шуметь в школе?» Можно исследовать эту проблему. Результатом этих исследований может стать выступление по теме «Влияние шума на здоровье младших школьников».

    Занятие, проводимое во втором классе, «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье  животных, живущих в доме. Чтобы занятие не стало формально проведённым мероприятием, а затронуло душу ребёнка, можно использовать рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь». Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально - исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Поэтому, я стараюсь привлекать детей к участию во всех организуемых  школой  или внутригрупповых  мероприятиях - будь то конкурс рисунков, выставка поделок или музыкальное представление, спортивное состязание.

Совместно с учителями начальных классов пытаемся возродить народные праздники, создавая интересные познавательные музыкальные проекты - «Веселая ярмарка на Параскеву – Пятницу», «Рождество Христово», «Масленица». Эти мероприятия позволяют детям раскрыть все свои творческие таланты- художественные и артистические, познать, что-то новое и получить удовольствие от проведения праздников и создания веселого настроения своим одноклассникам, учителям, родителям.

Тем, кто любит бегать, прыгать наш спортзал поможет мигом, а заведует этим просторным светлым залом наш замечательный учитель физкультуры Ларькин Э .Ю., с которым я провожу спортивные эстафеты, веселые старты. Веселые старты, эстафеты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую роль в оздоровлении не только тела ребят, но и их души. Во время спортивного часа учащиеся не только разучивают новые спортивные игры, но и учатся гуманным отношениям между собой во время игр, отношениям  взаимного сотрудничества и коллективизма, общительности и коммуникабельности. Во время спортивных состязаний у детей воспитываются такие важные качества характера, как воля, сознательная дисциплина. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

        Так же можно использовать  психологические тренинги. Например, такой как  «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.  Занятия  «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

        Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата.

         Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, в классе у   ребенка, играет положительную роль  для самого ребенка. Если родители принимают активное участие во всех делах класса вместе со своим ребенком, то в глазах ребенка поднимается авторитет родителей и вместе с этим поднимается  самооценка самого ребенка. А безразличие родителей к школьным делам ребенка в дальнейшем порождает безразличие ребенка к делам родителей, черствость и цинизм. Поэтому с родителями своих подопечных я стараюсь наладить тесную связь и сотрудничество, провожу беседы по поводу  духовно- нравственного, этического и эстетического воспитания детей в семье, привлекаю к активному участию в конкурсах, выставках, родительских семинарах, приглашаю на утренники, посвященные «Дню матери», православным праздникам «Рождество Христово», «Пасха», «Масленица», праздничные вечера, спортивные состязания.

            И еще хочется сказать о воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя  лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Современные формы приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям в новых экономических условиях

Учебное заведение ГМУК-2 стремится быть инновационным, мобильным, выстраивает свою стратегию развития в соответствии с общеевропейскими процессами, чтобы оно являлось эффективной и востребованной част...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...