«Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу».
статья (5 класс) на тему

Прохорова Лариса Николаевна

Эта статья - доклад подготовлен для учителей математики, работающих или собирающихся работать в 5-х классах, а также для учителей, выпускающих 4-ый класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_preemstvennosti.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад Прохоровой Л.Н., учителя математики ГБОУ школы №606 с углубленным изучением английского языка г. Пушкина Санкт-Петербурга

«Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу».

Период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях,. Трудности этого периода обусловлены:

-        сменой социальной обстановки;

-        изменением роли учащегося;

-        увеличением учебной нагрузки;

-        изменением режима дня;

-        разностью систем и форм обучения;

-        нестыковкой программ начальной и основной школы;

-        различием требований со стороны учителей-предметников;

-        изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны родителей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Поэтому пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.

Необходимо понять ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того, что заложено, сгладить отрицательные стороны его характера – вот в чем суть. Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения – наивысший и наисложнейший труд. Сильные стороны любого ребенка – его пытливость, любознательность, волевые качества. Если ребенок способен несколько раз переделать какую-то работу – это говорит о том, что начинает формироваться личность.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.

Необходимо с первых же дней знакомства с новым классом поддерживать этот интерес в детях. Для маленького человека, учёба без интереса – каторга. Именно интерес заставляет ребенка часами смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, в общем, заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны. Младший подросток больше тянется к общению со сверстниками, постоянной смене впечатлений, что характерно для нашего времени.

В первые месяцы обучения в пятом классе детей необходимо контролировать: как подготовился к урокам, все ли собрал в школу. Родителям ни в коем случае нельзя оценивать личные достижения ребенка этого возраста лишь по достижениям в школе. Если у ребенка возникают проблемы с успеваемостью, родителям необходимо позволить ему проявить себя в чем-то другом. Нельзя зацикливаться на плохой учебе, устраивать конфликты из-за двоек. В большинстве случаев это приводит только лишь к отчуждению ребенка, ухудшает его взаимоотношения и с учителями, и с родителями.

В пятом классе, в связи с увеличением количества предметов, возрастают требования к умениям обобщать и систематизировать знания и явления окружающего мира. Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводят к сильной перегрузке, и тем самым к росту заболеваний у детей именно в пятом классе.

Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная ситуация неповторима. Поэтому педагогу важно проявлять творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать, быть гибким в конструировании педагогического процесса, учитывать личностное своеобразие и особенности воспитанников.

Наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями - предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько.

Для поддержания интереса к математике и повышения уровня подготовки наиболее способных учащихся ежегодно проводятся олимпиады, дети принимают участие в международных конкурсах и олимпиадах .

Успешность при обучении математике во многом зависит от скорости чтения, от компетентности чтения каждого ученика, особенно при решении задач.

Учителя математики на уроках стараются :

-        уменьшить долю малоэффективных методов работы на уроках, использовать раздаточный материал, уменьшить паузы в работе с учениками;

-        приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включатся в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком;

-        использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы;

-        постоянно предлагать учащимся задания на проверку знаний и понимание смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач;

-        предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по дополнительным материалам;

-        уделить особое внимание формированию навыка табличного сложения и умножения, систематически проводить содержательный и напряженный устный счет;

-        регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления, систематически включать в устную работу задания на табличное умножение и деление, сложение и вычитание;

-        после записи примера в несколько действий начинать с выделения отдельных блоков, из которых он состоит. Обращать внимание на знаки арифметических действий. А затем на порядок выполнения арифметических действий;

-        предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, а затем попробовать изобразить её на рисунке или схеме. При обсуждении решения задавать вопросы вида: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие именно такое?;

-        регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку с подсчетом числа клеток(например: начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки), так и на нелинованной бумаге.

 

Существуют общие рекомендации, которые помогут в успешной реализации приемственности между ступенями начальной и средней школы.

-        “Открыть” уроки для специалистов основной школы с целью изучения уровня готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом;

-        провести экскурсии по кабинетам основной школы;

-        провести классные часы “Скоро в 5-ый класс”;

-        провести родительские собрания “Возрастные особенности”;

-        посетить уроки в 5-х классах в сентябре месяце с целью осуществления преемственности.

-        посетить в апреле-мае уроки в 4-х классах;

-        познакомиться с детьми, уровнем их подготовки, с учителем начальной школы;

-        изучить индивидуальные особенности пятиклассников, наладить эмоциональный контакт с классом, обосновать предъявляемые требования (сентябрь);

-        обеспечить знакомство родителей (сентябрь) со всеми учителями-предметниками, их требованиями по отдельным предметам

Вся образовательная программа должна быть построена по следующей концепции:
дошкольное образование -->начальное образование --> основное образование.

Уважаемые коллеги, помните, преемственность является важным условием для успешности и развития школьников.

Литература:

Батаршев, А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / А.В. Батаршев. – СПб.: Ин-т профтехобразования, 1996.

Ванцян, А.Г. Решение проблемы преемственности между начальным и основным звеном школы / А.Г. Ванцян // Б–ка «Вестник образования России». – 2007. – № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе из начальной в основную школу в связи с переходом к ФГОС

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характер...

"Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу ".

Данный материал предназначен для обмена опытом с коллегами по теме "Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу"....

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

«Преемственность в обучении технологии учащихся 5-х классов при переходе из начальной в основную школу»

laquo;Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком" В.А.Сухомлинский...

Повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения, через реализацию спортивно-массовых мероприятий различного уровня.

В статье расказывается о том как спортивно-массовые мероприятия различного уровня влияют на повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития  обучающихся в Гимназии №...