Выступление для педагогического совета или методического объединения с презентацией по теме: "Вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся при переходе из начального в среднее звено"
материал на тему

Савельева Светлана Анатольевна

Текст выступления педагога-психолога на педагогическом совете или методическом объединении в школе 8 вида с презентацией 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Рязанская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

Выступление на методическом объединении

по теме:

«Вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся при переходе из начального в среднее звено»

Педагог-психолог: Савельева С.А.

2014 - 2015 учебный год

Слайд 1.

          Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для

школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

       В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и еѐ результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

       Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса:

учащихся,

 педагогах,

родителях,

администрации школы,

специалистах психолого-педагогической службы.

      Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

сменой социальной обстановки;

изменением роли учащегося;

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

разностью систем и форм обучения;

нестыковкой программ начальной и основной школы;

различием требований со стороны учителей-предметников;

изменением стиля общения учителей с детьми.

      Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

     Задача педагогов в этот период: минимизировать влияние переходного периода.

Слайд 2.

Сложности организационного и учебного характера:

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

5. Отсутствие коллективных средств обучения.

6. Наличие большей свободы и самостоятельности.

7.Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

8. Личностный контакт с учителями.

Слайд 3.

Причины проблем успеваемости учащихся и их следствия:

  • Отсутствие у учителей  среднего звена информации о выпускниках начальной школы (отсюда несоответствие оценок реальным результатам обучения)
  • Несоответствие методов обучения в начальной и средней школе, неадаптированность методики преподавания к возможностям конкретных детей (скачкообразный переход к новым по сравнению с начальной школой методам обучения)
  • Рассогласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы, в сложности содержания образовательных программ в начальной и средней школе (отсюда непонимание учащимися учебного материала средней школы)
  • Рассогласованность в требованиях и нормах выставления оценок в начальной и средней школе (отсюда демотивированность учебной деятельности)

Слайд 4.

Основная проблема – несогласованность деятельности.

Отсюда:

  • трудности у детей,
  • конфликты между педагогами.  

Слайд 5.

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития; не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как снова поступательного развития.

Слайд 6.

Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи, как согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Компоненты системы:

  • цели,
  • задачи,
  • содержание,
  • методы,
  • средства,
  • формы организации воспитания и обучения

Слайд 7.

Преемственность между начальной и средней школой:

ВХОД в начальную школу

ОСНОВНОЙ ПРОЦЕСС -

обучение в начальной школе

ВЫХОД из начальной школы.

ВХОД в среднюю школу.

ОСНОВНОЙ ПРОЦЕСС -

обучение в средней школе

(5-й класс, первая четверть)

ВЫХОД – результаты

обучения в первой четверти

(5-й класс)

2 аспекта:

  1. Педагогический (итоги контрольных работ, проверки техники чтения),
  2. Психологический

Слайд 8.

Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы «двусторонние»:

  • необходимо обеспечить достаточное развитие учеников в начальных классах в соответствии с требованиями средней школы;
  • учителям в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно повышая уровень образования школьников, формируя  у детей знания, умения и навыки уже на новом уровне.

Слайд 9.

Необходимость преемственности в школе 8 вида обусловлена особенностями наших учащихся:

  • Слабость замыкательной функции коры головного мозга обуславливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также их непрочность;  
  • Трудности выработки дифференцировок, т.е. возможность сформировать новые условные связи и затормозить старые,

т. е. учащиеся с трудом усваивают новые требования и привыкают к изменившимся требованиям.

  • Концентрический способ построения программы.

Слайд 10.

Показатели готовности учащихся к переходу в среднюю школу:

  • Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
  • Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия и др.
  • Качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
  • Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
  • Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.

Слайд 11.

Основное:

  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  • Соблюдение учебных требований, единства методов и форм обучения и воспитания на уроках и во внеурочное время.
  • Соблюдение норм и правил санитарно-гигиенического режима.
  • Система устного и письменного контроля за усвоением программного материала, гуманный подход к оценке знаний учащихся.
  • Диагностика качества знаний, ее результативность.

Слайд 12.

Основное:

  • Соблюдение орфографического режима: ведение тетрадей (рабочих, контрольных, по развитию речи); ведение дневников и др.
  • Развитие речи, обогащение словарного запаса на уроках.
  • Взаимодействие учителей начальной школы, учителей-предметников, классных руководителей в решении проблемы преемственности.
  • Роль классного руководителя в создании благоприятных условий для дальнейшего развития и становления личности подростка.
  • Анализ процесса социально-психологической адаптации учащихся.

Слайд 13.

Содержание психологической диагностики

(4 четверть 4 класса,  1 четверть 5 класса):

  1. Анкета для учащихся 5-х классов
  2. Опросник «Отношение к учебным предметам»
  3. Уровень развития внимания
  4. Уровень развития памяти
  5. Уровень школьной мотивации                          
  6. Взаимоотношения в классе
  7. Эмоциональное состояние учащихся
  8. Уровень самооценки
  9. Уровень воспитанности
  10. Социально-психологическая адаптация

Слайд 14.

Результаты анкетирования учащихся 5-х классов

Трудно ли тебе учиться в 5 классе?

Легко – 50%

Иногда трудно, иногда легко – 44%

Трудно – 6%

Быстро ли ты привык к новым учителям, воспитателям, кабинетам?

Быстро – 25%

Не очень быстро – 50%

Пока не привык – 25%

Когда тебе больше нравится учиться?

В 3 классе – 6%

В 4 классе – 6%

В 5 классе – 81%

В другой школе – 6%

Слайд 15.

Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям:

  • Внимательно изучить личные дела и характеристики класса и учеников-выпускников начальной школы совместно с первым учителем.
  • Строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования при работе с детьми младшего подросткового возраста.
  • Использовать методы активизации и приемы дифференцированного обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей учащихся.
  • Соблюдать на уроках оптимальный темп деятельности и уровень научности при подаче учебного материала, создавать ситуации успеха для всех учащихся.
  • Принимать участие в заседаниях учителей начальных классов с целью анализа содержания программы, преемственности методов и приемов обучения младших подростков, единства требований к знаниям учащихся.

Слайд 16.

Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям:

  • Практиковать проведение уроков-знакомств учителей-предметников в выпускных классах начальной школы и посещение уроков коллег в параллели.
  • Посещать уроки учителей-предметников учителями начальных классов.
  • Организовывать проведение индивидуальных консультаций психолога и социального педагога с детьми и их родителями по проблемам адаптации к обучению в среднем звене или по возникающим любого рода проблемам и вопросам обучения, поведения и воспитания детей.
  • Продолжать начатую в начальной школе работу по формированию классного коллектива и самосознания учащихся, используя активные формы работы с детьми.

Слайд 17.

Рекомендации учителям-предметникам:

1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:

§ готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

§ правильность оформления тетради, различных видов работ;

§ требования к ведению дневника.

3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:

§ начинать уроки со звонком;

§ готовиться к уроку на перемене;

§ прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;

§ поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа.

4. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.

5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.

Слайд 18.

Рекомендации учителям-предметникам:

6. Урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.

7. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.

8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.

9. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.

10. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.

11. Регулярно записывайте в дневники домашние задания, выставляйте оценки.

12. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.

13. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».

Слайд 19.

Рекомендации классному руководителю 5 класса:

  • Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.
  • С первых дней обучения в 5-ом классе выработайте систему правил жизни в классе.
  • Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.
  • Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
  • Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы.
  • Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.

Слайд 20.

Рекомендации учителям начальных классов:

  • Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу.
  • Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их словарный запас, в том числе за счет специальных терминов.
  • Работать над скоростью письма и каллиграфией.
  • Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания, механической и оперативной памяти.
  • Разработать рекомендации родителям для тренировки памяти и внимания детей.
  • Повысить требовательность к формированию у детей вычислительных навыков, компонентов арифметических действий и др.
  • Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время.
  • Добиваться от учащихся полных ответов.
  • Приучать учащихся самостоятельно работать с учебником.
  • Повышать степень самостоятельности учащихся на уроках и во вне учебное время.

Слайд 21.

Спасибо за внимание!

Ноябрь, 2014г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся при переходе из начального в среднее звено» Педагог-психолог: Савельева С.А.

Слайд 2

Сложности организационного и учебного характера 1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. 2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. 3. Создание ситуации успеха для пятиклассников. 4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. 5. Отсутствие коллективных средств обучения. 6. Наличие большей свободы и самостоятельности. 7.Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий. 8. Личностный контакт с учителями.

Слайд 3

Причины проблем успеваемости учащихся и их следствия Отсутствие у учителей среднего звена информации о выпускниках начальной школы (отсюда несоответствие оценок реальным результатам обучения) Несоответствие методов обучения в начальной и средней школе, неадаптированность методики преподавания к возможностям конкретных детей (скачкообразный переход к новым по сравнению с начальной школой методам обучения) Рассогласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы, в сложности содержания образовательных программ в начальной и средней школе (отсюда непонимание учащимися учебного материала средней школы) Рассогласованность в требованиях и нормах выставления оценок в начальной и средней школе (отсюда демотивированность учебной деятельности)

Слайд 4

Основная проблема – несогласованность деятельности трудности у детей, конфликты между педагогами.

Слайд 5

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития; не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как снова поступательного развития.

Слайд 6

Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи, как согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Компоненты системы: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы организации воспитания и обучения

Слайд 7

Преемственность между начальной и средней школой ВХОД в начальную школу ОСНОВНОЙ ПРОЦЕСС - обучение в начальной школе ВЫХОД из начальной школы. ВХОД в среднюю школу. ОСНОВНОЙ ПРОЦЕСС - обучение в средней школе (5-й класс, первая четверть) ВЫХОД – результаты обучения в первой четверти (5-й класс) 2 аспекта: Педагогический (итоги контрольных работ, Проверки техники чтения), 2. Психологический

Слайд 8

Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы «двусторонние »: необходимо обеспечить достаточное развитие учеников в начальных классах в соответствии с требованиями средней школы; учителям в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно повышая уровень образования школьников, формируя у детей знания, умения и навыки уже на новом уровне.

Слайд 9

Необходимость преемственности в школе 8 вида обусловлена особенностями наших учащихся: Слабость замыкательной функции коры головного мозга обуславливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также их непрочность; Трудности выработки дифференцировок, т.е. возможность сформировать новые условные связи и затормозить старые, т . е. учащиеся с трудом усваивают новые требования и привыкают к изменившимся требованиям. Концентрический способ построения программы.

Слайд 10

Показатели готовности учащихся к переходу в среднюю школу Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия и др. Качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.

Слайд 11

Основное: Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Соблюдение учебных требований, единства методов и форм обучения и воспитания на уроках и во внеурочное время. Соблюдение норм и правил санитарно-гигиенического режима. Система устного и письменного контроля за усвоением программного материала, гуманный подход к оценке знаний учащихся. Диагностика качества знаний, ее результативность .

Слайд 12

Основное: Соблюдение орфографического режима : ведение тетрадей (рабочих, контрольных, по развитию речи ); ведение дневников и др. Развитие речи, обогащение словарного запаса на уроках. Взаимодействие учителей начальной школы, учителей-предметников, классных руководителей в решении проблемы преемственности . Роль классного руководителя в создании благоприятных условий для дальнейшего развития и становления личности подростка. Анализ процесса социально-психологической адаптации учащихся.

Слайд 13

Содержание психологической диагностики Анкета для учащихся 5-х классов Опросник «Отношение к учебным предметам» Уровень развития внимания Уровень развития памяти Уровень школьной мотивации Взаимоотношения в классе Эмоциональное состояние учащихся Уровень самооценки Уровень воспитанности Социально-психологическая адаптация 4 четверть 4 класса, 1 четверть 5 класса

Слайд 14

Результаты анкетирования учащихся 5-х классов Трудно ли тебе учиться в 5 классе? Легко – 50% Иногда трудно, иногда легко – 44% Трудно – 6% Быстро ли ты привык к новым учителям, воспитателям, кабинетам? Быстро – 25% Не очень быстро – 50% Пока не привык – 25% Когда тебе больше нравится учиться? В 3 классе – 6% В 4 классе – 6% В 5 классе – 81% В другой школе – 6%

Слайд 15

Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям: Внимательно изучить личные дела и характеристики класса и учеников-выпускников начальной школы совместно с первым учителем. Строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования при работе с детьми младшего подросткового возраста . Использовать методы активизации и приемы дифференцированного обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей учащихся. Соблюдать на уроках оптимальный темп деятельности и уровень научности при подаче учебного материала, создавать ситуации успеха для всех учащихся. Принимать участие в заседаниях учителей начальных классов с целью анализа содержания программы , преемственности методов и приемов обучения младших подростков, единства требований к знаниям учащихся .

Слайд 16

Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям: Практиковать проведение уроков-знакомств учителей-предметников в выпускных классах начальной школы и посещение уроков коллег в параллели. Посещать уроки учителей-предметников учителями начальных классов. Организовывать проведение индивидуальных консультаций психолога и социального педагога с детьми и их родителями по проблемам адаптации к обучению в среднем звене или по возникающим любого рода проблемам и вопросам обучения, поведения и воспитания детей. Продолжать начатую в начальной школе работу по формированию классного коллектива и самосознания учащихся , используя активные формы работы с детьми.

Слайд 17

Рекомендации учителям-предметникам: 1 . Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников. 2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:  готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);  правильность оформления тетради, различных видов работ;  требования к ведению дневника. 3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:  начинать уроки со звонком;  готовиться к уроку на перемене;  прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;  поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа. 4 . Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей. 5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.

Слайд 18

Рекомендации учителям-предметникам: 6. Урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку. 7. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений. 8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями. 9. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом. 10. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. 11 . Регулярно записывайте в дневники домашние задания, выставляйте оценки. 12. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь. 13. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».

Слайд 19

Рекомендации классному руководителю 5-го класса: Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно. С первых дней обучения в 5-ом классе выработайте систему правил жизни в классе. Продумайте , какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах. Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся. Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы. Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.

Слайд 20

Рекомендации учителям начальных классов: Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу. Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их словарный запас, в том числе за счет специальных терминов. Работать над скоростью письма и каллиграфией. Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания, механической и оперативной памяти. Разработать рекомендации родителям для тренировки памяти и внимания детей. Повысить требовательность к формированию у детей вычислительных навыков, компонентов арифметических действий и др. Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время. Добиваться от учащихся полных ответов. Приучать учащихся самостоятельно работать с учебником. Повышать степень самостоятельности учащихся на уроках и во вне учебное время.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в обучении и воспитании учащихся на школьном логопункте (Доу-начальные классы, логопед, русский язык)

Данный материал представляет опыт работы школьного логопеда, логопеда ДОУ, психолога, учителей русского языка. Будет полезен многим категориям учителей и воспитателей, психологам....

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Переход из начального в среднее звено

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5­м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения....

Доклад на педагогический совет и методическое объединение

Применение метода проектов на уроках биологии из опыта работ....

Выступление на педагогическом совете (результативность методического объединения специалистов МО (2016 год)

Выступление на педагогическом совете (результативность методического объединения специалистов МО (2016 год)...