Информационные технологии как средство эффективного информационного обеспечения пользователей библиотеки.
материал на тему

Филиппова Елена Владимировна

      Библиотекарь сегодня является проводником не только в мир книг, но и в загадочный мир Интернета. С каждым годом все больше запросов пользователей библиотеки касается использования Интернета и информационных ресурсов. Использование информационных технологий в работе библиотекаря дает возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии как средство эффективного информационного обеспечения пользователей библиотеки

Е.В.Филиппова, библиотекарь

МБОУ «Школа № 17», г. Полысаево

      Библиотекарь сегодня является проводником не только в мир книг, но и в загадочный мир Интернета. С каждым годом все больше запросов пользователей библиотеки касается использования Интернета и информационных ресурсов, да и мы сами школьные библиотекари большую часть поиска осуществляем через Интернет-ресурсы.

    Однако для того, чтобы грамотно и быстро найти ответ, нужно быть не просто библиотекарем, но еще и информационным специалистом, который владеет навыками и знаниями поиска информации в сети. Использование информационных технологий в работе библиотекаря дает возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу. При этом классические и привычные формы работы в библиотеке, с фондом и читателями, никто не отменял, поэтому необходимо сочетать в себе традиционные и инновационные формы работы.

    Перед современной школой стоит важная задача – научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека путем привлечения детей к чтению с опорой на информационные технологии. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе – главная проблема современности, поэтому главным направлением работы нашей школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и педагогам в учебно-воспитательном процессе.  

    В своей работе использую средства ИКТ для проведения уроков, бесед, выставок, обзоров и различных мероприятий. Презентации Power Point использую в качестве демонстрационного и сопровождающего материала. Использование презентационных выступлений позволяет сделать мероприятие ярче, акцентировать внимание читателей. В нашей библиотеке имеются, к сожалению только два компьютера, доступ к Интернету и копировально-множительная техника. Электронный фонд пополняется собственными коллекциями материалов со ссылками, шаблонами оформления титульного листа учебного реферата, варианты библиографического описания книг, статей, электронных ресурсов для грамотного оформления списков использованных источников в соответствии с ГОСТами. Ими пользуются как учащиеся, так и педагоги. Использование мультимедиа ресурсов позволяет преподавателю использовать их как дополнительный материал к уроку, как справочно-информационные пособия, в качестве консультанта, тренажера, контролера знаний, способствующих более глубокому усвоению информации.
Интерактивная предметная медиатека «Образование третьего тысячелетия», успешно используется учителями-предметниками.

    Одной из задач библиотеки по информационному наполнению образовательного пространства школы является накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фондов мультимедиа материалов, но и поиск, сбор, оценку, систематизацию Интернет-ресурсов для его использования как в режиме on-line, так и в режиме локального доступа.

      В настоящее время много русских библиотечных ресурсов. Такие гиганты как Государственная публичная научная техническая библиотека http://www.gpntb.ru/, Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/, Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/, Государственная публичная историческая библиотека http://www.shpl.ru имеют в Интернет богатые красочные страницы.

     Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек позволяет создавать собственные информационные продукты, которые помогают пользователю ориентироваться в информационно-образовательном пространстве. Каждый год для учащихся составляю списки внеклассного чтения, тематические памятки, буклеты, книжные обозрения, консультирую в процессе работы с мультимедиаресурсам.   Полученные школой CD – диски по различным общеобразовательным предметам стали основой для создания фонда медиаресурсов.  

Новые информационные технологии в практике работы библиотеки,  доступ к Интернету значительно повысили статус школьной  библиотеки. Наряду с печатными изданиями в библиотеку поступают издания в электронной форме («1 сентября»), а доступ к ним позволяет оперативно и наиболее полно организовать получение информации.  Научившись читать, каждый школьник должен грамотно овладеть инструментом, с помощью которого добываются знания, необходимая информация, т.е. документ (книга, периодика) как в традиционном его виде, так и в электронном варианте. И чем раньше он овладеет навыками работы с информацией, научится ее добывать, критически оценивать и пользоваться, приобретет необходимость в постоянном ее использовании, тем больше уверенности, что он не потеряется  в мире информации.    



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Применение информационных технологий для повышения эффективности обучения на уроках математики

В данной стаье описаны основные напрсвления школьного образования и возможности информационных технологий....

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ        ДОКЛАДна тему:«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАНН...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Основными задачами применения информационных технологий  на уроках являются:-повышение интереса обучающихся к изучаемому предмету;-повышение самостоятельности и активности при изучении математики...

Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе", информатика, 9 класс.

Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе" может быть проведен на уроке информатики в 9 классе, используются материалы &l...