Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
статья на тему

Буханова Анна Михайловна

Обобщение опыта по теме

«Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

 

Введение ФГОС ООО предполагает использование на уроках системно-деятельностного подхода. Это возможно, если использовать инновационные формы работы.Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получить образование с учётом индивидуальных возможностей.

Каковы признаки групповой работы?

Каковы «плюсы» групповой формы работы

Каковы «минусы» и трудности организации групповой работы на уроке?

Как распределить учащихся по группам?

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

Как организовать работу группы?

Приём «Шесть шляп»- рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Он формирует умение осмысливать свой опыт; умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе. Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета. Приведу пример из собственного опыта.

Разработка урока литературы.

Класс: 7

Тема урока: «Образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Цель урока: создать условия для развития УУД.

Задачи:

личностные УУД: формирование нравственно-этических норм (воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям);

познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе;

коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач;

предметные УУД: раскрыть образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина; провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести «Станционный смотритель».

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа, шесть шляп разных цветов, шесть ноутбуков.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta._buhanova_a.m.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

«Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Введение ФГОС ООО предполагает использование на уроках системно-деятельностного подхода. Это возможно, если использовать инновационные формы работы.

Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получить образование с учётом индивидуальных возможностей.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

  1. воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
  2. ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
  3. ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;
  4. сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.

Для этого провожу нестандартные по форме уроки. На этих уроках (урок-путешествие, урок-телемост, урок-журнал, урок-экскурсия) удается создать эмоционально-интеллектуальную атмосферу творческого общения, умение высказать свою точку зрения, формировать жизненную позицию, и нравственные качества учащихся. Ученики отрабатывают в разноуровневых упражнениях различные правила, используя диалог и монолог. Такие необычные уроки помогают показать ценность знания русского языка, способность справиться с заданиями без посредников на основе изученного ранее учебного материала. Этому способствует групповая форма работы как фактор саморазвития школьников.

Каковы признаки групповой работы?

Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:

  • на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;
  • состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;
  • каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;
  • учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.

Каковы «плюсы» групповой формы работы?

Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Каковы «минусы» и трудности организации групповой работы на уроке?

Часто учащихся объединяют в группы по принципу «сильный – слабый». При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой «участок работы» и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.

Как распределить учащихся по группам?

Каждый учитель, используя групповую форму работы, ищет и находит свои способы преодоления указанных недостатков. Уже первый этап любой групповой работы – разделение учеников и формирование групп – позволяет определиться с подходами к использованию тех или иных достоинств и преодолению недостатков этой формы работы. Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице.

Способ формирования группы

Достоинства

Недостатки и пути их преодоления

По решению учителя

Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп)

Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся

По желанию учеников

Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше

Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую)

По набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 ученикам предоставляется право набрать себе группы)1

Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда

Психологический пресс на тех, кого выбирали последними2 или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ (учитывается путем расчета коэффициента индивидуального участия)

По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей)

Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп

Не всегда соответствует симпатиям-антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована

По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам

Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность состава

Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие – нет

1 – Обычно это делается так: эти 5–7 первых по рейтингу выходят к доске и по очереди вызывают к себе в группу одного из сидящих в классе учеников.

2 – Кстати, интересный способ ранжирования учеников – силами самих учеников, по их мнению.

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

Безусловно, нет. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении. И, наконец, немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в средних классах имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха «пока другие решают».

Как организовать работу группы?

Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся.

Хочу остановиться на приёме «Шесть шляп» - рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Он формирует умение осмысливать свой опыт; умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Пример.

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

Приведу пример из собственного опыта.

Предмет: литература

Класс: 7

Тема урока: «Образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Цель урока: создать условия для развития УУД.

Задачи:

личностные УУД: формирование нравственно-этических норм (воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям);

познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе;

коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач;

предметные УУД: раскрыть образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина; провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести «Станционный смотритель».

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа, шесть шляп разных цветов, шесть ноутбуков.

Ход урока

1. Организация учащихся на урок.

2. Ситуация успеха.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

Дома вы поработали с литературным энциклопедическим словарём. Объясните значение словосочетания «маленький человек».

(«Маленький человек» в литературе - обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).

Итак, «маленький человек» (прикрепляю на доску).

Ребята, на парте у вас лежат карточки, выберите те слова, которые у вас ассоциируются с «маленьким человеком». (Учащиеся называют слова и прикрепляют на доску вокруг словосочетания «маленький человек»)

(Бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение…)

3. Постановка учебных задач.

Какую цель мы ставим на уроке? (ответы)

Итак, мы определили цель нашего урока: характеризуя главного героя Самсона Вырина, мы должны рассмотреть образ «маленького человека».

Для того чтобы отследить уровень знаний по теме, предлагаю заполнить таблицу «Знаю - хочу узнать – узнал». Запишите в первый столбик то, что вы знаете о Самсоне Вырине. Во второй столбик запишите то, что бы вы ещё хотели узнать по теме урока. Читают записанное. Наша учебная задача: найти ответы на эти вопросы.

3. Планирование действий.

Что мы для этого будем делать? Давайте составим план наших действий.

(Обсуждая, фиксирую предложения детей на доске, задавая вопросы «Зачем мы это будем делать?», «Для чего?», «Тогда к какому результату мы придём?»)

4. Определение средств.

Для того, чтобы рассмотреть образ «маленького человека», мы вернёмся к началу повести и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышлять, дать характеристику Самсону Вырину, объяснить выбор жизненного пути, нам помогут шесть шляп, потому что мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами. (Презентация.)

Слайд № 1

«Белая шляпа» - точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Самсоном Выриным.

Слайд № 2

«Жёлтая шляпа» - похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.

Слайд № 3

«Чёрная шляпа» - отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

Слайд № 4

«Красная шляпа» - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.

Слайд № 5

«Зелёная шляпа» - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.

Слайд № 6

«Синяя шляпа» - вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.

Слайд № 7

Внимание! Третий столбик вы заполняете в течение всего урока после выступления каждой группы.

4. Самостоятельный поиск. В дальнейшем – 5. Обсуждение решения самостоятельного поиска.

У каждой группы компьютер, в котором расположены папки с названием шляп с индивидуальным заданием. Распределение «ролей» в группе, их обязанностей.

По ходу ответов вы записываете себе в тетрадь черты характера Самсона Вырина.

Чтобы понять характер Самсона Вырина, нужно всё пережить вместе с ним: жизнь до приезда Минского, отчаяние оттого, что лишился самого дорого - Дуни, а в этом помогут нам шесть шляп.

Задание «Белой шляпы»

1. Как звали главного героя? (Самсон Вырин)

2. Чем занимается Самсон Вырин? (Он станционный смотритель.) Как это его характеризует? (Занимает низкое социальное положение.)

3. Выразительно прочитайте отрывок «Знакомство с Выриным».

(«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего, бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах».

4.  Как характеризует героя его портретное описание? (Беден, но не ропщет на судьбу, довольствуется тем, что имеет; с довольным видом говорит о дочери, гордится ею и любит её.)

5. Как выглядит его жилище? (Просторная комната была украшена картинками, изображавшими историю блудного сына, на окнах стояли цветы, за пестрой занавеской — кровать, кругом чистота и порядок.) Как оно характеризует героя? (Чистоплотный, аккуратный.)

6. Какое событие резко изменило его «счастливую» жизнь?

7. Как горе потери близкого и дорогого человека отразились на Вырине?

(«Как он постарел! Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика») (Из бодрого мужчины Самсон Вырин превратился в убогого старика. Беда сломила его.)

8.  Какой приём использует Пушкин в портретном описании Вырина? (Антитезу)

Выступление «Белой шляпы». Назовите ключевое слово. О ком мы говорили? (Ответы детей, записываю на доске: 1. Самсон Вырин)

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления «Белой шляпы» - в образе Самсона Вырина А.С.Пушкин показал, что у героя единственная радость, отдушина – его дочь.

Задание «Жёлтой шляпы»

1. Что такое «станционный смотритель»? Зачитайте, что говорит об этой должности герой.

(«…Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него, как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но, если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! ...»)

2. Как вы думаете, приносила ли С.Вырину удовлетворение его работа?

3. А почему он не ушел с этой работы? (Так как некуда больше пойти.)

4. В эпиграф к повести взяты строки: «Коллежский регистратор, /Почтовой станции диктатор». Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему? (Диктатор – правитель, пользующийся неограниченной властью. Вырин же слабый, робкий, бедный человек, он не может за себя постоять. Защитить таких людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли. Пушкин использует приём иронии.)

5. Где обретал истинное успокоение станционный смотритель? (Обретал дома, рядом с дочерью). Найдите отрывок, который демонстрирует нам то, как живут Самсон Вырин и Дуня.

6. Сочувствовали ли вы герою? Почему?

7. Назовите основную черту характера, которая позволила выжить в таком жестоком мире? (одно прилагательное)

Выступление «Жёлтой шляпы» (ответы детей, записываю на доске: 2. Робкий (любое прилагательное)

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают) Запишите в тетрадь.

Вывод учителя (после выступления «Жёлтой шляпы») - спокойствие, покорность, смирение помогают выжить в жестоком мире. Пушкин подчёркивает, что люди безжалостны, равнодушны к миру «маленького» человека.

Задание «Чёрной шляпы»

1. Рассмотрите финальную сцену этой истории, где Дуня приезжает на могилу отца. Зачитайте. (Мальчик сообщил, что летом сюда приезжала “прекрасная барыня” с тремя барчатами, на кладбище она пошла без провожатого, долго лежала и плакала возле могилы смотрителя, а уезжая, щедро раздавала деньги.)

2. Счастлива ли Дуня? Раскаялась ли она в своем поступке? (Да, но что-то заставляет нас усомниться в том, что Дуня счастлива. Например, то, что она плачет и лежит на могиле отца, выдает какую-то глухую грусть. Внешне жизнь ее блестящая, но под этим блеском тонкий рассказчик намечает чувство вины перед отцом и тоску.)

3. Сравните «Притчу о Блудном сыне» с Дуней Выриной.

Чем схожи позиции родителей в «Станционном смотрителе» и в «Притче о Блудном сыне»? (Одинаковая позиция – прощают своих детей. Вырин ждёт возвращения и раскаяния блудной дочери, и он готов её принять и простить, но не дождался и умер.)

А кто из детей оказался счастливее? Почему? (Блудный сын, так как вернулся и попросил прощения. Дуня возвращается, но, оказывается, что вернуться некуда. Жизнь устроена проще и жёстче самых мудрых притч.)

Вывод: очень важно говорить родителям о том, как мы их любим, уважаем, ценим.

Выступление «Чёрной шляпы» (ответы детей, подписываю прощающий к слову робкий)

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают) Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления «Чёрной шляпы» - заканчивается повесть грустно - умирает главный герой, так и не дождавшись своей дочери. Как видим, трагична судьба «маленького человека».

Задание «Красной шляпы»

1. Расскажите, почему Дуня решается уехать с Минским?

2. Как реагирует отец на «побег» дочери»?

(«…Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел, и пошел сам к обедни…»

«…Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою; его свезли в С*** и на его место определили на время другого») (После похищения Дуни Вырин заболел, слёг в горячке.) (Вырин уверен, что дочь ждёт неминуемое несчастье, что Минский «подержит и бросит» Дуню. Сюжет притчи, патриархальные традиции это подтверждают: жизнь без благословения отца не может быть счастливой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна для него навсегда, и не хочет в это верить. Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.)

3. Как отец находит свою дочь и какие чувства при этом испытывает?

4. Что делает Минский, чтобы отделаться от него? (Предлагает деньги.)

5. Почему слезы негодования появляются на лице Самсона в этот момент? (Чувствует себя униженным, растоптанным, оскорблённым.)

6. Смог ли станционный смотритель вернуть свою дочь? Почему? (Нет. Он не смог бы ничего предпринять против Минского…)

3. Опишите три поступка Самсона Вырина, которые его характеризуют (три глагола)

Выступление «Красной шляпы» (ответы детей, подписываю: 3. Работает, страдает, умирает)

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают) Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления «Красной шляпы» - «маленький человек» - Вырин - способен на переживание, у него тоже есть чувства. Он мечтает о простом человеческом счастье. Потеряв дочь, отец навсегда потерял любовь, смысл жизни, а вместе с ним и саму жизнь. Бедняк не просто остался бедняком; его оскорбили, растоптано его человеческое достоинство. А семейное, женское, материнское счастье дочери лишь усугубляет горе старика-отца.

Выступление «Зелёной шляпы» (ответы детей, подписываю: 4. Жил в своём мире)

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают) Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления «Зелёной шляпы» - к сожалению, Самсон Вырин не смог вернуть свою Дуню, не смог наладить свою жизнь. Пушкин подчёркивает беззащитность и одиночество «маленького человека»; показывает силу и мощь государственной машины, и уязвимость мира героя.

Задание «Синей шляпы» 

Поразмышляйте: Кто же виноват в трагедии Вырина?

Можно ли назвать предательством поступок Дуни и как-то его оправдать?

 (Вопреки устоявшемуся жизненному сюжету (обман доверчивой бедной девушки богатым повесой), с Дуней происходит «чудесное» превращение: Дуня стала богатой и любимой, стала «прекрасной барыней». Но произошло, может быть, невольное, предательство отца: его не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню. Дочь Самсона Вырина приносит любящего отца в жертву своему счастью, хоть и испытывает чувство вины перед ним. В конце повести Дуня явно сгибается под тяжестью запоздалого раскаяния. Но Дуня опоздала, прощения отца она не получили, в отличие от блудного сына из библейской притчи.)

Кто в итоге для вас Самсон Вырин? (одно существительное)

Выступление «Синей шляпы» (ответы детей, подписываю: 5. Жертва.)

Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают) Запишите в тетрадь.

Вывод учителя после выступления «Синей шляпы» - в повести Пушкин рассказал историю нелёгкой жизни героя вовсе не затем, чтобы над ним посмеяться. Он своей повестью обвинял общество, которое нравственно калечит человека. Он заставляет читателя задуматься над судьбой «маленького человека» и отнестись к его невзгодам и бедам с сочувствием.

Ребята, работали вы в разных шляпах, то есть рассматривали образ героя с какой-то одной стороны. Но в итоге у нас получился целостный образ героя. На доске записан синквейн.

Самсон Вырин

Робкий, прощающий

Работает, страдает, умирает

Живёт в своём мире

Жертва

6. Подведение итогов урока.

Какова тема урока? («Образ «маленького» человека в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)

А что вы узнали нового о Самсоне Вырине, прочитайте то, что вы записали в третий столбик «Узнал».

7. Оценивание работы группы.

Были ли использованы достоверные источники?

Были ли приведены убедительные доводы?

Соответствует ли представленный результат представленной задаче?

Насколько представленный результат выглядит завершённым?

Насколько этот результат интересен классу?

Насколько видна роль каждого участника группы?

8. Домашнее задание: написать мини-сочинение «Смысл жизни Самсона Вырина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки...

Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических...

Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...

«Преподавание русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» Авдеева Л.И.

В работе представлены методические принципы формирования основ коммуникативной компетенции школьников  на уроках русского языка и литературы....

Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...