"Адаптация пятиклассников".
методическая разработка (5 класс) на тему

Байбулатова Лариса Равильевна

"Адаптация пятиклассников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_ne_dolzhna_vnosit_rezkoy_peremeny_v_zhizni_detey.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

     «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений», - писал В. А. Сухомлинский.

       Поступление в пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляется переход к новому образу жизни, новым условиям деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями и разным стилем общения является ярким внешним показателем их взросления. Перед пятиклассником ставятся задачи нового, по сравнению с начальной школой, уровня, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

       Возраст 10-12 лет пограничный между детством и отрочеством. Это пространство и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный переходный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой - с ошибками в организации обучения (условно-педагогический кризис). Первый из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка «изнутри», а другой - «извне».

        Итак, каков путь адаптации 5Г класса?

    1. Новый 5Г «пришёл» с характерными   психологическими особенностями учащихся 5 - х классов: у многих замедлился темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь некоторым требуется больше времени. Ребята стали отвлекаться, их настроение часто менялось. Это явилось причиной замечаний, наказаний, привело к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Но к концу 1 четверти заметила, что стали собранными, меньше отвлекались.

2. Кабинетная система обучения.

      В организации процесса обучения в 5 классе идёт   адаптация учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, распространяется явление «беспризорности» (неприкаянности) детей в школьном здании. Хочу отметить, что с этим этапом мы справились успешно. 2 сентября мы прошли по школе –больше проблем не возникало.

3. Падение успеваемости и интереса к учебе на переходе из начальной в основную школу.

        По моему мнению, дело, прежде всего, в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т.е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, мы, учителя-предметники приходим на урок из старших классов и видим своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Мы переносим методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.

     Например, по мнению многих учителей-предметников в моем классе, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается прежде всего в работе с текстами. В начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с учебником. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута и поэтому вызывает трудности. Кроме этого, основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, это художественные тексты или научно-популярные статьи (описания), апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе «учитель - ученик».

4.  «Неумение слушать товарища».

     Слабо развито овладение   умением учиться - определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем; переносить способы действия из одной предметной области в другую; строить алгоритмы своих действий.

       Успешность самореализации подростков тесно связана с общим стилем взаимоотношений в учебном коллективе. В этом плане очень важно, чтобы учитель создавал ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения.

      Для решения поставленных мы, педагоги, должны реализовать ряд важных условий:

  1. Создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;
  2. Обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат;
  3. Развитие рефлексивных умений учащихся - умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использование метода совместных (учитель - ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития;
  4. Предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.

Результаты анкетирования учащихся 5Г класса

  1. Прежде всего, хочу сообщить, что я -  учусь хорошо, я уже взрослый, я пятиклассник, нашёл новых друзей.        
  2. Если сравнивать с учебой в 4-м классе, то сейчас – стало сложно учиться, много учителей, много кабинетов, много разных предметов, больше стали задавать уроков, я стал умнее.        
  3. Иногда я – устаю, получаю «3», «4», не высыпаюсь, веду себя плохо, опаздываю.
  4. Самый интересный для меня предмет – физкультура, технология, биология, история, английский, математика.
  5. А ещё я – получила много «5», хорошо бегал на дне здоровья, в активе класса, ничего не успеваю, подрался, двоечник.
  6. Кроме этого я хочу рассказать о – мне нечего рассказать, достали одноклассники, достали учителя, дружу со всеми, стал лучше учиться, гуляю после уроков.
  7. Самый трудный предмет для меня в 5-м классе – русский язык, математика, литература.
  8. Больше всего я хочу  много «5», остановить время, найти друзей, быть отличником, поехать в поездку, закончить школу, денег, ничего не хочу.
  9. А в большинстве случаев у меня настроение – отличное, нормальное, хорошее, великолепное, не очень хорошее, просто класс, сонное, иногда плачу.
  10. Ещё я хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5-ом классе  строгие, злые, ласковые, добрые, хорошие, справедливые, не справедливые, требовательные.
  11.  Мой классный руководитель – очень добрый, самый лучший, терпеливый, красивый, весёлый, полудобрый, кричит.

МОУ «Лицей № 7»

                                           

Из опыта работы классного руководителя 5 Г                          

                                                                                                    Байбулатовой Л. Р.

«Адаптация пятиклассников»

(выступление на педсовете «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания» от 09. 11. 2015)

                                                     

гор. округ Саранск 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...