Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.
статья на тему

Юлия Семеновна Мекина

Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  обучающихся  на уроках литературы в старших классах по ФГОС.

                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_chteniya.docx26.59 КБ
Файл pedagogicheskie_chteniya.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  обучающихся  на уроках литературы в старших классах по ФГОС.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является приоритетной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе  образовательного учреждения семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развития способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

 Цель данной работы: разработать  эффективные инновационные формы и методы духовно-нравственного и патриотического воспитания  на уроках литературы.

Объект: духовно-нравственное и  патриотическое воспитание школьников в процессе обучения.

Предмет исследования: методы и формы духовно-нравственного воспитания  школьников на уроке литературы.

Задачи

1. Раскрыть основные направления  духовно-нравственного и патриотического воспитания  на уроке литературы в контексте современных задач гражданского общества на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

2.Совершенствовать навыки художественного анализа( осмысление) текста.

3. Воспитывать школьника-патриота своей страны.

Что такое духовность? Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». (В.И. Даль) Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Умение быть добрым, милосердным, нравственным, уравновешенным, культурным, умение прощать - это есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, всё то, что может нас возвысить над вчерашними достижениями.

Что такое нравственность? Нравственность - компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать, чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приёмы передачи вовне своего внутреннего мира.

Духовность и нравственность - это понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Что такое духовно-нравственное воспитание? Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Главная цель духовнонравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Нравственные знания являются основой жизни человека в обществе. Еще К.Д. Ушинский называл нравственность «золотой оправой образования». Именно нравственные знания определяют мировоззрение, деятельность, поведение и поступки людей. Усвоение нравственных знаний происходит на протяжении всего периода обучения ученика в школе. Современная школа имеет богатый опыт проведения урочных, внеурочных и внешкольных занятий в данном направлении. Безусловно, ведущая роль в урочной деятельности принадлежит гуманитарной составляющей содержания учебных предметов и воспитательному потенциалу уроков.

Роль уроков русского языка и литературы особенно значима, поскольку это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно- нравственного воспитания учащихся.

Первоочередной задачей учителя-словесника является духовно-нравственное воспитание школьника, способствующее формированию личности ученика. В жизни каждый человек встаёт перед нравственным выбором и каждый, поступает по-своему, это зависит от его духовных качеств.

Эффективными формами воспитания патриотизма, которыми я ипользую на уроке являются  знакомство  с биографиями выдающихся  писателей, характеристикой героев произведений, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу; с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве;   приобретение и расширение знаний о родном крае;  формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений; компьютерные презентации.

В своей деятельности  для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки- исследования, беседы, семинары, дискуссии, позволяющие рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Например: «Суд над Пугачёвым» по повести «Капитанская дочка»», «В чём трагедия Е.Базарова?» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», «Нравственные пути искания Андрея Болконского», «Образ Наташи Ростовой» по роману Л.Н. Толстого. Такие уроки развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.

При изучении  драмы Островского «Бесприданница»  я говорю о том, что произведение  несёт сложную смысловую нагрузку. В  сердце героини живет любовь. О ней мечтает Лариса, любовь для нее все, но любовь эта никому не нужна. Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Для раскрытия образа Ларисы  Огудаловой на уроке я использую схемы, таблицы, позволяющие более ярко представить героиню. Акцентирую внимание на том, что если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма «Бесприданница» звучит вполне современно и актуально, что позволяет на  ее примере воспитывать подрастающее поколение.

На уроке  литературы при изучении произведения «Отцы и дети» И. С.Тургенева  я обращаю внимание на  конфликт поколений. Стоит отметить, что  поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков. Рассуждая на подобные темы на уроках литературы, я стараюсь воспитывать в детях уважение к старшему поколению, их устоявшимся традициям. Нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества.

               При изучении произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»  обращаю внимание на слова Родиона  Раскольникова  :

 «Не подлец человек » - из этого тезиса не обязательно заключение: « нет никаких преград». Можно не забывать, что человек – творение Божие, что человеку дана свобода воли, свобода выбора, и только вследствие  своего падения человек подвержен греху « Разве я старушонку убил?  Я себя убил, а не старушонку ! Не для того я убил , чтобы получить средства. Я для себя убил, для себя одного.» .На уроке  мы говорим о нравственной свободе выбора героя, что этот   выбор  должен быть  правильным, потому что мы несем  ответственность за каждый свой поступок.

Обсуждая на уроке преступление Раскольникова, я знакомлю детей с такими  понятиями  как «страдание», «раскаяние», наказание», « искупление», «прощение». Эти качества столь необходимы для человеческой души, но чтобы осознать их, нужно преодолеть  долгий и сложный путь раскаяния.

Изучая произведение Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба», я говорю с ребятами не только о патриотизме русского народа и о гражданской позиции автора, но и об авторских рассуждениях, о честолюбии и человеческой гордыне. Подвожу ребят к выводу, что гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии. . В 2013 учебном году  ученица  6 класса Булатова Рита    проводила исследовательскую работу  на тему «Запорожская Сечь в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», в которой  изучила  теоретические сведения об истории возникновения Запорожской Сечи, ее нравы и законы; проанализировала и

выявила местные обычаи на основании исторического прошлого славянских народов; подчеркнула величие  и героику борьбы  за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества , силу воли и духа запорожцев. Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любовью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчикам

При изучении рассказа Л.Н.Толстого «После бала» обращаю внимание детей на раздумья героя о взаимной любви, согласии в обществе, которые возможны лишь при условии, если человек начнёт с себя. Анализ ситуации, где герой поставлен перед нравственным выбором, и оценка его решения с учётом последствий поступка позволяют учащимся оценивать собственные действия, формируют умения выбирать оптимальный вариант нравственного решения и его исполнения.

Обучение анализу поступков героев способствует саморазвитию учащихся. Используя понятия «мотив поступка», «цель жизни», обучающиеся проводят параллель от литературы к жизни, создавая модель своего будущего.

Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения- рассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве, чести и человеческом достоинстве, например, “Возвышенность всегда должна проверяться человечностью», «Нравственные требования к себе и к миру», «Свойственно ли человеческой природе чувство добра», «Навеки -девятнадцатилетние». Из сочинений учащихся:

«…Предательство Родины - наибольшее преступление  для меня. Воинскую честь я всегда ставил выше своей жизни. Я не способен  на измену и вечный позор…», «Детям в годы войны были присуще все качества настоящих солдат:   выносливость,  смелость,  мужество, храбрость. Их подвиги бессмертны. Они отдавали свои жизни за то, чтобы наша Родина  была свободной страной..»

На уроках русского языка  в рамках подготовки обучающихся к экзаменам ОГЭ и ГИА,  я провожу сочинения на морально- нравственную  тему,  стараюсь приобщить учащихся к тому, что умение жить  с другими людьми определяется нравственностью, то есть нормами поведения, определенными действиями, призванными выражать уважение, доброжелательность и внимание к человеку.  Прививаю на уроке  уважение к человеку как к высшей ценности, потому что вежливость — стиль взаимоотношений, которого  придерживается нравственно воспитанный человек.  Из сочинений обучающихся:

«…Умение жить с другими людьми, то есть доброжелательно к ним относиться, характеризуется терпимым отношением к другим вкусам и мнениям, сочувствием человеку при его неудаче, поддержкой в трудной для него ситуации..»

.      Воспитание гражданственности, патриотизма происходит, когда ребята собирают материалы к сочинению о малой родине, её памятниках, историческом прошлом. При подготовке к таким урокам учащиеся посещают школьный музей, библиотеки, встречаются со старожилами посёлка и ветеранами Великой Отечественной войны.

Огромная работа учителя по духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения  невозможна без взаимодействия  с семьей ученика.

Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества. А мы, педагоги,  всегда готовы к сотрудничеству с семьей в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения: не равнодушного, ответственного, честного, трудолюбивого, с активной гражданской позицией.

Литература.

Андреева А.Н. Обучающие практические работы по литературе. М., 2008.

Зинин С.А. Литература. Сдаем единый государственный экзамен. М., 2010.

 Карпов И.П. Православные традиции в русской литературе.  М., 2009

Кучина Т.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе. М., 2010.

Зинин С.А. Литература. Сдаем единый государственный экзамен. М., 2010.

Сигов В.К. Экстернатная форма обучения 10 -11 классы. М., 2008.

Тодоров Л.В. Литература 9-11 класс. М., 2009.

Шолохов М.А. Тихий Дон. М., 2009.

Шадрина С.Б. Литература. «Учитель», 2007



Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  обучающихся  на уроках литературы в старших классах по ФГОС.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является приоритетной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе  образовательного учреждения семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развития способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

 Цель данной работы: разработать  эффективные инновационные формы и методы духовно-нравственного и патриотического воспитания  на уроках литературы.

Объект: духовно-нравственное и  патриотическое воспитание школьников в процессе обучения.

Предмет исследования: методы и формы духовно-нравственного воспитания  школьников на уроке литературы.

Задачи

1. Раскрыть основные направления  духовно-нравственного и патриотического воспитания  на уроке литературы в контексте современных задач гражданского общества на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

2.Совершенствовать навыки художественного анализа( осмысление) текста.

3. Воспитывать школьника-патриота своей страны.

Что такое духовность? Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». (В.И. Даль) Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Умение быть добрым, милосердным, нравственным, уравновешенным, культурным, умение прощать - это есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, всё то, что может нас возвысить над вчерашними достижениями.

Что такое нравственность? Нравственность - компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать, чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приёмы передачи вовне своего внутреннего мира.

Духовность и нравственность - это понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Что такое духовно-нравственное воспитание? Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Главная цель духовнонравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Нравственные знания являются основой жизни человека в обществе. Еще К.Д. Ушинский называл нравственность «золотой оправой образования». Именно нравственные знания определяют мировоззрение, деятельность, поведение и поступки людей. Усвоение нравственных знаний происходит на протяжении всего периода обучения ученика в школе. Современная школа имеет богатый опыт проведения урочных, внеурочных и внешкольных занятий в данном направлении. Безусловно, ведущая роль в урочной деятельности принадлежит гуманитарной составляющей содержания учебных предметов и воспитательному потенциалу уроков.

Роль уроков русского языка и литературы особенно значима, поскольку это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно- нравственного воспитания учащихся.

Первоочередной задачей учителя-словесника является духовно-нравственное воспитание школьника, способствующее формированию личности ученика. В жизни каждый человек встаёт перед нравственным выбором и каждый, поступает по-своему, это зависит от его духовных качеств.

Эффективными формами воспитания патриотизма, которыми я ипользую на уроке являются  знакомство  с биографиями выдающихся  писателей, характеристикой героев произведений, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу; с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве;   приобретение и расширение знаний о родном крае;  формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений; компьютерные презентации.

В своей деятельности  для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки- исследования, беседы, семинары, дискуссии, позволяющие рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Например: «Суд над Пугачёвым» по повести «Капитанская дочка»», «В чём трагедия Е.Базарова?» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», «Нравственные пути искания Андрея Болконского», «Образ Наташи Ростовой» по роману Л.Н. Толстого. Такие уроки развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.

При изучении  драмы Островского «Бесприданница»  я говорю о том, что произведение  несёт сложную смысловую нагрузку. В  сердце героини живет любовь. О ней мечтает Лариса, любовь для нее все, но любовь эта никому не нужна. Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Для раскрытия образа Ларисы  Огудаловой на уроке я использую схемы, таблицы, позволяющие более ярко представить героиню. Акцентирую внимание на том, что если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма «Бесприданница» звучит вполне современно и актуально, что позволяет на  ее примере воспитывать подрастающее поколение.

На уроке  литературы при изучении произведения «Отцы и дети» И. С.Тургенева  я обращаю внимание на  конфликт поколений. Стоит отметить, что  поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков. Рассуждая на подобные темы на уроках литературы, я стараюсь воспитывать в детях уважение к старшему поколению, их устоявшимся традициям. Нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества.

               При изучении произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»  обращаю внимание на слова Родиона  Раскольникова  :

 «Не подлец человек » - из этого тезиса не обязательно заключение: « нет никаких преград». Можно не забывать, что человек – творение Божие, что человеку дана свобода воли, свобода выбора, и только вследствие  своего падения человек подвержен греху « Разве я старушонку убил?  Я себя убил, а не старушонку ! Не для того я убил , чтобы получить средства. Я для себя убил, для себя одного.» .На уроке  мы говорим о нравственной свободе выбора героя, что этот   выбор  должен быть  правильным, потому что мы несем  ответственность за каждый свой поступок.

Обсуждая на уроке преступление Раскольникова, я знакомлю детей с такими  понятиями  как «страдание», «раскаяние», наказание», « искупление», «прощение». Эти качества столь необходимы для человеческой души, но чтобы осознать их, нужно преодолеть  долгий и сложный путь раскаяния.

Изучая произведение Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба», я говорю с ребятами не только о патриотизме русского народа и о гражданской позиции автора, но и об авторских рассуждениях, о честолюбии и человеческой гордыне. Подвожу ребят к выводу, что гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии. . В 2013 учебном году  ученица  6 класса Булатова Рита    проводила исследовательскую работу  на тему «Запорожская Сечь в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», в которой  изучила  теоретические сведения об истории возникновения Запорожской Сечи, ее нравы и законы; проанализировала и

выявила местные обычаи на основании исторического прошлого славянских народов; подчеркнула величие  и героику борьбы  за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества , силу воли и духа запорожцев. Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любовью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчикам

При изучении рассказа Л.Н.Толстого «После бала» обращаю внимание детей на раздумья героя о взаимной любви, согласии в обществе, которые возможны лишь при условии, если человек начнёт с себя. Анализ ситуации, где герой поставлен перед нравственным выбором, и оценка его решения с учётом последствий поступка позволяют учащимся оценивать собственные действия, формируют умения выбирать оптимальный вариант нравственного решения и его исполнения.

Обучение анализу поступков героев способствует саморазвитию учащихся. Используя понятия «мотив поступка», «цель жизни», обучающиеся проводят параллель от литературы к жизни, создавая модель своего будущего.

Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения- рассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве, чести и человеческом достоинстве, например, “Возвышенность всегда должна проверяться человечностью», «Нравственные требования к себе и к миру», «Свойственно ли человеческой природе чувство добра», «Навеки -девятнадцатилетние». Из сочинений учащихся:

«…Предательство Родины - наибольшее преступление  для меня. Воинскую честь я всегда ставил выше своей жизни. Я не способен  на измену и вечный позор…», «Детям в годы войны были присуще все качества настоящих солдат:   выносливость,  смелость,  мужество, храбрость. Их подвиги бессмертны. Они отдавали свои жизни за то, чтобы наша Родина  была свободной страной..»

На уроках русского языка  в рамках подготовки обучающихся к экзаменам ОГЭ и ГИА,  я провожу сочинения на морально- нравственную  тему,  стараюсь приобщить учащихся к тому, что умение жить  с другими людьми определяется нравственностью, то есть нормами поведения, определенными действиями, призванными выражать уважение, доброжелательность и внимание к человеку.  Прививаю на уроке  уважение к человеку как к высшей ценности, потому что вежливость — стиль взаимоотношений, которого  придерживается нравственно воспитанный человек.  Из сочинений обучающихся:

«…Умение жить с другими людьми, то есть доброжелательно к ним относиться, характеризуется терпимым отношением к другим вкусам и мнениям, сочувствием человеку при его неудаче, поддержкой в трудной для него ситуации..»

.      Воспитание гражданственности, патриотизма происходит, когда ребята собирают материалы к сочинению о малой родине, её памятниках, историческом прошлом. При подготовке к таким урокам учащиеся посещают школьный музей, библиотеки, встречаются со старожилами посёлка и ветеранами Великой Отечественной войны.

Огромная работа учителя по духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения  невозможна без взаимодействия  с семьей ученика.

Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества. А мы, педагоги,  всегда готовы к сотрудничеству с семьей в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения: не равнодушного, ответственного, честного, трудолюбивого, с активной гражданской позицией.

Литература.

Андреева А.Н. Обучающие практические работы по литературе. М., 2008.

Зинин С.А. Литература. Сдаем единый государственный экзамен. М., 2010.

 Карпов И.П. Православные традиции в русской литературе.  М., 2009

Кучина Т.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе. М., 2010.

Зинин С.А. Литература. Сдаем единый государственный экзамен. М., 2010.

Сигов В.К. Экстернатная форма обучения 10 -11 классы. М., 2008.

Тодоров Л.В. Литература 9-11 класс. М., 2009.

Шолохов М.А. Тихий Дон. М., 2009.

Шадрина С.Б. Литература. «Учитель», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в старших классах "Самый непрочитанный поэт"

"Самый непрочитанный поэт" - это урок о творчестве Николая Гимилева.  Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством поэта. Раскрыть основные принципы акмеизма, создателем которого он являет...

Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова

В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».

Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt)....