Обобщение и распространение опыта «Развитие мелкой моторики у детей с отклонениями в развитии при помощи пальцеграфии»
материал на тему

Песоцкая Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения

«Жемчужина»

Обобщение и распространение опыта

«Развитие мелкой моторики у детей с отклонениями в развитии

при помощи пальцеграфии»

Подготовила:

Л.Н. Песоцкая

педагог дополнительного

образования первой

квалификационной категории

реабилитационного отделения

для детей и подростков

с ограниченными  

возможностями

Когалым 2014г.

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов.

В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. А для детей с ограниченными возможностями здоровья это становится вдвойне актуально, так как развитие творческого потенциала ребенка идет в ногу с развитием мелкой моторики.

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. Если для развития творчества созданы условия в группе, изостудии, дети с удовольствием рисуют, лепят, готовы проводить за творческими занятиями много времени. К сожалению в работе приходится сталкиваться со случаями, когда дети не испытывают интереса к изобразительной деятельности, их лица скучны во время рисования, глаза не загораются восторгом при рассматривании произведений искусства, созданные ими изображения бедны, неинтересны, невыразительны.

В настоящее время существует множество разработанных программ, методических рекомендаций по развитию детского творчества в изобразительной деятельности таких ученых, психологов и педагогов, как Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Палагина Н. Н., Лыкова И. А.. Королёва Т. В., и др. Но, не смотря на доступность в использовании этих рекомендаций, встречаются затруднения в установлении причин незаинтересованности детей в изобразительном творчестве, в использовании полученных умений и навыков в изобразительной деятельности. Это затрудняет выбор форм организации детей, методов и приемов, направленных на развитие их творчества, на формирование заинтересованности в качественных результатах своей творческой деятельности.

Анализируя программные и методические источники, а также наблюдая за практической деятельностью детей с отклонениями в развитии на занятиях по рисованию, мной было отмечено, что уровень творческих выражений детской изобразительной деятельности выше на тех мероприятиях, где используются нетрадиционные техники рисования способствующие так же развитию мелкой моторики детей с отставанием в развитии.

Учеными педагогами, социологами замечено, что большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают немного сверх того, что они умели к 9-10 годам своей жизни. Если такие навыки умственной деятельности, как речь и почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства почему – то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно многие взрослые со страхом воспринимают предложение что-нибудь нарисовать.

Безусловно, для создания изображений и развития детского творчества принципиальное значение имеют воображение, положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности и овладение детьми способов изображения, выразительными средствами рисунка.

Надо ли обучать детей технике рисования? В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка. Вот некоторые из этих техник.

Характеристика нетрадиционных техник рисования.

Печатка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. Печатки несложно изготовить в совместной деятельности с детьми: на ластике с торцевой стороны рисуется задуманный рисунок и срезается все ненужное. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к листу бумаги,

Тампонирование.

Из марли или кусочка поролона делается тампон. Штемпельная подушка служит палитрой. Набирается краска и легкими прикосновениями к бумаге наносится рисунок.

Трафарет.

Используется в сочетании с техникой "тампонирование". Вырезается трафарет (по желанию и замыслу детей), прижимается пальцем к бумаге, обводится по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Усложнением может быть следующее: в центре листа вырезается силуэт, прикладывается лист к другому листу бумаги и с помощью тампона закрашивается силуэт.

Набрызг.

Суть этой техники в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое может заменить зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой набирается немного краски, стекой проводится по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе.

Монотипия.

Используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. На правой стороне от сгиба листа рисуется половина рисунка, левая сторона прижимается к правой, разглаживается. Затем лист открывается. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.

Кляксография (по определению Ольги Альфонсасовны Белобрыкиной).

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.

Рисование по сырой бумаге.

Для рисования в этой технике понадобится влажная салфетка и емкость с водой. Нужно намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Акварельным мелком рисуется любое изображение.

Цветные ниточки.

Берутся нитки длиной 25-30 см, окрашиваются в разные цвета. Нитки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выводятся наружу. Половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивать одну нитку за другой. Затем лист разворачивается.

Граттаж.

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Наносится цветной фон акварелью и подсушивается бумага. Весь фон полностью затирается воском: парафином или просто свечой. В розетку наливается черная гуашь, добавляется немного шампуня и тщательно перемешивается. Затем эта смесь наносится на парафиновый лист. Заостренной палочкой процарапывается рисунок.

Рисование по мятой бумаге.

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называют эффектом мозаики.

Рисование восковыми мелками или свечой.

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой. Флейцевой кистью (изготовленной из высококачественной щетины или из барсучьего волоса) или большим тампоном с краской проводится по листу – на цветном фоне появляется рисунок.

Штрих.

Можно рисовать сангиной, карандашом, углем, рапидографом (капиллярной ручкой). Применяется для выполнения графической части рисунка. Штрих применяют игольчатый, спиралеобразный, точечный.

Пальчики – палитра.

Особенность техники состоит в том, что ребенок рисует не кисточкой, а пальчиками руки, которые он обмакивает в краски разного цвета. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Печать от руки.

Вся ладонь или ее часть обмакивается в краску и оставляется на бумаге отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Последние две техники объединяют в один метод пальцеграфию. Данный метод объединяет в себе способы изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой, а у кого - то левой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. В нашем случае в работе с детьми с ограниченными возможностями учитывается эффективная роль пассивных движений руки ребёнка (движение руки ребенка рукою педагога), на ранних этапах формирования двигательных навыков, в группе «Семицветик», «Лучик», «Непоседы», «Капелька». В группе «Робинзоны» основное место отводилось подражательным действиям детей.

Ребенок, сам того не замечая, учится использовать разнообразные изобразительные средства в своей творческой деятельности, как бы играя. Такую игру можно наполнить дидактическим содержанием. Например изображать не предметы, а просто настроение: "что-то зимнее", "что-то грустное", "осеннее" и т.п. Дети хорошо справляются с такими "абстрактными" заданиями. Затем, в какой-то момент ребенку необходимо предложить выбрать дополнительный материал для рисования – то, что с его точки зрения лучше всего подойдет для решения определенной темы.

Используя технику рисования пальцами, ребенок с отставанием в развитии не только осуществляет творческие замыслы и развивает мелкую моторику, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Для проведения целенаправленной работы был составлен перспективный план социально - реабилитационной работы, в который были включены темы занятий по нетрадиционным техникам рисования.

Запланированы и проведены консультация для родителей «Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»; родительское собрание «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник по изобразительной деятельности». Подготовлена и продемонстрирована папка передвижка «Методы и приемы нетрадиционного рисования». Наиболее удачные работы детей в технике пальцеграфии были представлены на выставках «Осеннее дерево» Влада К., «Тыква» Оли С. «Снеговики» Хамида А., Анатолия З. и работы других детей. Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, с возрастом ребёнка постепенно расширяется содержание работы, усложняются формируемые умения и навыки, элементы, выделяются новые средства выразительности.

Известно: рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Изодеятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Рисование с использованием техники пальцеграфии не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, развивается элементарное творчество и воображение.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок преодолевает робость, страх перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

В перспективе на 2014 год составлен план социально - реабилитационной работы, предполагающий продолжать и совершенствовать работу по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Продолжать использовать технику пальцеграфия, а так же познакомить детей и с другими нетрадиционными техниками рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Разнообразные действия руками, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, пальчиковые игры способствуют р...

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педаго­гика - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экол...

Обобщение опыта "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи"

Обобщены нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Данный материал предназначен для педагогов и родите...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...