Формирование информационной культуры в школе
статья на тему

Бондаренко Лариса Ивановна

Выступление на педсовете «Совершенствование процесса информатизации образования» по теме  "Формирование информационной культуры в школе".

01.09.2014г на педагогической конференции в рамках программы развития на 2014-2019 г. , была утверждена программа информатизации «Лицей.ru»

Главная цель Программы: повышение качества и доступности образования через активное внедрение информационных технологий, усиление связи «Родитель  – школа» через открытое информационное пространство школы и укрепление социокультурных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_informatsionnoy_kultury_v_shkole.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «Совершенствование процесса информатизации образования»

Формирование информационной культуры в школе.

Воспитание информационной культуры школьников – задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника, а также классного руководителя, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий.

Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения.

Внедряя информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс, я веду работу по нескольким направлениям, в частности, использование готовых программных продуктов; работа с программами MS Office; работа с ресурсами сети Интернет, создание контрольно-измерительных материалов с использованием программы «М-Тест», презентаций, использование на уроке интерактивной доски, тестирование  при подготовке к ЕГЭ в режиме он-лайн.

Учащиеся 5-11 классов с использованием компьютерной техники обрабатывают данные для своих учебных исследований, печатают рефераты, готовят доклады, презентации для выступлений на семинарах и конференциях.

Уже в течение нескольких лет проводятся научно-практические конференции в различных предметных областях:

  •  открытая научно-практическая конференция Академии юных исследователей
  • городской конкурс информационных технологий
  • научно-практический конкурс с использованием информационно-компьютерных технологий «Дети. Творчество. Атом» в рамках «Школы Росатома»
  • городские конкурсы рекламы, фотовыставки

Основу работы составляет творческая проектная деятельность учащихся, заключающаяся в создании и защите проектов учащимися. Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является его презентация. Она завершает и подытоживает работу над проектом. Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации. Применение метода проектов в нашем лицее показывает, что с использованием новых информационных технологий повышается эффективность математического образования школьников.

Разнообразие форм проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ позволяет принимать участие во Всероссийских акциях:

  • «Час кода», приуроченной ко Дню информатики в России 
  • Единый урок  безопасности в сети Интернет, приуроченный ко Дню Интернета.
  • Всероссийский конкурс по ПДД «Мы за безопасность на дороге».

Формирование информационной культуры в школе.

Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должно быть единое информационное пространство, которое связывает школу,  родителя и ученика. Эти связи должны поддерживать  школьный сайт, газета и электронный дневник.

Школьный сайт – оптимальная база для реализации этих направлений. Реализация на школьном сайте творческих проектов обеспечит не только публикацию, но и долговременное сохранение творческих продуктов участников образовательного процесса.

Виртуальная информационная газета - вид школьной газеты. Очевидные достоинства: массовость, возможность постоянного дополнения, коррекций. Участником может стать любой член школьного сообщества. На виртуальную газету не нужно тратить денежных средств. Для родителей - это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка; доступное наглядное подтверждение реализации творческих способностей учащихся.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

Задачи школьной газеты:

  • освещение в газете школьной жизни;
  • содействие в воспитании информационной культуры школьников;
  • повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;
  • развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни;
  • реализация гражданско-патриотического воспитания;
  • формирование у учащихся толерантного сознания

Методические принципы, необходимые в работе:

  • личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
  • коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);
  • деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);
  • взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;

поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).

Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.

Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.

Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия администрации школы и редакции. Школьное издание - дело общее, а не частное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель - ученик - родитель", то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе. Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры педагогов (презентация)

В настоящее время существуют различные подходы к определению   «информационная культура личности  педагога». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, по...

Формирование информационной культуры учителя

Материал полезен как для тематического педсовета, так и для проблемного семинара. Акцент в работе делается на компетентностный подход в образовании. Рассматриваются аспекты ИКТ- компетентности учителя...

Формирование «информационной» культуры личности на уроках МХК

В статье говорится о том, что интенсивное развитие вычислительной техники обусловило формирование информационного пространства.  Современные информационные технологии сделали возможным доступ каж...

«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»

Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...

Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся.

Проблема познавательной активности,этапы формирования познания учащихся,роль образовательного учреждения в формировании познания...

Формирование информационной культуры в условиях коррекционной школы VI вида

Не владея информационной культурой, учащиеся лишаются важных качеств:•Умения мыслить системно•Умения мыслить стратегически•Умения мыслить критически•Умения мыслить творческирмирование информационной к...

Влияние информационных технологий на формирование информационной культуры школьников

Взрывной характер изменений приводит к тому, что знания в новой информационной среде устаревают с рекордной скоростью. В областях, которые относятся к высоким технологиям, «период полураспада зн...