Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Ушакова Вера Валерьевна

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС второго поколения на основе примерной Программы основного общего образования по литературе (М.: Просвещение, 2011), авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2011) к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2011). В программе также учтены принятые методическим объединением учителей русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 1534 рекомендации по унификации содержательного минимума (списка изучаемых произведений и авторов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8_klass_korovina.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4 к приказу № 404 от 2.09.2014

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ГИМНАЗИЯ № 1534

Юго-Западного окружного управления Департамента образования г. Москвы  

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

Протокол № 1

________ Морозова Ю.В.

«28» августа 2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

гимназии по УР

_________ Горкина Т.Б.

«29» августа 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ гимназии № 1534

_________ Шейнина О.С.

«02» сентября 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 8 «Г» и 8 «Д» классов

(базовый уровень)

на 2014-2015 учебный год

2 ч/нед. (68 ч в год)

Составители программы:

Сидорова Н.М., учитель русского языка и литературы

_______________ (Сидорова Н.М.)

                        подпись

Ушакова В.В., учитель русского языка и литературы

_______________ (Ушакова В.В.)

                        подпись

Используемая программа и примерное планирование:

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы (базовый уровень)

под ред.  Коровиной В.Я. (М., Просвещение)

Москва

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС второго поколения на основе примерной Программы основного общего образования по литературе (М.: Просвещение, 2011), авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2011) к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2011). В программе также учтены принятые методическим объединением учителей русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 1534 рекомендации по унификации содержательного минимума (списка изучаемых произведений и авторов).

Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 урока в неделю, 34 учебных недели). Классы общеобразовательные, уровень базовый.

Введение

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательно процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Содержание деятельности по предмету

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения — от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая тема при изучении литературы в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе). В программе соблюдена системная направленность: курс 8 класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.
  2. Древнерусская литература.
  3. Русская литература XVIII века.
  4. Русская литература XIX века.
  5. Русская литература XX века.
  6. Литература народов России.
  7. Зарубежная литература.
  8. Обзоры.
  9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Результаты изучения предмета «Литература» в основной школе

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  4. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  5. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  7. формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  8. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  9. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  10. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  1. понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  2. понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  3. умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  4. определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  5. приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  6. формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  7. умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  8. понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  9. восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  10. умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  11. написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  12. понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  13. понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни: лирические («В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...») и исторические песни («Пугачёв в темнице», «Пугачев казнён»).

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Контрольная работа по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М. И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Фёдорович Рылеев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (8+1 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие А. С. Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.

Повесть «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Контрольная работа по произведениям А. С. Пушкина.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Внеклассное чтение - В. Каверин «Два капитана».

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М. Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Контрольная работа по произведениям М. Ю. Лермонтова.

Развитие речи. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (5+1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Тема «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Внеклассное чтение – Н. В. Гоголь «Петербургские повести».

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

Контрольная работа по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Тема «маленького человека» в рассказах «Смерть чиновника» и «Крыжовник».

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин — писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семёнович Лесков (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (2+1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Внеклассное чтение - Л. Н. Толстой «Война и мир». Ночь в Отрадном. Первый бал Наташи Ростовой.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

Иван Сергеевич Тургенев (1+1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И. С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.

Повесть «Ася». Тип «тургеневской» героини.

Внеклассное чтение – отрывки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: письмо Татьяны, объяснение в саду.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (1 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Контрольная работа (тестирование) по разделу (1 ч)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Александр Александрович Блок (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Россия», «На поле Куликовом». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С. А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелёв (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Михаил Андреевич Осоргин (1 ч)

Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Фантастика и реальность (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются (3 ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни».

Теория литературы. Историко-литературный комментарий. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (обзор) (3 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века (2 ч)

Внеклассное чтение – Б. Васильев «А зори здесь тихие» (1 ч), М. Шолохов «Судьба человека» (1 ч)

Контрольная работа по произведениям о Великой Отечественной войне.

Виктор Петрович Астафьев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Внеклассное чтение – К. Г. Паустовский «Телеграмма» (1 ч)

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Развитие речи. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Развитие речи. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Джонатан Свифт (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Главы из романа «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство.

Вальтер Скотт (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч)

Контрольное тестирование по итогам изучения курса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Сроки

Тема урока

Основные виды деятельности

1 триместр

1

1 неделя

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Беседа

2

1 неделя

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как малый песенный жанр.

Рассказ учителя. Беседа

3

2 неделя

Предания как жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы преданий.

Беседа

4

2 неделя

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

5

3 неделя

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

6

3 неделя

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Рассказ учителя. Беседа

7

4 неделя

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Практикум

8

4 неделя

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века»

Урок развития речи

9

5 неделя

И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Мораль басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

Рассказ учителя. Беседа

10

5 неделя

Историческая основа басен И. А. Крылова (по выбору). Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

Урок внеклассного чтения

11

6 неделя

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и её связь с русской историей.

Рассказ учителя. Беседа

12

6 неделя

А. С. Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Обучение анализу лирического стихотворения.

Практикум

13

7 неделя

Отношение к истории и исторической теме в литературе (на материале изученных в 6-7 классе произведений). «История Пугачёва» (отрывки).

Рассказ учителя. Беседа

14

7 неделя

«Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Рассказ учителя. Беседа

15

8 неделя

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринёв и Савельич.

Беседа. Обучение устному рассказу

16

8 неделя

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Беседа. Обучение устному рассказу

17

9 неделя

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Авторская оценка.

Семинар

Каникулы

18

9 неделя

В. Каверин «Два капитана».

Урок внеклассного чтения

19

10 неделя

А. С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести

Беседа, рассказ учителя

20

10 неделя

Контрольная работа по творчеству Пушкина.

Урок контроля

21

11 неделя

Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах). Поэма «Мцыри».

Беседа

22

11 неделя

Начальное представление о романтизме. Мцыри как романтический герой.

Рассказ учителя. Беседа

23

12 неделя

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

Практикум

24

12 неделя

Подготовка к домашнему сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Урок развития речи

2 триместр

25

13 неделя

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. История создания комедии «Ревизор» и её первой постановки.

Рассказ учителя

26

13 неделя

«Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.

Беседа, практикум

27

14 неделя

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Беседа

28

14 неделя

Особенности композиционной структуры комедии. Рецензия на спектакль «Ревизор». Обучение рецензированию.

Урок развития речи

29

15 неделя

Н. В. Гоголь «Шинель». Мечта и реальность в повести. Роль фантастики. Образ Петербурга.

Практикум

30

15 неделя

«Петербургские повести»  Гоголя: «Нос», «Невский проспект», «Портрет» (по выбору).

Урок внеклассного чтения

31

16 неделя

Рассказы А. П. Чехова «Смерть чиновника», «Крыжовник».

Урок внеклассного чтения

32

16 неделя

Образ «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова и  Н. В. Гоголя.

Семинар

Каникулы

33

17 неделя

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Рассказ учителя, беседа

34

17 неделя

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

Урок развития речи

35

18 неделя

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Беседа

36

18 неделя

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.

Рассказ учителя, беседа

37

19 неделя

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа. Подготовка к домашнему сочинению.

Рассказ учителя, беседа

38

19 неделя

Эпизоды из романа «Война и мир»: ночь в Отрадном, первый бал Наташи Ростовой.

Урок внеклассного чтения

39

20 неделя

И. С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе. Повесть «Ася». Тип «тургеневской» героини.

Рассказ учителя, беседа

40

20 неделя

Отрывки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: письмо Татьяны, объяснение в саду.

Урок внеклассного чтения

41

21 неделя

Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова (обзор). Выразительное чтение наизусть.

Урок развития речи

42

21 неделя

Контрольная работа (тестирование) по разделу «Из русской литературы ХIХ века».

Урок контроля

43

22 неделя

А. А. Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия», «На поле Куликовом».

Рассказ учителя, беседа

44

22 неделя

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» — поэма на историческую тему.

Рассказ учителя, беседа

45

23 неделя

Урок-конференция. Образ Емельяна Пугачёва в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи

46

23 неделя

И. С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминания на пути к творчеству

Рассказ учителя, беседа

3 триместр

47

24 неделя

М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Рассказ учителя, беседа

48

24 неделя

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). Историко-литературный комментарий.

Рассказ учителя. Беседа

Каникулы

49

25 неделя

Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни». Сатира и юмор.

Рассказ учителя. Беседа

50

25 неделя

Сочинение-стилизация в жанре юмористического рассказа.

Урок развития речи

51

26 неделя

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин» (главы). Картины фронтовой жизни в поэме. Новаторский характер образа Василия Тёркина

Рассказ учителя, беседа

52

26 неделя

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Фольклоризм в литературе.

Беседа

53

27 неделя

Стихи и песни о Великой Отечественной войне:                      М. Исаковский, Б. Окуджава, Л. Ошанин, А. Фатьянов.

Урок-концерт

54

27 неделя

Великая Отечественная война в литературе ХХ века.              Б. Васильев. «А зори здесь тихие».

Урок внеклассного чтения

55

28 неделя

Великая Отечественная война в литературе ХХ века.              М. Шолохов. «Судьба человека».

Урок внеклассного чтения

56

28 неделя

Контрольная работа по произведениям о ВОВ.

Урок контроля

57

29 неделя

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Автобиографическая основа рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Рассказ учителя, беседа

58

29 неделя

Отражение истории ХХ века в рассказе. Нравственные проблемы.

Беседа

59

30 неделя

К. Г. Паустовский «Телеграмма». Проблема размежевания города и деревни.

Урок внеклассного чтения

60

30 неделя

Русские поэты о Родине, родной природе: И. Ф. Анненский, Д. С. Мережковский, Н. А. Заболоцкий, Н. М. Рубцов.

Практикум

61

31 неделя

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Рассказ учителя, беседа

62

31 неделя

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

Рассказ учителя, беседа

63

32 неделя

Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Рассказ учителя, беседа

64

32 неделя

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Рассказ учителя, беседа

65

33 неделя

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство.

Рассказ учителя, беседа

66

33 неделя

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Рассказ учителя, беседа

67

34 неделя

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Урок-зачёт

68

34 неделя

Резервный урок.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина [и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа по литературе. 8 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. –М.: ВАКО, 2013.

Челышева И.Л. Литература. 8 класс: планы-конспекты уроков. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 8 кл. – М.: Просвещение, 2008.

Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 8 кл.» (формат МР3).- М.: Аудиошкола: Просвещение, 2011.

Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс: к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др.» - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Волжина Е.Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008.

Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной. В 2-х частях / Сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель. 2011.

Ерохина Е.Л. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 8 кл.» — М.: Издательство «Экзамен», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....