"Воспитание талантливого читателя"
статья на тему

Эта статья предназначена для учителей – предметников русского  языка и литературы.  В ней говорится о главной задаче, которая стоит перед учителями-словесниками. Это воспитать талантливого читателя, помочь нашим ученикам научиться читать, увидеть в книгах увлекательный и интересный мир.  Читающие люди должны нести окружающим свою любовь к литературе, чтобы этой любовью зажигались всё новые и новые сердца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_1.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

 

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы на тему:

«Воспитание талантливого читателя»( Зарицкой В. М.)

 

 ...Любите книгу, она облегчит вам жизнь,
дружески поможет разобраться
в пёстрой и бурной путанице мыслей,
чувств, событий, она научит уважать
человека и самих себя, она окрылит
ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

                                           Максим Горький.

                         

                                             

                               

       

Литература – искусство слова…  Главная задача литературы как искусства – пробудить сердце читателя, его ум, формировать мировоззрение, учить нас, говоря словами Б. Пастернака, «жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья».

        Главная задача литературы как учебной дисциплины – помочь учащимся овладеть определённой суммой знаний, в том числе знаниями историко-литературными, теоретико-литературными. Отрадно, что на современном этапе так определена общая цель литературного образования – приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; развитие их способностей, эстетического восприятия и оценки произведений искусства слова и на этой основе формирование их эстетических вкусов, потребностей, нравственно-ценностных ориентиров.

        Справлялась ли с этой задачей школа в недалёком прошлом, и справляется ли она с ней сейчас? Мне иногда кажется, что мы убиваем живую душу литературы, а заодно и души наших учеников, методично раскладывая по полочкам художественные образы и художественные средства, идеи и темы. Мы, подобно герою Достоевского, совершаем преступление, мучая себя и других, и несём за это заслуженное наказание. Наши ученики уверенно отвечают на вопросы контрольного среза по литературе, сдают нам сочинения (половина из которых списана из многочисленных брошюр, продающихся везде и всюду), очень неплохо рассуждают о  произведениях, которых не читали или читали в кратком изложении, а у учителя в душе остаётся чувство неудовлетворённости собой, своими учениками, своей работой.

        Есть ли выход из создавшегося положения? По-моему, есть. Всегда надо стремиться в  работе к тому, что сейчас является целью литературного образования и может быть выражено следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя к формированию духовно богатой личности. Легко сказать! А осуществить как? Думаю, нам надо больше доверять талантливым писателям прошлого и нашим современникам (ведь их книги без всякого посредника умели и умеют находить путь к сердцам людей), на уроке должен звучать текст самого произведения, а не многословные рассуждения о нём. Задача учителя – не стать на пути между писателем и читателем, нужно помочь нашим ученикам стать талантливыми читателями. Показать, что как бы ни был талантлив писатель, без талантливого читателя его произведение «не прозвучит». Об этом чудесно сказала Марина Цветаева: «Книга должна быть исполнена, как соната. Звуки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить».

        А для Анны Ахматовой

                        … каждый читатель как тайна,

                        Как в землю закопанный клад…

     Существует огромное количество замечательных произведений мировой литературы, созданных талантливыми, а подчас и гениальными писателями. А что значит быть «талантливым читатель»? Может ли каждый из нас стать таким читателем? Или таким надо родиться?

     И начать я хотела с ответа на вопрос: для чего люди читают? На мой взгляд, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению.

     Во-первых, они читают для овладения какой-нибудь специальностью. Во-вторых, читают, чтобы  удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем мире.

     Правда, может быть, есть ещё одна причина – «убить время».

     Таким образом, чтение может приносить огромную пользу, но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Всё дело в умении читать.

     Конечно, прочесть книгу может любой из нас, владеющих грамотой. А вот что же значит уметь читать, быть «талантливым читателем»?

     Великий русский педагог В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Чтение – это окошко в мир, важнейший инструмент учения… Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам».

      А замечательный мастер художественного слова К.Г. Паустовский призывал: «Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек, глотающий книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем мир».

      Таким образом, читать по-настоящему – это читать неторопливо, вдумчиво, стремясь проникнуть в художественную глубину произведений, уловить множество оттенков мысли и чувства автора.  Лучшие произведения русской и мировой литературы обладают одним общим свойством – неисчерпаемостью их смысла, художественного содержания. Сколько бы мы ни перечитывали их, всякий раз находим что-то новое для себя. Умению находить это новое, всё глубже и глубже проникая в суть художественных произведений, умению читать по-настоящему можно и нужно учиться всю жизнь.

     Из всего выше сказанного следует, что «талантливый читатель» - это читатель, который умеет ориентироваться в мире литературы, обладает литературным и художественным вкусом, которому доступна не только событийная, сюжетная сторона произведения, но и те глубинные смыслы, которые в нём заложены.

     «Талантливый читатель» - это человек, который не мыслит себя без книги, для которого чтение – это жизненная необходимость, естественная потребность организма, необходимое условие полноценного существования.

     Недаром ещё Д. Дидро, великий французский просветитель, написал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

     Так как же выработать это умение читать по-настоящему, как воспитать «талантливого читателя» в процессе изучения литературы?

 Неоспоримо сегодня то, что школа, в широком смысле слова, непосредственно влияет на объём и характер чтения. Именно школе принадлежит значимая роль воспитания талантливого читателя, ведь чтение - это искусство - процесс творческий, поэтому очень важно научить ребёнка читать правильно.

Читать можно по-разному, - утверждал С.Я.Маршак.- Можно «глотать» книжку за книжкой - сто книжек в месяц, - скользить по страницам бегло, поверхностно, интересуясь только тем, что будет дальше. А можно читать бережно, неторопливо, перечитывать страницу за страницей, книгу за книгой, замечая каждую новую мысль, каждое образное слово...» Для того, чтобы стать настоящим читателем, необходимо учиться читать. Учиться читать надо всю жизнь!

     На мой взгляд,  огромную роль в этом процессе играет личность учителя, его увлечённость предметом, профессионализм, эрудиция, присутствие творческого начала в его работе, нацеленность не на оценку деятельности учащихся, а на пробуждение в них интереса к предмету, литературе, книге.

     Я глубоко убеждена, что талантливого ученика может воспитать только талантливый учитель.

     Если учитель любит свой предмет, знает его, очарован им, это обязательно передается его ученикам, пусть не всем, но многим. Недаром замечательный педагог  Е.Н. Ильин сформулировал закон трёх О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

     Большую роль в развитии литературного вкуса, навыков «правильного чтения» играет тактичное, ненавязчивое руководство учителя чтением учащихся, непринуждённый, непосредственный обмен впечатлениями по поводу прочитанного как на уроке, так и вне его.

Необходимая реальность — это работа с разными видами информации и овладение разными видами чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, досуговое, углубленное и др. Продвижение чтения — не самоцель, а прежде всего, средство развития личности ребенка, его творческих способностей, навыков адаптации в обществе, это мощная коммуникативная среда.

Если мы хотим жить в обществе знаний и культуры, необходимо следующее:

- распространение чтения и современный уровень развития информационной культуры личности необходимо осознать как задачу сохранения языка;

- поддержка чтения должна стать заботой общества и государства.

      Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

Руководителям детского чтения на практике необходимо помнить не только о возрасте читателя, но и об индивидуальных возможностях его восприятия. Задача педагога начальной школы направлять читателя, чтобы он чувствовал красоту слова.

В подростковом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения. Для такого возраста характерна склонность к приключенческой литературе, детективам, фантастике. Основной мотив общения с художественной литературой — лучше разобраться в людях. Исследования последних лет показали, что 90% подростков читают научно-популярную литературу и только 9% — художественную.

Чтение — это вид речевой деятельности. Оттого, какую цель мы ставим: для получения информации, для общего развития, для отдыха, развлечения существуют разные виды чтения:

- ознакомительное чтение (70% понимания, пренебрежение к деталям);

— просмотровое чтение (знакомство с книгой, текстом; ознакомление с предисловием, оглавлением, аннотацией, разделами и т.д.);

— сканирование текста (быстрый просмотр, факт, имя, дата и т.д.);

— изучающее (углубленное) чтение — 100% понимания текста;

- рефлексивное чтение (прогнозирование по заголовку, понимание основной мысли, выделение главной и второстепенной информации и т. д.);

— быстрое чтение — высокая скорость и высокое качество усвоения прочитанного.

      Но воспитание «талантливого», профессионального читателя невозможно без развития умения анализировать произведение, т.е. читать текст лингвистически вооружённым взглядом. Это объясняется тем, что любой текст создаётся для выражения словами определённого содержания. Это содержание не может быть выражено иначе, чем в словесной форме. Смысл текста – это единство его содержания и словесной форм

выражения. Поэтому, если мы хотим понять содержание текста, проникнуть в его смысл, нам необходимо рассматривать, какими языковыми средствами оно выражено. Иного пути понимания содержания нет.

      «Чтение – это труд и творчество», - сказал современный философ В.Ф. Асмус. И без такого творческого труда невозможно воспитание «талантливого читателя», становление настоящего человека, уникальной личности.

     На ум приходят замечательные слова академика Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, - одним словом, делает нас мудрыми. Но всё это даётся нам только тогда, когда мы читаем, вникая во все мелочи, ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда мы читаем с удовольствием…»

     В заключение хочется обратиться к мыслям великого педагога 17 века Я.А. Коменского, который писал: «Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы  чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребёнка, чтобы в книге  человек на всю жизнь нашёл привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашёл в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушёл в жизнь с пустой душой». Замечательные слова, в которых наша главная задача - задача педагогов - учить и учить приобщению к радостям жизни в мире книг.

   Хочется сказать одно: читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались всё новые и новые сердца!

Литература.

1.И.И.Тихомирова. Как воспитать талантливого читателя: сборник статей.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009г.

2.О.И.Харитонова. Дети и чтение на рубеже 21 века: литературные пристрастия современных подростков.- Волгоград, 2001г.

3.Е.М.Зуева. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008г.


           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать талантливого читателя? Презентация

В презентации представлены различные формы работы с учащимися по привлечению их к чтению....

Воспитание талантливого читателя

Формы работы по привлечению учащихся к чтению художественной литературы...

Эссе на тему "Воспитание "талантливого читателя" в процессе изучения литературы"

Размышления учителя русского языка и литературы о том, как вызвать интерес учащихся к чтению, сделать его более профессиональным, глубоким....

Воспитать талантливого читателя

Литература – искусство слова… Литература – учебная дисциплина… Как получилось, что, нося одно и то же имя, эти две литературы очень часто не имеют между собой ничего общего? Главная задача школы...

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому прис...

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН

Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому прис...

Воспитание настоящего читателя.

Учитель русского языка и литературы должен  постоянно  развивать  интерес школьника к самостоятельному чтению, так как книга облагораживает сердце ребёнка, совершенствует его ум, помога...