Методический отчёт
материал на тему

Мишина Лариса Ивановна

Материал содержит отчёт о работе учителя русского языка и литературы по теме: "Индивидуально-личностный подход в обучении как важнейшее условие раскрытия  внутреннего потенциала"

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Индивидуально-личностный подход в обучении как важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала учащихся »

                                    Методический отчёт

                                                      за 2014-2015 учебный год

                                                      учителя русского языка и                

                                                      литературы

                                                      Мишиной Л.И.

   Тема моя по самообразованию звучит так: «Индивидуально-личностный подход в обучении как важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала учащихся». На уроках особое внимание я уделяю каждому ученику как индивиду. И уже, ориентируясь на способности каждого ученика отдельно, подбираю материал для работы.

   Дифференцированный подход позволяет мне максимально использовать индивидуальные особенности и способности каждого ученика в отдельности. Индивидуальный подход для отстающих и слабоуспевающих учеников позволяет привести их к уровню  успевающих ребят. Для этого мною  организуются дополнительные занятия,  индивидуальная или групповая   организация на уроке.

    Индивидуальный подход к хорошо успевающим ученикам позволяет более продуктивно использовать их способности и не допустить потери интереса в изучении предмета.

    Для осуществления дифференцированного подхода в обучении я стараюсь  изучать индивидуальные особенности личности, условия, в которых проживает ребенок. Кроме того, необходимо четко определить, какие особенности темперамента оказывают положительное, отрицательное и нейтральное влияние на деятельность ученика и определить средства индивидуального подхода, с помощью которых возможна реализация обучения.

    Индивидуальный подход является одним из видов организации работы на уроке. Это вид работы, при котором мною  учитываются индивидуальные особенности учеников с целью вовлечения их в процесс обучения. При индивидуальном подходе в процессе обучения учитываются умственные способности учащихся, их психологические особенности, физическая выносливость.

    Индивидуальная форма организации учебной деятельности предусматривает непосредственную работу  с каждым учеником. Такая работа характеризуется высоким уровнем самостоятельности, соответствующей подготовкой учеников и т. п. Она проводится при программированном обучении. При индивидуальной работе с учащимися я стараюсь  учитывать следующие положения: умственные и физические возможности учеников не одинаковы; ученик всегда индивидуален, своеобразен, и не существует универсальных приемов обучения; важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности, и как развивать имеющиеся способности; нельзя требовать от ученика невозможного; необходимо раскрыть все возможности каждого ученика, дать ему радость успеха в умственном труде; важно определить индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого ученика.

    Индивидуальная работа с учащимися – трудоемкое, но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференцированный подход к учащимся. Прежде всего, необходимо выяснить индивидуальные особенности каждого ученика, и затем уже приступать к разработке различных вариантов индивидуальной работы на уроке. При этом обязательно должен учитываться уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Для самостоятельной работы учащихся я использую карточки-задания, содержащие различные варианты, с тем, чтобы каждый ученик выполнял свое индивидуальное задание. Карточками-заданиями для практических заданий желательно пользоваться почти каждый урок.

    Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективны в использовании  разнообразные приемы самоконтроля, алгоритмические и программированные упражнения, так как в них материал делится на логические этапы, дозы. В каждом варианте выделяются наиболее трудные вопросы, которые могут служить причиной ошибок, и наиболее простые оставляются для самостоятельного решения, для выявления причин непонимания материала. В системе упражнений, переходя от работы под непосредственным моим  руководством  к частичной и далее к полностью самостоятельной работе, учащиеся постепенно справляются с заданиями разной степени сложности. При этом трудность задания и степень самостоятельности его выполнения постепенно нарастают в зависимости от успехов выполнения предыдущего задания. Результаты этой кропотливой работы скажутся довольно быстро. Индивидуальный подход в обучении необходимо применять во всех классах, но, чем младше возраст учащихся, тем большее значение приобретает индивидуальное обучение.

    В современных условиях обучения изучение индивидуальных особенностей детей и организация индивидуального подхода приобретают все большее значение. Современные условия жизни предоставляют большой выбор дополнительных средств, помимо школы, для выполнения задач всестороннего развития подрастающего поколения.

Показателем моей работы являются достижения моих учеников. Так в течение года мои ученики участвовали в олимпиадах. Во всероссийской олимпиаде «Новый урок» мои ученики получили дипломы 1, 2 и 3 степени; в Молодёжном чемпионате по языкознанию Кобелева Д. получила диплом 3 степени как региональный победитель; Тенякова Т. подтянула свои знания по русскому языку и имеет теперь оценку «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации.Как написать справку-отчёт по итогам проведённого мероприятия, конкурса или соревнования

Данный разработанный материал поможет начинающим педагогам, педагогам-организаторам и заучам по воспитательной работе при составлении отчетного материала по итогам учебного года....

Публичный отчёт районного методического объединения учителей географии за 2011-2012 учебный год

Публичный отчёт РМО учителей географии г. Дальнегорска Приморского края за 2011-12 учебный год в виде электронной презентации с фотографиями,  диаграммами, таблицами и т.д....

ОТЧЁТ учебно-методического объединения естественно – математических дисциплин за 2011 – 2012 учебный год.

Цели:Провести анализ деятельности УМООценить результативность его работыНаметить пути совершенствования деятельности УМО...

Отчёт методического объединения физической культуры

В материале представлен отчёт по физической культуре за учебный год...

Отчёт методического объединения гуманитарного цикла за 2012-2013 учебный год

Представлен анализ работы ШМО гуманитарного цикла....

Руководителю МО "Отчёт о работе методического объединения классных руководителей в 2012-2013 учебном году"

Отчёт знакомит с итогами работы методического объединения классных руководителей за 2012-2013 учебный год...