Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"
учебно-методическое пособие по теме

Ткаченко Надежда Евгеньевна

Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Использование технологии критического

мышления на уроках французского языка»

                                                                                 Подготовила:

                                                                                 учитель иностранного

                                                                                 языка                                                                                    

                                                                                Ткаченко Н.Е.

 2016

        Время  не стоит на месте. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов. Инновациями  нас уже не удивишь, они стали  привычными и  являются основной движущей силой не только экономического, но и социального развития.  Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на образование.

        Современная  школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение. Выпускает в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя. Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

        Содержание учебного предмета Иностранный язык, создает необходимую основу для формирования рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает операционно-технической базой перехода учащихся от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе.

        Что такое критическое мышление? Это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

        Как критическое мышление можно применить в обучении иностранным языкам?  Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно - РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

        Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Навыки критического мышления нельзя развить спонтанно. Учитель должен управлять этим процессом. Он стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

        Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет лишь в случае, если правильно выбран: информативный материал, способствующий развитию КМ; метод (отдельный прием, стратегия) занятия.

        Выделяют 3 фазы урока по технологии КМ. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на акти-визацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Сегодня информативный аспект методической аутентичности является одним из определяющих при отборе учебного материала. Основным из критериев аутентичности считается критерий функциональности. Под функциональностью понимается ориентация аутентичных материалов на жизненное использование, на создание иллюзии приобщения к естественной языковой среде, что является главным фактором в успешном овладении иностранным языком.        Работа над функционально аутентичным материалом приближает учащегося к реальным условиям употребления языка, знакомит его с разнообразными лингвистическими средствами и готовит к самостоятельному употреблению этих средств в речи.

        Однако наиболее эффективно использовать на уроках аутентичную зрительную наглядность, т.е. предметы повседневной жизни, изначально не имеющих учебно-методической направленности, а созданных исключительно для использования носителями языка. Эти материалы выделяют в отдельную группу так называемых прагматических материалов (далее ПМ). В их перечень попадают одноразовые, повседневные материалы, такие как афиши-объявления, театральные и другие программки, анкеты -опросники, билеты – проездные и входные, вывески, этикетки, меню и счета, карты, схемы-планы, рекламные проспекты по туризму, отдыху, покупкам, найму на работу и т.д. Функционально-целевое назначение ПМ может быть различным. Они могут использоваться: для приобретения страноведческих знаний; для организации речевого общения; для развития устной речи в различных сферах общения; для семантизации языковых единиц и развития смысловой лингвистической догадки для развития компаративных умений, оценочных суждений, для социальной ориентации. Эффективность этих материалов обеспечивается прежде всего их аутентичностью и, как следствие, способностью приобщать к иностранной культуре. Их достоинством также является то, что они стимулируют почти подлинную коммуникацию: учащиеся как бы проживают все события, играют определенные роли, решают проблемы (покупок, экскурсий, выбора учебного центра и профессии, заполнение анкет, выбора меню и т.д.),удовлетворяют свои познавательные интересы. Таким образом, роль ПМ на порядок выше аутентичных текстов из учебников, хотя они и могут уступать текстам по объему страноведческого материала.        Таким образом, функциональная аутентичность учебного текста определяется по следующим критериям:

  • Отражает ли текст особенности культуры и менталитета носителей языка?
  • Содержит ли текст новую и интересную для учащихся информацию?
  • Естественны ли представленные в тексте персонажи и обстоятельства?
  • Способен ли текст вызвать у обучаемых естественный эмоциональный отклик?
  • Сопровождается ли текст аутентичным иллюстративным материалом?
  • Аутентичны ли задания к тексту?

        Работа над аутентичным текстом с использованием технологии критического мышления строится в 3 этапа:

  1. вызов (пробуждение интереса)
  2. осмысление (получение новой информации)-
  3. рефлексия (размышления учащихся).

        На первом этапе учащиеся идентифицируют текст, с которым им предстоит работать. Задача этого этапа – пробудить у учащихся желание познакомиться с текстом.

        На первом этапе используются упражнения, которые помогают ученикам снять лексические и грамматические трудности, встречающиеся в тексте. При этом особое внимание уделяется развитию умений правильно пользоваться словарем для определения или уточнения значения незнакомых слов. Для этого используются следующие упражнения:

  • упражнения на определение состава слова
  • составление сложных слов
  • образование новых слов путем адъективизации, субстантивизации и т.д.

На втором этапе, знакомясь с текстом, учащиеся выделяют первичные опорные элементы, элементы нового текста требуют от учащихся лингвистических знаний: это всегда знакомые им из предыдущего опыта слова и выражения, нахождение которых в незнакомом материале имеет психологический эффект и позволяет подвести учащихся к восприятию новых элементов через уже известные им и тем самым помочь им постепенно подойти к понимаю текста. Работа с элементами нового текста – это пограничная зона между этапом ознакомления и построения смысла. Задания, сформулированные в этой части, относятся только к знакомым учащимся словам и выражениям. Поэтому учащиеся могут, пробежав глазами, выбрать из текста заданные им элементы (имена собственные, числительные, интернациональные слова), опираясь на формальные признаки и не задумываясь об их значении для данного текста. Выполнение этих заданий в дальнейшем должно помочь учащимся лучше, полнее раскрыть смысл именно данного конкретного текста. Построение смысла продолжается посредством освоения новых элементов текста. На этапе усвоения учащиеся тренируются в употреблении новых лексических единиц, грамматических явлений. Учащимся предлагается ответить на несколько общих вопросов по содержанию текста. Целью последнего этапа является формирование у учащихся навыков и умений смысловой переработки текста. Предполагается развитие инициативности говорения: умения расспрашивать, задавать вопросы, искать более детальную информацию в тексте. Для дальнейшего закрепления материала и мотивации творческой работы учащихся применяются продуктивно-творческие упражнения, а также всевозможные ролевые ситуативные игры. Задания носят коммуникативный характер.

Технология  развития критического мышления. Стадии и методические приемы по теме «Les parents travaillent» 5 класс.

Возможные приемы и методы (фаза) учителя учащихся

        1. Вызов организует дотекстовую работу.

        Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

        1. Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

        2. Осмысление содержания. Снятие лексических и грамматических трудностей. Ответьте на общие вопросы по тексту.

        Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

        Методы активного чтения: маркировка с использованием значков«V», «+», «-», (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные вопросы

        3. Рефлексия. Учителю следует: внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блокам информации. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"

Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"ГБОУ ГО №1085...

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Презентация-сопровождение к выступлению "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"

В презентации содержится материал о сущности технологии критического мышления и классификация методов этой технологии....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...

Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: "Применение метода критического мышления на уроках иностранного языка".

Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: "Применение метода критического мышления на уроках иностранного языка"....