Дифференцировнное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка
статья на тему

Курапова Ольга Ивановна

Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний.

И. С. Якиманская.

(Слайд 3)

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока – основной формы процесса обучения – призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.

В связи с этим в школе возникла проблема выхода из создавшегося положения.

Такой выход увидели в развивающем обучении, при котором психические новообразования у ребенка возникают не только в содержательной стороне психики, но и в процессуальной стороне, то есть способах психической, в частности интеллектуальной деятельности.

Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения.

( Слайд 4)

Диагностика, проводимая мною, показала, что в классах, где я работаю,

*не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию,

*затрудняются выделять главную мысль учебного текста, свертывать информацию до ключевых слов или развертывать ее до полного объема.

*Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами и не умеют правдиво высказать свое мнение по тем или иным проблемам.

*Речь учащихся не богата с точки зрения лексического запаса, так как мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать.

*На уроках русского языка учащиеся не активны и отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и товарищей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцировнное обучение

как средство воспитания интереса  к урокам русского языка

Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний.

И. С. Якиманская.

(Слайд 3)

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока – основной формы процесса обучения – призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.

В связи с этим в школе возникла проблема выхода из создавшегося положения.

Такой выход увидели в развивающем обучении, при котором психические новообразования у ребенка возникают не только в содержательной стороне психики, но и в процессуальной стороне, то есть способах психической, в частности интеллектуальной деятельности.

Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения.

( Слайд 4) 

Диагностика, проводимая мною, показала, что в классах, где я работаю,

*не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию,

*затрудняются выделять главную мысль учебного текста, свертывать информацию до ключевых слов или развертывать ее до полного объема.

*Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами и не умеют правдиво высказать свое мнение по тем или иным проблемам.

*Речь учащихся не богата с точки зрения лексического запаса, так как мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать.

*На уроках русского языка учащиеся не активны и отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и товарищей.

(Слайд 5 )

Опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.

Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа на уроках проводится в основном на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате – успеваемость и качество знаний учащихся недостаточно высокие.

Дополнительные занятия с такими детьми во внеурочное время увеличивают учебную нагрузку детей, которые не справляются с основной работой, вызывают у них неприязнь к предмету, создают конфликтные ситуации.

(Слайд 6 )

Как же обеспечить усвоение сложного и объемного материала всеми школьниками? Как разрешить противоречие между сложным обучением и возможностями разных групп школьников? Как воспитать при этом положительное отношение к учебному труду у всех учащихся?

(Слайд 7 )

Положительного результата в учебно-воспитательном процессе можно добиться, учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ученика. А так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаков, то на уроке при коллективной форме работы необходим особый подход в обучении – дифференцированный. 

Специфика работы в сельской школе требует от меня особого подхода к детям средних умственных способностей. В нашей школе обучаются дети разные по уровню подготовленности, умственным способностям,  поэтому применение дифференцированного подхода в обучении, формирующего самостоятельность, активность в учебной деятельности учащихся, в своей работе считаю необходимым условием, а проблему – актуальной. Ведь подготовка думающих молодых людей, культурных, способных принимать самостоятельные решения, не возможна без воспитания в учениках любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему, как одному из школьных предметов.

(Слайд 8 )

Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Чаще всего в классе используется внутренняя дифференциация, которая  предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.

Особенность внутренней дифференциации на современном этапе – ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении (что традиционно для школы), но и на одаренных детей. Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.

(Слайд 9)

Технология дифференцированного обучения – процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.

Для того чтобы использование технологии дифференцированного обучения дало положительные результаты, необходимо провести диагностику учебной деятельности школьников.

 (Слайд 10 )

Что же должно стать объектом изучения?

1.Отношение ученика и класса к учебе. Изучая мотивацию (цели, потребности, интересы, эмоции, мотивы), которая в значительной степени определяет отношение ученика к учебной деятельности, необходимо иметь разные ее источники. Для одних учащихся источником является само знание, для других – процесс учения, для третьих – взаимоотношения с товарищами, учителями, для четвертых – влияние семьи. Не случайно психологи выделяют 2 большие группы мотивов:

  • познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
  • социальные мотивы, в основе которых взаимодействие, общение, сотрудничество школьника с другими людьми.

Положительное, постоянное активное отношение к учебной деятельности наблюдается у тех учащихся, для которых характерно сочетание разных мотивов.

Мотивация учебной деятельности обусловлена также индивидуальными особенностями личности школьника, его установками, склонностями, жизненными планами.

2. Направленность познавательного процесса. Устойчивый познавательный процесс – важный мотив учения. Знать приоритетную направленность интересов учащихся крайне важно, чтобы целенаправленно развивать их, облегчить выбор того или другого профиля обучения.

3. Знания и умения. Диагностика учебной деятельности направлена, прежде всего, на выявление качественности гарантированных знаний, их глубины, обобщенности, систематичности, мобильности.

Вторая не менее важная сторона – установление уровней знаний.

Принято выделять три основных уровня знаний:

  • репродуктивный (ученик умеет лишь воспроизводить знания),
  • реконструктивный (знания применяются в стандартных вариативных ситуациях),
  • творческий (ученик оперирует знаниями в условиях переноса, в нестандартных ситуациях).

4. Особенности процесса самостоятельной работы, учебной деятельности учащихся. Чтобы эффективно управлять действиями школьников, необходимо знать их типичные и индивидуальные затруднения при выполнении заданий, потребность в руководстве учителя, сотрудничестве.

5. Активность, организованность, ответственность, самостоятельность учащихся. 

Таким образом, начиная работу с новым классом, необходимо проводить диагностику учебных способностей учащихся. В этом большую помощь оказывает психологическая служба школы.

(Слайд 11 )

Обработка данных по школе в основном, показывает, что в большинстве своем ученики хотят учиться, чтобы получать новые знания (55%); нравится получать хорошие отметки (20%); нравятся некоторые предметы и учителя (15%); нравится, когда хвалят (10%); нравится быть лучше товарища по учебе (5%).                                    (приложение № 1  анкета   ) 

(Слайд 12 )

Как правило, на уроках не бывает равнодушных: сильные работают с максимальной нагрузкой, а средние и слабые тянутся за ними, не теряя веры в свои силы и возможности. А это, по моему мнению, является главным в обучении. Именно дифференцированная работа позволяет добиться высоких результатов в обучении и помогает научить ребенка самостоятельно работать.

Самостоятельная работа – это действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Установлено, что форма организации труда влияет на его результат.

Классно-урочная система позволяет организовать познавательную деятельность одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под руководством и наблюдением учителя.

Развитие познавательного интереса возможно при выборе оптимальных методов обучения с учетом возрастных особенностей учеников. В 5–9-х классах, где обучаются учащиеся переходного возраста, методы обучения должны быть максимально разнообразными, чтобы поддерживать высокую работоспособность учащихся в период, когда они испытывают повышенную утомляемость, необходимо удовлетворять разнообразные меняющиеся интересы ребят, готовить их к интенсивным и трудоемким методам обучения в старших классах. 

(Слайд 13 )

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”.

(Слайд 14 )

Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обучаемости.

а) Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними: 

1 вариант – школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.

Задача – особого внимания требует воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

2вариант – школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту.

Задача – развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 вариант – учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.)

Задача – уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.

Значительную трудность для учителей при подготовке к дифференцированной работе представляет 3 группа школьников – дети со стойкой пониженной успеваемостью. По утверждению психолога З.И.Калмыковой, в основе отставания детей в учении лежит расхождение “требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития”

Необходимы постоянные упражнения в связных высказываниях (по данному плану, схеме, опорным словам). Объяснение нового материала должно быть более детализированным, развернутым, опираться на наглядность, практическую деятельность ребят. Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма. Работа е этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны.

У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина.

Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.

(Слайды 15 -16 )

Полезно оказывать дифференцируемую помощь слабоуспевающим по выполнению тех же самых упражнений, которые делает большинство.

Различные виды дифференцированной помощи: 

  • Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
  • Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
  • Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
  • Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
  • Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
  • Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
  • Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий).
  • Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
  • Указание правила, на которое опирается задание.
  • Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
  • Указание алгоритма выполнения задания.
  • Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
  • Объяснение хода выполнения подобного задания.
  • Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
  • Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
  • Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
  • Выдача ответа или результата выполнения задания.
  • Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
  • Постановка наводящих вопросов.
  • Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат: дети ждут с нетерпением таких уроков, сильные подбирают ценный дополнительный материал из научно-популярной, энциклопедической и другой литературы не только к изучаемым темам, но и идут с опережением.

(Слайд 17)

Дифференциация может осуществляться:

  • по объему и содержанию работы;
  • по приемам и степени самостоятельности;
  • при закреплении;
  • при повторении;
  • при объяснении нового материала (в определенных случаях).

В любом случае перед учащимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям. На всех этапах отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог. На каждом уроке использовать связные тексты.

Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.

(Слайд 18 )

Какие же особенности учитываю при работе в группах на уроках?

1. Дифференцированный подход в целях оптимизации обязательно использую при подборе домашних заданий. ( Приложение №2 ).  Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе – каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме..., составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)

2. Для успешного усвоения нового материала важны подготовительные упражнения. Это и диктанты, и игры, и самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы. Подготовительные упражнения чаще дифференцирую, а нужные выводы делаю со всеми детьми класса.

На уроках предлагаю некоторым учащимся выполнить небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые допустили ребята в контрольных, классных или домашних работах, стараюсь разнообразить эти работы, проводить их в виде игр (например, в 5–6-х классах – учащиеся получают письма, открытки с заданиями от литературных героев).

3.Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить.

В любом случае перед учащимися ставлю единую познавательную задачу, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и возможностям. Новый теоретический материал не даю в готовом виде. Наличие теоретических задач делает обучение проблемным.

4. При закреплении ( Приложение № 3   )  первый пример рассматриваем все вместе, далее каждая группа выполняет свое задание, но при проверке всех прошу друг друга послушать, так как ставлю задачу, что подобное задание будет выполнять 2 группа дома (или все).

Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую не только дифференциацию, но и разные способы коллективной работы учащихся:

  1. учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями.
  2. Или я ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся, сидящие за одной партой, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если они приходят к согласию или у них разные мнения, они соответствующим образом сигнализируют учителю. Я организую обсуждение, кто прав, а кто нет. Тем самым дети учатся, обучаясь и обучая. В период обучения применения знаний, закрепления умений и навыков, учащиеся включаются в активную познавательную деятельность, которая сначала осуществляется под руководством учителя, а затем самостоятельно. От урока к уроку провожу дифференциацию заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания на карточках и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми.

(слайд 19  )

5. Большое значение имеют индивидуальные самостоятельные работы. 

  • Во-первых, возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, в выборе способов ее выполнения.
  • Во-вторых, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика, особенно при выполнении учениками заданий творческого характера.

Самостоятельные индивидуальные задания (Приложение №4- урок  ) использую не только при повторении, но и при объяснении нового материала. Здесь очень важно правильно подобрать дифференцированные задания для каждого ученика.

(слайд  20 -21)

 Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубже и осознаннее усвоить правило и выработать навык на его основе. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью и точностью.

Начинаю работу с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:

  • обязательные задания. 

Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика.

  • дополнительные задания. 

Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение изученного материала, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество упражнений может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе урока.

Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер:

  1. задания на сравнение, сопоставление явлений, например, поставить глаголы в форму настоящего времени, определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.
  2. задания исследовательского характера (это задания на примере работы с текстом).
  3. задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения заданий: например, в процессе работы над обособленными членами предложения предлагаю задание на подбор разных грамматических синонимов.
  4. задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике: сильные учащиеся выступают в роли помощников учителя и оказывают помощь слабым учащимся (осуществляют проверку индивидуальных заданий, помогают слабым при выполнении работы над ошибками в диктантах, сочинениях, изложениях, выполняют обязанности консультантов в процессе индивидуально-групповой работы, помогают учителю в проверке знаний, умений, навыков учащихся на уроках зачетах, смотрах знаний). Этим самым учащиеся помогают ликвидировать пробелы.

         (слайд 22 )

Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что, работая по стабильным общепринятым программам, новые технологии обучения можно использовать в рамках традиционного урока.

Использование технологии дифференцированного обучения показало, что у обучающихся увеличивается степень самостоятельности, осуществляется индивидуальный подход, развиваются творческие способности, тем самым повышается качество знаний по предмету.



Предварительный просмотр:

                         Анкета

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой

Раздел I 

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

А. Любимые __________________________________________________________

Б. Нелюбимые ________________________________________________________

Раздел II 

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.

Допиши недостающие.

Люблю предмет потому, что : Не люблю предмет потому что :

1. Данный предмет интересен

2. Нравится, как преподает учитель

3. Предмет нужно знать всем

4. Предмет нужен для будущей работы

5. Предмет легко усваивается

6. Предмет заставляет думать

7. Предмет считается выгодным

8. Требует наблюдательности, сообразительности

9. Предмет требует терпения

10. Предмет занимательный

11. Товарищи интересуются этим предметом

12. Интересны отдельные факты

13. Родители считают этот предмет важным

14: Хорошие отношения с учителем

15. Учитель часто хвалит

16. Учитель интересно объясняет

17. Получаю

удовольствие при его изучении

18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт

19. Предмет помогает развивать общую культуру

20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

21. Просто интересно

1. Данный предмет не интересен

2. Не нравится, как преподает учитель

3. Предмет не нужно знать всем

4. Предмет не нужен для будущей работы

5. Предмет трудно усваивается

6. Предмет не заставляет думать

7. Предмет не считается выгодным

8. Не требует наблюдательности, сообразительности

9. Предмет не требует терпения

10. Предмет не занимательный

11. Товарищи не интересуются этим предметом

12. Интересны только отдельные факты

13. Родители не считают этот предмет важным

14. Плохие отношения с учителем

15. Учитель редко хвалит

16. Учитель неинтересно объясняет

17. Не получаю удовольствия при его изучении
18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

19. Предмет не способствует развитию общей культуры

20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире

21. Просто неинтересно

Раздел III 

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

1. Это мой долг.

2. Хочу стать грамотным.

3. Хочу быть полезным гражданином.

4. Не хочу подводить свой класс.

5. Хочу быть умным и эрудированным.

6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.

7. Хочу научиться самостоятельно работать.

8. Все учатся и я тоже.

9. Родители заставляют.

10. Нравится получать хорошие оценки.

11. Чтоб похвалил учитель.

12. Чтобы товарищи со мной дружили.

13. Для расширения умственного кругозора.

14. Классный руководитель заставляет.

15. Хочу учиться.

 

 

Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)

Обработка результатов.

Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

                                     Домашние задания

    Тема «Фразеология. Культура речи».

                                              (6 класс)

  1. Подберите антонимы к фразеологическим оборотам:

        давать волю языку; засучив рукава; повесить нос; за тридевять земель.

2. а) Подберите синонимы к фразеологическим оборотам:

 кот наплакал; висеть на телефоне; звезда первой величины; развесить уши.

   б) Составьте два простых предложения. Употребив в них фразеологические обороты.

3. а) Найдите в толковых словарях фразеологизмы, в которых говорится о голове или о глазах.

б) Подберите фразеологические обороты, в которых встречаются географические названия; имена собственные.

Тема «Безударные гласные в корнях с чередованием»

  1. а) найдите лишнее слово:

к..снуться, прик..саться, к..согор;

р..стет, р..сток, р..сторговать;

прил..жить, сл..жный, прил..гательное;

г..ра, г..реть, заг..релый;

зап..реть; расст..лает; м..рить(друзей).

б) Составьте три простых предложения, употребив слова с чередующимися гласными в корне; подчеркните грамматические основы.

  1. Составьте тест «Правописание корней с чередованием

 гласных а-о».

             3.Выполните упражнение из учебника №…



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Примеры заданий для разных групп учащихся:

Первое упражнение дается для сильных учащихся;

 второе – для средних;

третье – для слабых.

Тема «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» (Vкласс).

  1. а) Составьте текст на тему «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова.

     б) Найдите лишнее слово:

        гвоздика, гвоздь, пригвоздить;

       шестой, шесты, шестнадцать;

      подарок, дарит, дарим;

     справа, правильный, правильного.

  1. Выпишите из текста однокоренные слова и формы одного и того же слова:

        Зимой, раскопав снег, можно найти зеленые веточки с листочками и красными ягодками. Это брусника. Брусника – вечнозеленое растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остается зеленым. И ягодки под стать листочкам красивые, как осенью.

  1. К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый, зеленеет подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Тема «Буквы з и с  на конце приставок».

  1. Найдите лишнее слово:

            низкий, низвергать, ниспадать;

           расчет, растут, раздать;

           сжать, здание, здравница;

           воззвание, восстание, восток.

  1. Выпишите слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове они стоят.

             Объединил друзей, оттолкнулся руками, сбиться с пути, беззвучно плачет, расстилается по земле, съезжает далеко, рассчитывать время, испечь пирог, сделать хорошо, бесшумный мотор.

  1. Вставьте буквы, графически объясните их написание.

       

            Во..глас, Ра..писание, бе..шумный, Ра..жигать, и..кусить, Ра..пилить, и..лучать, в..дыхать, в..крикнул, …бежать.



Предварительный просмотр:

                           Приложение 4.

                                               Урок русского языка

                                                            7 класс

                                                                                       

Тема : Правописание НЕ с причастиями.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
  • формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.

  1. Организационный момент.

  1. Пунктуационный диктант:

  1. (Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне.
  2. Светлая полоса, еще (не) закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.
  3. Вдруг полил дождь, (не) прекращавшийся в течение целого часа.
  4. Сквозь (не) занавешенные окна постоянно была видна молния.
  5. Раскаты грома, (не) смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не) прекращающегося страха.

Ученик выходит к доске, учитель еще раз читает предложения, ученик объясняет, сколько знаков препинания он поставил и почему. Класс задает 2-3 вопроса по теме «Причастие», комментирует ответ ученика. Учитель выставляет оценку.

     Учащиеся получают распечатанный текст пунктуационного диктанта. Учитель спрашивает: « В словах какой части речи нужно раскрыть скобки? Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? Какой будет цель нашего сегодняшнего урока?»

  1. Работа в группах по изучению нового материала.

                              1 группа.

А. Назовите условия, когда не пишется слитно, а когда раздельно.

Б. Сформулируйте правило.

С моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищенный от ветров.

                            2 группа.

А. Перепишите в тетрадь таблицу.

Б. Заполните ее примерами из упражнения.

В. Подготовьте связный ответ о правописании не с причастиями.

                         НЕ с причастиями пишется

       Слитно

               Раздельно

1.Не употребляется без не

1.Без не употребляется

2. Нет противопоставления с союзом а

2. Есть противопоставление с союзом а

3.Нет зависимого слова

3. Есть зависимое слово

Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся , а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня. Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море.

                              3 группа.

А. Запишите слова ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий. Какое из этих слов лишнее и почему? ( Слово неправильный лишнее, т.к. может употребляться без не. При затруднении учащимся можно задать вопрос: «Какие слова употребляются без не, а какие нет?»)

Б. Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это делаете?

В. Почему данные прилагательные написаны с не слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно? Сделайте вывод.

Г. Прочитайте предложения, записанные на доске:

        Здесь протекла не глубокая, а мелкая река.

       Он мне не друг, а враг.

-- почему не с существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно?

Д. Запишем примеры в тетрадь:

         Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

-- В каком случае не с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику.

Е. Перепишите, раскройте скобки:

     Воздух, еще( не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не) прекращающиеся дожди. Молнии, (не) разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

-- Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.

1 группа дает связный ответ с примерами. 2 группа – образец рассуждения с примерами. 3 группа объясняет примеры, выполненные самостоятельно.

  1. Закрепление нового материала.

-- Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай подробно. ( Выполняется одно из упражнений учебника или задание, составленное учителем).

  1. Подведение итогов урока.

- Можем ли теперь  мы без ошибок написать те предложения, которые прозвучали в начале урока?

      Ответьте, пожалуйста, ребята, и на такой вопрос: «Для чего мы используем причастия в речи?». Внимательно посмотрите на свои записи и попробуйте сделать вывод. (Помощь учителя наводящими вопросами: «Какой темой объединены предложения, с которыми мы сегодня работали? Что помогает авторам сделать описание грозы достоверным? Почему?)

6. Домашнее задание.

Составить сказку-миниатюру о правописании не с причастиями ( по желанию). Слабые учащиеся выполняют упражнение из учебника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний. И.С. Якиманская. Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Автор проекта: Курапова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы Озёрского филиала МБОУ Верхнеспасской СОШ Рассказовского района

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока – основной формы процесса обучения – призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся. В связи с этим в школе возникает проблема выхода из создавшегося положения.

Слайд 4

Диагностика Диагностика, проводимая мною, показала, что в классах, где я работаю, не все учащиеся умеют * извлекать и перерабатывать учебную информацию, *затрудняются выделять главную мысль учебного текста, свертывать информацию до ключевых слов или развертывать ее до полного объема. *Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами и не умеют правдиво высказать свое мнение по тем или иным проблемам. *Речь учащихся не богата с точки зрения лексического запаса, так как мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать. *На уроках русского языка учащиеся не активны и отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и товарищей.

Слайд 5

Опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа на уроках проводится в основном на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате – успеваемость и качество знаний учащихся недостаточно высокие. Дополнительные занятия с такими детьми во внеурочное время увеличивают учебную нагрузку детей, которые не справляются с основной работой, вызывают у них неприязнь к предмету, создают конфликтные ситуации.

Слайд 6

Как же обеспечить усвоение сложного и объемного материала всеми школьниками? Как разрешить противоречие между сложным обучением и возможностями разных групп школьников? Как воспитать при этом положительное отношение к учебному труду у всех учащихся?

Слайд 7

Положительного результата в учебно-воспитательном процессе можно добиться, учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ученика. А так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаков, то на уроке при коллективной форме работы необходим особый подход в обучении – дифференцированный .

Слайд 8

Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Слайд 9

Технология дифференцированного обучения - процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.

Слайд 10

Объект изучения Отношение ученика и класса к учебе Знания и умения Направленность познавательного процесса Особенности процесса самостоятельной работы, учебной деятельности учащихся . Активность, организованность, ответственность, самостоятельность учащихся

Слайд 11

Обработка данных по школе

Слайд 12

Как правило, на уроках не бывает равнодушных: сильные работают с максимальной нагрузкой, а средние и слабые тянутся за ними, не теряя веры в свои силы и возможности. А это, по моему мнению, является главным в обучении. Именно дифференцированная работа позволяет добиться высоких результатов в обучении и помогает научить ребенка самостоятельно работать.

Слайд 13

Основная задача дифференцированного обучения вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”.

Слайд 14

Характерные особенности групп и задачи по работе с ними: 1 вариант 2 вариант 3 вариант Школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности . Задача – особого внимания требует воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы. Школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Задача – развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах. Учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.) Задача – уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно .

Слайд 15

Различные виды дифференцированной помощи: Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания. Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся. Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы. Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа. Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время. Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.

Слайд 16

Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий). Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке. Указание правила, на которое опирается задание. Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция ). Указание алгоритма выполнения задания. Указание аналогичного задания, выполненного раньше. Объяснение хода выполнения подобного задания. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией. Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания. Выдача ответа или результата выполнения задания. Расчленение сложного задания на элементарные составные части. Постановка наводящих вопросов.

Слайд 17

Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию работы; по приемам и степени самостоятельности; при закреплении; при повторении; при объяснении нового материала (в определенных случаях). В любом случае перед учащимися ставится единая познавательная задача , к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям.

Слайд 18

Какие же особенности учитываю при работе в группах на уроках? 1. Дифференцированный подход в целях оптимизации обязательно использую при подборе домашних заданий . 2. Для успешного усвоения нового материала важны подготовительные упражнения . 3. Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях . В любом случае перед учащимися ставлю единую познавательную задачу, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и возможностям. Новый теоретический материал не даю в готовом виде. Наличие теоретических задач делает обучение проблемным. 4. При закреплении первый пример рассматриваем все вместе, далее каждая группа выполняет свое задание, но при проверке всех прошу друг друга послушать, так как ставлю задачу, что подобное задание будет выполнять 2 группа дома (или все).

Слайд 19

5. Большое значение имеют индивидуальные самостоятельные работы. Во-первых, возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, в выборе способов ее выполнения. Во-вторых, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика, особенно при выполнении учениками заданий творческого характера. Самостоятельные индивидуальные задания использую не только при повторении, но и при объяснении нового материала. Здесь очень важно правильно подобрать дифференцированные задания для каждого ученика.

Слайд 20

Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубже и осознаннее усвоить правило и выработать навык на его основе.

Слайд 21

Виды дифференцированных заданий: 1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика. 2. Дополнительные задания . Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение изученного материала, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество упражнений может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе урока.

Слайд 22

Вывод: Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что, работая по стабильным общепринятым программам, новые технологии обучения можно использовать в рамках традиционного урока. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОКАЗАЛО, ЧТО У ОБУЧАЮЩИХСЯ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, РАЗВИВАЮТСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ТЕМ САМЫМ ПОВЫШАЕТСЯ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ.

Слайд 23

Информационные ресурсы: БабанскийЮ.К. Оптимизация процесса обучения – М., Педагогика Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. -М., Центр «Педагогический поиск», 2000 Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения.- М.: Знание, 1979 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.:Педагогика,1990 Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников. - Научно-практический журнал "Завуч" - 2003г., № 8. Фирсов. В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., Просвещение, 1994 Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.:-Сентябрь,1996 http :// www.infoline.ru / http :// www.college.ru / http://school-collection.edu.ru/ http ://1september.ru/ http://www . school.еdu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология разноуровнего обучения как средство воспитания интереса к урокам русского языка.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка -  актуальная проблема современной школы. В статье раскрываются практические вопросы дифференцированного обучения....

Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"

В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету....

Дидактическая игра как средство повышения интереса к уроку русского языка.

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипн...

«Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам мордовского языка».

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка п...

«Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам мордовского языка».

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка п...