Проблема планирования урока в контексте новых ФГОС.
статья на тему

Курапова Ольга Ивановна

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры

 учителя, мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

                     В.А.Сухомлинский

 

      Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).   В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.                                

       Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. 

      Поставленная задача требует перехода к новой системно-                     деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_planirovaniya_uroka.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Курапова Ольга Ивановна

Проблема планирования урока в контексте новых ФГОС.

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры

 учителя, мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

                     В.А.Сухомлинский

      Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).   В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.                                

       Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.  

      Поставленная задача требует перехода к новой системно-                     деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

      Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.  

      Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов образовательных учреждений они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

Алгоритм проектирования урока  с точки зрения требований новых ФГОС .

Первое:                                                                                                                    четко определить и сформулировать для себя тему урока;                                   определить место темы в учебном курсе;                                                                      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;                                                                    и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе:                                                                                                                  Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

 Как же определяется цель урока в логике  системно- деятельностного подхода к образованию?  В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении  личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.  При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.  В традиционном подходе  цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет.

Третье:                                                                                                                                    1. Спланировать учебный материал .                                                                                  2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

 узнавание нового материала;                                                                                                воспроизведение;                                                                                                                    применение знаний в новой ситуации;                                                                                применение знаний в незнакомой ситуации;                                                                                 творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого  к сложному".

 4.Составить три набора заданий:                                                                                  задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;                               задания, способствующие осмыслению материала учащимся;                             задания, способствующие закреплению материала учащимся.                Четвертое:                                                                                                                       Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке  формируются: на этапе объявления темы урока  - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.  

Пятое:                                                                                                                     Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что- то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. 

Шестое:                                                                                                                    Разработать  структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

 мотивационно- целевой;                                                                                                 процессуальный;                                                                                                            рефлексивно-оценочный.

 Седьмое:                                                                                                                   Определить  способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:                                                                                                                       что контролировать;                                                                                                           как контролировать;                                                                                                                  как использовать результаты контроля.                                                             Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

 Восьмое:                                                                                                                   Разработать  домашнее задание,  ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов. 

Девятое:                                                                                                                  Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

       Оптимальной формой проектирования современного урока является технологическая карта. Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты. Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока). Исходя  из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:                                                                                                                       • в ней должен быть описан весь процесс деятельности;                                       • должны быть указаны операции, их составные части.                                         В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:                                                                                                          • тщательного планирования каждого этапа деятельности;                                        • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;                                                                                                                            • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алго- ритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредмет- ных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Список использованной литературы

 1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.

 3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.  

4. Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.

 5. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г. - № 2.

 6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя /  Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010 г.

7. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.

8. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/  Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.

9. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. /Минск: Белорусский верасень, 2009 г.

10. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.

11. Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / М.: Чистые пруды, 2010 г.

12. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.: Просвещение, 2012 г.

13. Чернобай. С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проектной работе "Нестандартный урок в контексте нового стандарта"

В данной презентации в тезщисной форме дается краткое определение нестандартного урока, его виды...

Проектная работа "Нестандартный урок в контексте нового стандарта"

В данной работе рассматривается нестандартный урок как одна из самых успешных форм урока при обучении интсранному языку. В рпактической части дается описание основных видов нетрадиционных уроков...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ ФГОС.

Рассмотрение современного урока технологии с точки зрения требований ФГОС, методологические аспекты уроков. Примеры разработок 3 уроков технологии в начальной школе....

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Особенности преподавания химии в контексте новых ФГОС

Современная дидактическая образовательная модель, складывающаяся в рамках внедрения новых стандартов образования, базируется на компетентностной образовательной парадигме. Отличительная особенность ст...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...