Методическая разработка "Мастер-класс как форма предоставления педагогического опыта"
материал на тему

Работа состоит из теоретической части и практической, которая представляет собой методические рекомендации при организации мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

«Мастер-класс как форма предоставления педагогического опыта »

Автор-составитель: Абакумова Светлана Александровна

                                                 методист ГБУ ДО ДДТ «На 9-ой линии

Санкт-Петербург

2017

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……….3

1.Теоретическая часть…………………………………………………...………..4

1.1.Основные определения мастер-класса………………………………………4

1.2. Схема организации мастер-класса…………………...……………………...8

1.3. Принципы построения мастер-класса………………………………...…...9

1.4 Организация и проведение ………………………………………….……….9

2. Основное содержание………………………………………………….……..11

2.1. Методические рекомендации для проведения мастер-класса…………...11

    Заключение…………………………………………………………………...…..16

Список литературы………………………………………………………………17

Введение

Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики. В связи с этим повысился спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного педагога,  обладающего  профессиональной культурой, владеющего инновационными педагогическими технологиями и методиками, не останавливающегося в творческом саморазвитии и поиске. 

А для того чтобы стать профессионалом-мастером, педагогам необходимо постоянно учиться, учиться еще и друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование образовательной деятельности на принципах «равный обучает равного». И актуальность выбранной темы заключается в том, что наиболее оптимальной формой организации взаимообучения, взаимосовершенствования на сегодняшний день как раз и является  мастер-класс.

1. Теоретическая часть

1.1 Определение мастер-класса

В литературе достаточно много определений понятия «мастер-класс». 

Вот некоторые из них. «Мастер-класс (от английского 
masterclassmaster — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок) — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. 

Мастер-класс — это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. 

Мастер-класс — это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера. 

Мастер-класс — это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы.
Педагог как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую системувключающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т. п.

Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс — это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.  

Мастер-класс (или педагогическая мастерская) — это форма индивидуально-творческой деятельности педагога по изучению, систематизации и распространению передового  и новаторского педагогического опыта, демонстрации собственного систематизированного профессионального опыта и уровня педагогического мастерства.

Мастер-класс — это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Мастер-класс — форма обучения, позволяющая педагогу передавать способ своей деятельности участникам. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»)» [14]. 

В данной работе мы будем опираться на определение, которое дает М. М. Поташник: «Мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у учителя-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы» [
4].
Исходя из определений, можно отметить, что мастер-класс имеет несомненные преимущества перед другими формами профессионального обучения.
Основное его преимущество — уникальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы, приобретение и закрепление практических знаний и навыков, гибкость временных рамок проведения.
Идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы его «учеников», а значит эта форма практикоориентированная и компетентностно ориентирована. 
Успешное освоение темы происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников. В ходе мастер-класса участники изучают разработки по теме мастер-класса, участвуют в обсуждении полученных результатов, задают вопросы, получают консультации, предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки, высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Мастер-класс — одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения учителей. Мастер-класс — двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому слушателю — главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.
Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы педагогов предполагает использование разнообразных методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для использования в собственной педагогической деятельности и др.
Но мастер-класс — это не просто демонстрация знаний и умений, самое главное — это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Только профессионал способен на высоком уровне, просто и доступно поделиться с коллегами достигнутым, уберечь их от ошибок, бесплодных мечтаний, опрометчивых решений. Таким образом, мастер-класс — это деятельность мастера по передаче секретов своего мастерства коллегам.

Кто может принимать участие в работе мастер-класса? Участниками мастер-класса становятся коллеги, специалисты того же профиля, что и мастер. В педагогической среде — это учителя. Нельзя открытый урок, который проводит мастер в классе (на сцене), приравнивать к мастер-классу. Мастер-класс проводит мастер-учитель для учителей. Ученики просто мало осведомлены в вопросах педагогики, психологии, технологии или методики преподавания.

Активизация познавательной деятельности всех участников мастер-класса, по мнению Т. И. Шамовой, обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий: 

1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности; 
2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности; 
3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя. 

По мнению специалистов (М. Е. Бершадского, М. В. Кларина, П. И. Третьякова, А. В. Хуторского и др.), общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющих поисковую направленность, к которым мы относим и мастер-класс, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, т. е. специальная деятельность по построению учебного познания — исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т. п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуация, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль).
Следовательно, при обучении во время мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование соответствующих методов. 
                                        1.2. Схема организации и проведения
В качестве универсальной рабочей схемы к организации и проведению мастер-класса можно предложить четырехуровневую модель проработки профессионального опыта учителя в мастер-классе: 

  • уровень частно-предметных технологий, системы технологических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;
  • уровень общеметодического порядка. Он более широкий и объемный, допускающий перенос разработанных учителем-мастером технологических моделей на сферу других учебных предметов, предметных областей;
  • уровень психологический. Обеспечивает педагогическую результативность за счет вовлечения в процесс создания мотивационно-потребностного поля организуемого учителем образовательного пространства; 
  • уровень собственно педагогический. Задает свою особую логику выстраивания профессиональных педагогических действий учителя. 

                                    1.3. Принципы построения мастер-класса
Очень важно соблюдать принципы построения мастер-класса, так как от этого зависит и сам процесс, и его результат. В педагогической литературе выделяются следующие принципы: 

  • равенство всех участников — мастер не должен быть над «учениками»;
  • заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь; 
  • сравнение результатов без духа соревновательности;
  • безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;
  • методически грамотное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы.

                             1.4 Организация и проведение мастер-класса

Примерный алгоритм проведения мастер-класса может состоять из следующих компонентов: выделение проблемы — актуализация знаний в проблемной плоскости — объединение в группы для решения проблемы — работа с материалом — представление результатов работы — обсуждение и корректировка результатов работы.

В литературе описано несколько разных подходов к построению и проведению мастер-класса. Еще больше моделей предлагает реальная практика работы педагогов в мастер-классах. Остановимся лишь на некоторых из них. 

В педагогической литературе выделяются следующие критерии оценки мастер-класса: 

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. 

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмету, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная каждым участником мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. 

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта. 

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Системность. Отражение в мастер-классе основных идей опыта собственной педагогической деятельности.


Основная часть. Методические рекомендации для проведения

мастер-класса

Цель проведения мастер-класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи мастер-класса:

  • создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;
  • продемонстрировать опыт работы мастера по проектированию образовательной среды;
  • обобщить опыт работы учителя-мастера по определенной проблеме;
  • передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместно отработать методические подходы учителя-мастера и приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • разработать авторские модели уроков (занятий) в режиме демонстрируемой педагогической технологии (методики);
  • отрефлексировать собственное профессиональное мастерство участников мастер-класса;
  • оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.


Подготовка к мастер-классу:

1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
2. Определите цели и задачи, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе в связи с темой.
3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для участников.
4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
5. Придумайте неожиданные предметы или открытия, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
7. Составьте подробный план занятия.

8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класса.
9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
10. Когда все готово — дайте команду организаторам, что можно начинать.

Проведение мастер-класса:

1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).

2. Сами говорите только в микрофон (если аудитория большая) и следите, чтобы участники тоже давали ответы в микрофон (в зависимости от аудитории), чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса участников по звуку в колонках.

3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.

4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.

5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу мастер-класса жюри непонятен предмет преподавания).

6. Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в вашу идею мастер-класса.

7. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше — не продолжайте двигаться в эту сторону.

8. Старайтесь показывать не только себя, но и участников мастер-класса.

9. Не бойтесь задавать трудные вопросы.

10. Проведите в конце краткий анализ занятия с участниками».

Мы считаем, что для 
успешности проведения мастер-класса полезно следовать следующим советам:

1) Помните, что если вы хотите учить других, то необходимо постоянно учиться самому. Только практическая деятельность и работа над собой помогут научиться хорошо говорить и передавать свои знания и умения другим.

2) Только тогда поверят мастеру, если он живо и убежденно говорит о собственном выборе, о собственной стратегии деятельности.

3) Когда говорите, помните тему мастер-класса и не отходите от нее далеко. Имейте при себе план-конспект, и если забыли мысль, не стесняясь, посмотрите в него и продолжайте свое выступление. Это лучше, чем «искать нужные слова» или же «заполнять паузу».

4) Учитесь управлять аудиторией. Не давайте ей увлечь себя. Владейте всегда собой, будьте тверды и спокойны, тогда вы будете «держать» слушателей в своих руках.

5) Приводите в своей речи побольше фактов, примеров из собственной деятельности, поменьше употребляйте общих, ничего не значащих фраз.

6) Не прерывайте спрашивающего, дайте ему высказаться, внимательно наблюдайте за ним, для того чтобы обдумать и дать исчерпывающий ответ. Если вы не знаете, что ответить, стоит в этом признаться, пояснив свою позицию.

7) Никогда не говорите слишком долго. Для успешного проведения мастер-класса важно создать ситуацию взаимодействия с аудиторией, совместного творчества, деятельности.

Заключение

Таким образом, изучив структуру и принципы построения мастер-класса, можно утверждать, что данная форма трансляции педагогического опыта и мастерства, имея преимущества и явные положительные стороны, в настоящее время находит широкое применение в педагогической деятельности.  В том числе и при проведении конкурсных мероприятий различного уровня. Так, например, с 2013 года Дом  детского творчества «На 9-ой линии» совместно с  Информационно-методическим центром Василеостровского района Санкт-Петербурга проводит районный Фестиваль педагогического мастерства «Творчество в профессии»,  направленный на инициирование профессиональной творческой деятельности педагогов дополнительного образования района, где одним из конкурсных мероприятий является мастер-класс. Введение в конкурсные мероприятия мастер-класса, на наш взгляд, позволяет поднять на новый, более высокий уровень методическую работу не только с педагогами — участниками конкурса, но и с педагогической общественностью в целом.

Список литературы

  1. Организация и проведение мастер-классов : метод. рек. / сост. А. В. Машуков, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области–2004» ; под ред. А. Г. Обоскалова. — Челябинск, 2007.
  2. Пахомова, Е. М. Изучение и обобщение педагогического опыта / Е. М. Пахомова // Методист. — 2005. — № 2.
  3. Положение о «мастер-классе» как форме профессионального обучения учителей // Практика административ. работы в шк. — 2004. — № 5.
  4. Русских, Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой  профессиональной деятельности / Г. А. Русских  // Методист. — 2002. —  № 1. 
  5. Русских, Г. А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика / Г. А. Русских // Методист. — 2004. — № 2. 
  6. Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии / Г. К. Селевко. — М. : НИИ шк. технологий, 2005. 
  7. Творческая школа «Мастер-класс» / Е. Долинина [и др.] // Учитель. — 2003. — № 5. 
  8. Материал с сайта «Открытый класс» http://www.
    openclass.ru/node/1294/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класса как форма обобщения педагогического опыта.Методические рекомендации

Мастер-класс – одна из эффективных форм передачи собственного педагогического опыта. Его проведению предшествует стабильный положительный результат деятельности и нахождение рациональных путей, продук...

Предоставление педагогического опыта Альмяшева Р.Х.

Обобщение педагогического опыта по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"...

Методические рекомендации по разнообразным формам социально-педагогического консультирования (из опыта работы).

Проблема социально-педагогического  консультирования   считается весьма  актуальной для всех участников образовательного процесса.Актуальность и необходимость  предложенных ме...

Формы диссеминации педагогического опыта в рамках региональной инновационной площадки по формированию культуры экологической безопасности

Статья посвящена различным формам распространения пдагогического опыта участников региональной инновационной площадки по формированию культуры экологической безопасности, реализуемой на базе Волжского...

Справка методической службы об обобщении и трансляции педагогического опыта

Представление педагогического опыта на районных методических мероприятиях за период 2016-2019гг....