Главные вкладки

    Творческая работа учащегося по теме:
    Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе"

    Презентация  об организации проектной и исследовательской деятельности в школе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Organizaciya-_p1.ppt329 КБ
    tekst.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Организация проектной и исследовательской деятельности в школе.
    Учитель информатики МОУ «СОШ №23 с УИОП»Шувалова С.Ю.
    Проектные технологии формируют : способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, навыки поиска, анализа и обработки информации, умение выдвигать гипотезы, четко планировать действия, делать выводы, оценивать достигнутые результаты, учат взаимодействовать с другими людьми, эффективно сотрудничать в группах
    Способы организации учебной деятельности
    Учебный материал
    Репродуктивный способ
    Продуктивный, творческий способ
    Классно-урочная система
    Метод проектов
    усвоение
    Исследовательская деятельность обучающихся  это работа учащихся над творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением.
    Основные этапы: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
    Проектная деятельность обучающихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
    Условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта.
    Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования.
    Цель исследовательской деятельности развитие личности,  приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.
    Соотношение проектирования и проектного метода организации исследования
    проектирование
    исследование
    Главная цель:уяснение сущности явления, истина
    Главная цель:реализация проектного замысла
    Компоненты проектной и исследовательской деятельности :аналитические: выдвижение идеи и формулирование задачи, поиск гипотезы, обоснованный выбор способа, планирование своей деятельности, самоанализ;презентационные: выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулирование ключевых слов;информационные: структурирование информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, проведение эксперимента, осмысление полученных результатов.
    Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
    степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы; степень включённости в групповую работу; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.
    Технология организации учебно-исследовательской деятельности
    Самое решающее звено этой новации — учитель. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
    Учебный проект или исследование для учащегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
    Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельностиhttp://schools.keldysh.ru/labmro -  сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.www.vernadsky.dnttm.ru   — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.www.issl.dnttm.ru   — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».www.konkurs.dnttm.ru   — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов.www.resercher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся.

    Предварительный просмотр:

    Организация  проектной и исследовательской деятельности учащихся.

    Глобальные изменения во сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

    Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков.

    Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, внедрения педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с творческой инициативой, умением самостоятельной работы в информационных полях.

    Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, планировать действия, работать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

    Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся,  развитие  конкурсного движения среди проектных и исследовательских работ.

     Мышление, способное усвоить знания будущего, называют проектным. Проектный метод появился в Америке в 1919 году. Главная идея, заложенная проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Можно вспомнить и ответ С. Лемма на вопрос о причинах его успешности в различных делах: " Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет".

    Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы)

    Основные этапы: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

    Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, направленная на достижение общего результата деятельности.

    Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования  и реализации проекта, включая его осмысление.

    Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

    Цель исследовательской деятельности является развитие личности,  приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.

    В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

    Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

    Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

    Аналитические: выдвижение идеи (мозговой штурм),  формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ;

    Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

    Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

    Поисковые: находить информацию по каталогам,  в Интернет, формулирование ключевых слов;

    Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

    Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

    Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

    При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Можно оценивать:

    • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
    • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
    • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
    • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
    • степень осмысления использованной информации;
    • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
    • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
    • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
    • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
    • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
    • социальное и прикладное значение полученных результатов.

    Технология организации учебно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности

    Учебно-исследовательскую деятельность можно разделить на несколько видов, понимая, однако, что это разделение достаточно условно и зачастую предложенные виды сочетаются и успешно дополняют друг друга.

    Исследовательская деятельность учащихся 

    на уроке 

    внеурочная деятельность 

    Исследовательский метод обучения

    Нетрадиционные уроки

    Учебный эксперимент

    Домашнее задание исследовательского характера

    Исследовательская практика

    Выпускная экзаменационная работа

    Факультативы, элективные курсы

    Школьные научно-технические общества, объединения

    Олимпиады, конкурсы, конференции

    Работа над учебным проектом

    Образовательные экспедиции

    Во-первых, на  уроке.

    1. Учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения, т.е. самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы.

    2. Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «патент на открытие», урок открытых мыслей и т.п.

    3. Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

    4. Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе вышеперечисленные варианты, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

    Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

    1.Некоторые школы включают в свои образовательные программы исследовательскую практику учащихся. Исследовательская практика учащихся может проводиться в самой школе, на базе внешних учреждений образования и науки или в полевых условиях.

    2. Существует практика сдачи переводных и выпускных экзаменов в форме защиты выпускной экзаменационной работы. Выпускная экзаменационная работа – это учебно-исследовательское ученическое произведение на определённую тему.

    3. Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности.

    4. Участие в олимпиадах конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

    5. Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов необходима для целеполагания и диагностики результативности проекта.

    6. Образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера

    Самое решающее звено этой новации— учитель. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.


    Комментарии

    Презентация об организации проектной и исследовательской деятельности в школе и текст выступления на районном методическом объединении учителей информатики.

    Презентация об организации проектной и исследовательской деятельности в школе и текст выступления на районном методическом объединении учителей информатики