ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
статья по теме

цели и задачи христианского воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл celi_i_zadazadachi_hristianskogo_vospitaniya_detey.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И  ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 7

с углубленным изучением отдельных предметов.

Шелест Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы.

         Антоний Великий дал краткую формулировку о пути ко спасению: « От ближнего зависит жизнь и смерть» (нашей души). Для родителей на первом месте из ближних стоят дети и забота об их воспитании. Нет у родителей более высокой задачи, как воспитать детей так, чтобы они стали истинными христианами  и могли всю свою жизнь посвятить Господу и послужить ему на тех путях, куда Он их поставит. Великая благодать будет изливаться на тех родителей, которые сумеют так воспитать своих детей. Св. Иоанн Златоуст писал: « Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех… Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы «воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Ефес., 6, 4).»

         Святое Писание во многих местах говорит об ответственности родителей за детей. В посланиях Ап.Павел  первыми заповедями для молодых жен ставит:  «Любить мужей, любить детей… быть… попечительными о доме» (Тим., 2, 4-5). Условие для спасения для замужней женщины Ап.Павел формулирует так: «Спасение через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15). Под этой заповедью надо понимать не только обязанность женщины родить ребенка, но и всю свою жизнь посвятить его воспитанию. Дети посылаются Господом не как бремя или наказание, а как  награда и утешение жизни. Пророк Давид в 126 псалме говорит: « Вот наследие от Господа: дети; награда от Него- плод чрева». И если родители тяготятся своими детьми, то они совершают тяжкий грех перед Господом.

              Дух семьи - это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребенка. Существует теснейшая связь души родителей и детей. Феофан Затворник писал: « Есть непостижимая для нас связь души родителей с душою детей». А народная мудрость гласит: «Яблочко от яблони недалеко падает».

                К сожалению, в наше время во многих семьях отсутствует дух нравственности, забыты правила и обычаи семейной жизни,  которые выработаны многими поколениями православных людей. Еще в 16 веке в «Домострое» отец, давая наставление сыну, писал: «…жить во всем по христианскому закону, в чистой совести и правде, с верой творя волю Божию и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божием, в праведной жизни…».

          Но наш народ в последние годы слышит другие призывы и лозунги: « Бери от жизни все»», « Не дай себе засохнуть». А дети, которые  большую часть дня находятся дома одни  (т.к. родители целый день вынуждены зарабатывать деньги на хлеб насущный), слыша эти призывы с телевизионных экранов, с легкостью , гораздо быстрее и лучше, чем заданные наизусть стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, запоминают их и пытаются претворять в жизнь. Что когда-то было пороками, становится нравами. Извращения бесстыдно и прилюдно провозглашаются нормой. Ведется пропаганда нездорового образа жизни. И все это нескончаемым потоком льется на детей, уродуя их неокрепшие души с раннего возраста.

            В связи с этим на педагогов не только их работа, но и сама жизнь возлагает  обязанности по возвращению христианских ценностей в воспитательный процесс: помочь детям не потерять нравственные ориентиры, сохранить свою душу чистой, целомудренной, не потеряться в бушующем пороками современном мире.  

             Каковы же главные цели и задачи христианского воспитания?

  1. Пробудить в ребенке ощущение реальности Бога, т.е. помочь ребенку узнать Бога, а не только узнать о Боге. Именно это ощущение реальности Бога почти отсутствует в современном мире. Учитель должен всегда помнить об этой цели, это  должно  стать критерием всех преподавательских методов и уроков.
  2. Помочь ребенку осознать, что человек не одинок перед Богом. Мы все собраны вокруг Бога. Мы суть одно Тело. Семья, друзья, Церковь, народ- это все проявления нашего единства. Если ребенок ощутил свою причастность к этому единству, значит педагогу удалось заложить прочные основы православного христианского воспитания.
  3. Христианское воспитание должно учитывать постоянные изменения в характере ребенка. Человек меняется, он становится непохожим на себя, продолжая оставаться той же личностью. Рост происходит в глубинах личности. Наш метод обучения должен пробуждать в ребенке творческий дух, поиски, ошибки, исследовательский дух и, наконец, решение проблемы; способствовать гармоническому умственному и духовному развитию личности.
  4. Пробудить в ребенке чувство благоговения перед Богом, осознание священной тайны Бога, превышающей пределы человеческого разума. Это очень сложная задача, которую можно решить, если педагог поможет ребенку увидеть действия Бога в его жизни, учитывая при этом знания ребенка об окружающем мире, способности его рассудка. Учитель –предметник должен быть готов использовать весь материал, заложенный в программе средней школы, научить детей знаниям, ответить на их вопросы, но учитывать и те вопросы, которые соотнесены с религиозным пониманием жизни и не имеют ответов.
  5. Помочь понять детям, что христианская вера- это не изолированный отсек, что она охватывает личность и жизнь целиком. Нельзя быть христианином наполовину или время от времени, лишь в определенных сферах нашей жизни. Учитель должен заботиться не только о том, чтобы ребенок имел знания, но и о том, что представляет собой ребенок  как личность: проявить к нему интерес как к индивидуальности, попытаться понять причины его поступков и переживаний, познакомиться с его домом и окружением, судить по его учебе, не только сравнивая с другими, но и по тому, что он вкладывает в нее. Учитель призван интересоваться всем, что кажется важным и интересным его ученикам.

Эти пять задач должны всегда вдохновлять учебный процесс, иначе он потеряет свою жизненность и значимость. Чтобы решить эти важные задачи, учитель должен отвечать трем условиям:

  1. Его православная вера может быть несовершенной, но должна быть искренней. Кроме знаний основных понятий православия, всех текстов Нового Завета, включая Послания и Деяния, Ветхого Завета, понимания основных Таинств, житий некоторых святых, учителю необходим «православный дух», православное чувство меры и вкуса, которые определяют личность учителя и его поведение.
  2. Учитель должен находить общий язык с детьми. Этот дар есть не у каждого , но его можно развить. Надо видеть детей такими, какие они есть; определить уровень, на котором с ними можно общаться; постараться увидеть мир глазами детей.
  3.  Учитель должен обладать способностями к развитию и постоянно          совершенствоваться как педагог.

              «Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело -пестовать их, формировать их характер- вот о чем нужно думать…».Размышления Императрицы Александры Феодоровны Романовой об ответственности  матери мы в полной мере относим и к учителям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества

Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества...

Методическая система эффективного учителя в условиях сельской школы на современном этапе развития образования

Разработка содержит актуальные материалы по преподаванию предмета в условиях прехода на Федеральные государственные стандарты 2010 года...

Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологий и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования Российской Федерации.

доклад на тему Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологии и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования в РФ...

Организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования.

Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования....

«Сохранение здоровья школьников в современных условиях развития системы образования»

Физкультурно-оздоровительная работа в современной школе...

Профильное обучение в соответствии с концепцией ФГОС на современном этапе развития педагогического образования.

В статье дается многоаспектный  анализ понятия "профильное обучение", рассматриваются различные модели организации профильного обучения в совреиенной школе....

«Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества» Агрессивное поведение у детей в обществе.

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:“Агрессия – деструктивное поведен...