способы сжатия текста
методическая разработка (9 класс) по теме

Учащимся за годы учебы в школе приходится перерабатывать огромное количество текстовой информации. Но как её правильно зафиксировать на бумаге? Без сжатия текста здесь не обойтись. Правильной работе с текстом и посвещено 3-х часовое внеклассое занятие, на котором учащиеся знакомятся с различными способами сжатия, поупражняются в их применении, а также применят полученные знания для заданий ГИА в 9 классе.  Не забыто и использование различных графических способов, знакомоое учащимся из математики и физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kontrolnaya_rabota.rar549.14 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа

слушателя дистанционного курса

«Информационно-методическое обеспечение

профессиональной деятельности педагога,

 педагога-психолога, работника школьной библиотеки»

в 2010- 2011 году

 Вторыгиной Натальи Александровны.

Тема « Сжатие текстовой информации».

Разработка внеклассного занятия

по теме  « Приемы сжатия текста».

Занятие рассчитано на 3 часа для учащихся 9 класса.

 После окончания 9 класса наши выпускники  пойдут учиться в другие учебные заведения: среднюю школу, техникум, профтехучилище, и им необходимо овладевать навыками самостоятельной работы с текстами разного объема. Материал занятия пригодится им и на Государственной итоговой аттестации в 9 классе, при подготовке к ней и написании изложения и письменной работы по русскому языку  в новой форме. Поэтому я , как классный руководитель, совместно с учителем русского языка и литературы Коноплевой Т.А. подготовили и провели эти занятия.

Цель: обобщить материал по теме и научить применять его на практике

Задачи: 1. Подготовить старшеклассников к самообразовательной работе после окончания  школы, формировать умение работать с источниками.

2. Повторить виды записей, которыми владеют учащиеся, расширить эти знания.

3. Познакомить с разными способами сжатия.

4. Продолжить формирование у школьников навыков составления плана,  тезирования и конспектирования, помочь учащимся овладеть соответствующими приемами .

5.Развивать познавательный интерес к учебному материалу, умение сравнивать, анализировать, память, логическое мышление.

6.Развивать коммуникативные способности во время парной работы..

Список материалов, использованных при подготовке к занятию.

Материалы

Источник

Задачи

Тест по теме «Способы сжатия текста»

http://www.petropavl.kz/skoipkppk/page5/library/17_8.shtml

Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой

Проверка знаний учащихся. Развитие коммуникативности и памяти  

Материалы для лекции «Способы сжатия текста»

http://www.bestreferat.ru/referat-20751.html

Реферат: Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи

http://evartist.narod.ru/text/25.htm#_top

И.Н. Кузнецов ИНФОРМАЦИЯ:

сбор, защита, анализ. Глава III

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ.

Учебник по информационно-аналитической работе.

М., ООО Изд. Яуза, 2001

http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9A% 

Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 10 класс>>Русский язык: Конспект; реферат; развернутый ответ на уроке (экзамене)

http://old.zabspu.ru/info/student/uu/05.php

Как научиться рационально читать?

http://www.petropavl.kz/skoipkppk/page5/library/17_8.shtml

Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой

http://kdalab.narod.ru/Pub/scincereseach/17.htm

Литературная работа

http://lib.gmsib.ru/page.php?article=117&item=143

Тезирование

Материал лекций курса «Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога..»

 

Знакомство со способами сжатия текста, обобщение и систематизация материала. Развитие памяти, умения выделять главное, сравнивать.

Практические задания по способам сжатия

Газета «Русский язык» № 21 2008 Содержательные и языковые способы сжатия текста.

http://www.ctege.org/content/view/1044/48

Демонстрационный вариант ГИА 2010. Русский язык. ЕГЭ 9 класс. Текст для прослушивания.

Закрепление навыков сжатия текста при составлении плана, тезисов, конспекта.

Домашнее задание

Сборник текстов для изложения на письменном экзамене по русскому языку в 9 классе.

.

Участники занятия.

Занятие проводилось в рамках работы методического объединения учителей-предметников для учащихся 9 класса.

Проводили занятие классный руководитель 9 класса, учитель математики, слушатель курсов Вторыгина Н.А., совместно с учителем русского языка и литературы Коноплевой Т.А..

На занятии присутствовали завуч по УВР школы Гарастей Н.А., учителя- языковеды Ульяновская Н.Н. и  Маковецкая Г.В., Дубинин А.С.

Описание занятия.

План.

1 час

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний ( тест) .
  3. Лекция по теме
  4. Проверка конспекта.

2 час.

  1. Практические задания.
  2. Беседа о конспекте.

3 час.

  1. Практическое задание
  2. Домашнее задание
  3. Рефлексия.

Занятие сопровождается презентацией .

Ход занятия.

  1. Организационный момент (слайд 1,2)

Перед участниками ставится цель: « Познакомиться с различными способами сжатия текстовой информации на практике научиться их применять».

  1. Актуализация знаний.

Дети сидят за партами парами. Каждой паре выдается листок с вопросами теста и предлагается в течение 5 минут каждому высказыванию поставить соответствующее слово из ключа.

ТЕСТ

1.Мнение о ком-нибудь, о чем-нибудь; оценка чего-нибудь, кого-нибудь.

2.Краткое изложение какой-нибудь идеи или основные мысли лекции, доклада, сочинения.

3.То, что выписано из какого-нибудь текста, документа.

4.Краткое, в несколько строк, изложение содержания идеи.

5.Взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения

6.Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

7.Записи личного характера о книгах, свое мнение и оценка их.

 Ключ: Цитата. Тезисы. Конспект  Отзыв. План. Дневник.  Выписка.

Подведение итогов работы (слайд 3)

  1. Лекция по теме.

Можно проводить лекцию 2 способами.

1 способ. Учащимся выдаются таблицы (приложение3), которые им необходимо заполнить во время лекции. Учитель рассказывает учащимся о различных видах сжатия текста, поле этого с помощью мультимедийной установки проходит проверка правильности заполнения таблицы.

2 способ. Учитель читает лекцию, сопровождая показом слайдов.  Учащиеся делают необходимые записи в тетради.

План лекции:

  1. Что означает понятие « сжатие текста» (слайд 4, 5)
  2. Тезисы
  3. Выписки
  4. Конспект
  5. Обзор
  6. Аннотация и резюме
  7. Реферат
  8. Таблица, схема..(слайд 6,7,)
  9. Графические способы: график,   диаграмма (слайд 9,13)

 Текст лекции в приложении 2.

4. Проверка конспекта.

Теперь с помощью слайдов проверяется заполнение таблицы. Учащиеся зачитывают записи в клетках таблицы, сверяют  со слайдом (слайд 15-20). Учитель оценивает правильность записей, исправляет ошибки. Здесь же проводится работа по сравнению разных способов сжатия, их различие в применении.

5.Практические задания (текст заданий в приложении4)

После перерыва учащиеся приступают к выполнению практических заданий.

  1. Повторение приемов сжатия текста, знакомых с уроков русского языка с помощью схемы (слайд21).
  2. Задание №1. с помощью содержательных приемов сожмите данные предложения.
  1. А . Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
  1. Б. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям ,подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве ,так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Проверка по слайду (слайд22).

Задание №2. Сожмите словосочетания с помощью языковых приемов.

  1. Дать подтверждении е-  подтвердить
  2. Привести доказательства - доказать
  3. Проводить исследования - исследовать
  4. Совершать вращения - вращать
  5. Проявлять интерес - интересоваться
  6. Выдвинуть предположения - предлагать
  7. Процесс  реакции - реакция
  8. Свойства упругости – упругость

Проверка по слайду (слайд23).

Задание №3. Заменить предложно-падежной конструкцией.

  1. В любом случае можно заранее продумать  и просчитать, что можно сделать , чтобы достичь цели.
  2. Если принимать витамины не менее четырех месяцев в году ,можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.

Проверка по слайдам  (слайд24,25)

Задание №4. Применяя разные способы сжать текст до наименьшего объема.

  1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Проверка по слайду (слайд26). При выполнении этого упражнения возможны различные варианты,  каждый из них зачитывается и обсуждается. Наименьшее число слов 23  остается в тексте, воспроизведенном на слайде.

Задание №5.Составить план текста (текст роздан учащимся заранее, ими прочитан).

В течение 3-4 минут учащиеся работают с текстом в парах, затем предлагают свои планы текста. В совместной беседе выявляются достоинства и недостатки каждого плана. Один из вариантов приводится на слайде (слайд27)  и как же обсуждается.

Задание №6. Составить тезисы к данному тексту, используя план. Учащиеся работают в    парах 5-7 минут, затем зачитывают тезисы отдельно к каждому абзацу. На слайде появляется оптимальный вариант. В результате текст сокращен до 70 слов. Выявляются приемы, которые использованы при сжатии. (слайд28)  

Этот текст взят из демонстрационного варианта работы по русскому языку на ГИА 2010. Об этом сообщается учащимся, и делается акцент на то, что умение сжимать текст – это необходимое умение на экзамене по русскому языку.

5.Лекция по теме «Конспект».(приложение 5)

После выполнения заданий на тезирование и перерыва  учащимся предлагается продолжить знакомство со способами сжатия текста и подробно остановиться на конспекте. Это обусловлено тем, что эту форму сжатия чаще всего применяют при самостоятельной работе с учебной информацией, а также при записывании её на лекциях.

План лекции .

  1. Что такое конспект, его отличие от других форм сжатия (слайд29).
  2. Виды конспектов  (слайд30).
  3. Правила написания конспекта.
  4. Памятка «Как  писать конспект».

6.Практическое задание.

Составить конспект текста №58 из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку в 9 классе» ( приложение 6). Учащиеся работают с текстом 20 минут, текст им знаком заранее. Затем проверяются результаты работы, каждый вариант оценивается, указываются удачные моменты и недостатки.

        7.Домашнее задание

Составить конспект текста №5 из сборника, сократив его до минимально возможного количества слов, применяя различные способы сжатия. (приложение 7).

Учащимся раздаются памятки «Как работать над конспектом»(приложение 8)

8.Рефлексия.

Учащимся предлагается высказать своё мнение о занятии, ответить на вопрос

  1. Что нового вы узнали?
  2. Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
  3. Довольны ли вы своей работой на занятии?
  4. С каким чувством вы уходите с занятия?
  5. Какие замечания вы можете сделать, чтобы занятие стало более плодотворным?

Оценка мероприятия.

Собственная оценка. Занятие по теме «Способы сжатия текста», проводимое в данной форме, актуально для выпускного класса, т.к. через  полгода они окончат школу, и умение работать с текстом поможет им в дальнейшей учебе.

Поставленные цели были достигнуты, материал детьми понят и усвоен. Задания практической части выполнены полностью.

Информационно-методическое обеспечение достаточно, в Интернете найдено много материалов по данной теме, причем большого объема. Этот объем вызвал некоторые проблемы при его переработке. Помогли и материалы курсов, которые совпали с темой занятия.

Дети работали с удовольствием, правильно ответили на вопросы теста, принимали активное участие в практической работе, составляли конспект лекции. Презентация к занятию помогала наглядному восприятию материала. При составлении тезисов и плана текста приводились различные варианты.

Оценка участников мероприятия.

Учащиеся. Материал поможет нам в дальнейшей учебе, особенно памятки.

Стали понятны различия форм сжатия, когда какая форма  применяется.

Учителя. Занятие нужное, рассмотрено много разных способов сжатия текста, часть из них отработана. К сожалению, на уроках русского языка и литературы на такую работу времени не уделяется по программе, тем более графическим способам сжатия.

Занятие прошло плодотворно, но немного затянута лекционная часть, её можно было провести быстрее, как, чтобы учащиеся старались записывать в таблицу сразу, не дожидаясь повтора.

 Материал хорошо подобран, охватывает тему в полном объёме. Будет полезен учащимся в учебе.

Приложения.

Приложение 1

 – презентация отдельным файлом.

Приложение 2.

Сжатие (сокращение) текста – это извлечение основной информации без потери связности. Сокращение происходит за счет исключения менее информативных частей текста, трансформации оставшейся части, за счет замены используемых языковых средств «вместительными» синонимичными (вместо нескольких простых предложений – одно сложное; вместо перечисления однородных членов – обобщающее слово и т.д.).

Для того, чтобы быть понятным, рассуждение должно иметь такую длину, чтобы все его компоненты умещались в отрезке, прочитываемом за 4-8 секунд. В противном случае читатель будет вынужден возвращаться назад, то есть совершать излишнее усилие и затрачивать излишнее время.

При самостоятельной работе с книгой первостепенное значение имеют записи. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результаты мыслительной деятельности читателя.

Ведение записей превращает чтение в активный процесс. У человека создается свой, индивидуальный фонд подсобных материалов (текстовых файлов) для последующего быстрого повторения прочитанного, мобилизации накопленных мыслей. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них выражаются мысли, возникшие у читателя при самостоятельной работе над текстом.

Основные формы записей - план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, конспект, реферат.

Наиболее краткой формой является план. Это перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План обычно раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании произведения. Кстати, слово "план" - от латинского "планета", "планктон", то есть "блуждающий" (мыслями).

План имеет ряд достоинств, которые выдвигают его, наряду с конспектами и тезисами, во вполне независимую, самостоятельную форму записи.

План - самая короткая запись. Именно благодаря этому план легко, переделывая, совершенствовать как по существу, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета.

Нагляден и обозрим. Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой и легко обозримой форме отразить последовательность изложения материала.

Обобщает содержание. Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения. В этой записи есть уже элементы общения, которые могут быть далее развиты в тезисах, конспектах, рефератах.

Восстанавливает в памяти прочитанное. План помогает легче уяснить содержание, способствует ускоренной проработке материала.

План, составляемый к крупным произведениям, которые прорабатывают продолжительное время, позволяет рационально, без большой потери времени возобновлением работы воспроизвести в памяти прочитанное ранее. При этом напоминает лишь самое главное, существенное, если, конечно, читатель хорошо овладел материалом.

Помогает составлению записей. Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику, можно составить и другие, уже более подробные и обстоятельные записи- конспекты, тезисы, рефераты. С помощью плана составлять их проще. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет созданию конспекта или тезисов.

С помощью плана читатель сам контролирует степень усвоения текста (при самоконтроле подробные ответы на вопросы плана говорят о хорошем усвоении).

Отсюда вывод: планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся текст вскоре после составления плана. Лишь в этих случаях не потребуется вновь обращаться к источнику.

Тезисы - это положения, кратко излагающие какую-либо идею или одну из основных мыслей, положений книги. Они могут быть выражены в форме утверждения или отрицания. Тезисы дают возможность раскрыть содержание, ориентируют на то, что нужно запомнить или сказать.

Действия при составлении тезисов могут быть следующие:

В каждом абзаце текста выделите ключевые предложения, несущие смысловую нагрузку.

Опираясь на выделенные предложения, сформулируйте основную идею абзаца распространенным предложением.

Что ставит тезисы на особое место среди других видов записей?

Тезисы, как никакая другая форма записи, позволяют обобщить материал, дать суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведения.

Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковывая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть содержание книги, активно разобраться в нем, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные положения.

Процесс тематического тезирования позволяет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его, объяв с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей.

Ни одна запись так хорошо не помогает составить доклад, дать основное содержание материала для просмотра оппоненту 

Выписки. По своему характеру они настолько разнообразны, что, казалось бы, между ними ничего не может быть общего. Тем не менее, и в отношении их следует сказать об определенных требованиях. Прежде всего – особая тщательность записей. Любая небрежность в выписке данных из книги обычно оборачивается значительными потерями времени на их уточнение или повторный поиск.

Иногда пытаются давать рекомендации по поводу того, сколько их надо делать, и предостерегают против большого количества. Выписывают все те данные, которые представляют интерес для работы. Судить о том, сколько их нужно, может только сам специалист, и нелепо придумывать какие-то искусственные ограничения.

Аннотация.  Бывают два вида аннотаций: справочная и рекомендательная. Справочная аннотация предназначена для  краткой характеристики и указания возможных вариантов использования данного издания, рекомендательная - для привлечения внимания читателей к содержанию издания, стимулирования желания прочитать. В рекомендательной аннотации могут быть цитаты из текста, включающие в себя элементы незаконченные сюжета, прочитав которые у человека невольно возникает желание узнать полное содержание. В аннотации не выказывается отношение автора к произведению.

Резюме. В нем автор выказывает своё отношение к произведению в краткой форме.

Слово "реферат" (от латинского "referare" - докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи, научного отчета. Рефератами называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор литературных и других источников.

Работа над рефератом невозможна без самостоятельного библиографического поиска. Литературными источниками являются монографии, сборники, справочные издания. Большое значение для раскрытия темы имеют книги и периодические издания. Однако процесс создания книги продолжителен. Хотя книга незаменима как источник систематизированной и разносторонней информации, в ней обычно нет новейших данных. Для реферата же, тематика которого в силу специфики этого жанра всегда актуальна, сведения и факты также необходимы.

Процесс работы над литературными источниками неотрывен от процесса работы над рефератом. Аналитический обзор литературы - неотъемлемая часть и стержень реферата. Изучение книг и статей начинается с тщательного их просмотра, в результате которого мы получаем общее представление об их содержании. Чем глубже наша осведомленность в той области, которой посвящен реферат, тем эффективнее будут результаты такого предварительного обзора источников.

Обычно в изучении материала выделяется несколько этапов:

общее ознакомление, перелистывание источника и беглое чтение материала "по диагонали", изучение аннотации, предисловия и выводов, просмотр иллюстраций;

материал читается, как роман, делаются пометки карандашом на полях;

самопроверка усвоенного - делаются выводы при закрытой книге.

Получить общее представление о книге помогает знакомство с аппаратом издания, а также выборочное беглое чтение отдельных частей или глав. Важное значение имеет тщательное изучение оглавления книги. Оглавление книги - источник весьма ценной информации: мы знакомимся со структурой произведения, его планом. Если же книга представляет собой тематическую монографию, то совокупность разделов оглавления дает целостное представление о проблематике интересующей нас темы, о степени важности и соподчиненности частных проблем в общей системе исследования.

Большую помощь в работе над рефератом на первых порах оказывают предисловия к монографиям и сборникам. В них мы находим сведения о целях издания, его актуальности и важности, об отличиях данного издания от предыдущих, от книг на аналогичную тему, о спорности тех или иных положений, о существующих пробелах в исследовании. Естественно, что, сообразуясь с этими авторитетными оценками, мы отметим для себя принципиально новые разделы в данной книге. К ним вернемся в дальнейшем. Дискуссионные главы выделим для обдумывания. Материал, в них содержащийся, прежде чем быть включенным в реферат, потребует чтения дополнительной литературы, рецензий, осмысливания их содержания. Указания на пробелы в исследовании заставят обратиться к текущей литературе, в которой будем искать ответы (если они существуют) на нерешенные вопросы.

После первичной обработки и систематизации материала составляют план реферата. Качество будущей работы во многом зависит от оригинальности построения, четкости рубрикации, правильного соотнесения частей. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон рассматриваемой темы, а все пункты в совокупности охватывали ее в целом. При этом может быть несколько композиционных решений: хронологическое (тема раскрывается в исторической последовательности), описательное (тема расчленяется на составные элементы) и аналитическое (тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах).

Важными композиционными разделами работы являются Введение и Заключение. Во Введении обосновывается актуальность темы, обозначается круг составляющих ее проблем, лаконично определяется задача работы. В Заключении формулируются основные результаты и выводы по работе, направления дальнейших исследований.

Основные, простые, сложные тезисы.

Основные тезисы- это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер главных выводов.

Из основных тезисов составляют отдельную самостоятельную запись, отображающую содержание всего материала, иногда, правда, под тем или иным углом зрения (тематическая запись). Простые тезисы- это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект, реферат и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов. Поясним эти понятия в их сравнении.

Простых тезисов содержится много в любом произведении, в любой его части, тогда как основных можно насчитать лишь несколько, и , более того, не из каждой части произведения их удается выделить. Там могут быть обоснования, примеры, аргументы и доказательства, постепенно подводящие читателя к главному выводу в самом конце книги, иногда только в выводах к ней.

К каждому основному тезису может быть составлено несколько (иногда-много) простых, разъясняющих и раскрывающих основной тезис.

Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные тезисы, подпунктам-простые.

Записи, включающие два вида тезисов (простые и основные), называются сложными тезисами.

Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые, раскрывая, поясняя их содержание.

Это очень полезный и достаточно совершенный вид фиксации прочитанного. Хорошо написанные сложные тезисы в сочетании с планом и выписками (иллюстрирующими, раскрывающими детали тезисов), как мы увидим, могут составить прекрасный конспект или реферат.

Тезисы-цитаты

Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при написании рецензий и аннотаций для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах.

Но тезисы-цитаты иной раз могут быть очень длинными. Потому полезно составлять к ним пункты плана.

Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Один из тезисов (первый, открывающий запись, или завершающий ее, последний) наиболее общий и в той или иной мере определяет содержание остальных или подытоживает все предыдущие.

Приложение 3

Вид сжатия

план

тезисы

выписки

реферат

обзор

конспект

Определение

Применение

Особенности

Приложение4.

Упражнение №1

А . Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Б. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям ,подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве ,так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Упражнение №2

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие «экономичные».

Дать подтверждение-

Привести доказательства-

Проводить исследования-

Совершать вращения-

Проявлять интерес-

Выдвинуть предположения-

Процесс  реакции-

Свойства упругости-

Упражнение №3

Замените придаточные условия  предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.

Если принимать витамины не менее четырех месяцев в году ,можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.

Упражнение №4

Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию так, чтобы объем не превышал 35 слов.

1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.

4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.                  

Упражнение №5, №:6

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.

И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, — такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка — всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

(По материалам периодической печати)

 

   Приложение 5.

Среди различных форм записи прослушанного или прочитанного важное место занимает конспект. Обычно к нему обращаются тогда, когда нужно воспроизвести не только мысли оригинала, но и связь между ними; сжать, «уплотнить» произведение.

Различают такие виды конспектов: текстуальные, свободные, смешанные. Во время составления текстуального конспекта нужно найти в работе текстуальный ответ на поставленный вопрос. Свободный конспект требует выразить мысль своими словами, исключить второстепенное, останавливаясь только на основных фактах. При смешанном конспектировании свободное изложение содержания сочетается с цитированием.

Конспект — это короткое, но связное и последовательное изложение содержания статьи, раздела книги, брошюры, лекции и др. Другими словами — это универсальная форма записи прослушанного или прочитанного, в которой имеют место и план, и тезисы, и выписки, и цитаты, и самостоятельные наблюдения, замечания. Основной особенностью конспекта является его лаконичность, сжатость.

Ценность конспекта состоит в том, что он способствует лучшему запоминанию прочитанного, даёт возможность быстро восстановить в памяти изученное, обобщить накопленный материал. Большое значение для лучшего запоминания произведения имеет уже сам процесс конспектирования. Он делает чтение текста более сосредоточенным, вдумчивым, помогает глубже осмыслить его содержание. Ведь в нём нужно выявить те важнейшие положения, для утверждения которых была написана книга или статья, осмыслить их логическую структуру и взаимосвязь, а потом найти те слова, которые точнее всего воспроизвели бы их. Подробное изложение материала в конспекте является его недостатком. Конспектирование — процесс активный, напряжённый, творческий, а не простое, механическое выписывание отдельных выражений.

Чтобы конспект был качественным, нужно провести предварительную работу, выделить главное в прочитанном, установить связи между отдельными положениями работы, подумать, какие места целесообразнее процитировать. Поэтому лучше всего составлять конспект после чтения.

Записи в конспекте не должны быть однообразными, поэтому нужно научиться применять разный шрифт, подчёркивания, большие буквы. Для выделения ключевых слов, мыслей — разные цвета, прямоугольные рамки, подчёркивания, схемы и др. Личное отношение к конспектируемому произведению, а также сведения о новых данных в этой области знаний записываются, как правило, не в самом конспекте, а на его полях.

Конспект — наиболее совершенная форма записи в процессе самостоятельной работы над книгой. Существенный недостаток текстуального конспекта — он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется, когда конспект составлен на основе выписок, сделанных давно, а также без глубокой проработки материала, без его усвоения. Поэтому следует обязательно давать ссылки на страницы, чтобы потом привлекать в помощь текст.

Свободный конспект — сочетание выписок, цитат, иногда и тезисов. Часть текста может быть снабжена планом, который идет бок о бок с текстом. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, его не составить в один присест.

Тематический конспект — дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников, в том числе и своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений. Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос. Здесь тоже нельзя забывать о точных ссылках на источники и страницы.

Приложение 6.

Русь колокольная

Любила Русь колокольный звон. Уже в XIV веке (а может, и раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись гласит, что в 1342 году архиепископ Василий повелел отлить колокол для Софии и привел мастера Бориса из Москвы. Этот же Борис, по свидетельству летописей, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив новое мастерство, стал основоположником колокольного дела на Руси. Звон колоколов, звучавший на десятки километров, был своеобразной музыкой для всех. Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал жизни людей: оповещал о приближении врагов или опасности, приветствовал победоносные полки, приносил в праздни ки торжественность и веселье.

Радостным звоном встретила Москва воинов с Куликовской бит вы. Под колокольный звон шествовали по Москве ополченцы Мини на и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокольный звон собирал новгородцев на вече, где решалась судьба Отечества.

Большие колокола обычно изготавливали в пушечных мастер ских, а маленькие звоны и большие отливали колокольники. Литье ко локолов было почетным делом. Когда отливался большой колокол, летописец заносил это событие в летопись, не забывая упомянуть о его создателе. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучности. Отсюда и пошло выраже ние «серебряный звон».

С колоколами были связаны различные поверья. Например, когда принимались отливать колокол, нарочно распускали ложный и мало вероятный слух. Считалось, что чем дальше распространится этот слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

Считалось плохой приметой, если колокол зазвонит ночью сам по себе. Человек, который услышит ночью звон, должен был ждать вся ческих несчастий. Так, в Москве висел набатный колокол, который в простонародье называли всполошным. Всем было известно, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоко лом Великого Новгорода, потом его у новгородцев отобрали и пере везли в Москву. Но в 1681 году царь Федор Алексеевич проснулся ночью: ему показалось, что всполошный колокол звонит. Утром царь держал совет с боярами. Колокол отправили в ссылку в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» и не прижился в Москве.

О колоколах слагалось много притч, пословиц, шуток. Колокол был для сельских жителей своего рода часами. Поэтому и была пого ворка: первый звон — пропадай мой сон, второй звон — земной по клон, третий звон — из дому вон.

О колокольных звонах повествовали метафорично, например, си дит петух на воротах.

Трудное дело — отливка колоколов. Колокол — это огромный музыкальный инструмент. У каждого колокола свои переливы, у каждого звона свое назначение.

Как вы понимаете значение слов «набатный» и «вечевой»?

       

Приложение 7.

 Лапти

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом хуторском до ме стоял бледный сумрак и было большое горе: тяжело болел ребе нок. У него был жар, он бредил, часто плакал и все просил дать ем> какие-то красные лапти. Мать, не отходившая от его постели, тоже плакала от страха и своей беспомощности.

Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, притворил дверь и спросил у барыни, не полегчало ли. Барыня ответила, что верно сын не выживет и что он постоянно просит красные лапти Нефед твердо сказал, что надо добывать красные лапти, потому что если просит, значит, душа желает. Решил Нефед идти в лавку, в Но воселки, и купить там лаптей и фуксина. Барыня ему возразила, что в такую вьюгу не пройти, а до Новоселок аж шесть верст, но Нефед твердо решил пойти.

На кухне, ни слова не говоря, он надел зипун поверх полушубка, туго подпоясался, взял в руки кнут и вышел вон, утопая по сугробам, вышел за ворота и направился в белое, бешено несущееся степное море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось, а Нефеда все не было. Решили, что остался ночевать, если Бог донес. Значит, ждать надо завтра не раньше обеда. Но от того, что его не было, ночь казалась еще страшнее. Весь дом гудел, страшно было подумать, что сейчас творилось в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Свеча горела дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отваг кровати. Ребенок лежал в полумраке, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видениями. Порой он как будто приходил в себя и просил (как будто совсем разумно), чтобы мать дала ему красные лапти. Мать ничего не могла сделать, она кидалась на колени и била себя в грудь.

Когда рассвело, на улице сквозь гул вьюги послышалось, уже сов сем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то голоса, что кто-то стучится в окно.

Это были новосельские мужики, которые привезли тело — бело го, замерзшего, всего забитого снегом, навзничь лежащего в роз вальнях Нефеда. Мужики сами заблудились, на рассвете свалились в какие-то луга, утонули вместе с лошадью в снегу и уже совсем было отчаялись, когда увидели в снегу чьи-то гоги. Когда разгребли снег и подняли тело, оказалось, что человек знакомый. Так они поняли, что находятся на хуторских лугах, тем и спаслись.

За пазухой у Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Определите и запишите главную мысль этого рассказа.        

Приложение 8

КАК СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН, ТЕЗИСЫ И КОНСПЕКТ

1. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.

2. Разделите текст на логико-смысловые части.

3. Подберите заголовок к каждой части (получим план текста).

4. Поставьте к каждой логико-смысловой части текста вопрос «О чём говорится в этой части?».

5. Найдите в тексте ответ. Запишите его сжато собственными словами или словами автора (получим тезисы).

6. Составляя план, тезисы или конспект, записывайте фамилию автора, полное название работы, год, издательство, название газеты или журнала, в котором она напечатана.

7. Выделяйте в конспекте разделы, параграфы, пункты, отделяйте их один от другого.

8. После каждой законченной части оставляйте несколько чистых строк (сюда можно вписать новые пометки).

9. Выделяйте основные тезисы, идеи разными цветами, подчёркиванием, значками и др.

10. Пользуйтесь таким размещением материала: Поля для последующей обработки записи 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы сжатия текста. Урок русского языка в 9 классе

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Способы сжатия текста"...

Основные способы сжатия текста

Материал для подготовки к сжатию текста при подготовке к сжатому изложению для учащихся 9-х классов (ГИА)....

Способы сжатия текста

Данный конспект поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА....

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Презентация "Сжатое изложение. Способы сжатия текста"

Материал предназначен для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе....