Главные вкладки

    Проект по теме:
    Проектная работа "Разработка модели внедрения технологии здоровьесбережения школьников в практику учебного учреждения"

    Батова Татьяна Александровна

    Анализ здоровьесберегающих технологий. Применение  здоровьесберегающих технологий на уроке технологии. Применяетс яна уроках 5 - 9 классов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ ВПО Академия социального управления

    Кафедра человековедения и физической культуры

    Проектная работа по теме

    «Разработка модели внедрения технологии здоровьесбережения

    школьников в практику  учебного  учреждения»

    Слушателя: Батовой Т.А.,

    учителя  технологии

    МБОУ СОШ № 1

    Г. Одинцово

    2013 г.


    ОГЛАВЛЕНИЕ.

    I.

    Введение  .

    2 стр.

    II.

    Основная часть.

    3 стр.

    Глава I. Основные аспекты программы «Здоровье»

    3 стр.

    1. Создание современных условий, обеспечивающих сохранение здоровья обучающимися

    5 стр

    1. Формирование установок на ведение здорового образа жизни

    6 стр

    1. Развитие физической культуры обучающихся

    6 стр.

    1. Профилактика социально значимых заболеваний и употребление психоактивных веществ несовершеннолетними в школе

    6 стр.

    1. Участие педагогических работников, обучающихся в инновационных проектах и программах

    7 стр.

    1. Рационализация учебной и внеурочной деятельности обучающихся

    7 стр.

    1. Реализация дополнительных образовательных программ в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
    1. стр.

    1. Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся.

    7 стр

          9 .  Ожидаемые результаты реализации программы

    8 стр.

         10. Использование здоровьесберегающих технологий на  

                уроке технологии.                

    8 стр.

    Глава II.  Что же в моем понимании представляет «здоровый урок»?

    9  стр.

    1. Критерии здоровьесохраняющего урока

    9 стр.

    1. Цель здоровьесберегающих технологий обучения

    10 стр.

    1. Основные направления работы с семьей

    12 стр.

    1. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.

    13 стр.

    1. Признаки индивидуального здоровья

    14 стр.

    1. Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения

    16 стр.

    III.

    Заключение.

    19 стр.

    IV.

    Список литературы.

    20 стр.

    Введение.

    Самое ценное, что есть у человека, это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботился о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

    К  заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая), болезни костно – мышечной системы (сколиоз, плоскостопие), заболевания органов дыхания. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост.

    Заболеваемость детей школьного возраста нашей школы держится на высоком уровне и составляет примерно 2000 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно более 2х раз болел. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Диспансеризация 2012 года показала, что в школе практически здоровых детей 9,2%. Все это подтверждает, что в нашем образовательном  учреждении  необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Опыт школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников. Именно поэтому разработанная программа направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.

    Программа «Школа – территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива  по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей,  учителей и социальных партнеров, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, формирования культуры питания,  досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.

    Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, сбалансированное питание, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растет ребенок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, велосипед, мяч, перекладина, гантели и т.п.

    В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе – формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.

    Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых – неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков.

    Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

    Основные аспекты программы «Здоровье»

            При разработке программы "Здоровья" за основу были взяты четыре аспекта здоровья:

    - соматическое здоровье (здоровье тела);
    - физическое здоровье;
    - психическое здоровье;
    - нравственное здоровье.
             Научным обоснованием взятых аспектов является школьная валеология,  в основе которой лежат три валеологических принципа: формирование, сохранение и укрепление здоровья.

    Главный упор в Программе делается на индивидуальные особенности каждого ребенка, сохранение и укрепление его здоровья в ходе учебного процесса и в связи с ним. Это означает, что деятельность школы не подменяет деятельность медицинских учреждений, создавая поликлинику при школе, а работает в той части, где она может эффективно выявлять или предупреждать отклонения в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка.
             Реализация Программы осуществляется на основе концепции, основными понятиями, которой являются категории «Здоровье» и «успех» через проекты по трем направлениям:

    1. Здоровая успешная личность обучающегося;
    2. Профессионально – успешная личность учителя;
    3. Успешная школа.

    Вся оздоровительная работа школы строится по 8 компонентам модели:

    1. Педагогика здоровья и воспитания.
    2. Школьная служба здоровья (медицина).
    3. Школьная среда.
    4. Интеграция усилий школы, родителей, общественности.
    5. Физическая культура.
    6. Школьное питание.
    7. Школьное психологическое сопровождение и социальная помощь.
    8. Оздоровление персонала школы.

    Основу укрепления здоровья составляет физкультурно – оздоровительная деятельность. Согласно стандартам нового поколения вводится 3-й урок физкультуры, динамический час в начальной школе, проводятся физкультминутки на уроках, музыкально – подвижные перемены.  В образовательном процессе применяется личностно – ориентированный подход. Осуществляется надомное обучение по индивидуальным учебным планам с целью преодоления перегрузки. Применяются дозированные домашние задания, по отдельным предметам ведется работа без домашних заданий.

    Цель программы.Содействие в повышении мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни.

    Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью, можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.

    Задачи

    1. Создать условия для укрепления, сохранения здоровья и формирования   потребности в  здоровом образе жизни у обучающихся
    2. Расширить систему взаимодействия и сотрудничества
      со всеми заинтересованными структурами
    3. Привлечь внимания  всех субъектов образовательного процесса  и общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся

    Этапы реализации.

    Название этапа

    Содержание

    Подготовительный

    Постановка цели и задач.

    Проектирование  модели единой образовательной среды, направленной на  улучшение показателей физического развития детей, формирование здорового образа жизни.

    Прогнозирование желаемых положительных результатов

    Организационный

    Подготовка материально – технической базы, ремонт спортивного зала.

    Распределение управленческих функций.

    Подготовка кадров.

    Разработка программно- методического обеспечения

    Практический

    Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков,  алкоголя, сигарет обучающимися.

    Обобщающий

    Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информацию

    Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

    Определение перспектив развития школы.

    Механизм реализации Программы.

    Реализация Программы предусматривает следующий стратегический подход в решении поставленных задач:

    1. фокусирование внимания на приоритетных факторах риска и образа жизни, влияющих как на здоровье,  так и на общее благополучие, способности к получению знаний как в настоящем, так и в будущем;
    2. объединение и исследование всех компонентов как самой школьной системы, так и прямо или косвенно на них влияющих;
    3. сотрудничество на всех уровнях;
    4. активное вовлечение детей, в том числе и руководство,  в оценку хода программных мероприятий;
    5. активное вовлечение педагогов в создание Программы укрепления здоровья на рабочем месте;
    6. образование и повышение квалификации по вопросам укрепления здоровья и здорового образа жизни;
    7. активное вовлечение родителей;
    8. использование комплексной системы планирования, мониторинга оценки хода Программы и ее отдельных элементов.

    Основными направлениями деятельности педагогов и всех заинтересованных в привитии учащимся навыков здорового образа жизни лиц являются:

    1. формирование ценности здоровья и здорового образа жизни через использование валеологических подходов и методов;
    1. разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику алкоголизма, курения и наркомании, охрану репродуктивного здоровья;
    2. нормализация учебной нагрузки;
    3. создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;
    4. создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового образа жизни;
    5. использование собственного опыта детей, готовности их к восприятию знаний и собственным действиям в защиту здоровья.

    Таким образом,  создана система формирования новой идеологии в отношении к здоровью.

    1. Создание современных условий, обеспечивающих сохранение здоровья обучающимся:
    1. Обновление спортивного инвентаря и оборудования.
    2. Создание в учебных кабинетах благоприятной цветовой среды.
    3. Мониторинг санитарного состояния учебных кабинетов: освещение; проветривание; уборка
    4. Контроль за качеством питания и питьевым режимом.
    5. Осуществление контроля  за соблюдением норм нагрузки (дневной, недельной, годовой)
    6. Организация активного отдыха на переменах
    7.  Вакцинация детей в соответствии с приказами Минздрава.
    8.  Индивидуальная психологическая помощь обучающимся, педагогам, родителям.
    9. Составление рационального расписание уроков, не допускающее перегрузок
    1. Формирование положительной мотивации каждого школьника к овладению культурой здоровья.
    2. Развитие физиологических личностных качеств: работоспособность, энергичность, создание комфортных условий среды обитания.
    3. Сохранение качества здоровья обучающихся; оптимизация учебно- воспитательного процесса.
    4. Увеличение двигательной активности обучающихся, профилактика гиподинамии.
    5. Профилактика различных заболеваний.
    6. Комфортная среда в школьном сообществе,  созданы современные условия, обеспечивающие сохранение здоровья обучающихся.
    1. Формирование установок на ведение здорового образа жизни.
    1. Проведение Недели  Здоровья: положительная мотивация к ведению здорового образа жизни. Активное участие в подготовке мероприятий. (активная жизненная позиция);
    1. предотвращающего формирование у обучающихся дезадаптационных состояний переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.
    2. Психопрофилактическая работа с обучающимися (проведение классных часов разной тематики с учетом возраста) : «Какой должна быть девочка? (мальчик),«Поведение и правонарушение», «Какие профессии мне нравятся», «Как мы говорим»,«Маленькая хозяйка», «Свет мой зеркальце», (внешний вид), «Что нужно делать, чтобы избежать конфликта», «Как я отдыхаю» (саморегуляция), «Что такое здоровый образ жизни».«Основы полового воспитания»

    «Вредные привычки» (наркомания, токсикомания, алкоголь, курение).

    1. Организация Дней здоровья «Здоровое поколение» : формируется  потребность заниматься спортом, вести здоровый образ жизни; приобретаются   навыки  организации и проведения коллективного мероприятия.
    2. Проведение валеологических классных часов: «Травмоопасные участки в школе», « Режим дня», «Одежда осенью и зимой», «Уход за одеждой», «Вред табачного дыма», «Вернисаж «Сладкоежка» (конкурс рисунков)
    3. Формируются : Дружеская атмосфера в классном коллективе; умение общаться, дружить, веселиться; толерантное взаимодействие; представление о рационе и режиме питания; потребность в рациональном сбалансированном питании; коммуникативные качества обучающегося; система знаний  об источниках опасности, умений, навыков выходя из экстремальных ситуаций; умение решать конфликтные ситуации в классном коллективе;
    1. Развитие физической культуры обучающихся.
    1. Работа спортивных секций в рамках Центра дополнительного образования.

               привлечение максимального количества детей к занятиям в спортивных секциях с оздоровительной направленностью;

    1. пропаганда здорового образа жизни, повышение внутренней и внешней культуры всех участников.
    2. Привлечение детей в спортивные секции;
    3. формирование культуры здоровья,
    4. Организация и подготовка к  школьным и районным спортивным мероприятия
    1. Профилактика социально значимых заболеваний и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в школе
    1. Проведение классных часов
    2. Проведение  недель «Здоровье нации», «Мы за здоровый образ жизни»
    3. Организация работы  агидбригад.  
    4. Аналитическая работа : проведение анкетирования.
    1. Участие педагогических работников, обучающихся в инновационных проектах и программах.
    1. Проведение тематических педсоветов, семинаров, круглых столов, научно – практических конференций с целью погружения в проблему.
    2. Созданию комфортной здоровьесберегающей образовательной среды и формирование здорового образа жизни.
    3. Повышение заинтересованности педагогических работников в укреплении здоровья учащихся.
    4. Планирование и осуществление мероприятий по предупреждению переутомления учащихся в процессе учебной деятельности.
    5.  Повышение профессиональной компетенции учителей в области реализации здоровьесберегающих технологий.                                                                                                                                                    
    6. Повышение квалификации педагогов в вопросах здоровья детей, внедрение здоровьесберегающих технологий.
    7. Осуществление просветительской деятельности, направленной на формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни среди обучающихся, их родителей, педагогов.
    8. Формирование негативного общественного мнения  к алкоголизации, наркотизации
    1. Рационализация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.
    1. Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям.
    2. Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1-4 классы).
    3. Создание  условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их
      полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
    4. Создание здоровьесберегающей среды, направленной на повышение мотивации и удовлетворение потребностей к ведению здорового образа жизни.
    5. Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов.
    6. Контроль  за правильным использованием ТСО: организация образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся дезадаптационных состояний переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.
    7.  Валеологический анализ урока:  формирование ценности здоровья и здорового образа жизни через использование валеологических подходов и методов;
    1. Реализация дополнительных образовательных программ в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
    1. Сотрудничество с ДЮСШ : Расширение  системы взаимодействия и сотрудничества со всеми заинтересованными структурами; увеличение доли обучающихся, занимающегося физической культурой и спортом; формирование негативного общественного мнения в ученическом коллективе к табакокурению, алкоголизации, наркотизации общества.
    1. Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся.
    1. Стимулирование повышения внимания родителей к вопросам здоровья «Здоровый образ жизни в семье – счастливое будущее детей».
    2. Профилактика и предупреждение «школьных болезней».
    3. Формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
    4. Стимулирование повышения внимания родителей к вопросам здоровья,
    1. Ожидаемые результаты реализации Программы.

    Увеличение доли обучающихся, занимающегося физической культурой и спортом;

    Создание здоровьесберегающей среды, направленной на повышение мотивации и удовлетворение потребностей к ведению здорового образа жизни:

    Привлечение внимания  субъектов образовательного процесса и общественности к проблемам занятости, оздоровления обучающихся и их решению.

    Сформировано представление у 85% обучающихся о позитивных факторах, влияющих на здоровье.

    90% детей научены самостоятельно осознанно строить свое поступки, позволяющее сохранять и укреплять свое здоровье.

    100% детей научены выполнять правила личной гигиены, тем самым, поддерживая свое состояние здоровья на должном уровне.

    У 100% детей сформировано представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

    У 85% обучающихся сформировано представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, каждый выпускник научен составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

    100% выпускников имеют представление о негативных факторах риска здоровья (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление, стресс), о существовании и причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.

    Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья:

    Воздержание от курения табака – 90%  обучающихся;

    Воздержание от пивного алкоголизма – 92%  обучающихся.

    100% детей имеют представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх.

    85% детей научены элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

    У 75% выпускников сформированы навыки позитивного коммуникативного общения.

    У 85% выпускников сформировано представление об основных компонентах культуры здоровья  и здорового образа жизни.

    У 90% сформирована потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

    У 100% педагогов повышена профессиональная компетентность в области здоровьесберегающих технологий.

    Сокращение пропусков уроков по болезни.

    Повышение качества образования.

     В рамках выполнения программы «Школа – территория здоровья»  работают все члены школьного коллектива : учителя, родители и учащиеся.

    1. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии.

             Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня:

    1. сбережение и укрепление здоровья учащихся;
    2.  формирование у них ценности здоровья;
    3. Формирование здорового образа жизни;
    4. Право выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

    Что же в моем понимании представляет «здоровый урок?».

    Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся. Удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок – это тот урок, плотность которого задается эффективностью предшествующего отдыха, урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок – это тот урок, который не научает, а развивает. Создать такой урок и учить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу  природосообразности: не научать, а развивать.

    При подготовке к уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности. Работа на уроках проходит в режиме динамических поз. Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.

    При выборе формы урока продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц. Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся, осуществляю дифференцированный подход.

    Первые 3-5 минут – это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузку даю небольшую. Период устойчивой оптимальной работоспособности 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем идет снижение нагрузки, так как развивается утомление. В последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, провожу закрепление нового материала, обращаю внимание на главные моменты пройденной темы. Обязательно провожу валеологические паузы на 10-15-25-30 минутах. Средняя продолжительность таких пауз составляет 30-60 секунд. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их провожу обязательно

    Критерии здоровьесохраняющего урока:

    1. Двигательная активность.
    2. Сенсорно-разнообразная среда.
    3. Развитие мелкой моторики руки.
    4. Работоспособность.
    5. Дифференциация.
    6. Эмоциональный фон.

    Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Для решения этих задач вместо традиционной сгорбленной сидячей позы использую режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока.

    Кроме того, традиционное размещение столов  оказалось неудобно для свободного перемещения детей. Поэтому  расстановку столов меняю 1-2 раза в месяц. Использую также смешанный тип и размещение столов по кругу.

    Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка.

    Каждый ребенок в течение 1-2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:

    1. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
    2. Упражнения для улучшения осанки.
    3. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).
    4. Некоторые приемы самомассажа (точечный массаж).
    5. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
    6. Упражнения для мышц рук.

    С помощью таких приемов развивается зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитываю также материал психологического воздействия цвета на ребенка:

    1. белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
    2. черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;
    3. коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию; красный возбуждает, раздражает;
    4. голубой - ухудшает настроение;
    5. зеленый – улучшает настроение, успокаивает;
    6. желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.

    Цель здоровьесберегающих технологий обучения :

    1. обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
    2. сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
    3. научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

                  В моей педагогической деятельности это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;

    1. привитие детям элементарных гигиенических навыков;
    2. правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения);
    3.  использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.);
    4.  чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
    5.  проведения массовых оздоровительных мероприятий;
    6. работа с семьёй (родительский лекторий).

              Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:

    1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
    1. Активизации познавательной деятельности учащихся.
    2. Рациональная организация труда учеников и учителя.
    3. Создание комфортного психологического климата.
    4. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
    5. Чередование различных видов деятельности на уроке.
    6. Использование аудиовизуальных средств обучения.

    Таким образом, в сфере моей деятельности находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий:

    1. организационно-педагогическая,
    2. психолого-педагогическая,
    3. информационная и физкультурно-оздоровительная.

              Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.

     Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.

                Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса).                                     Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.

              Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:

    1. упражнения для формирования правильной  осанки;
    2. упражнения для укрепления зрения;
    3. упражнения для укрепления мышц кистей рук;
    4. упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
    5. релаксационные упражнения для мимики  лица (И.В.Чупаха);
    6. упражнения, направленные на выработку рационального дыхания
    7. упражнения для развития межполушарного взаимодействия

                  Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

    Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных Здесь передо мной становится следующая задача: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

               Один из способов расширения зрительно-двигательной активности, который я применяю – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами.

               Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю  работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.

             Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

    1. Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни

    (проведение тематических родительских собраний и конференций, в   том числе и с приглашением медицинского работника; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).

    1. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
    2. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
    3. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (проекты «Мой режим дня» )
    4. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Скажем вредным привычкам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).
    5. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).
    6. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).

              Убеждена, что необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.

     Огромную роль для здоровьясбережения играют и положительные эмоции, которые получают дети на уроке.

              Большое внимание в своей работе я уделяю организации учебно-воспитатель-ного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья  школьников.

             Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Поэтому в системе образования более правильным является употребление понятия психологическое здоровье.

              Используя здоровьесберегающие технологии, я могу с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение направлено на :

    1. обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
    2. опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности.
    3. приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
    4. достигается через учёт особенностей класса : изучение и понимание  человека
    5. создание благоприятного психологического фона на уроке;
    6. использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
    7. создание условий для самовыражения учащих.

    Реализация здоровьесберегающих

    образовательных технологий в учебном процессе

    Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

    Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

    Физическое здоровье:

    1. это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
    2. это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого    составляют    морфологические    и    функциональные    резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

    Психическое здоровье:

    1. это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и

    моральная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности (педагогическое определение);

    1. это состояние психической сферы, основу которой составляет статус

    общего     душевного     комфорта,     адекватная     поведенческая     реакция (медицинское определение).

    Социальное здоровье - это здоровье общества,

     а также окружающей среды для каждого человека.

    Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

    Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

    В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

    В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

    Признаки индивидуального здоровья:

    1. Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
    2. Показатели роста и развития
    3. Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
    4. Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
    5. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

    В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

    Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

    Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

    Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

    Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

    Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

    Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

    Здоровый образ жизни:

    1. благоприятное социальное окружение;
    2. духовно-нравственное благополучие;
    3. оптимальный двигательный режим (культура движений);
    4. закаливание организма;
    5. рациональное питание;
    6. личная гигиена;
    7. отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
    8. положительные эмоции.

    Здоровьесберегающая технология,по мнению В.Д. Сонькина, - это:

    1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность

    требований, адекватность методик обучения и воспитания);

    1. рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с

    возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и

    гигиеническими требованиями);

    1. соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным

               возможностям ребенка;

    1. необходимый,  достаточный   и рационально  организованный

              двигательный режим.

    Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

    1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,

    проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

    1. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка

    образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.

    1. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата

    в процессе реализации технологии.

    1.  Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей
    2. деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

    Типы технологий.

    1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
    2. Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
    3. Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
    4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

    Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

    В организации и проведении  урока необходимо учитывать:

    1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

    2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

    3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

    число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

    5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

    6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как

    1. метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
    2. активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
    3.  методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и  взаимооценки);

    7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиениче    скими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

    8) позы учащихся, чередование поз;

    9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность.  Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

    10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

    11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

    12)  демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

    12) психологический климат на уроке;

    13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;  

    В конце урока следует обратить внимание на следующее:

    1. плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
    2. момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
    3. темп и особенности окончания урока:

       быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся,                                  быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

    1. спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
    2. задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

    Вопросы и задания:

    1. Дайте определение понятиям  "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".

    2. Назовите основные источники учебных перегрузок  в ОУ.

    3. Укажите основные направления здоровьесберегающей работы в ОУ.

    4. Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы                                       реализуете их в своей  жизни?

    5. Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам.

    6. Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью               Вы владеете?

    7. Умеете ли Вы избегать конфликтные ситуации?

    8. Выберите наиболее полное определение понятию здоровьесберегающие образовательные технологии:

    1. Это технологии, в которых сохранение и укрепление здоровья является важнейшим приоритетом, обеспечивается на технологическом уровне в принципах работы, задачах, методах, программах, реализуется и подтверждается результатами мониторинга.
    2. Это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения
    3. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.
    4. Какие образовательные технологии с большой вероятностью наносят ущерб здоровью учащихся и педагогов?
    5. Традиционная технология, чрезмерная интенсификация образовательного процесса, использование приемов авторитарной педагогики.
    6. Проблемное обучение, игровые технологии
    7. Дистанционное обучение
    1. Какие главные задачи решаются с помощью организационно – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
    1. Создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
    2. Все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
    1. Какие главные задачи решаются с помощью психолого – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
    1. Все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
    2. Создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
    1.  Какие главные задачи решаются с помощью учебно – воспитательных образовательных здоровьесберегающих технологий?
    1. Реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
    2. Формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально – психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
    1. Какие главные задачи решаются с помощью социально адаптирующих и личностно развивающих образовательных здоровьесберегающих технологий?
    1. Формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально – психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
    2. Реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
    1. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес:
    1. отказ от завтрака, обеда или ужина
    2. сокращение потребления алкоголя
    3. исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.
    1. Как правильно дышать:
    1. ртом
    2. носом
    3. ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
    1.  Используя собственные наблюдения за семейным воспитанием, опишите, в какой степени среда и воспитание в конкретной семье влияют на формирование здоровья ребенка (можете использовать пример своей семьи, близких, знакомых).

    Литература

    1.     Дронов А.А..Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55.

    2.     Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

    3.     Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.

    4.     Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

    5.     Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.

    6.     Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

    7.     Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.

    8.     Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.

    9.     Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.

    10. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

    11. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.

    12. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.

    13. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.

    14. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

    15. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

    16. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

    17. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей  стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

    18. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

    19. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

    20. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-214с.

    21. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

    22. Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с.

    23. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.

    24. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.

    25. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.

    26. Лобанова Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки//Образование в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57.

    27. Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея//Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.

    28. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.

    29. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

    30. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49.

    31. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.

    32. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

    33. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред.  Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).

    34. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

    35. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7.

    36. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

    37. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

    38. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внедрение технологии Марии Монтессори в практику работы с разновозрастной группой детей с синдромом Дауна в условиях дома-интерната

    * Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особен...

    Здоровьесбережение школьников в условиях модернизации образования и введения ФГОС.

    Сегодня, пожалуй, слово «модернизация» стало одним из самых часто употребляемых, но каждый прекрасно понимает, что в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности нельзя оставаться статичным, а нужн...

    Внедрение технологий гендерного воспитания в педагогический процесс образовательных учреждений

    Семья как ячейка общества теряет свою значимость, ценность, становится невыгодной экономически, отягощающей. Общая напряженность приводит к хронической усталости, стрессам....

    Внедрение свободного программного обеспечения в деятельность образовательного учреждения на базе операционнной системы LINUX

    В соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 19.05.2010 №864-р " О регулировании иновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга" наше образовательное учреждение ГБОУ СОШ...

    Внедрение технологий здоровьесбережения с использованием ИКТ в работе социального педагога и педагога-психолога школы.

    Данная работа показывает возможности использования ИКТ при психолого-педагогической диагностики уровня школьной тревожности, сравнительном анализе результатов психологической диагностики и КМСЗ, выявл...

    Проектная работа «МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

    Проектная работа в рамках образовательной программы:«Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы ОО»«Модель сопровождения профессиональной ориента...

    Проектная деятельность учащихся с разными образовательными возможностями в практике работы отделения дополнительного образования

    В объединениях отделения дополнительного образования занимаются как дети с нормальным развитием, так и обучающиеся с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Для включения в совместну...