ИКТ-компетентность современного учителя как залог успешной педагогической деятельности.
статья по теме

Сенькина Елена Владимировна

 

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ-компетентность современного учителя как залог успешной педагогической деятельности.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.

Сегодня

  • Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций,  написанных и разработанных для учителей и учителями.
  • Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.
  • В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).

Но  работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по ИТ.

- Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже неотформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого  должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

  • Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
  • Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
  • Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
  • Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
  • Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:

o         материалы для урока,

o         тематическое планирование,

o         мониторинги по своему предмету,

o         различные отчеты по предмету,

o         анализ процесса обучения, и т.д.

  • Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
  • Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
  • Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
  • Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

o         школьная сеть,

o         электронная почта,

o         социальная сеть (Дневник.ру, …),

o         сайт (раздел сайта),

o         лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),

o         форум,

o         Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

o         блог (сетевой журнал или дневник событий),

o         RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);

o         подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).

  • Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.

На  практике, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках по  рядуобъективных причин:

  • Не все учителя психологически готовы  к использованию ИКТ в образовательном процессе.
  • Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
    Вероятно можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Розовым, который отмечал: 
    «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику».
  • Нет  четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.
  • Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).
  • Лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
    (В связи с этим, может быть пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а «нагрузка» осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.)

ИКТ-компетентность учителя

Радиальная диаграмма

Итак,:

Нужно   различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

С чего начать повышение ИКТ-компетенции преподавателя? Можно,например, с умелого использования на уроках авторской интерактивной презентации.

С внедрением  презентаций в образовательный процесс учитель получил пре красную возможность разнообразить урок, сделать его более  ярким, запоминающимся, а также значительно облегчить самому себе подготовку к занятиям.

Использование презентаций на уроке

  • обеспечивает наглядность (причем гораздо эффективнее, чем готовые таблицы, во-первых, потому, что преподаватель не всегда следует алгоритму, предложенному в таблице, т.е. использует авторскую методику подачи материала; во-вторых, готовые таблицы дают материал ЦЕЛИКОМ,  а иногда важна поэтапная подача материала, т.к.некоторые  учащиеся имеют привычку НЕ слушать объяснение ДАННОГО этапа, а забегать вперед. Презентация дает возможность «открывать для просмотра» именно ту информацию, которая необходима на данном этапе работы, а также стимулировать деятельность учащихся вопросами: «Как вы думаете, что мы увидим на следующем этапе работы?»). К тому же недаром  народная  мудрость  гласит :«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» .Все  мы прекрасно знаем, что ученик усваивает всего 10% от услышанного и 20 % от увиденного.
  • способствует здоровьесбережению, т.к., фокусируясь то на тетрадь (учебник) перед собой , то на текст (картинку) на экране, учащийся укрепляет зрение (при условии, что презентация соответствует  дизайн-эргономическим требованиям),помогает достичь   высокого эмоционального  уровня урока (анимация, музыка) и обеспечить  смену видов работы .
  • повышает объём выполняемой работы на уроке
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( в данном случае это актуально при условии, что у каждого ученика  ПК. В этом случае ученик может в удобном для него темпе  работать, например, с тренажером, обращаясь ( или не обращаясь) по мере необходимости к подсказкам )
  • облегчает подготовку к уроку, т.к. может быть отличным каркасом (опорным конспектом) урока, в который по мере необходимости можно внести изменения. Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Более того, мы облегчаем жизнь и своим коллегам. При этом можно и сэкономить на распечатке раздаточного материала, который часто приходится еще и перепечатывать после внесенных изменений.

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность современного учителя

В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (...

Проект педагогического совета на тему "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения"

Данный проект предлагает план проведения педагогического совета по теме "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения". Разработан творческой группой....

Личность учителя как решающий фактор успешной педагогической деятельности

В работе дается анализ  профессиональных качеств учителя...

Доклад на тему: «Владение современными перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога"

Доклад на тему:«Владение современными  перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога"...

ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителя

ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителяСегодня Россия живет в эпоху информационного общества. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатиза...