Практикум лета
рабочая программа на тему

Лозан Иван Анатольевич

Практикум "Водные объекты города"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_leta_lozan.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №26

Программа летнего экологического практикума

«Водные объекты города Комсомольска-на-Амуре»

Автор: Лозан И.А.,

Учитель физической культуры МОУ СОШ №26

Комсомольск-на-Амуре

Информационная карта проекта

1

Название практикума

«Водные объекты города Комсомольска-на-Амуре»

2

Автор, руководитель проекта

Лозан Иван Анатольевич

3

Место работы

МОУ ДОД эколого-биологический центр, 681000, г.Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская, дом 15, тел. 59-07-16.

4

Образование

высшее

5

Педагогический стаж

1год

6

Адрес организации

681000 г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская 15

7

Телефон

59-07-16

8

Цель проекта

Расширение представлений учащихся о водных объектах в черте города.

9

Задачи проекта

  • создать   условия   для   формирования   знаний   о водных объектах города и их зависимости от антропогенного воздействия.
  • развивать познавательную активность учащихся в процессе эмоционально-нравственных, и деятельностно-практических отношений с окружающей средой;
  • познакомить учащихся с простейшими и наиболее распространенными формами и методиками полевой исследовательской работы.
  • развивать активный интерес учащихся к изучению и охране природы, их самостоятельность и инициативу;
  • развивать самостоятельность, самоконтроль, познавательные и творческие способности.

10

Участники  практикума.

Воспитанники эколого-биологического центра, учащиеся школ города.

11

Общее количество участников

Отряд 15 человек.

12

Сроки проведения

Июнь 2011 года

13

Район реализации практикума.

г.Комсомольска-на-Амуре

14

Продолжительность практикума

Практикум рассчитан на 40 часов: 5 дней по 4 часа в день.

15

История осуществления проекта

Накопление материалов и отработка отдельных элементов ведётся с 2010 года на базе МОУ ДОД ЭБЦ, через реализацию программы «Мой край.

16

Прогнозирование возможных негативных результатов.

Личностные особенности каждого (характер) конкуренция, низкая мотивация экологической культуры, знаний.  

17

Прогнозирование коррекции возможных негативных результатов

1.Работа в малых группах.

2.Соблюдение норм выполнения экспериментов, нахождения на открытом воздухе.

3.Соблюдение питьевого режима.

4.Индивидуальная работа.

5.Повышение экологической культуры.

Пояснительная записка

Программа практикума «Водные объекты города Комсомольска-на-Амуре» предполагает последовательное расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии водных объектов в городе, взаимосвязи человека с окружающей средой, накопления знаний о многообразии отдельных видов и целых сообществ живых организмов вблизи водоемов. Закладывает основу правильного понимания природоохранной деятельности и охраны водных объектов, а также правилами поведения вблизи водоемов. 

Программа практикума содержит большое количество практических занятий, походов и экскурсий, позволяющих непосредственно познакомиться и изучить водные объекты города Комсомольска-на-Амуре.

Таким образом, цель летнего экологического практикума – расширение представлений учащихся о водных объектах в черте города.

        Для осуществления поставленной цели решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи:

  • создать   условия   для   формирования   знаний   о водных объектах города и их зависимости от антропогенного воздействия.
  • развивать познавательную активность учащихся в процессе эмоционально-нравственных, и деятельностно-практических отношений с окружающей средой;
  • познакомить учащихся с простейшими и наиболее распространенными формами и методиками полевой исследовательской работы.
  • развивать активный интерес учащихся к изучению и охране природы, их самостоятельность и инициативу;
  • развивать самостоятельность, самоконтроль, познавательные и творческие способности.

        Состав учащихся: практикум рассчитан на учащихся младшего и среднего звена(8-15 лет) общеобразовательной школы, не имеющих опыта работы в полевых условиях. Количество человек в группе: 15.

Продолжительность программы практикума: программа рассчитана на 72 часа (18 дней по 4 часа в день).

        Формы работы с детьми: рассказ, объяснение, решение экологических и проблемных задач, интеллектуальные и экологические игры, практическая работа, экскурсия, индивидуальная и групповая работа, самостоятельная работа с литературными источниками, исследовательская работа, игры-путешествия, дискуссия.

Прогнозируемый результат практикума: установить зависимость экологического состояния водных объектов города от состояния окружающей среды в нем.

        Возможности для продолжения образования: по окончании программы практикума учащиеся могут продолжить самостоятельную работу над исследованиями, с которыми затем смогут участвовать в конкурсных экологических мероприятиях разного уровня.

             В ходе летнего экологического практикума будут использованы следующие методики:

  • методика определения;
  • методика написания исследовательской работы.

        Результаты практикума

  • ЗУНы учащихся по программе практикума;
  • экологически грамотное поведение в природе, экологическая культура учащихся;
  • групповой отчет о проделанной работе, дидактический материал – фотографии, коллекции, таблицы, графики, описания, презентация;

участие воспитанников в городской эколого-краеведческой конференции «Люби и знай свой край» с исследовательскими работами.

        Практическая значимость практикума: создание презентации «Водные объекты города Комсомольска-на-Амуре», написание исследовательских работ.

Учебно-тематический план

День

Вид деятельности

Количество часов

всего

теория

практика

День 1

Введение. Теория: цели и задачи практикума, техника безопасности, необходимое оборудование, распределение обязанностей в группе.

Обзор водных объектов города.

Практика: План и карта. Виды карт. Компас. Условные обозначения.

4

2

2

День 2

Река Амур. Теория: рассказ о реке, топонимика ее названия, карта реки, пойма, русло, устье, исток реки.

Практика: экскурсия на реку, рекогносцировочное изучение реки (Рекогносцировка - это предварительное обследование, основанное только на визуальном наблюдении и не требующее для своего проведения никакого специального оборудования, сложных орудий, инструментов или приборов).

4

1

3

День 3

Река Амур. Практика: Экскурсия на реку. Игра «Все об Амуре»

4

-

4

День 4

Игра «Что вы знаете о реке Амур?»

4

-

4

День 5

Рыбы амура. Игра «Амурский аквариум»

4

2

2

День 6

Река Силинка. Теория: рассказ о реке, топонимика ее названия, карта реки, пойма, русло, устье, исток реки.

Практика: экскурсия на реку, рекогносцировочное изучение реки.

4

1

3

День 7

Озера Мылка. Теория: рассказ об озере, топонимика его названия, карта озера, образование, значение.

Практика: экскурсия на озеро, рекогносцировочное изучение озера.

4

1

3

День 8

Собачье озеро. Заболоченные участки Яблонего сада.

Теория: рассказ об озере, топонимика его названия, образование, значение.

Практика: экскурсия на озеро, изучение озера.

4

1

3

День 9

Река Теплый ключ. Теория: рассказ о реке, топонимика ее названия, карта реки, пойма, русло, устье, исток реки.

Практика: экскурсия на реку, рекогносцировочное изучение реки.

4

1

3

День 10

Река Циркуль. Теория: рассказ о реке, топонимика ее названия, карта реки, пойма, русло, устье, исток реки.

Практика: экскурсия на реку, рекогносцировочное изучение реки.

4

1

3

День 11

Ручьи, ключи и болота. Источники их питания и причины появления.

4

3

1

День 12

Теория: Что мы знаем о воде? Ее появление, свойства, функции.

4

4

-

День 13

Великие реки Мира

4

2

2

День 14

Крупнейшие озера Мира

4

2

2

День 15

Ледники

4

2

2

День 16

Красивейшие водные объекты Мира и России

4

2

2

День 17

Экологическое состояние водных ресурсов Мира и родного города

4

4

-

День 18

Результаты практики. Проводится создание презентации, обмен впечатлениями, обсуждение перспектив написания исследовательских работ. Общие выводы по результатам практикума. Рефлексия.

4

4

-

Всего:

72

Способы оценивания достижений учащихся

Достижение намеченных образовательных и воспитательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения учащимися контрольных заданий, тестов, выполнении ими исследовательских работ, экологических проектов; выходу их на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности; по становлению экологической культуры и ее условных компонентов.

Режим работы:

09.00 – сбор учащихся.

09.00 – 10.00 –  теоретическое занятие.

10.00 – 12.00 – полевой практикум или экскурсия.

12.00 – 12.30 – отдых, оздоровительные процедуры.

12.30 – 13.00 – обработка материала, подведение итогов практики, инструктаж на следующий день.

В случае плохой походы предусмотрен просмотр фильмов по экологии, биологии, географии и химии, работа в библиотеке, работа в сети Интернет

Темы исследовательских работ и проектов по результатам практикума.

  1. Река Силинка – любимый уголок родного города.
  2. Экологическое состояние «собачьего озера».
  3. Река Циркуль.
  4. Что такое «Тёплый ключ»?
  5. Источники питание рек и озер в городе.
  6. Причины заболоченности города Комсомольска-на-Амуре.
  7. Озеро Мылка.
  8. Источники загрязнения водных объектов города.
  9. Кто обитал в реке Силинка?
  10.  Изменение русла реки Амур.

Список литературы.

  1. Атлас «Люби и знай свой край». / Под ред. Д.С. Вишневского, Е.А. Бородиной и др. -  М., 1993.
  2. Бородина, Е.А. Географические названия на карте Хабаровского края. Краткий топонимический словарь: учебное пособие / Екатерина Андреевна Бородина. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2007. – 113 с.
  3. Дж. Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. -  Владивосток: ИСАР - Дальний Восток. - 1999.
  4. Животный мир Уссурийской тайги. Полевой атлас – определитель животных юга Дальнего Востока России. – Фонд «Феникс», WCS, ДВГУ. – ISBN5-7311-0333-Х.
  5. Исаев, Ю.И. Определитель грызунов фауны Хабаровского края./ Ю.И. Исаев. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2000. – 18 с.
  6. Каменщикова Е.Н.  Краеведение с элементами туризма как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Дис. канн. пед.наук: Екатеринбург: УГПУ, 2006.  
  7. Каменщикова Е.Н.  Организация и проведение занятий по краеведению с элементами туризма в процессе обучения школьников естествознанию: учеб.-метод. пособие. – Екатеринбург, 2006.
  8. Кучеренко, С.П. Звери у себя дома / С.П. Кучеренко. - Хабаровск: Хаб. кн. из-во. - 1973.
  9. Плотников Н.И. Подземные воды – наше богатство. -  М.: Недра, 1976.
  10. Росляков, Г.Е. Птицы Хабаровского края. Справочное издание / Г.Е. Росляков. -  Хабаровск: Хаб.-ое кн. изд.-во. - 1995.
  11. Тагирова, В.Т. Региональная зоология: Учебно-методическое пособие: в 2 ч./ В.Т. Тагирова, Н.А. Данюкова. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом. н/А гос. пед. ун-та. – 2004. – ил. – библ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя – степная дочь России», посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель

Цели урока:дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками, оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани, закрепить и углубить знания об обр...

Внеклассное мероприятие-к 230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается

Внеклассное мероприятие-к    230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается ...

юбилейный вечер, посвящённый 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности

Запись концерта, посвящённого моему 50-летию, сделанная в ноябре 2009 года...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Чем занять ребенка летом?» (игры с песком и водой в домашних условиях)

Скоро придёт долгожданное лето и чтобы оно не прошло даром, а подготовило вашего ребенка к занятиям в следующем учебном году, я хочу вам рассказать, как можно интересно и ярко организовать досуг вашем...

Спортивно-экологическое мероприятие «Лето, лето, лето!»

Летнее развлечение, направленное на экологическое воспитание дошкольников. ...

Лето, лето - красота! Любит лето детвора!

Статья - отчет о прведении 1 смены в пришкольном лагере "Зайчик" на базе МКОУ СОШ № 22 х.Зайцев Курского муниципального района Ставропольского края....

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...