Главные вкладки

    План-конспект урока (5 класс) на тему:
    парламентский урок

    Зарипова Гузалия Габдулнуровна

    парламентский урок для учащихся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon parlamentskiy_urok.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Парламентский урок

                                                               

    Тема:   Я - гражданин своей страны

    Задачи урока:

    -Воспитывать патриотизм и гражданственность  учащихся

    начальных классов

    -Формировать политическую культуру и активную гражданскую

    позицию учащихся начальных классов

    -Закрепить и расширить знания о государственных символах

    Российской Федерации и Республики Татарстан

    -Формировать у учащихся представления о том, что значит быть                        гражданином о главе государства, парламенте и его работе

    -Закладывать основы политической культуры; осмысленно и грамотно относиться к деятельности государства, общественных организаций

    -Формировать навыки, умения работы с дополнительными источниками

      Оборудование:

    • Электронная презентация
    • Запись гимнов РФ, РТ
    • Фильм для младших школьников «Где рождается закон»

    Ход урока

    слайд парламентский урок

    слайд с названием темы

    - Ребята у каждого из нас есть свой любимое место – улица,   деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, и из множества таких уголков и состоит наша большая  Родина, которую любит каждый человек. А любить свою Родину – значит  жить с ней одной жизнью.

    Сегодня мы с вами собрались на парламентский урок, на котором узнаем государственную символику России и Татарстана и узнаем, где рождаются законы.

    - Скажите пожалуйста в какой стране вы живёте? (В России)

         А как полностью называется наша страна? (Российская Федерация)

         В стародавние времена её называли Русью. Русь – страна рек и озёр. Русь –

         светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называли

         россами, а страну, в которой они жили – Россией.

          слайд с изображением карты РФ

    Какой город является столицей нашей страны? (Москва)

     слайд с изображением РФ

    Ученики: (читают стихи о России) слайд – шоу достопримечательностей РФ

    1.Если долго-долго-долго
    В самолёте нам лететь,
    Если долго-долго-долго
    На Россию нам смотреть,
    То увидим мы тогда
    И леса, и города,
    Океанские просторы,
    Ленты рек, озёра, горы…

    Мы увидим даль без края,
    Тундру, где звенит весна,
    И поймём тогда, какая,
    Наша Родина большая,
    Необъятная страна.

    2. Здесь тёплое поле наполнено рожью,
    Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
    Сюда златокрылые ангелы Божьи
    По лучикам света сошли с облаков.

    И землю водою святой оросили,
    И синий простор осенили крестом.
    И нет у нас Родины, кроме России –
    Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

    Слайд с изображением карты РТ

    - Посмотрите  перед вами карта нашей республики. Как она велика! А как называется республика в которой мы живем (Татарстан)

    Назовите столицу Татарстана. (Казань)

    (Стих о Татарстане и слайд- шоу достопримечательностей РТ )

    1.Татарская земля родная,
    Традиций нам не счесть твоих.
    Другого мы не знаем края
    Где б также почитали их.

    Звучит курай, лаская сердце
    Красивых, любящих людей.
    Мы можем только здесь согреться,
    В объятьях родины своей.

    Здесь так спокойно и надёжно.
    Здесь всё ласкает глаз и слух.
    Жить вне отчизны невозможно,
    Ведь у нее – особый дух,

    Спокойные тона и краски,
    И гордый, вдохновенный стан.
    Ты – новоявленная сказка -
    Наш современный Татарстан.

    2.И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
    Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
    Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән,
    Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
    И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең,
    Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.
    И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
    Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!

    -   Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это главные символы каждого государства. Каждый из государственных символов России и Татарстана имеют свою  историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно - в течение последнего десятилетия.

        О главных символах нашей Родины расскажут ребята старших классов.

    (Слайд с изображением флага РФ.)

    1.Уч. Государственный флаг Российской Федерации – её государственный символ. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос. Цвета флага означают:

    • Белый - мир и чистота устремлений.
    • Синий - вера, верность и постоянство.
    •  Красный – отвага, сила, кровь, пролитая, пролитая за Отечество.

                      21 августа 1991 года – день возрождения Флага России.

    (Слайд с изображением герба РФ.)

    2.Уч. Государственный герб Российской Федерации представляет изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном гиральдическом  щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого, в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём змея.(Слайд с изображением герба.)

    3.Уч. Гимн России – это торжественная песнь о красоте и величии нашей Родины. Слушают гимн стоя. (звучит отрывок  гимна)

    (Слайд с изображением флага РТ.)

    4.Уч. Государственный флаг Республики Татарстан является государственным символом Республики Татарстан. Представляет собой прямоугольное полотнище. Цвета флага означают:

    • Зелёный – зелень весны, возрождение.
    • Белый – цвет чистоты.
    • Красный – зрелость, энергия, сила, жизнь.

    (Слайд с изображением герба РТ.)

    5.Уч. Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой лапой на фоне диска солнца, помещённого в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан». Герб выполнен в цветах флага Татарстана, имеет круглую форму.

    (Слайд с изображением герба.)

    6.Уч. В государственном гимне Республики Татарстан говорится о красоте и могуществе родного края. Слушают гимн стоя.(звучит отрывок гимна)

    - Такая же государственная символика есть и у нашего города.

    (Слайд с изображением герба города.)

    1.Уч.Древнейшая дошедшая до нас эмблема Казани - "печать Казанская" с Большой печати Ивана Грозного. Эмблема представляла собой изображение василиска в короне. Печать Казанская описана в царском указе 1766 года: "... на ней в каруне Василиск, крылья золото, конец хвоста золот". В первом русском гербовнике, "Титулярнике", также изображен герб Казанский. Тоже василиск в короне.

    -  Существует легенда, объясняющая смысл герба:

    2.Уч. В давние времена на месте Казани жило множество змей. Татарский колдун с помощью магических заклинаний уничтожил всех змей. И только змеиный царь Зилант спасся и улетел на гору Джилантау. Но и оттуда он не давал покоя жителям. Лишь после того как волшебник Хаким одолел Зиланта люди смогли спокойно жить в городе.

    В середине XIX века для городских гербов России были введены "украшения": короны, венки, ленты. Герб Казани в 1859 году был перерисован в соответствии с правилами геральдики, исчезла земля под ногами змея, щит должна была венчать "шапка Казанская". Описание проекта герба звучало следующим образом: "В серебряном щите черный коронованный дракон, крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые, язык червленый".

    3.Уч.В 2003 году началась работа по подготовке официальных документов о гербе города с целью его регистрации в Государственном геральдическом регистре. Участие в работе принимал "Союз геральдистов России". На рассмотрение депутатов было представлено несколько проектов. Они отличались цветом деталей Зиланта, наличием корон, щитодержателей.

    24 декабря 2004 года решением №37-21 "О символах муниципального образования город Казань" Казанский Совет Народных депутатов утверждил герб и флаг города Казани. Согласно тексту Положения о гербе и флаге города Казани:

    (Слайд с изображением флага города.)

    4.Уч.  «Флаг города Казани представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, воспроизводящее в его центре гербовую композицию: на большей белой части полотнища в 4/5 ширины изображён стоящий на зелёной полосе в 1/5 ширины полотнища чёрный дракон с червлёными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной»

    Обоснование символики

    5.Уч. Дракон является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость, непобедимость, символ бессмертия и вечного возрождения. Язык в форме стрелы означает импульс, быстроту и целенаправленность. Земля — хранительница жизни и богатств, символ жизни. Корона — символ достижения высокой ступени развития. Казанская шапка указывает на статус Казани как столицы территорий и их древние традиции. Цвета означают следующее:

    • Зелёный цвет — символ весны, радости, надежды, природы, означает достаток, процветание, стабильность.
    • Золотой — символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта, интуиции и провидения, солнечного света.
    • Серебряный — символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира.
    • Червлёный — символ храбрости, мужества, неустрашимости, зрелости, энергии, жизнеспособности.
    • Чёрный — символ благоразумия, мудрости, честности, смирения и вечности бытия.

    -  Официальными символами нашего государства также являются:

                      Столица нашей Родины – Москва (слайд).

                      Президент России – В.В.Путин (слайд).

                      Конституция – основной Закон (слайд).

    -  Жизнь в городе, республике, стране подчиняется определённым правилам. Ребята, а нужны ли нам в нашей жизни правила? На этот вопрос мы ответим после просмотра фильма.

    (Просмотр фильма учащимися и ответ на вопрос)

    -  Конечно же, нужны. Законы – это тоже правила, и они устанавливают порядок в стране. Для того чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы. В государстве необходимо следить за тем, как выполняются законы. Порядок внутри страны поддерживают суд, полиция, органы безопасности. Безусловно, каждое государство имеет свою армию. Законы рождаются в парламентах: в России – в Федеральном Собрании, в Татарстане – в Госсовете.

     Закон вступает в силу только после того, как Президент его подпишет, и он будет опубликован в средствах массовой информации (газетах).

     А кто такой президент? (Глава нашего государства).

    Кто является Президентом России? (Владимир Владимирович Путин).

    (слайд  портрет президента РФ)

    А президентом Татарстана? (Рустам Нургалеевич Минниханов)

    (слайд  портрет президента РТ)

    - Вы маленькие граждане большого государства, имя которому - Россия. В наследство от предков мы все получили прекрасную страну. Мы гордимся тем, что живём в России, в Татарстане.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Парламентский урок 2011

    Конспект внеклассного мероприятия "Парламентский урок - 2011" на тему  "Я ребенок! Я граждагин!"...

    Парламентский урок

    Круглый стол. Встреча учащихся с депутатами села. Цель встречи обсудить очень много важных и актуальных вопросов, касающихся роли парламента в нашем демократическом обществе.Учащиеся получают общее пр...

    Парламентский урок

    Парламентский урок "Где рождаются законы".  Урок знакомит с парламентом РФ и  Адыгеи....

    Парламентский урок.

    Актуальность этой темы велика в наши дни. Рекомендуется проводить для 9-11 классов....

    Парламентский урок

    С 23 по 30 сентября в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Мензелинска РТ в рамках правового воспитания школьников прошли мероприятия...

    Парламентский урок "Государственная Дума - главный законодательный орган России"

    Данный материал - методическая разработка открытого парламентского урока для 10 классов. Расчитан материал на один урок, тема - Государственная Дума главный законодательный орган России. Материал пред...

    Парламентский урок

    Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание необходимости участия каждого гражданина в судьбе государства через выборы. Для реализации данной цели потребуется решить следующие задачи:1. Познав...