Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему

Гузеева Анастасия Викторовна

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_esse_guzeeva_a.v.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе учителя английского языка МБОУ ЦО №5 г. Тулы

Гузеевой Анастасии Викторовны

«Моя педагогическая философия»

Учитель…Кто он – обучающий или обучаемый, предводитель или последователь?...Все сплетается воедино, формируя что-то небывалое до сего момента, что-то новое в этом мире.

Роль учителя многогранна, так как истинный учитель способен не только поучать, но учиться. Учиться многому, совершая все новые и новые открытия для себя самого, учиться и у других преподавателей и, конечно же, у своих учеников. Ребята каждый день преподносят нам уроки терпения и честности, справедливости во всем, в том числе к себе. «...Всякий, кто думает одно, а учеников наставляет в другом, кажется мне, также чужд обучению, как и понятию о честном человеке», сказал римский император Юлиан. Слукавить перед ребенком невозможно, дети всегда чувствуют ложь. Этому я научилась еще при обучении в школе. Многое я вынесла с ее порогов. Соглашусь с философом Боэцием: «Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет». У меня были разные учителя… Учителя – вдохновители, наблюдать за которыми в их работе было приятно, учителя – интересные собеседники, обладающие даром слова и умевшие преподнести новую информацию в форме непринужденной беседы со своими учениками. Именно такие уроки и полученные на них знания запоминались лучше всего. Были и учителя, совершавшие какие-то ошибки… Но и у этих учителей я научилась чему-то, на мой взгляд, очень важному, а именно тому, как себя нельзя вести, как нельзя поступать и говорить. Это опыт, а любой опыт имеет и несет в себе определенную пользу, нужно лишь сделать из него выводы и посмотреть с разных сторон. Все мы – люди, разные, с разными способностями и характерами. Будучи учителем, необходимо не забывать об этом.

Обучение в университете так же подарило мне неоценимые знания… И любовь к своему предмету, искренний интерес. Спасибо замечательным педагогам. На мой взгляд, помимо предметных знаний и занятий, чрезвычайно важно знание психологических основ, законов развития маленькой личности. Просто нужно не терять умения посмотреть на любую ситуацию глазами ребенка, необходимо сохранить в себе частичку детства и этого непосредственного взгляда на вещи. Философ и поэт Хун Цзычен сказал: «Те, кто гордятся своими заслугами и блистают ученостью, живут, ища опору вовне себя. Они не знают, что сердце само по себе сияет, словно драгоценная яшма. Тот, кто сохранил в себе первозданный свет сердца, воистину велик, даже если он не имеет ни одной заслуги и не прочтет ни одного иероглифа». Так же университетские занятия воплотили в себе идею, запомнившуюся мне еще с ранних лет: умный человек лишь тот, кто развит разносторонне. В профессии учителя это незаменимо, так как у подрастающего человека всегда миллион вопросов в любом возрасте, и на любой школьной ступени, вопросы лишь становятся чуть серьезнее.

В свете современных идей образования, кои я разделяю, «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой). Позиция учителя при этом меняется. Педагог не должен преподносить знания в готовом виде, его задача – направить мысль учащегося в необходимое русло. Мы – руководители образовательного процесса, но при этом мы должны чутко следовать потребностям учеников, уровню их развития, образования и воспитания, соотнося с ними формы и методы обучения. Мне представляется наша работа наиболее близкой к работе дирижера большого симфонического оркестра… Я вхожу в класс и вижу множество детских лиц, и каждый ребенок – это уникальный музыкальный инструмент, со своим собственным звучанием. Роль учителя – вначале научить школьника мыслить и излагать собственные идеи, «издавать гармоничные звуки», затем суметь сложить из множества звучаний музыку урока. Именно от учителя – «дирижера» зависит тональность этой музыки, в его силах придать каждому «инструменту» и «оркестру» - классу в целом минорное звучание, или настроить на мажорный лад. И начинается волшебный процесс, звучание одного инструмента поддерживается звучанием другого, разнообразные звуки сплетаются, образуя уникальное произведение. Это ответы учеников, их мнения, суждения. Учителю необходимо выделить наиболее значимые для данной темы мысли, подать новые идеи для размышлений. Так в любой «музыке» - уроке есть сольные партии и наиболее яркие и чистые звуки верных выводов – детских открытий. Согласна с Т. Эдисоном, что «важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить».