Практическое руководство по выполнению исследовательских работ младшими школьниками (гуманитарное направление).
статья на тему

Белоусова Елена Ильинична

Выступление на семинаре учителей начальной школы. Рекомендации по  выполнению исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_11.03.16.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое руководство по выполнению исследовательских работ

младшими школьниками (гуманитарное направление).

    Занятия в школе, куда ходят дети  для усвоения необходимых по школьной программе сведений, могут быть организованы традиционно и новаторски. Что предполагает традиционная форма? Изложение материала учителем, отработку  навыков и контроль  усвоения.  А что подразумевает новаторская форма?  Постановку вопросов  и учениками, и учителем и совместный поиск ответов на них.  Мы все убедились на собственном опыте, что последняя форма организации учебной деятельности  больше увлекает  школьников, а знания, полученные ими своим трудом,  запоминаются гораздо лучше. Подобный способ ведения занятий  известен в образовании давно и называется он разными авторами по-разному: или метод выработки критического мышления, или  проблемный, или исследовательский.

   С полным основанием можно утверждать, что  исследовательское обучение,  цель которого развитие у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности,  не только хорошо известно, но и широко применяется  учителями начальной школы. И всё же в чём его суть?        В качестве примера  приведу  описание деятельности Сократа из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «Сократ ничего не писал, он вёл беседы с людьми, стараясь вызвать в уме собеседника правильное   понимание того дела, которого касалась беседа.  Их Сократ называл родовспомогательным искусством, так как оно помогало собеседнику родить правильное понимание. Беседы Сократа касались всевозможных житейских случаев, которые служили ему для выяснения нравственных понятий. Он беседовал с полководцами, но не гнушался и беседой с куртизанкой».

    В идеале мы,  консультируя учеников в процессе выполнения  исследовательской  работы, как и Сократ,  должны использовать такие формы, какие позволят с каждым учеником обсуждать интересующий его вопрос. Где это можно делать? На занятиях внеурочной деятельности:  программы  «Я исследователь», в рамках которых ребята обучаются навыкам исследовательской работы, реализуются во всех школах нашего округа.  Главная функция  учебно-исследовательской  деятельности в начальной школе, конечно же, отличается от главной функции  школ основной и старшей – это сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности.

    Давайте обратимся к Положению  конференции младших школьников «Мои маленькие открытия». В нём перечислены 3 вида предоставляемых   работ.

     Для начальной школы в рамках гуманитарного направления, и я думаю, вы со мной согласитесь,  более приемлема  форма проблемно-реферативная. Теперь важно понять, что это за форма. Напомню, что рефератом называется краткое изложение в письменном виде  содержания научных трудов, научно-популярной литературы по определенной теме, т.е. изложение  чужих мыслей. Наши же младшие школьники должны написать  не просто реферат, а реферат проблемный, т.е.  выступить в роли начинающих аналитиков, способных к внимательному, вдумчивому прочтению текстов. Они должны не только   выделить и пересказать основные мысли  других людей, но и  сопоставить их с данными других изысканий и обыденными представлениями и, что самое сложное, найти  подтверждения изложенных фактов или обнаружить нарушения в цепи доказательств.  От ребенка подобная работа требует того, что обычно называется «одаренностью», а от его педагога – педагогического таланта.   Именно потому, как отмечает В. Н. Борздун, исследовательская работа  не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами.

    Реферат,  предлагаемый как результат  исследовательского труда младшего школьника и педагога на научно-практической конференции секции гуманитарной,  должен соответствовать следующим требованиям.

    Требование 1-ое.  Составляется, пишется   на основе нескольких источников информации (книги – литературные источники, детские энциклопедии, материалы периодической печати, интернет, телевидение, мнение специалистов и не только).  

   Требование 2-ое.  Продумываются методы поиска материалов  (в Положении это требование проблемно-поисковых работ, но, мне кажется, оно должно быть применимо и к работам проблемно-реферативным. С методами исследования, которые предлагает Савенков, доктор педагогических наук,  автор методики исследовательского обучения младших школьников,  ребятам уже ознакомились  на внеурочных  занятиях.  Если мы проводим исследовательскую работу по лингвистике, филологии, литературоведению в рамках гуманитарного направления, то  рекомендуем  использовать  такие методики, как:  подумай самостоятельно; посмотри книги о том, что исследуешь; спроси у других людей, обратись к компьютеру, посмотри  в глобальной сети;  понаблюдай, проведи опрос).

    Требование 3-ье. Факты, данные сопоставляются, сравниваются  и анализируются, а не просто излагаются в определённой  последовательности. А это значит, ребёнку, но с помощью учителя надо найти точки соприкосновения и различия, т.е. продемонстрировать навыки сравнительного анализа.

    Требование 4-ое. Приводится собственное мнение о проблеме, заявленное теме.

     Только при соблюдении всех этих требований  реферат  будет иметь   проблемный характер, а, значит, и соответствовать Положению конференции.  Если с первыми тремя  требованиями  более-менее понятно, то последнее вызывает  вопросы.  По мнению методистов Леонтовича А.В., Саввичева А.С., если  ребёнок, выполняя реферативную работу,   нашёл новые вопросы в уже известном,  принял на основе анализа одну из версий в качестве истинной, получил  новые знания -  значит,  сделал  шаг в личностном развитии. В этом и заключается   новизна и  практическая значимость  работы для него.

      Думаю, из  3-ёх групп тем исследований: ФАНТАСТИЧЕСКИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ  И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, опять-таки по Савенкову, к гуманитарному направлению имеют прямое отношение теоретические, т.е. темы по  изучению  и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках. Эти темы требуют от ребёнка интереса к анализу и синтезу, способность к классификации, любовь к суждениям и умозаключениям.  А ещё  необходимы хорошо развитое ассоциативное мышление и интуиция.  

     В настоящее время  издаётся очень много хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста.  Разрабатывая теоретическую тему, наши дети  собирают из них информацию, обобщают. Задача  педагога помочь   найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда.

     Исследовательская работа начинается с выбора  ребёнком гуманитарной темы.  Чтобы она увлекла младшего школьника, была ему под силу, к теме  надо подвести.

   Как это сделать?  Используем методику «Продолжи исследование».  Например,    приносим на внеурочное занятие  журналы   «ДЭ»  «Детская энциклопедия», причём отбираем  только тематические номера, имеющие отношение к литературе, языку, культуре.  Далее читаем обращение  редакции, которое представляет собой своего рода аннотацию на этот выпуск.  Даём возможность детям полистать журналы, рассмотреть картинки и фотографии, выясняем заинтересованных в разработке учебного исследования детей, предлагаем продолжить  исследование.  

   Предлагаю вашему вниманию примеры, которые  можно   сформулировать,  имея под рукой  журнал «Детская энциклопедия». Но прежде хочу обратить ваше внимание  на необходимость корректности  формулировки темы.

Корректные формулировки тем

Некорректные формулировки тем

 История географических названий моей малой родины

О чём расскажет название нашего села? ИЛИ  Загадки происхождения

Литература научно-популярная и познавательная

Почитаем и научимся

Роль книги в жизни современного человека

Книга - источник знаний и друг

Народные приметы.

Улыбнись природе!

Словари – наши помощники.

Друзья русского языка

Этикет и его история

Что такое хорошо и  что такое плохо?

Богатыри земли русской

Силушка русская!

Святые земли русской

Невидимая ниточка от обычных людей к богу.

Детские журналы

Это интересно и познавательно.

 (Леках И.В. , эксперт Всероссийской конференции  «Юный исследователь»)

    Выйти на гуманитарное  исследование можно  на уроках русского языка и литературы.

  • Лексические единицы (фразеологизмы, синонимы, антонимы)  в

 русских народных сказках  (в речи ребёнка и взрослого). Создание проблемной ситуации: зачем, сколько?

  • Морфологические единицы (глаголы, прилагательные, слова, обозначающие числа) в  русских народных сказках.
  • Выразительные средства (эпитеты, олицетворение, сравнения) в стихах,  в рассказах о природе (в рассказах Паустовского, Бианки и т.п.)
  •  Проблемы  чтения в современном обществе.
  • Проблемы письма в современном обществе.
  • Слова-паразиты в нашей речи.
  •  Детские юмористические рассказы.

ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ.

Определяем цель исследования, т.е. ребёнок  отвечает, зачем он его проводит.  Выяснить, какую пользу приносят  современные журналы детям.

Формулируем задачи,  уточняющие цель, т.е. основные шаги:

1.Проанализировать информацию по теме и узнать, какие журналы издаются для детей.

2. Выяснить историю создания  детских журналов в нашей стране.

3. Узнать, какие журналы читают дети в XXI веке.

4. Составить  рейтинг  самых  популярных детских журналов,   являющихся   средством   воспитания детей.

5. Доказать, что чтение современных журналов приносит пользу детям.

Выдвигаем гипотезу, т.е. догадку, ещѐ не доказанную и не подтверждѐнную опытом.

    Предположим, что современные детские журналы  и  учат,  и воспитывают.

Намечаем  доступные методы исследования (под методом  мы понимаем способ, приѐм познания):  собственные знания по теме из опыта жизненного, просмотр энциклопедических материалов,  опрос работников библиотек, поиск информации в интернете (с помощью компьютерных программ можно  посетить  виртуальные  музеи  и  полистать страницы энциклопедических справочников), наблюдение за читателями в читальном зале,  проведение  соцопроса,  в ходе которого можно выяснить    отношение детей и взрослых к современным детским журналам,  наиболее популярные журналы, получить ответ на вопрос, чему тебя научили журналы.

     Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения, опросы, пишем  исследовательскую работу.  Весь   текст должен быть написан в едином стиле и в соответствии с возрастом автора.  Не   следует перегружать текст излишне сложными и многочисленными терминами  (особенно для младшей школы).  Помним, что представляемый материал необходимо хорошо структурировать, т.е.  изложить ясно, стройно, логично и доказательно.  Вот структура  нашего проблемного реферата «Детские журналы».

Структура

Содержание

Введение

(чёткая формулировки проблемы)

В  современном мире в век общей компьютеризации основным источником  информации стал компьютер. Но не у каждого есть интернет, да и  связь  может отсутствовать. Как быть, если информация нужна срочно? Где её взять?  

Актуальность темы

Журналов много. Какие из них более полезны для школьника? Для его учёбы, развития, а не только для развлечения?

Гипотеза

    Предположим, что современные детские журналы и развлекают,  и  учат,  и воспитывают

Цель

Выяснить, какую пользу приносят  современные журналы детям.

Задачи

1.Проанализировать информацию по теме и узнать, какие журналы издаются для детей.

2. Выяснить историю создания  детских журналов в нашей стране.

3. Узнать, какие журналы читают дети в XXI веке.

4. Составить  рейтинг  самых  популярных детских журналов,   являющихся   средством   воспитания детей.

5. Доказать, что чтение современных журналов приносит пользу детям.

Предмет исследования

Журналы из библиотек и выписываемые одноклассниками

Основная часть

Информация о журналах по схеме: история создания, направленность,  содержание, периодичность, награды, мнение специалистов, мнение исследователя. Сравнительный анализ.

Методы  исследования

Собственные знания по теме из опыта жизненного, просмотр энциклопедических материалов,  опрос работников библиотек, поиск информации в интернете, наблюдение за читателями в читальном зале,  проведение  соцопроса, в ходе которого можно выяснить    отношение детей и взрослых к современным детским журналам,  наиболее популярные журналы, получить ответ на вопрос, чему тебя научили журналы.

Результаты исследования

  1. Журналы необходимы.
  2. Наибольшей популярностью у детей….  возраста  пользуются …….журналы.
  3.  Журналы представляют интересную информацию о знаниях, правилах поведения, истории и т.п.

Заключение

Мы определились в мире журналов, нашли те, чтение которых полезно  и будем рекомендовать их другим.

Список  литературы

Приложение

Опросник для библиотекарей, опросник для читателей журналов

Список журналов, его учредители

Фотографии или картинки обложек журналов

     Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, т.е. подготовить выступление   на конференции.  Текст    выступления составляем по вопросному  плану:

1. Почему избрана эта тема?

2. Какую цель преследовало исследование?

3. Какие ставились задачи?

4. Какая гипотеза проверялась?

5. Какие  использовались  методы     исследования?

6. Каким был план исследования?

7. Какие результаты получены?

8. Какие выводы сделаны по итогам исследования?

     Далее наш юный исследователь  составляем презентацию,  цель которой - наилучшим образом представить работу и результаты, помочь аудитории разобраться в материале.

  • Презентация научной  работы должна быть выполнена в такой же строгой и лаконичной форме, как и сам доклад.
  •  Количество слайдов примерно  совпадает с количеством минут доклада. Порядок предъявления слайдов соответствует плану доклада.
  •  Не следует показывать то, о чем вообще не будет упоминания в устной речи.

     См. рекомендации в презентации Леках Ирина Викторовна,  эксперта Всероссийских конференций «Юный исследователь», «Шаги в науку», «Юность, наука, культура» «Требования к оформлению исследовательской работы, докладу и презентации на конференциях МАН «Интеллект будущего»

     Навыки исследования нужны решительно всем. Работник любой профессии, будь он писатель или дворник, сделает свою работу лучше, если будет анализировать её условия и искать наиболее эффективные пути её выполнения. Очень полезна способность к исследованию и в быту, в семье, в дружеском общении.

     Давайте помнить, уважаемые коллеги:  если мы организуем исследовательскую деятельность, то и она организует нас. Решается характерная для современного образования проблема: ученик занимается своей деятельностью,  учитель – своей, а образовательный процесс, в рамках которого происходит развитие и того, и другого, связан с ними весьма опосредованно. Отсюда вывод: исследовательская деятельность нам необходима, как и участие в научно - практических конференциях, где можно представить её результаты.  

      В заключении выступления хочется  вспомнить слова Анны Рoговин, с которыми от имени детей она обращается к  нам, учителям:

«Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно... Дай мне приглядеться... Потрогать и подержать в руках... Послушать... Понюхать... И,  может быть, попробовать на вкус... О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!»

      Пусть мудрое напутствие американского педагога станет девизом учителя, желающего видеть в своих учениках  исследователей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы младших школьников.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с...

Исследовательская деятельность младших школьников

Данная работа содержит методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьниковРабота адресована классным руководителям, учителям начальных классов....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям...

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.Дети по природе свое...

«Обеспечение формирования познавательных компетенций в проектно-исследовательской деятельности младших школьников»

Проектно-исследовательская методика считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уро...

«Организация исследовательской работы младших школьников на уроках мокшанского языка».

Тема проекта должна не только соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников, но и вводить их в мир культуры, духовных ценностей. Для проектов можно взять следующие темы: «Язы...