Главные вкладки

    Статья на тему:
    Адаптивность и здоровье

    Французова Олеся Александровна

    Актуальным направлением психологического сопровождения обучающихся школ (колледжей, училищей, лицеев) является развитие их адаптивных способностей. В статье дается теоретический анализ литературы, посвященный взаимосвязи адаптивности и здоровья человека. Адаптивные способности являются критериями психологической зрелости молодого человека, определяющими его готовность к решению жизненных задач при сохранении физического, социального и психологического благополучия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptivnost_i_zdorove.docx20.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    АДАПТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

    Под  адаптивностью понимают  способность системы  (организма,  индивида,  личности)  к  приспособлению  ко  всему многообразию  жизни  при  любых  условиях. По определению В.П.Казначеева и Е.В.Трифонова, адаптивность  является синонимом  «нормы»,  «здоровья»,  т.е.  адаптивность – оптимальное качество   живой системы, при котором обеспечивается устойчивое функционирование на всех уровнях в конкретной экологической среде [7].  

    По словам А.М.Столяренко, психическая адаптация выступает процессом установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды [10].

    Под  устойчивой  адаптацией  личности  понимают  те  регуляторные реакции, психическую деятельность, характер отношений, которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных социальных и экологических условиях и функционирование которых в  границах оптимума не  требует  значительного нервно-психического напряжения. Тренированный организм отличается высокой сопротивляемостью, резистентностью к различным неблагоприятным внешним воздействиям, при этом все его системы работают максимально экономно.

    По мнению П. С. Граве и М. Р. Шнейдман, человек  адаптивен  тогда,  «когда  его  внутренний  информационный  запас соответствует  информационному  содержанию  ситуации,  т.е.  когда  система работает  в  условиях,  где  ситуация  не  выходит  за  рамки  индивидуального информационного диапазона» [1, с. 51].  

    Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие  равновесие  организма  как  целого  во  внешней  среде, протекают  плавно,  слаженно,  экономично,  т.е.  в  зоне  «оптимума». Критериями  оптимального  состояния  считают:  1)  максимальное  проявление функции,  включенной  в  выполняемую  деятельность:  как  наибольшей  ее величины  (сила),  так  и  наименьшей  –  быстрота  реагирования;  2)  адекватность реагирования на  стимулирующие воздействия, оптимальные по интенсивности; 3)  инерционность  оптимального  состояния,  затрудняющая,  с  одной  стороны, переход на новый режим работы, а с другой – являющаяся механизмом борьбы с помехами,  которые  сбивают  систему  с  оптимального  режима  работы [1].

    Адаптивные  свойства  организма  человека  служат  мерой  его «надежности» сохранять нормальную жизнедеятельность в неадекватных для него  условиях  среды.  Адаптационный  процесс  можно  рассматривать  на разных уровнях его протекания: индивидуальное поведение, межличностные отношения,  базовые  психические  функции,  психофизиологическая регуляция,  физиологические  механизмы  обеспечения  жизнедеятельности, функциональные  резервы  организма,  здоровье.

    Способность  человека  адаптироваться  к  изменениям  окружающей среды,  взаимодействуя  с  ней  свободно,  на  основе  биологической, психологической и  социальной  сущности, определяют понятием  здоровье. Состояние здоровья индивидов определяют как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических функций, его  оптимальной  трудоспособности  и  социальной  активности  при максимальной продолжительности жизни. Основными признаками здоровья считают:  структурную и функциональную сохранность систем и органов человека; индивидуальную приспособляемость к физической и общественной среде; а также сохранность привычного самочувствия [9].

     В связи с этим определением понятие  здоровья  делят  на:  физическое  здоровье  –  текущее  состояние функциональных  возможностей  органов  и  систем  организма;  психическое здоровье  –  состояние  психической  сферы  человека,  характеризующееся общим  душевным  комфортом,  обеспечивающее  адекватную  регуляцию поведения и  обусловленное  потребностями  биологического  и  социального характера; социальное  здоровье  понимается  как  система  ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде [9].

    В.П. Казначеев также считает, что состояние здоровья оценивают по трем уровням. Соматический уровень подразумевает  совершенство  саморегуляции  в  организме,  гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде.  Социальный  уровень  оценивает  меру  трудоспособности  и  социальной активности, деятельное отношение к миру. Личностный уровень определяет стратегию жизни человека, его личностную сохранность [7].

    В  рамках  «адаптационной  модели  здоровой  личности», определенной  О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатовым,  оздоровление понимается  как  успешная  адаптация  и  всесторонняя  гармонизация отношений  субъекта  с окружающим  его миром  [4]. Для  здорового человека оказывается  важным  полноценное  участие  в  различных  видах жизнедеятельности.

    Е.А. Евстифеева, М.Н. Калинкин, С.И. Филиппченкова определяют понятие «холическое здоровье» как широкий спектр возможностей самореализации человека. Главными ресурсами человека являются ответственность, мотивационные предпочтения, волевые интенции [6]. Ответственность за себя предполагает желание, мотивацию, способность индивидуума поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья и отказ от дисфункционального образа жизни. По словам
    Е.А. Евстифеевой, «ответственность человека за свое здоровье и повышение интервального локуса контроля является главным условием холизма» [6, С.64].

    А.И. Воложин и Ю.К.Субботин отмечают, что дезадаптация  –  «это нарушение  возможности  перестройки  системой  или  ее  элементом  своей структуры  с  целью  адаптации  к  новому  фактору  среды…»  [5, с.33]. При этом по В.И.Лебедеву, психическая  дезадаптация  наступает  при  «прорыве»  адаптационного барьера, ломке динамических  стереотипов  в ЦНС,  сложившихся  в процессе онтогенеза [8].  

    Длительность адаптационных процессов и особенно резкие напряжения функциональных  резервов  организма  приводят,  как  правило,  к  их перенапряжению. Ю.А. Александровский отмечает: если  давление  на  «барьер  психической  адаптации» усиливается и резервы его исчерпаны, происходит «надрыв барьера», и, как следствие, невротические и соматические нарушения функций организма [2].

    Исследования С.И. Филиппченковой показали, что основными факторами профессиональной деятельности, которые приводят к состоянию стресса, повышению уровня синдрома эмоционального выгорания, использованию неконструктивных стратегий совладания являются: высокая эмоциональная напряженность  профессиональной деятельности, большое число клиентов, с которыми приходится работать в течение дня,  низкая удовлетворенность трудом, типичное эмоциональное состояние в течение дня (напряженность, тревога, озабоченность) и неблагоприятный социально-психологический климат коллектива. Причем последний фактор, по мнению большинства сотрудников, играет наиболее существенную роль в возникновении и развитии профессионального стресса [11].

    Таким образом, устойчивость  к  стрессу  является  одним  из  важнейших  факторов безопасности  личности  и  сохранения  здоровья  в  экстремальных  условиях. Адаптированная  психическая  деятельность,  в  том  числе  профессиональная, является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья.

    Здоровье человека и его возможности адаптироваться к новым условиям среды тесто взаимосвязаны. Адаптивные способности, обеспечивают физическое, социальное и психическое благополучие, готовность решать жизненные задачи при сохранении нормальной жизнедеятельности, в т.ч. при неблагоприятных условиях, тем самым выступают показателями психологической зрелости человека.

    Список литературы

    1. Адаптация  к  профессиональной  деятельности/  Физиология  трудовой деятельности// А. В. Юревич, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др., –  СПб.: Наука, 1993. – С. 209–277.  
    2. Акмеология: Учебник/ Под ред. А. А. Деркача – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650с.
    3. Баевский  Р.М.  Прогнозирование  состояний  на  грани  нормы  и патологии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
    4. Васильев И.А., Магомед - Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – 144c.
    5. Воложин  А.И.,  Субботин  Ю.К.  Болезнь  и  здоровье:  две  стороны  приспособления. – М.: Медицина, 1998. – 480с.
    6. Евстифеева Е.А., Калинкин М.Н., Филиппченкова С.И. Холистическое здоровье: реалии и психологический дискурс// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2007, Т.2. №3. - С.12-14.
    7. Казначеев  В.П.  Современные  аспекты  адаптации.  –  Новосибирск: Наука, сиб. отделение, 1980. – 192 с.
    8. Лебедев В.И. Экстремальная  психология. Психическая  деятельность  в технических и экологически замкнутых системах. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –  431 с.
    9. Психология здоровья/ Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др.; Под. ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. – 504 с.
    10. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология: Учеб.пособие для средних профессиональных учебных заведений. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 382с.
    11. Филиппченкова С.И. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы: Дис. ... канд. психол. наук : Тверь, 2002. - 268 c.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

    Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

    Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

    Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

    Интегрированный урок по предметам «Окружающий мир и развитие речи» и «Здоровье и ОБЖ» по теме: «Секреты здоровья».

    Интегрированный урок по предметам «Окружающий мир и развитие речи» и «Здоровье и ОБЖ» по теме: «Секреты здоровья»....

    Адаптивная и познавательно-развивающая педагогические технологии физического воспитания оздоровительной направленности в условиях гимназии

    Гимназия № 10 включилась в реализацию регионального сетевого проекта «Реализация валеологического подхода  в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников в об...

    Рабочие программы учителя по адаптивной и стандартной физической культуре 3-11 классы

    Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей систе­мы учебно-воспитательной работы с учащимися VIII вида. В процессе адаптивного физического воспита­ния решаются образовательные, коррекцион...