Выступление на педагогическом совете "Здоровье детей, допустимые и реальные учебные нагрузки. Домашние задания в условиях ФГОС.
методическая разработка на тему

Тарасова Евгения Михайловна

Презентация содержит материал о влиянии учебных нагрузок на здоровье школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_ped_sovetu.pptx506.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровье детей, допустимые и реальные учебные нагрузки. Домашние задания в условиях новых стандартов. Подготовила: Учитель МБОУ СОШ п.Нивенское Тарасова Е.М.

Слайд 2

«Здоровье — утверждал академик И.П. Павлов — это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек». Основной фактор здоровья — образ жизни — включает в себя и режим дня. Режим дня школьника напрямую зависит от учебной нагрузки. А поскольку учебная нагрузка в школе разная, то и влияние этого фактора на здоровье учеников тоже разное.

Слайд 3

Здоровье детей и школа По данным Минсоцздравразвития 70 % первоклассников в начале школьного обучения относительно здоровы, при этом почти половина подростков, получающих аттестат зрелости, страдает хроническими заболеваниями. Из этой статистики ясно, что здоровье детей в школе часто ухудшается. Однако многих болезней можно избежать, если своевременно начать их профилактику и изменить образ жизни ребенка . Почему у школьников ухудшается здоровье: Из-за переутомления Из-за гиподинамии Из-за стрессов

Слайд 4

Какие заболевания появляются у детей в школе Нарушения зрения Причины. Дети школьного возраста часто страдают близорукостью, астигматизмом и дальнозоркостью. Причинами заболеваний являются чрезмерные нагрузки на зрительные органы в школе и дома при выполнении уроков, частые занятия за компьютером, бесконтрольный просмотр ТВ-программ . Нарушения в желудочно-кишечном тракте - гастрит Причины. Дети, испытывающие значительную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, но предпочитающие не обедать в школе или перекусывающие булочками и чипсами, могут заболеть гастритом. Причиной этого становится неправильное и нерегулярное питание. Болезни опорно-двигательного аппарата Причины. Школьники часто страдают сколиозами, лордозами, кифозами и другими нарушениями осанки. Проблемы со здоровьем могут быть связаны с неправильной посадкой за партой в школе и за письменным столом дома, ношением тяжелых сумок (особенно на одно плечо), недостатком физической активности . Респираторные заболевания Причины. Школа часто становится настоящим «рассадником» инфекций. Душные классы и коридоры редко проветриваются, что создает оптимальную среду для распространения вирусов и бактерий. Многие родители отправляют малышей и подростков в школу даже при наличии кашля и насморка, поэтому инфекция передается очень быстро.

Слайд 5

Состояние здоровья школьников. Характеристика заболеваний школьников. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми, 40 % имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 — 2 раза, нервными болезнями — в 2 раза, с аллергическими болезнями — в 3 раза, с близорукостью — в 5 раз. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназии , лицеи, школы с углубленным изучением предметов и др.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью . Заметно возросла заболеваемость подростков: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94,5 % подростков. Распространённость заболеваний, ограничивающих выбор профессий, достигает 3 %.

Слайд 6

Повышенная нагрузка в школе и дома, при подготовке домашних заданий: как и чем помочь ребенку Повышенная нагрузка, которую испытывают школьники, – серьезная проблема и для педагогов, и для врачей, и в первую очередь для родителей. Ведь интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам и могут сказаться на физическом здоровье ребенка .

Слайд 7

SOS Хроническая перегрузка нередко дает о себе знать простудами, которые ребенок «цепляет» одну за другой. Дело в том, что интеллектуальное переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе и иммунной системы. На фоне учебного стресса растет и количество хронических болезней. Среди них на первом месте заболевания органов дыхания и пищеварения, на втором – сердечно-сосудистые нарушения, на третьем – патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. По статистике, за время обучения количество детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в два раза.

Слайд 8

Какие занятия помогут сохранить здоровье детей Динамические паузы . Необходимы, чтобы укрепить и сохранить здоровье детского организма. Проводятся во время уроков, занимают от 2 до 5 минут. Физкультурные паузы используются по мере утомляемости ребят. Занятия включают в себя упражнения для глаз и элементы дыхательной гимнастики. Подвижные игры . Необходимы для профилактики гиподинамии, снятия стресса. Подвижные игры обычно проводятся в спортивном зале или во дворе школы на уроке физкультуры. Они подбираются в соответствии с возрастом и состоянием здоровья школьников. Релаксация. Занятия необходимы, чтобы укрепить и сохранить психическое здоровье. Релаксационные упражнения обычно проводятся в кабинете школьного психолога.

Слайд 9

Важно! Валеологический аспект на уроке должен присутствовать в обязательном порядке: Гигиенические требования к кабинету. Поза обучающегося. Интеллектуальная активность обучающихся. Наличие эмоциональных пауз. Чередование позы обучающихся

Слайд 10

ДОПУСТИМЫЕ НОРМАТИВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Существует документ , определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания : Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН). Объем заданий в среднем и старшем звене должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах ): 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа). Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности . Садиться за домашнюю работу желательно в 15.00–16.00, по возможности не позднее 17-00. В это время наблюдается естественный физиологический подъем работоспособности.

Слайд 11

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели. Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.

Слайд 12

Роль домашних заданий в образовательном процессе Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд. И. Кант

Слайд 13

В своей работе при организации домашних заданий стараюсь выполнять следующие требования: задание должно быть понятно каждому ученику (ясность задания); задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер); задание должно предопределять его проверку (установка на контроль); задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий); задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий); задание не должно быть однообразным и однотипным. задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности); в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного); каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся; задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

Слайд 14

Домашнее задание по биологии должно занимать не более получаса по времени на его выполнение. Рекомендации по его выполнению даю на каждом уроке с учетом особенностей учащихся. Задания творческого характера, требующие большого объема времени для их выполнения, предлагаю заранее . Большое внимание уделяю дифференцированным домашним заданиям.

Слайд 15

Что дают дифференцированные домашние задания? Дифференциация домашних заданий способствует, с одной стороны, устранению перегрузки учащихся домашней работой, с другой, помогает проявить те или иные способности каждому учащемуся. Интерсные и посильные домашние задания дети делают с удовольствием Учитель одновременно дает домашнее задание трех уровней. Первый уровень — обязательный минимум, который должен быть понятен и по силам любому ученику. Второй уровень — тренировочный. Его выполняют ученики, которые без особой трудности осваивают программу и хорошо знают предмет. Третий уровень используется учителем в зависимости от темы урока и уровня подготовленности учеников. Чаще всего, это творческое задание, которое стимулируется высокой оценкой.

Слайд 16

Примеры дифференцированных домашних заданий по биологии в условиях ФГОС Тема: «Как человек изменил Землю» (5 класс) 1. По тексту «Три подарка» человека самому себе и своей планете» на с. 135-138 учебника составить 4-5 вопросов. 2.Предложить свои способы решения важнейших экологических проблем. 3. Нескольким учащимся подготовить выступление о редких и исчезающих видах растений и животных своего региона. Тема: «Позвоночные» (5 класс) 1. Работая с заданиями на с. 99 учебника, дать оценку того, насколько хорошо вы усвоили изученный материал на уроке. Обратите внимание на вопрос 9. Запишите ответ в тетрадь. 2. Решить кроссворд о птицах (по желанию). Тема «Цветки и соцветия» (6 класс ) 1. Повторить материал п.4 на с.32-33 учебника и записи в тетради. 2. Выполнить задания электронного приложения (по желанию). Тема «Корень» 1. Подготовить ответы на вопросы 3-6 на с. 36-37 учебника. 2. Подготовить презентацию на тему: «Необычные корни растений»

Слайд 18

Эмоциональный компонент

Слайд 19

Когнитивный компонент

Слайд 20

Поведенческий компонент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям. Домашние задания: оптимальные условия и время их выполнения.

Родителям. Домашние задания: оптимальные условия и время их выполнения(статья)....

Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"

Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования...

Новые подходы к домашнему заданию в условиях реализации ФГОС ООО

   С 01 сентября 2015 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы основного общего образования, перешли на обучение в пятых классах по федераль...

Статья в газету по итогам проведения семинара-практикума "Домашнее задание в условиях реализации ФГОС"

Перед участниками семинара-практикума стояла отнюдь не простая задача: определить роль домашнего задания в условиях реализации ФГОС. На семинаре присутствовали заинтересованные в решении данной пробле...

выступление на педагогическом совете " Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС"

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС...

Выступление на педагогическом совете Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся.

Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся....