«Методический семинар» на тему: «Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта»
методическая разработка по теме

Савченко Екатерина Сергеевна

 «Методический семинар»

на тему:

«Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методический семинар»

на тему:

«Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта»

Стандарт. Для чего он нужен?

Стандарт - это, скорее, образец, мерило, некий стержень или база. Во-первых, он нужен, чтобы гарантировать качество образования. Чтобы гражданин в любой точке страны мог получить единые базовые основы образования. Чтобы в случае переезда он мог продолжить получать образование, не выбиваясь из процесса. Во-вторых, стандарт в образовании - это основа для продвижения с уровня на уровень. Освоил стандарт начальной школы - продвигаешься на вторую ступень, затем на третью, с третьей - в учреждения профессионального образования. Есть и формальная сторона - освоение образовательного стандарта – залог того, что человек получит документ государственного образца. Родителям важно, чтобы ребенок получил качественное образование. А мерилом этого качества и является государственный стандарт.

 

Инновации в образовании

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Основные направления инновационной деятельности

Основные направления инновационной деятельности:

1. Формирование современного, образованного, нравственного, активного человека с развитым чувством ответственности за судьбу страны.

2. Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием соответствующих технологий.

3. Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.

4. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных технологий для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.

5. Развитие системы воспитательной работы на принципе добровольности, свободы выбора и творчества.

Моя практика

Прежде чем внедрить в свою профессиональную деятельность новые стандарты я прошла курсовую подготовку по ФГОС, изучила методическую литературу. На своих уроках я использую новые технологии и методики, что позволяет сделать процесс обучения более эффективным.

Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

"Скажи мне, и я забуду. 
Покажи мне, – я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

(Конфуций)

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.

Пример урока истории:

Тема урока:  «Олимпийские игры в древности»

Проблемное задание:

- Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»

Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать вывод

Пример: Наиболее удачными формами такой организации являются, как показывает опыт, интервью и различные формы опросов, в чем следует убедить учащихся.

Но нельзя ограничиваться лишь сбором информации. Необходимо показать ученикам, что информация, полученная от респондентов, с течением времени “преломилась” (исказилась, дополнилась). К ней надо относиться как к любому историческому источнику – критически, делая поправку на свойственный людям субъективизм. Метод интервью дает возможность общения людей разных эпох и поколений, столь необходимую при изучении исторического опыта на уроках истории.

Участие в форуме одаренные дети НПК «Памятные места»

2015-2016 уч.год

Исследовательская работа: (районный уровень)

Ольховой Егор – тема: «Памятник Леониду Гайдаю г. Иркутск» - 1 место

Мазюков Кирилл  - тема: «ТЮЗ имени Александра Вампилова г. Иркутск» - призер

Групповые и практические работы

Применение практических работ, в ходе которых дети отвечают на вопросы, выполняют задания и делают выводы по теме урока,  повышает уровень запоминания и усвоения материала урока.

Групповые и парные технологии включают в себя работу в парах, тройках, пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации.

Урок ОДНКНР проект Кирилл и Мефодий:

Работа в группе:

1 гр. Биография Кирилла и Мефодия.

2 гр. Предпосылки создания письменности на Руси.

3 гр. Славянская азбука.

Информационная технология

 Развитие ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий. На уроках и внеклассных мероприятиях я использую аудио и видеозаписи и презентации.

Метод проектов

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Пример: формой задания является составление отрывков из утерянных летописей и записей древних историков на определенную тему, например, неизвестный источник по истории Греко-персидских войн, воспоминания ветерана Цезаря, письмо Александра Македонского Аристотелю из Восточного похода и т.д. В этом случае можно усложнить задание и поставить перед учениками проблему проверки подлинности документа путем совместного критического анализа и поиска исторических ошибок, допущенных в нем (намеренно или случайно). Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учеников более внимательно и критично относиться к информации и подстегивает желание самостоятельно продолжить работу по ее расширению и освоению.

После изучения темы “Счет лет в истории” ученики самостоятельно составляют сложные задачи на хронологию, включая их в определенный исторический контекст, иллюстрируя их с помощью собственных рисунков.

№1 Какой год был раньше и насколько раньше – 65 г. до н.э. или 40 г. н. э.? Отметьте даты на ленте времени, вычисления сделайте письменно.

№2 В 1985 году были найдены останки захоронения, которые пролежали в земле 784 года. В каком году было сделано это захоронение. Вычисления сделайте письменно, отметьте даты на ленте времени.

№3 Первое упоминание о Москве относится к 1147 г. Подсчитайте, сколько лет исполнилось городу в этом году. Отметьте даты на ленте времени, вычисления сделайте письменно.

 Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме, каждое предложение записывается с новой строки, оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Ученик должен восстановить текст. Для удобства проверки предложения нумеруются в произвольном порядке или можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово (молодец, правильно и т.д.)

Игра «Исторические пятнашки» На лоске квадрат с 9 клеточками, в которых вписаны даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке или «запятнать» даты, относящиеся к определенному периоду, или связанные с определенным историческим лицом, показывая на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

Технология критического мышления

Технология развивает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у ученика знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказаться от них, если они противоречат новому знанию. На уроках ученики задействуют не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых. Школьники  с помощью вопросов и предположений сами формулируют для себя значимые конкретные цели изучения нового материала.

Тема урока:  «Олимпийские игры в древности»

таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Результат использования технологий

Результат использования инновационных педагогических технологий:

  • качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
  • развитие познавательных интересов и творческой активности;
  • повышение уверенности в собственных силах;
  • развитие исследовательских способностей;
  • развитие «чувства локтя», коммуникабельности;
  • обеспечение механизма развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи;
  • развитие умения мыслить абстрактно;
  • повышение умения адекватно оценивать себя;
  • усиление мотивации на успешную учебную деятельность.

Все перечисленные методики и технологии и многие другие помогают в работе учителей и направлены на достижение не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на тему: конкурсное задание "Методический семинар" на тему: ""технологии и методики направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог"

В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета "Музыка"....

Методический семинар на тему: "Инновационные технологии и методики, направленные на реализацию ФГОС"

Методический семинар на тему: "Инновационные технологии и методики, направленные на реализацию ФГОС"...

Методический семинар "Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС"

Методический семинар "Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС"...

Доклад на тему: "Профессирнальная коммуникация как основа эффективной реализации требований ФГОС ООО. Из опыта участия в Международном фестивале школьных учителей в г. Елабуга."

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуацию общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических...

Коуч-технология, как инновационная образовательная технология обучения английскому языку при реализации требований ФГОС ОО

    В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических ...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя: аспекты реализации требований ФГОС

Цели, задачи, принципы, виды здоровьесберегающих технологий...

Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя: аспекты реализации требований ФГОС.

Использование здоровьке-сберегающих технологий на уроках английского языка. От теории к практике....