Определение понятия.
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Царева Елена Борисовна

Разработка занятия в рамках курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению   «Инфомир» для обучающихся 5-х классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Определение понятия.74.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №6" г. Сасово Рязанской области

Определение понятия
(мифические животные).

Разработка занятия в рамках

курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению        «Инфомир» для обучающихся 5-х классов

Учитель Царева Елена Борисовна

Сасово, 2015 г.


Тема занятия        Определение понятия
(мифические животные).

Тип занятия                комбинированное.

Технология занятия        проблемно-диалогическое обучение, практикум.

Цель        Формирование умений работать с определением понятия; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся; воспитание  взаимоуважения, умения сотрудничать.

Формирование УУД

Регулятивные действия        определить цель деятельности, план её выполнения, прогнозировать результат, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка работы.

Познавательные действия        поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; выбор оснований и критериев для классификации объектов; подведение под понятие.

Коммуникативные действия        уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Личностные действия        действие смыслообразования, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Основные понятия        понятие; определение понятия; род; вид; объем понятия.

Оборудование        ноутбуки или компьютеры (рабочие места учеников), интерактивная доска, раздаточный материал для работы в группах.



Этапы занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

  Орг. момент.(1-2 минуты)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы снова встретились на занятии. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. Я предлагаю сегодня работать в группах. Чтобы понять, кто в какой группе будет работать – возьмите из коробки по 1 кусочку волшебной открытки и найдите «своих коллег», составьте целую открытку.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Мотивационный этап

Активизация мыслительной деятельности учащихся, постановка цели (3 мин)

Молодцы. Справились быстро. А теперь первое задание для ваших групп:

Приложение 1

На интерактивной доске разбить изображения на два класса.

На магнитной доске разбить тексты на два класса.

По какому признаку объединили объекты в один класс?

Сообщение темы занятия, постановка цели

«Мифические животные и определения понятий».

Работают по группам

Отвечают на вопрос.

Животные, которые существуют в реальной жизни и животные мифические.

Тексты – определения понятий и тексты – сообщения.

Дети формулируют  собственные цели:

Узнать о мифических животных…

Понять, как устроены определения…

Познавательные УУД:работа с информацией, структурирование знаний.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Умение классифицировать, перерабатывать информацию.

Подготовка к изучению нового.

( 5- 7 мин

Беседа о понятии.

Что такое понятие? Структура понятия. Объем понятия.

Следовательно, мы можем говорить о сформированности понятия о классе объектов только в том случае, если вы знаете термин, которым он называется, определение, в котором указываются его родовая принадлежность и видовые отличия, а также возникают мыслимые образы представителей данного класса объектов с присущими им общими признаками, которые в определении и выделяются. Если какой-либо из этих компонентов (термин, определение, общее значение) отсутствует, то мы не можем утверждать, что у нас есть понятие о том или ином классе объектов.

В определении обычно указывается, к какому роду (более широкому классу объектов) принадлежит называемый класс объектов и какие видовые признаки отличают его от других классов объектов в рамках этого рода.

Класс с наибольшим объемом называется «род». Род включает в себя классы с меньшим объемом – «виды». Виды состоят из отдельных элементов

Упражнение(приложение 2)Проверь себя (упорядочить по увеличению объема понятия). Каждая пара получает карточку – задание.

Вопрос:  Слово «машина»- это род или вид?

Приведите примеры, когда это может быть родом, когда – видом?

Игра «Род –вид» (физкультминутка)

Понятие – это тот смысл, который мы вкладываем в слово или словосочетание.

Понятие как обобщенное знание имеет свою структуру – термин, определение и значение.

Термин– это слово (или словосочетание), называющее данный класс объектов, например, «стол», «лиственное дерево», «ученик».

Определение– это словесная формулировка, в которой раскрывается смысл термина.

Значение – это образы представителей данного класса объектов

Выполняют упражнение в парах:

Дан ряд понятий. Определи  каким кругам соответствуют понятия ряда

Обсуждение результатов.

Личностные УУД:

ценностно-смысловая ориентация: желание быть успешным, одновременно уважая мнение других

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом,слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

самоконтроль.

Беседа о способах объяснения значения слова.

Где можно узнать о значении нового для вас слова, словосочетания?

Перечислим способы объяснения значения слов:

 1)Краткое толкование, которое чаще всего используется в толковых словарях.

Определение понятия в учебнике, научной статье.

Не всегда мы можем обратиться к толковому словарю, иногда их просто не бывает под рукой, и тогда используются другие способы толкования.

2)  Подбор синонимов. Синонимы помогают не только уточнить значение слова, но и вспомнить другие слова с таким же значением.

3). Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

4). Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов.

Викторина «Что бы это значило?»

Работаем в группах. Вам предлагается быстро ответить на вопросы викторины. Как организовать работу в группе – решаете сами.Можно пользоваться словарями, услугами интернет, можно распределить работу между членами группы.

Ответы детей:

В учебнике, в толковых словарях, спросить у знакомых; найти в интернете

Работа в группах.

Отвечают на вопросы викторины, работа с толковым словарем (сервис Интернет)

Проверяют и обсуждают результат.

Познавательные УУД:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД:

Самоконтроль и коррекция.

Изучение нового

Закрепление на материале «Мифические животные»

(практикум)

Отвечая на вопросы викторины, вы указывали на то, к какому роду принадлежит определяемый класс объектов. Это важно, чтобы понять смысл слова, словосочетания.

Сегодня предлагаю особое внимание обратить на определение понятия, чтобы понять как оно устроено.

Знакомит со структурой определения понятия, алгоритмом анализа определения понятия, рассматривает  образец его применения (пиала)Приложение 3

Организует закрепление на материале «Мифические животные» (индивидуальная работа учащихся )

А теперь вернемся к теме «Мифические животные». Эта тема возникла не случайно. Среди нас есть ребята, которых эта тема заинтересовала, они даже выполнили по ней проект. На экране вы видите список названий мифических животных. Выбираете 2-3 слова, значение которых вам бы хотелось узнать. Садимся за свое индивидуальное место и выполняем задание:   Найти определение понятия , скопировать в текстовый документ, термин выделить жирным начертанием, род красным цветом, устно отвечают на 4-7 пункт алгоритма.

Учитель наблюдает выполнение задания, оказывая при необходимости помощь, заслушивает ответы по работе с алгоритмом.

Повторяют по образцу, тренируются  на примерах для тренинга

Абажур – колпак, надеваемый на лампу или свечу для направления света вниз.

Работа индивидуальная
(ученик – компьютер)

Находит определение понятия, скопировав  в текстовый документ, термин выделяет жирным начертанием, род красным цветом, устно отвечают на 4-7 пункт алгоритма.

Презентация проекта.

Прошу вернуться за общий стол.

О каких мифических животных вы бы хотели узнать больше?

Называют выбранных мифических животных.

Слушают  сообщение детей, работавших над проектом.

Презентация проекта (фрагмент)
Приложение 4

Подведение итогов

Жар-птица и Олимпиада 2014. Как это связано?

Вернемся к изображениям мифических животных. Кого Вы можете назвать?

Что вы о них знаете?

Обращение к выставке книг

Факелы олимпиады 2014 имели форму пера жар- птицы.

Рефлексия

  1. мин)

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Как бы вы оценили свою работу(подчеркнуть с каким высказыванием о себе на  занятии согласен).На обратной стороне дорисовать рот (настроение)
Приложение5

На следующем занятии мы поговорим об ошибках в построении определений, научимся отличать определения от афоризмов и будем учиться пользоваться определениями.

Спасибо за работу и сотрудничество. До свидания.

Выставление самооценки.

Дети выполняют задание.

Личностные УУД:Требовательность к себе, объективность самооценки.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

. Регулятивные УУД:

способность оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.



Приложение 2
Проверь себя!

Дан ряд понятий. Определи  каким кругам соответствуют понятия ряда:

Ряд понятий

Ответ

Цветы, роза, растения

213

Первоклассник, человек, ученик

132

Леденец, сладости, конфета

День рождения, праздник, юбилей

Геометрическая фигура, треугольник, многоугольник

Струнные инструменты, музыкальные инструменты, скрипка

Мифические животные, существа, животные

Приложение3

Викторина "Что бы это значило?"

1. Аргамак:

-   горный баран;

-   химический элемент;

-   скаковая лошадь;

-   сказочное чудовище.

5. Клюз:

-   отверстие в палубе;

-   индийская монета;

-   инфекционная болезнь;

-замороженная лесная ягода.

2. Каракал:

-   морская водоросль;

- остров с Красном море;

-   старейшина рода;

-   хищник.

6. Фарандола:

-   многовесельная лодка;

-   женское имя;

-  музыкальный инструмент;

-  французский народный танец.

3. Конгрев:

-   вид долины;

-   способ печатания;

-   канатная дорога;

-  народный инструмент.

7. Бактриан:

-   название антибиотика;

- представитель африканского населения;

-   двугорбый верблюд;

-   вид насекомого.

4. Фарандола:

-   многовесельная лодка;

-   женское имя;

-   музыкальный инструмент;

-   французский народный танец.

8. Эскадрон:

-   сабля;

-   спортивное сооружение;

-   подразделение конницы;

-   подъемная машина.

Приложение 4

Что же представляет собой текст определения понятия? Как он устроен?

Если схематически изобразить весь текст определения понятия, то его можно представить в виде вытянутого прямоугольника:

Алгоритм работы с текстами, содержащими определение понятий

1. Прочитай текст определения понятия.

2. Выдели в тексте и запомни термин.

3. Выдели в тексте определение значения данного термина.

4. Найди в тексте указание на то, к какому роду принадлежит определяемый класс объектов.

5. Найди в тексте описания видовых признаков.

6. Определи, какие именно признаки указаны и сколько их.

7. Если в определении содержится описание нескольких признаков, то определи, в каких отношениях друг к другу они находятся.

8. Определи, сколько родовидовых признаков необходимо и достаточно, чтобы определить, относится ли конкретный объект к данному классу объектов.

Приложение 5

Самым интересным сегодня на занятии  было______

Самым сложным для меня сегодня было________

Сегодня я понял____________

 Сегодня я научился_________

 Сегодня я задумался_________

 На будущее мне надо иметь в виду_________


Литература

  1. Гин Светлана. Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя 4 класс/Школа креативного мышления; Светлана Гин.- М.: ВИТА – ПРЕСС, 2013
  2. Ю.В.Агапов, Т.В. Васильченкова, Л.В. Мишакова. Диагностика и формирование ключевых метапредметных компетентностей: выпуск1: общие способы анализа определения понятий и выполнение процедур подведения под понятие: учеб. – методич. пособие / «Ряз. Обл. ин-т развития образования». Рязань, 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики в 6 классе на тему «Определение понятия».

Урок «Определение понятия» в 6 классе разработан по учебнику Л.Л. Босовой "Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса " является восьмым в серии уроков по теме «Человек и информация» и знакомит с  п...

Определение понятия

Конспект для 6 класса Л.Л. Босова....

Определение понятия и положения системно-деятельностного подхода

Представлены основные положения теории систем применительно к организации учебно-воспитательного процесса....

Лица с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы к определению понятия

В статье рассматриваются различные подходы к определению терминологического аппарата современной специальной педагогики; раскрываются различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, определя...

Работа с текстами определения понятий.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Поэтому, сегодня важно не столько дать ребенку , как можно боль...

Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...

Тема занятия РПС: «Определение понятий, поиск сходства и различий»

Тема занятия РПС: «Определение понятий, поиск сходства и различий»Учитель биологии Романова Н. И.Цель: способствовать формированию Универсальных учебных действий Познавательные общеучебные д...