Мастер-класс "Кросскультурные связи в постижении художественного образа"
материал по мхк по теме

Белякова Людмила Михайловна

Организовать диалог с художественым образом  на уроке не всегда предоставляется возможным. Какие выбрать для этого приёмы, как структурировать материал и какими воспользоваться методиками - об этом автор рассказывает в мастер-классе  на примере сложным произведений XX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_o_krosskulturnyh_svyazyah.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

      Кросскультурные связи в постижении художественного образа

Предметы исследования -  произведения искусства:

- Уильям Холмен Хант «Козел отпущения» (1856) – живопись;

- Джордж Кейдж «3 минуты 44 секунды» - музыка;

- Марк Куинн «Беременная Алисон Лаппер» - скульптура.

                                                                         Когда творит воображенье формы

                                                                         Неведомых вещей, перо поэта,

                                                                         Их воплотив, воздушному «ничто»

                                                                         Дает и обиталище, и имя.

                                                                                                           В.Шекспир

I. Художественный образ – основная категория искусства и художественной педагогики.

             Давайте задумаемся, что за странное виртуальное образование представляет собой художественный образ?

             (Варианты ответов: это главная смысловая составляющая искусства; это одна из основных категорий эстетики; в художественном  образе отражается и преобразуется действительность и т.д.)

             Все так. А если своими словами и ближе к жизни?

Вот перед нами два предмета: яблоко и книга. Что мы можем сказать о них? Почти ничего, по крайней мере, пока не откроем книгу и не прочитаем ее и не попробуем яблоко, чтобы, по крайней мере, ощутить, сладкое оно или кислое. А значит, наличие формы предмета не дает представление о самом предмете. И даже этот простой пример убедительно доказывает, сколь важно содержание. Особенно станет ценно единство формы и содержания: когда красивый переплет, отличная типография соединяются с интересным содержанием книги, а душисто-янтарное яблоко окажется  еще и по-бунински необыкновенно сочным и вкусным.

             Таким образом, напрашивается вывод, что художественный образ обладает формой и содержанием. Вы согласны с этим предположением? Предлагаю небольшой блиц-тест: я называю произведение искусства, а вы определяете форму и содержание художественного образа.

И.Шишкин «Рожь» - (форма (жанр) – пейзаж; содержание – щедрость, богатство родных просторов);

А.С.Пушкин «Няне» - (форма (жанр) – лирическая миниатюра; содержание – сыновняя любовь и благодарность);

К.Сенс-Санс «Лебедь» - (форма (жанр) – музыкальная пьеса; содержание – красота окружающего мира, гармония в нем).

К.Малевич «Черный квадрат» - ?

              Да, идея присутствует неоспоримо, но определить художественный образ невозможно, да и сам художник писал: «Я счастлив, что лицо моего квадрата не сможет слиться ни с одним мастером, ни временем».

А значит, художественный образ может трансформироваться до неузнаваемости и даже вообще отсутствовать. Как же постигать язык таких произведений?

     Во-первых, используем арсенал кросскультурных связей.

     Послушайте, пожалуйста, произведение композитора Джорджа Кейджа «3 минуты 44 секунды».

(Произведение нетрудно мысленно представить: контекстная среда – концертный зал, исполнитель-пианист. Последний садится к открытому роялю и после объявления названия произведения немотствует 3 минуты 44 секунды, сохраняя видимую невозмутимость.)

- Это художественное произведение?

Да, у него есть форма, и есть содержание. Другое дело, что смысл нетривиален и философичен: звучать будет зрительный зал. И звуки зала будут нарастать вплоть до кульминационной зоны, делящей произведение на две противоположные волны: возрастающую и затихающую. Перефразируя слова Шекспира, можно сказать, что наше воображение «воздушное ничто» превратило в целый спектр переживаний. Думается, что не всякое классическое произведение могло бы породить в человеке подобное эмоциональное напряжение.

Отсюда, следует первый уровень восприятия ХО:

-выделение  материально-чувственного компонента.

 Вы уже поняли, что это напрямую зависит от воображения и ассоциативного мышления.

             Вторым предметом нашего исследования будет произведение английского скульптора Марка Куинна, который часто возмущает эстетические чувства современников. Так в 1994 году он вылепил собственный автопортрет из собственной крови: в течение некоторого времени он заливал гипсовый слепок своей головы своей же кровью. И миру явился «Кровный автопортрет», материалом которого стало 4,5 литра крови скульптора. А темой нашего разговора будет другое произведение скульптора «Беременная Алисон Лаппер».

(Для визуального знакомства предлагаются ксерокопии скульптуры).

- Какие чувства вызывает у вас это произведение?

             Следует сказать, что сегодня нет, наверное, ни одного произведения искусства, которое бы вызывало такие полярные, неоднозначные оценки. В Англии, где в Лондоне на Трафальгарской площади установлена эта пятиметровая скульптура, она приобрела скандальную известность.

             Да, Алисон Лаппер – инвалид, у нее нет рук и сильно укорочены ноги. Причина – в редком генетическом дефекте под названием фокомелия. Британцам и жителям других стран Европы такие дефекты знакомы: они были вызваны препаратом талидомид, который рекомендовали беременным, конечно, с благими побуждениями. Лаппер – человек, сумевший победить в борьбе с роком, она самостоятельно закончила арт-колледж, вышла замуж, родила сына, блестящий фотограф. Она довольна, что работа Куинна победила в конкурсе.

- Изменилось ли ваше восприятие этого произведения?

     Это произошло, потому что мы приблизились к автору, сумели «реконструировать» авторский замысел. Таким образом, вторым уровнем восприятия  художественного образа является культурное калькирование, то есть «считывание» информации соответствующей эпохи, художественной школы, истории создания произведения и т.д. Как видно из приведенного примера на этом этапе возрастает роль учителя как носителя теоретических знаний.

II. Художественный образ как модель мировидения.

Осмысление художественного образа зависит не только от культурного контекста и вскрытия изначального смысла, но и от способностей включать данный ХО в новые контексты (принцип интерпретации).

             Рассмотрим этот уровень на произведении английского художника Уильяма Холмена Ханта «Козел отпущения»:

- О чем говорит название картины?

- Какую роль выполняет колорит?

- Что можно сказать о «герое» произведения?

- Какое настроение вызывает картина?

            Известно, что У.Хант принадлежал к школе «прерафаэлитов», главным смыслом творчества которых была пропаганда идей братства. Главными темами творчества являлись религиозные темы. Однажды в Талмуде Хант наткнулся на описание одного еврейского обряда.

     В день Искупления грехов из храма изгоняют козла, к рогам которого прикреплен кусок красной материи и гонят его в пустыню до полного изнеможения. Считается, что козел принимает на себя все грехи верующих – и если эти грехи прощаются, то материя из красной превращается в белую.

- Сформулируйте идею картины (искупление греха, стремление к истине).

- Охарактеризуйте пространство произведения (тревожное, зловещее).

- Близок ли конец пути нашего «героя»? (утомителен и бесконечен, но, самое главное, безысходен)

Так «читается» картина в контексте эпохи. А если перенести сюжет в наше время? Что изменится?

             Говоря метафорическим языком, каждый из нас в какой-то миг своей жизни становится «козлом отпущения» и важно справиться с этой ношей, чтобы восстановить истину, воссоздать гармонию в мире природы и мире человека.

                                          Людмила Белякова, учитель МХК школы №35,

                                          кандидат культурологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Пути постижения художественного образа

Это вторая глава учебно-методического пособия для учителей гуманитарно-эстетического цикла и классных руководителей"Художественный образ как основание художественного общения школьников в дискурсном п...

Открытый урок на тему: Связь культурных и духовных образов России

Открытый урок для 6 классаПредмет: Основы православной культуры, изобразительное искусство...

Презентация по мировой художественной культуре на тему "Художественные образы в музыке" (8 класс)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. А так же объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отобр...

Доклад на тему «Виды сочинений как форма постижения художественного текста по литературе»

Подготовка к сочинению- работа трудная и кропотливая. Перед учителем стоит задача- научить ребенка грамотно и полно излагать свои мысли. Для этого хочется напомнить, что литература, несмотря на свой у...

Виды художественных техник и их использование в создании художественного образа

Разработка операционных карт, используемых в ходе занятий...


 

Комментарии

Ведерникова Наталья Ивановна

Спасибо! Очень интересный подход Унала много нового да и структура матер-класса по МХК интересна
Белякова Людмила Михайловна

Спасибо, за отклик - греет душу.
Оксана Юрьевна Кузина

Спасибо большое за работу. Думаю, такой материал можно использовать и на уроке литературы в старших классах при работе над художественным образом
Белякова Людмила Михайловна

Бесспорно, Оксана Юрьевна. С уважением, Людмила Михайловна