Программа дополнительного образования "Театральная студия"
рабочая программа по мхк

Подрезова Ирина Ивановна

Программа рассчитана на три года обучения (5-7 классы) и предполагает знакомство с историей театра, принципами театрального декорирования, с основами изготовления театральных игрушек. Цель программы: организация театральной деятельности в рамках художественно-эстетического направления по развитию у учащихся творческих способностей средствами театральной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 Г.ТОМСКА

634062 г. Томск, ул. Иркутский тракт, 122/1, тел./факс 60-99-65,mail: school36@mail.tomsknet.ru

Утверждено:        Согласовано

директор        на заседании ШЭМС

муниципального автономного        протокол №_______

общеобразовательного        От _____________

учреждения        ______________ Безменова Л.Р.

средней общеобразовательной школы

№ 36 г. Томска    __________   Бирюлина Н.В.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Театральная студия»

направление «Художественное»

(4 часа в неделю, 136 часов в год, 3 года обучения)

        

                                                                                                                                     Составитель:

Подрезова Ирина Ивановна,

педагог дополнительного образования

Томск – 2019-2020 у.г.

Пояснительная записка

Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и событиям.

        Очень важно, что театральная деятельность создает условия для более успешной социализации личности. Социализация включает в себя освоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает активное познание человеком окружающей его социальной действительности, овладение им навыками индивидуальной и групповой работы, развитие у него необходимых для этого способностей. Такую возможность предоставляет программа театральной студии «Веселая мозаика».

Актуальность программы

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность школьника, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности учащегося, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Театральное искусство своей многомерностью и синтетической природой способно помочь школьнику раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства. На занятиях учащиеся знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актерского мастерства.

Нормативно-правовая база

Данная программа разработана в соответствии разработано в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом МАОУСОШ№36 г. Томска, Положением Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в МАОУСОШ №36 г. Томска.

Программа курса дополнительного образования «Театральная студия» составлена на основе методической литературы по театральной педагогике и опыта работы педагога дополнительного образования.

           При составлении рабочей программы автор также использовал программу курса внеурочной деятельности Лучановской МАОУ СОШ имени В.В.Михетко Томского района; Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. МАОУ СОШ №36. г. Томска; Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.  МАОУ СОШ №36 г. Томска.

Возрастные особенности обучающихся

Дополнительная общеразвивающая программа «Театральная студия» предназначена для обучающихся 5-7 классов из расчета 4 часа в неделю (136 часов в год). Возраст обучающихся 11-13 лет.

Цель программы

Цель: организация театральной деятельности в рамках художественно – эстетической направленности по развитию у учащихся творческих способностей средствами театральной педагогики

Задачи

Обучающие:

  • развивать интерес к культуре своего народа, включать детей в творческую деятельность;
  • развивать интерес к занятиям художественным творчеством;
  • формировать умения выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
  •  формировать умения осуществлять продуктивное взаимодействие с партнёрами; формировать умения самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;
  • сформировать элементарные представления о театральных профессиях;
  • развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам; мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы.

Воспитательные:

  • формировать навыки плодотворного взаимодействия с различными социальными группами, основанными на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении заданий;
  • сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях; развивать чувства прекрасного.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную сферу учащегося;
  • формировать потребность в самовыражении, формировать способность обучающегося строить познавательную, творческую деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка), развивать творческие способности детей.

Объем учебной нагрузки (всего, в месяц, в неделю)

   Программа рассчитана на 3 года обучения.

1 год обучения – 4 часа в неделю, 136 часов в год

2 год обучения – 4 часа в неделю, 136 часов в год

3 год обучения – 4 часа в неделю, 136 часов в год

Формы аудиторных занятий: 

  • репетиционное занятие;
  • игровое занятие;
  • коллективно – творческое занятие;
  • беседа;
  • внеурочная форма (посещение в качестве зрителей или исполнителей концертов, фестивалей, конкурсов)

Методы:

  • словесный (объяснение, замечание);
  • наглядный (личный показ педагога, видеоматериалы, просмотр выступлений детских театральных коллективов);
  • практический (объяснение и показ педагогом; разучивание ролей).

Содержание курса дополнительного образования

        Занятия в театральной студии «Веселая мозаика» ведутся по программе, включающей несколько разделов. В течение трех лет обучения все разделы повторяются, дополняясь новыми заданиями и спектаклями.

       

Содержание программы

        Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

        Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей учащегося, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

        Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

        Раздел «Основы актерского мастерства» продолжает предыдущий, расширяя диапазон применения различных театральных этюдов, ролевых игр, тренингов.

        Раздел «Театральная деятельность» предусматривает не только репетиции спектаклей, отработку сценического движения, техники речи, но выступления перед обучающимися школы, детского сада в течение учебного года.

        Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

        Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Основными видами деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются:

  • Театральная миниатюра;
  • Театральная игра;
  • Занятия по ритмопластике;
  • Занятия по культуре и технике речи;
  • Основы театральной культуры;
  • Создание спектакля.

Театральная миниатюра. Актёрский этюд. Наблюдения актёра. Лаборатория актёра и режиссёра. Учебные театральные миниатюры. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Эти игры можно использовать на уроках риторики, информатики, физкультуры в качестве физкультминуток. Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

1. развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

2. развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

3. развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения развивают гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

 Культура и техника речи. Сюда входят игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.).

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

  • Особенности театрального искусства.
  • Виды театрального искусства.
  • Рождение спектакля.
  • Театр снаружи и изнутри.
  • Культура зрителя.

Работа над спектаклем является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  • Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
  • Премьера спектакля.
  • Повторные показы спектакля.

В процессе репетиций и театрально-игровой активности у детей формируются следующие навыки: 

  • Уметь двигаться в заданном ритме, а также произвольно сжимать или разжимать определенные группы мышц.
  • Уметь импровизировать в любой ситуации.
  • Хорошо владеть своим речевым аппаратом.
  • Быстро составлять монолог или диалог с партнером.
  • Уметь создавать конкретный образ или характер.

Кроме того, дети учатся работать в парах и командах, а также решать разнообразные конфликтные ситуации.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения программы театральной студии является формирование следующих умений:

• формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства;

• воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

• овладение различными приёмами и техникой театральной деятельности;

• выработка навыков самостоятельной и групповой работы

Метапредметными результатами дополнительной общеразвивающей программы по художественно-эстетическому направлению «Театральная студия» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы.  

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ситуации на основе простейших моделей и проигрывать их.
  • Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе.

Освоение программы театральной студии предполагает достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности.

 1 уровень результатов

  • Приобретение школьниками социальных знаний. Результатом будут полученные знания, умения и навыки в области использования художественных материалов на доступном возрасту уровне при создании образов персонажей, понимание художественно-образного языка пластических видов искусств, умение высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства.
  • Формой достижения результата 1-го уровня можно считать практические занятия, организацию индивидуальной работы.

2 уровень результатов

  • Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Формой достижения результата 2 уровня можно считать создание эмоционально-окрашенной и дружеской среды внутри коллектива театральной студии. Формой предъявления результата будет проведение спектаклей, праздников обучающихся театральной студии в школе.

         3 уровень результатов

  • Получение опыта самостоятельного социального действия. Формой достижения и предъявления результата 3 уровня будет организация спектаклей за пределами образовательного учреждения.

Формы контроля и методы оценки и диагностики

1. Открытые занятия для родителей (отчётный спектакль).

2. Участие в школьных мероприятиях.

3. Участие в фестивалях и конкурсах.

4. Результативность (занятые места) на фестивалях и конкурсах.

Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству. У ребят улучшается речь, исчезает страх общения со сверстниками и незнакомыми людьми. Развивается воображение, фантазия, улучшается концентрация внимания.

Формы:

  • участие в дискуссии;
  • показ самостоятельных работ;
  • создание своего образа;
  • логичное и доказательное изложение своей точки зрения (анализ увиденного, показанного);
  • участие в играх, в викторинах, конкурсах, фестивалях;
  • работа над созданием спектакля;
  • участие в итоговом спектакле.

        В течение учебного года рост творческих успехов и достижений студийцев, их участие в различных мероприятиях регистрируются в журнале. Проводится тестирование, анкетирование.

Промежуточная аттестация

Участие в театральном фестивале «Театр и мы».

Материально-техническое обеспечение

1. Актовый зал.

2. Аудиозаписи.

4. Театральная ширма

5. Перчаточные куклы

6. Компьютер

7. Проектор

Тематическое планирование

1 год обучения

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Задачи кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения античного театра.

4

Беседы о театре.

Сообщения

Этюды, упражнения

Культура и техника речи

2

Речь и ритм.

Техника речи.

10

Памятка по технике речи

Упражнения на развитие сценической речи.

3

Речевые интонации. Постановка сценической речи

10

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

4

Расширение словарного запаса. Развитие языковой догадки.

8

Поиск материала для газеты «Игры ведут знатоки».

Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений»)

5

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии.

10

Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».

 (Повторение букв, чередование звонких и глухих согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).

Ритмопластика

6

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

8

Памятка

Тренировка ритмичности движений.

7

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

8

Сценические этюды.

Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»

8

Совершенствование осанки и походки. Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Натюрморт», «Пейзаж».

8

Сценические этюды

Пантомимическая игра.

Творческая игра

«Что это за сказка?»

Театральная игра

9

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

4

сообщения, презентация

10

Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.

8

презентация

Анализ мимики своего лица.

11

Ситуативно-массовая сценка «В магазине»

4

Этюды, игры, упражнения

12

Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение «Отношение»

4

Этюды, игры, упражнения

13

Разговор на сцене. Сценка «На уроке».

4

Этюды, игры, упражнения

14

Разыгрываем этюд «На рынке»

4

Этюды, игры, упражнения

Театральная деятельность

15

Выбор произведения для итоговой инсценировки. Распределение ролей

4

Работа над спектаклем

16

Репетиционные занятия по технике речи

10

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

Работа над спектаклем

17

Репетиционные занятия по технике движения

10

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

Работа над спектаклем

18

Эстетическое оформление инсценировки

8

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

Работа над спектаклем

19

Репетиции. Подготовка афиши

4

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

Работа над спектаклем

20

Премьера

2

Работа над спектаклем

21

Анализ инсценировки

4

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

ИТОГО:

136

Тематическое планирование

2 год обучения

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Задачи кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения русского театра.

4

Беседы о театре.

Сообщения

Этюды, упражнения

Культура и техника речи

2

Речь и ритм.

Техника речи.

10

Памятка по технике речи

Упражнения на развитие сценической речи.

3

Речевые интонации. Постановка сценической речи

10

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

Ритмопластика

4

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

10

Памятка

Тренировка ритмичности движений.

5

Отработка сценического этюда

6

Сценические этюды

Основы актерского мастерства

6

Основы актерского мастерства.

4

Практическое знакомство с элементами сценического действия

7

Голос и речь человека. Работа над голосом. Работа над выразительным чтением

6

Памятка по технике речи

Этюды, игры, упражнения. Чтение стихотворения в определенном образе.

8

Жест, мимика, движение.

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса

6

Сообщение

Этюды, игры, упражнения. Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).

9

Имитация поведения животного

4

Координация движений. Имитация поведения животного. Этюд на наблюдательность.

10

Пластическая импровизация на ходу в заданном образе

4

Игра «Театральная разминка»

Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка»

11

Обыгрывание элементов костюмов.

4

Презентация «Театральный костюм»

Этюды, игры, упражнения

Театральная игра

12

Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.

8

презентация

Анализ мимики своего лица.

13

Ситуативно-массовая сценка «На вокзале»

4

Этюды, игры, упражнения

14

Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение «Отношение»

4

Этюды, игры, упражнения

Театральная деятельность

15

Выбор произведения для итоговой инсценировки. Распределение ролей

4

Работа над спектаклем

16

Репетиционные занятия по технике речи

10

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

Работа над спектаклем

17

Репетиционные занятия по технике движения

10

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

Работа над спектаклем

18

Эстетическое оформление инсценировки

8

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

Работа над спектаклем

19

Репетиции. Подготовка афиши

4

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

Работа над спектаклем

20

Премьера

2

Работа над спектаклем

21

Анализ инсценировки

4

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

ИТОГО:

136

Тематическое планирование

3 год обучения

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Задачи кружка. Театр как форма развития речи. Театры народов мира.

4

Беседы о театре.

Сообщения

Этюды, упражнения

Техника речи

2

Речь и ритм.

Техника речи.

10

Памятка по технике речи

Упражнения на развитие сценической речи.

3

Речевые интонации. Постановка сценической речи

10

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

Ритмопластика

4

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

6

Памятка

Тренировка ритмичности движений.

5

Отработка сценического этюда.

Этюды на изображение различных эмоций

4

Сценические этюды.

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов

Основы актерского мастерства

6

Основы актерского мастерства.

4

Практическое знакомство с элементами сценического действия

7

Голос и речь человека. Работа над голосом. Работа над выразительным чтением

6

Памятка по технике речи

Этюды, игры, упражнения. Чтение стихотворения в определенном образе.

8

Жест, мимика, движение.

Погружение в сказку, придуманную детьми

Пантомимическая игра «Узнай героя»

6

Сообщение

Этюды, игры, упражнения. Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).

9

Память. Уроки актерского мастерства на развитие памяти. Чтение наизусть стихотворений, отрывков из художественных произведений.

4

Выбор произведений для практических занятий

Выразительное чтение стихотворений.

10

Внимание. Практические занятия на развитие внимания.

4

Этюды, игры, упражне ния

11

Творческое действие в условиях сценического вымысла

2

Работа над спектаклем

12

Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером

6

Работа над спектаклем

13

Технология общения в процессе взаимодействия людей

4

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.

Практическая отработка навыков сценического общения

14

Искусство диалога

6

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.

Организация этюдов на оценку различных ситуаций.

15

Интонация, настроение, характер персонажа

4

Элементарные сведения о сценическом действии

Этюды

16

Образ героя. Характер и отбор действий

4

Этюды, игры, упражнения

17

Имитация поведения животного

4

Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.

18

Пластическая импровизация на ходу в заданном образе

3

19

Обыгрывание элементов костюмов.

3

Презентация «Театральный костюм»

Этюды, игры, упражнения

Театральная деятельность

20

Выбор произведения для итоговой инсценировки. Распределение ролей

4

Работа над спектаклем

21

Репетиционные занятия по технике речи

10

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

Работа над спектаклем.

Упражнение в интонировании диалогов. Актёрский этюд.

22

Репетиционные занятия по технике движения

10

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

Работа над спектаклем.

23

Эстетическое оформление инсценировки

8

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

Работа над спектаклем

24

Репетиции. Подготовка афиши

4

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

Работа над спектаклем.

Упражнение в интонировании диалогов. Актёрский этюд

25

Премьера

2

Работа над спектаклем

26

Анализ инсценировки

4

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга

ИТОГО:

136

Литература

  1. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
  2. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  4. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  5. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
  6. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.