Главные вкладки

    Рабочая программа (мировая художественная культура) по теме:
    Программа внеурочной деятельности "Мир кукольного театра"

    Подрезова Ирина Ивановна

    Программа рассчитана на три года обучения и предполагает знакомство с историей театра кукол, видами кукол, принципами театрального декорирования, с основами изготовления кукол.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36 Г. ТОМСКА

    634062 г. Томск, ул. Иркутский тракт, 122/1, тел/факс. 67-43-61,mail:school36@mail.tomsknet.ru

     

    Утверждена
    Методическим Советом школы
    «___» __
            ____ 2013__ г.
    Директор школы:
    _________________Н.В.Бирюлина
    М.П.

    Рассмотрена на заседании МО
    учителей
    русского языка и литературы____________
    Протокол № _
    1___
    от «___» __________ 20
    13__ г.
    Руководитель МО:
    ______________________________И.И.Подрезова

    Программа

    театральной студии

    «Мир кукольного театра»

    для обучающихся 3-5 классов

    (2 часа в неделю, 68 часов в год, 3 года обучения)

    Авторы:

    Подрезова И.И.,

     учитель русского языка и литературы,

    руководитель музейно-образовательного проекта

    ОЭП ТОИПКРО

    Самсонова Н.Н.,

    учитель технологии, завуч по УР

    ТОМСК – 2013

    Программа театральной студии «Мир кукольного театра»

    Пояснительная записка

            Младший  школьный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В это время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности, начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.

             Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей школьного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

            Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них.

            Цель театральной студии: 

    • приобщение детей к творчеству;
    • развитие их способностей (литературных, актерских, оформительских);
    • воспитание чувства коллективизма, чувства прекрасного; 
    • создание условий для творческого развития  личности ребенка  посредством театрализованных игр.

                  

    Задачи программы:

    • сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества;
    • раскрыть специфику театра как искусства: познакомить с историей,  видами кукольного театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);
    • развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности, научить детей изготавливать куклы;
    • повышать интерес к коллективной сотворческой деятельности учащихся и их родителей, способствующей укреплению семейных связей;
    • создавать условия для возникновения положительных эмоций в процессе занятий  театрализованными играми.

    Задачи

    Обучающая. Приобщение детей к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.

    Развивающая. Развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения), вербальной и невербальной стороны речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальных умений (актер, зритель).

    Воспитывающая. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народов.

    Содержательными и технологическими особенностями данной программы являются основополагающие педагогические принципы:

    • целостность содержания, предполагающая развитие в единстве интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы личности детей;
    • преемственность    форм    и    методов    образования,    учитывающая    актуальные    и потенциальные потребности и интересы детей;
    • креативность,   предполагающая   развитие   потребностей   и   способностей   детей   к самореализации в избранных видах деятельности;
    • открытость, внутренняя подвижность содержания и технологий, связанная с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и потребностей детей;
    • непрерывность образования, позволяющая ребенку на любом этапе выбирать направления и уровни освоения деятельности.

            В основу образовательного процесса положена студийная форма обучения и технология   мастерских. Студия - нетрадиционный способ занятий,   инициирующий   поисковый, творческий характер деятельности обучающихся.

            В мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться своим индивидуальным образовательным маршрутом, знания в мастерских не даются, а извлекаются в процессе практической деятельности. Занятия носят групповой характер. Учебная группа делится на микрогруппы по возрасту и степени обученности. Работа в малых группах позволяет использовать уникальные способности каждого ребенка, дает ему возможность самореализоваться.

    Схема работы театральной студии:

    1. Организационный период

    (знакомство с особенностями кукольного театра, овладение навыками сценического мастерства, выбор материала для постановки спектаклей).

    2. Основной период

    (распределение обязанностей при подготовке спектаклей, репетиции (индивидуальные и коллективные), закрепление навыков сценического мастерства).

    3. Итоговый

    (проведение праздников с показом спектаклей кукольного театра, подведение итогов, закрепление навыков сценического мастерства).

    Форма проведения занятий:

    -учебное занятие (беседа);

    -творческая мастерская;

    -мастер-класс;

    -посещение и участие в выставках, показах;

    -посещение музеев, театров.

    Учебно-методическое обеспечение программы:

    - методические разработки;

    - информационный материал;

    - наглядные пособия;

    - фотографии;

    - видеоматериалы;

    - образцы изделий;

    - шаблоны;

    - раздаточный материал.

    Материальное обеспечение программы:              

              1. Доска магнитная  

              2. Компьютер с проектором  

              3. Экран  

              4. Фотоаппарат

              5. Диски  с видео и аудиозаписью спектаклей

              6. Швейные машинки

    Кадровое обеспечение программы:

    1. Подрезова Ирина Ивановна – учитель русского языка и литературы

    2. Самсонова Наталья Николаевна – учитель технологии

    Результатом образовательной программы является:

    • развитие и реализация творческого потенциала обучающихся;
    • овладение навыками актерской профессии;
    • создание творческого театрального коллектива, объединенного единой целью, способного проводить выступление кукольного театра;
    • предоставление возможностей для общественного признания, оценки,
      самореализации ребят;
    • создание условий для самовыражения ребят и их дальнейшей
      профессиональной ориентации;
    • учащиеся должны иметь элементарные навыки по изготовлению простейших кукол, начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.

    На протяжении всего периода обучения осуществляется мониторинг реализации образовательной программы:

    • входной контроль (тестирование, опрос);
    • промежуточная аттестация (разработка проекта, участие в обязательных творческих работах, конкурсах);
    • итоговая аттестация (защита проектов, премьера, участие в обязательных творческих конкурсах, авторские номера, защита рефератов о театре, защита сценариев, выставки кукол).

    Предполагаемые результаты обучения

    К концу освоения I уровня программы дети должны

    знать:

    уметь:

    - общие сведения о театре кукол;

    - история происхождения куклы;

    - виды кукол, основы их управления;

    - общие основы сценического движения;

    - правила ухода за театральной куклой;

    - основы изготовления куклы;

    - название, перечень оборудования для театральной постановки;

    - правила работы и поведения в театральном коллективе

    - владеть техникой вождения перчаточной  кукол;

    - владеть элементами пластики рук;

    - действовать куклой и озвучивать текст в предлагаемых ситуациях;

    - работать в объеме сцены;

    - пользоваться повествовательным текстом;

    - произносить сценический текст;

    - управлять дыханием;

    - издавать звукоподражания.

    К концу освоения II уровня программы дети должны

    знать:

    уметь:

    - историю куклы в традиционной культуре;

    - различные способы изготовления кукол;

    - основы подготовки и организации кукольного спектакля;

    - принципы декорирования театральной ширмы;

    - основы организации освещения в театре кукол

    -  создавать образ-символ;

    - работать с предметом и условным образом на ширме;

    - анализировать содержание пьесы и роли;

    - декламировать сценический текст;

    - упражнения по развитию сценической речи;

    - держать паузу в речи, ритмическом движении куклы;

    - выполнять сценические движения;

    - сочинять театральные этюды;

    - оформлять ширму;

    - изготавливать реквизиты кукольного спектакля.

    К концу освоения III уровня дети должны:

    знать:

    уметь:

    - историю становления профессионального театра;

    - способы изготовления кукол различных конструкций;

    - этические нормы поведения.

    -  владеть техникой вождения кукол различных конструкций;

    - владеть простейшими механизмами кукол;

    - реализовывать режиссерские навыки в постановке спектаклей;

    - создавать сценический образ;

    - организовать театральное зрелище;

    - изготавливать театральное оборудование;

    - оформлять театральную куклу;

    - написать сценарий;

    - гримироваться, гримировать;

    - общаться со зрителями.

    Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 9 - 11 лет в течение трех лет.

     

            

    Тематическое планирование 1 года обучения

    № п/п

    тема

    теоретические и эстетические понятия

    часы

    из них

    студия

    мастерская

    1.

    Вводное занятие.

    Знакомство с правилами театральной студии.

    Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой, пожарной безопасности при работе с бумагой, куклами и ширмой.

    Обсуждение плана работы.

    Театр. Его истоки.

    Виды театра. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

    режиссер

    художник-декоратор

    бутафор

    актер

    виды театра

    3ч.

    2ч.

    1ч.

    2.

    История театральной куклы.

    Пальчиковые куклы, перчаточные куклы, марионетки.

    виды кукол

    2ч.

    2ч.

    3.

    Рассказ об искусстве театра кукол, показ кукол разных систем.

    Традиционная игрушка русского народа – Петрушка.

    монолог

    диалог

    1ч.

    1ч.

    4.

    Посещение кукольного театра «Скоморох»

    4ч.

    2ч.

    2ч.

    5.

    Техническое моделирование с элементами художественного конструирования.

    Практикум.

    Изготовление кукол для пальчикового театра.

    Изготовление конусных кукол.

    Изготовление кукол из подручных материалов. Кукла-варежка.  Кукла-носок.

    Изготовление кукол из ткани.

    моделирование

    конструирование

    5ч.

    5ч.

    6.

    Кукольная сцена. Обследование ширмы (конструкция, оформление, вспомогательные элементы), организация ребят за ширмой.

    Реквизит (форма, величина, цвет), подбор материала.

    Практикум.

    Создание реквизита для ширмы

    ширма

    реквизит

    декорации

    задник

    2ч.

    1ч.

    1ч.

    7.

    Постановка пальчикового кукольного театра «Курочка Ряба».

    Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами. Прослушивание сказки. Распределение ролей. Соединение действий кукол со словами пьесы.

    пальчиковые куклы

    3ч.

    2ч.

    1ч.

    8.

    Ритмопластика.

    Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации, речи. Совершенствование осанки и походки.

    скороговорки

    этюд

    пантомима

    2ч.

    2ч.

    9.

    Играем, фантазируем, творим: изготовление бумажных кукол. Образы кукол, перевоплощение.

    Практикум.

    Куклы из бумаги.

    3ч.

    1ч.

    2ч.

    10.

    Разработка   эскизов для перчаточных кукол. Понятие «образ», создание образа средствами изобразительного искусства.

    Практикум.

    Эскизы.

    эскиз

    2ч.

    2ч.

    11.

    Особенности перчаточных кукол. Постановка руки для работы с куклой-перчаткой.

    перчаточные куклы

    1ч.

    1ч.

    12.

    Практикум.

    Изготовление перчаточных кукол. Кукловождение перчаточных кукол.

    Инструктаж по технике безопасности.

    10ч.

    1ч.

    9ч.

       

    13.

    Изобразительные качества куклы на ширме.

    Контроль глаз исполнителя за поведением куклы на ширме.

    Риторика.

    Действие + слово.

    Понятие этюда.   Примеры этюдов     с перчаточными куклами.

    3ч.

    2ч.

    1ч.

    14.

    Ритмопластика.

    Отработка сценических этюдов («Обращение», «Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

    2ч.

    2ч.

    15.

    Изготовление декораций.

    Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объемных декорациях.

    Практикум.

    Изготовление декораций к спектаклю.

    декорации

    4ч.

    4ч.

    16.

    Риторика.

    Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

    1ч.

    1ч.

    17.

    Ритмопластика.

    Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

    пантомима

    1ч.

    1ч.

    18.

    Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия.

    Практикум.

     Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей.

    2ч.

    1ч.

    1ч.

    19.

    Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

    мимика

    логическое ударение

    2ч.

    2ч.

    20.

    Репетиция отдельных эпизодов.

    Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

    2ч.

    2ч.

    21.

    Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

    2ч.

    2ч.

    22.

    Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

    2ч.

    2ч.

    23.

    Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

    2ч.

    1ч.

    1ч.

    24.

    Показ спектакля детям.

    2ч.

    1ч.

    1ч.

    25.

    Резервные занятия

    4ч.

    2ч.

    2ч.

    ИТОГО:

    34ч.

    34ч.

    Содержание  программы 1 года обучения

     

     Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. Планирование работы на год.

    Знакомство детей с историей театра.

    Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театральной студии. Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы).  Особенности театральной терминологии. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

    Устройство ширмы и декораций.

    Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.).

    Особенности изготовления кукол.

    Виды кукол. Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя, деда, бабушки и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

    Речевая гимнастика.

    Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции, понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Работа со скороговорками. Театральные этюды. Посещение спектакля кукольного театра.

    Особенности работы кукловода.

    Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

    Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.

    Выбор пьесы.

    Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

    Генеральная репетиция. Спектакль. 

    Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Управление  сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

    Тематическое планирование 2 года обучения

    № п/п

    Тема занятий

    Теоретические и эстетические понятия

    Кол-во часов

    Из них

    Студия

    Мастерская

    1

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Обсуждение плана работы студии.

    2ч.

    1ч.

    1ч.

    2

    Театр   кукол   как органичная   система взаимодействия      актера     и     куклы. Особенности        зрительного        зала, реквизита. Театры кукол России.

    Практикум.

    Театральная афиша.

    театры кукол России

    1ч.

    1ч.

    3

    Как рождается спектакль. Материальная часть спектакля: реквизит, устройство ширмы, декорация.

    Практикум.

    Изготовление декораций.

    реквизит

    декорации

    2ч.

    2ч.

    4

    Актер   и   кукла   -   основополагающие компоненты   театрального   кукольного искусства.

    Риторика.

    Театральные этюды.

    3ч.

    1ч.

    2ч.

    5.

    Изготовление перчаточных кукол. Кукловождение перчаточных кукол.

    Инструктаж по технике безопасности.

    Практикум.

    Изготовление кукол.

    перчаточные куклы

    10ч.

    1ч.

    9ч.

    6.

    Фестиваль сказок. Организация мини-спектаклей.

    Практикум.

    Мини-спектакли.

    10ч.

    5ч.

    5ч.

    7.

    Роль речи в кукольном театре. Искусственность речи куклы.

    Риторика.

    Публичное выступление.

    речь

    особенности речи

    3ч.

    2ч.

    1ч.

    8.

    Характер и внешний облик куклы, их связь и отношения.

    Риторика.

    Театральные этюды.

    характер

    6ч.

    2ч.

    4ч.

    9.

    Красочность - одно из художественных средств кукольного творчества. Роль изобразительного искусства в создании кукол, декорации.

    Практикум.

    Изготовление театрального реквизита.

    красочность

    3ч.

    3ч.

    10.

    Музыкальность как художественное средство. Музыкальный ритм, пение, слово на музыке, танец, музыкальная пантомима.

    Практикум.

    Организация музыкального сопровождения к спектаклю.

    музыкальность

    2ч.

    1ч.

    1ч.

    11.

    Актер и художник - творцы художественного образа. Кукла -художественный инструмент для создания сценического образа через сценическое действие.

    Практикум.

    Внешний облик куклы: лицо и его мимика.

    сценический образ

    6ч.

    2ч.

    4ч.

    12.

    Проект. Моноспектакль. Защита проекта. Композиция этюдов

    6ч.

    3ч.

    3ч.

    13.

    Выбор пьесы для спектакля. Подбор актеров. Репетиции.

    6ч.

    6ч.

    14.

    Показ спектакля детям.

    3ч.

    2ч.

    1ч.

    15.

    Резервные занятия.

    4ч.

    4ч.

                                  ИТОГО:

    34ч.

    34ч.

    Содержание программы 2 года обучения 

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планирование работы на год.

    Театр кукол.

    Театр кукол как органичная система взаимодействия актера и куклы. Особенности зрительного зала, реквизита. Театры кукол России.

    Театральный реквизит.

    Как рождается спектакль. Материальная часть спектакля: реквизит, устройство ширмы, декорация.

    Искусство кукольного театра.

    Актер и кукла - основополагающие компоненты театрального кукольного искусства. «Чувство движения куклы» и «Чувство куклы» - специфические особенности актера-кукольника. Диагностика типов темпераментов. Творческие качества актера.

    Кукольные спектакли.

    Фестиваль сказок. Организация мини-спектаклей.

    Риторика. Речевая характеристика.

    Роль речи в кукольном театре. Искусственность речи куклы.  Прослушивание и анализ речи куклы. Определение персонажа по речи.

    Облик куклы.

    Характер и внешний облик куклы, их связь и отношения.  Психологический тренинг «Эмоциональные состояния героев».

    Декорации.

    Красочность - одно из художественных средств    кукольного творчества. Роль изобразительного искусства в создании кукол, декорации.   Мастерская художника: «Зайчик    - любимый герой русской сказки».

    Музыка в театре.

    Музыкальность как художественное средство. Музыкальный ритм, пение, слово на музыке, танец, музыкальная пантомима. Музыкальная гостиная «Куклы пляшут и поют».

    Актерское мастерство.

    Актер и художник - творцы художественного образа. Кукла - художественный   инструмент   для   создания   сценического   образа  через сценическое действие. Психологический практикум по определению типа темперамента детей. Кукловождение.

    Кукольный спектакль.

    Проект: моноспектакль. Выбор пьесы. Распределение и пробы ролей. Защита проекта. Композиция этюдов.  Разработка проекта. Показ этюдов на аудиторию.

    Тематическое планирование 3 года обучения

    № п/п

    Тема занятий

    Теоретические и эстетические понятия

    Кол-во часов

    Из них

    Студия

    Мастерская

    1.

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. История русского современного кукольного театра.

    2ч.

    1ч.

    1ч.

    2.

    Жанры народного творчества. Сказка. Ее отражение   и   специфика в  кукольном театре.

    Практикум.

    Сказкотерапия. Выразительное чтение по ролям.

    жанры

    сказка

    2ч.

    2ч.

    3.

    Анализ замысла спектакля. Образ    как особая,   конкретно-чувственная   форма отражения                   действительности. Режиссерский замысел спектакля.

    Риторика.

    Я-режиссер (ролевая игра).

    3ч.

    2ч.

    1ч.

    4.

    Характер персонажа и его сценические задачи.

    Риторика.

    Театральные ролевые игры.

    характер персонажа

    3ч.

    2ч.

    1ч.

    5.

    Разбивка пьесы на события и этюды.

    Эпизод. Действие и слово.

    Практикум.

    Анализ пьесы.

    эпизод

    3ч.

    2ч.

    1ч.

    6.

    Кукловождение перчаточных кукол.

    Практикум.        

    Изготовление перчаточных кукол.

    Инструктаж по технике безопасности.

    перчаточные куклы

    10ч.

    1ч.

    9ч.

    7.

    Кукловождение. Значение жестов как средства выразительности образа героев - кукол.

    Риторика.

    Мимика и жесты.

    жест

    мимика

    2ч.

    1ч.

    1ч.

    8.

    Основы актерского мастерства в работе с куклой. Поиск индивидуального стиля.

    стиль

    4ч.

    2ч.

    2ч.

    9.

    Коллективные    и    парные    этюды    в технике актера-кукольника.

    Ритмопластика.

    Этюды.

    4ч.

    2ч.

    2ч.

    8

    Импровизация. Роль импровизации, взаимосвязь с техническими навыками в репетиционной работе.

    импровизация

    4ч.

    2ч.

    2ч.

    9

    Средства выразительности. Индивидуальность в выборе варианта образа.

    Риторика.

    Театральные этюды.

    средства выразительности

    4ч.

    2ч.

    10

    Основные принципы театрального искусства: идейность, народность,

    гуманизм.

    Практикум.

    Обсуждение различных сценариев спектаклей.

    принципы театрального искусства

    2ч.

    1ч.

    1ч.

    11.

    Фантастичность     - связь реального и нереального.       Претворение       образа действительности              в              образ.

    Практикум.

    Работа над сценарием спектакля с элементами фантастики.

    фантастика

    2ч.

    1ч.

    1ч.

    12.

    Работа над ролью. Репетиции мини-спектаклей.

    6ч.

    3ч.

    3ч.

    13.

    Проект. Выбор пьесы. Подбор актеров. Репетиции спектакля.

    7ч.

    6ч.

    1ч.

    14.

    Премьера спектакля.

    Показ спектакля детям.

    4ч.

    2ч.

    2ч.

    15.

    Резервные занятия.

    5ч.

    1ч.

    4ч.

                                                       ИТОГО:

    34ч.

    34ч.

    Содержание программы 3 года обучения

     Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. Планирование работы на год.

    История театра.

    История русского современного кукольного театра. Опыт театра кукол С. Образцова. Подготовка реферата по истории театра.

    Фольклорные жанры.

    Жанры народного творчества. Сказка. Ее отражение и специфика в кукольном театре.

    Выбор произведения для постановки спектакля.

    Работа режиссера в театре.

    Анализ замысла спектакля. Образ как особая, конкретно-чувственная форма отражения действительности. Режиссерский замысел спектакля. Читка пьесы. Разбор характеристик действующих лиц.

    Характер кукольного героя.

    Характер персонажа и его сценические задачи. Создание внешней и внутренней характеристики   образа. Характер, физическое действие, ритм. Изготовление перчаточных кукол. Презентация персонажа. Национальность героя. Особенности характера его проявления.

    Риторика. Жесты и мимика.

    Кукловождение. Значение жестов как средства выразительности образа героев - кукол.      Психологический    тренинг невербальных    коммуникаций.  Основы   актерского   мастерства   в   работе   с   куклой.   Поиск индивидуального стиля.  Создание образа персонажей.

    Мини-спектакли. Этюды.

    Коллективные и парные этюды в технике актера-кукольника. Психологический тренинг «Эмоциональные состояния героев». Импровизация. Роль импровизации, взаимосвязь с техническими навыками в репетиционной работе.  Создание свободного индивидуального образа. Артистичность куклы. Актер - кукольник художник. Жест - как язык действия куклы.

    Средства выразительности.

    Индивидуальность в выборе варианта образа.  Создание свободного индивидуального образа. Массовые этюды. Реализация замысла автора этюда, автора пьесы. Основные принципы театрального искусства: идейность, народность, гуманизм.  Чтение и разбор произведений народного творчества.

    Фантастичность - связь реального и нереального.

    Претворение образа действительности в образ несуществующий для усиления художественного влияния кукольного театра.  Написание фантастического сценария. Диагностика на творческие способности.

    Спектакль.

    Работа над ролью. Групповые и индивидуальные репетиции. Проект: спектакль.  Разработка проекта. Защита проекта.


    Список литературы

    1. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
    2. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416с.
    3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144с.
    4. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
    5. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
    6. Сорокина Н. Играем в кукольный театр. М.: Аркти, 1999.
    7.  Театр, где играют дети / Под ред. А.Б. Никитиной. М.: Владос, 2001.
    8. Трифонова Н. Кукольный театр своими руками. М.: Айрис-пресс, 2001.
    9. Файнштейн Ф. Работа режиссера в самодеятельном театре кукол. М.: ГАЦТК, 2001.
    10. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.

    Список литературы для детей

    1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., Современник. 1998.
    2. Белюшкина И.Б. Театр, где играют дети.  М., 2001.
    3. Белянская Л.Б. Хочу на сцену. М., Просвещение, 1982
    4. Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная Пресса, 2003
    5. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. М., 2001
    6. Энциклопедический словарь юного зрителя. М., Просвещение, 1989


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социальный проект "Создание кукольного театра "Огонёк"

    Театрам издавна придавалось большое значение в воспитательной работе, в распространении  знаний и приобщении к ним людей разных поколений. В проекте представлена  система совместной деятельности воскр...

    Программа дополнительного образования детей "Кукольный театр"

    Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются ...

    Театр. Зачем ребёнку кукольный театр?

    Живая кукла - возможно ли это?...

    Конспект развлечения.Кукольный спектакль "Колобок".Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре (автор Олеся Емельянова)

     Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект развлечения. Кукольный спектакль "Колобок". Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре (автор Олеся Емельянов...

    Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов. Тема: Особенности русского национального кукольного театра ( с кукольным представлением «Петрушка Уксусов»).

    На занятии рассматриваются особенности русского национального кукольного театра, рассказывается о самой главной кукле - Петрушке, рассматриваются образы кукол других национальных театров, показывается...

    «Марий курчак театр» (Марийский кукольный театр)

    Урок «Марий курчак театр» (Марийский кукольный театр) посвящен Республиканскому театру кукол Республики Марий Эл. На уроке дети узнают историю создания театра, знакомятся с правилами поведения в театр...

    «Основы кукольного театра: распределение ролей по новой пьесе» (План-конспект проведения занятия в детском театре кукол) автор Елена Захарова

    План-конспект занятия  предназначен начинающим руководителям детских театральных объединений. На примере авторского сценария   "Почему проснулся Ёжик"  педагог сможет подготовить детску...