Методическая разработка интерактивной конкурсной программы «Шедевры мировой живописи»
методическая разработка по мхк (5, 6, 7 класс) по теме

Лубкова Елена Викторовна

Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации детей. Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений.

Конкурсная программа посвящена году культуры в России.

Данная интерактивная конкурсная программа поможет лучше узнать историю изобразительного искусства, полюбить творчество великих русских художников, а также с ранних лет приобщить детей к изобразительному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka.doc363 КБ

Предварительный просмотр:

     Управление образования администрации Уренского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

г.Урень Нижегородской области

Методическая разработка интерактивной конкурсной программы

«Шедевры мировой живописи»

         

Выполнила:

Лубкова Елена Викторовна,

педагог-организатор

Первой кв.кат

                                                                               

г.Урень,

2014 год

Пояснительная записка

2014 год объявлен в России Годом культуры. Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин. В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире". Следовательно, и все мероприятия  Года должны быть посвящены высокой культуре и настоящему искусству.

Год культуры будет посвящен классической русской и советской культуре и бесспорно, это год многонациональной культуры России. Каждый регион  должен быть представлен в центральных мероприятиях Года, посвященных общепризнанным шедеврам русской культуры, вошедшим в мировую сокровищницу.

В связи с наступающим годом культуры в МБОУ ДОД Доме детского творчества реализуются игровые, конкурсные воспитательные мероприятия.

Интерактивная конкурсная программа «Шедевры мировой живописи», проводится с целью  приобщения к духовности и формирование морально-нравственных ценностей,  взглядов, идеалов подрастающего поколения.

Именно через эстетическое воздействие, получаемое в процессе «общения с прекрасным» формируется у детей  духовность,  нравственность и художественный вкус.

Интерактив в переводе с английского - это взаимодействие. Если сказать по-другому, во время интерактива ребята становятся непосредственными участниками происходящего. В общем, интерактив - это игра, в которой удачно продуманное взаимодействие взрослых  с детьми  позволяет проявить свои творческие возможности без предварительной подготовки. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями.

Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации детей. Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений.

Данная интерактивная конкурсная программа поможет лучше узнать историю изобразительного искусства, полюбить творчество великих русских художников, а также с ранних лет приобщить детей к изобразительному искусству.

В пору чрезвычайного взлёта технического прогресса особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением внутренней гармонии, пробуждающие у нас любовь к прекрасному, к красоте.

Язык живописи по-своему отображает окружающую действительность, передает информацию о людях или предметах, о природе или событиях, изображенных на полотне. Картина специфически аккумулирует окружающий мир, беря в рамку эпоху. Произведение живописи является достоверным источником информации о быте и культуре родного народа, поскольку художник отбирает из жизни самые существенные, типичные явления национальной культуры, особенности характера своего народа, его быт, традиции. Вот почему картина имеет огромный культуроведческий потенциал.

Цели и задачи

Цель: обеспечение условий для патриотического, духовно-нравственного, художественно-эстетического воспитания, личностного развития,  формирования общей культуры обучающихся.

Задачи:  

  • Приобщение к духовности и формирование морально-нравственных ценностей,  взглядов, идеалов подрастающего поколения;
  • выявление и развитие творческого потенциала детей, включение каждого ребенка в обучающую, творческую, развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
  • способствовать проявлению интереса к изучению русской  художественной культуры, формирование умения работать в группах.

Ожидаемые результаты

Приобщение воспитанников к художественному творчеству.  Именно через эстетическое воздействие, получаемое в процессе  «общения с прекрасным» формируется у  детей и духовность,  нравственность и художественный вкус.

Методические советы для проведения игры.

 Для того чтобы интерактив прошёл успешно, необходимо провести предварительную работу.

- подготовить и оформить помещение;

- написать положение и распространить информацию об игре;

 (Приложение №1)

- подготовить музыкальное оформление;

- осуществить техническую подготовку (Презентация «Шедевры русской живописи»);

- написать сценарий;

- приготовить реквизит (клубок с вопросами, картина-пазл, чайнворд (Приложение №2)

- игры и конкурсы можно видоизменить, придумать другое название, какие-то задания дополнить, или наоборот заменить.  

Форма проведения: Интерактивная конкурсная программа «Шедевры мировой живописи»

Участники: средние школьники в возрасте 12-14 лет.

Оформление:

Музыкальное оформление, оформление сцены и зала (на заднике сцены репродукции картин русских художников), .

Оборудование: музыкальное оборудование (2 колонки, микшерский пульт, ноутбук, 2 микрофона), мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, стулья для участников и жюри.

Сценарный ход:  

1.Выход ведущего. В зале зрители делятся на 4 команды.

2.Плакат своей команды.

3. Конкурсы:

-Чайнворд.

-Построение башни.

-«Распутай клубок»

-«Собери пазлы»

4.Постановочная фотография по картине русского художника

( примеры постановочных фотографий – Приложение №3).

Ход мероприятия:

Вед.: Уважаемые ребята, сегодня мы предлагаем интерактивное мероприятие  «Шедевры мировой живописи»

И сейчас вам нужно разделиться на 4 команды.  Вам будут даны задания. При выполнении  задания команды выигрывают часть картины. В конце игры у  команд получится целая картина – шедевр мировой живописи. По каждой картине мы вместе сделаем постановочную фотографию.

И так,  первое задание:  У вас на столах лежат чистые листы бумаги, разноцветные фигурки и клей. Нужно придумать название команды,  логотип и оформить небольшой плакат от своей команды.

(Команды представляют себя и получают первую часть картины)

Второе задание: каждая команда получает листы с вопросами и чайнворд, ориентируясь на ответы нужно отгадать чайнворд.

(При выполнении задания команды получают вторую часть картины)

Третье задание: Командам нужно из 10 листов бумаги построить замок, башню, но так чтобы эта башня простояла 15 секунд. Условия задания: замок строить молча, можно заранее договориться, кто из участников выполняет действия. Это задание на сплочение коллектива.

(Команды получают третью часть картины)

Четвёртое задание: Командам раздаются клубки ниток, на разной длине которого привязаны записки с заданиями. Задача участников, распутать быстрее клубок выполнив при этом все задания.

  1. На картинке изображена та или иная деталь предмета, задача участников дорисовать предмет полностью.
  2. Расставь действия алгоритма «Как создаётся картина?»
  3. Из слова «ПЛАСТИКА» составить как можно больше слов.
  4. Из 10 спичек, не ломая их нарисовать  картинку (это может быть животное, фрукт, овощ) используя все  спички.

(Команды получают последнюю часть картины)

Каждая команда складывает свою картину (картины проецируются на экран).

  1. Виктор Васнецов «Богатыри»

Русский художник Виктор Васнецов написал немало картин, связанных с русским эпосом, сказками и былинами, русской историей. Но картина "Богатыри", безусловно, является вершиной его творчества. 

Сила, мудрость, молодость и удача - вот что олицетворяет собой эта могучая троица, вышедшая из древних сказаний. Мы знаем имена каждого из них. В центре находится вглядывающийся вдаль величавый богатырь, исполненный сил. Это Илья Муромец. По левую руку его Добрыня Никитич, о котором известно, что он обладал знаниями, смекалкой, опытом. Справа от Ильи Муромца Алеша Попович, молодой, веселый, миловидный юноша, лиричный и романтичный. Недаром к седлу у него сзади прикреплены гусли. У каждого из героев свое оружие, что дает им возможность сражаться против любого врага. Илья Муромец держит в руках копье. Добрыня Никитич достает из ножен меч, а Алеша Попович уверенно держит лук. Они смогут защитить свою землю. Шлемы богатырей отчасти напоминают церковные купола, неслучайно Васнецов как художник придал значение этому моменту.

Я прошу команду выйти на сцену и создать постановочная фотография по этой картине.

  1. Фёдор Решетников «Опять двойка»

Картина Федора Павловича Решетникова "Опять двойка" - одно из самых известных и любимых произведений советской живописи. Каждый или почти каждый человек, который смотрит на картину, может припомнить себя в подобной ситуации, когда хочешь-не хочешь, а нужно идти домой и рассказывать о том, что получил плохую оценку.

В этой картине самое главное - фигуры и лица людей, уже по их позам мы можем понять настроение. Лица очень красноречиво передают их подлинные чувства и мысли. На картине мы видим семью: маму и трех детей. Художник изобразил всех в момент, когда каждый из героев картины остро реагирует на ситуацию. И эта реакция отражается на лице каждого.

Я прошу команду выйти на сцену и создать постановочная фотография по этой картине.

 3.И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»

Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» - пожалуй, самое знаменитое произведение выдающегося художника. Картина была написана в 1873 году на основе многочисленных этюдов и портретных зарисовок, собранных молодым живописцем во время путешествия по Волге в 1870 году, и явилась свидетельством его духовной творческой зрелости.

Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Перед нами – одиннадцать персонажей, все, как один, – нищие и обездоленные, но каждый – со своей индивидуальностью и характером.

Впереди – тройка «коренников» во главе с бурлаком Каниным. Этот пожилой бурлак с лицом античного философа олицетворяет лучшие черты русского мужика: спокойствие, мудрость, упорство. Рядом с ним – бородач, воплощение первобытной силы, и Илька-матрос с тяжелым, ожесточенным взглядом разбойника из-под спутанных волос... Бессильно опущены руки бурлаков, ноги напряжены, а в лицах читаются разные чувства – здесь и покорность судьбе, и протест, и простодушие, и озлобленность…

Я прошу команду выйти на сцену и создать постановочная фотография по этой картине.

 4.П.А. Федотов «Сватовство майора»

Картина «Сватовство майора» написана П. А. Федотовым в 1848 году. Представленное в этом же году Совету Академии, полотно принесло автору звание академика.

Сюжет для картины взят художником из повседневной жизни. Армейский офицер, промотавший свое состояние, сватается к купеческой дочке с хорошим приданым, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Купец не прочь породниться с дворянином, поэтому не жалеет денег.

Картина наполнена движением. Сваха, вбежавшая в комнату, сообщает о приезде офицера. Все в доме уже ждут жениха. На столе дорогие вина и яства, служанка вносит пирог. Взволнованный хозяин суетливо спешит навстречу майору. Жеманная невеста, разряженная в самое модное платье, вдруг засмущавшись, бросается вон из комнаты, но умная маменька вовремя хватает ее за подол платья.

Вот уже жених, важно подбоченясь, готовится переступить порог комнаты. Сейчас он войдет – и все изменится: присутствующие начнут улыбаться, говорить любезности, будут неискренними…

Я прошу команду выйти на сцену и создать постановочную фотографию по этой картине.

Жюри объявляет оценки. Награждение.

Что ж, пришло время прощаться. До новых встреч!

Формы контроля и оценки результатов:

Методика для изучения удовлетворённости детей

Деятельностью Дома детского творчества.

Цель: Определить уровень удовлетворенности детей организацией воспитательных мероприятий, проводимых в рамках программы «Мечтаем, учимся, творим».

Ход проведения: Детям предлагается ответить на вопросы анкеты.

Анкета:

1. Нравится ли тебе принимать участие в конкурсах и играх, проводимых в ДДТ? (да, нет, не знаю)

2. После мероприятия у тебя хорошее, приподнятое настроение? (да, нет, не знаю)

3. Согласен ли ты, что проводимые конкурсы, мероприятия и т.д. полезны и интересны? (да, нет, не знаю)

4. Согласен ли ты, что участвуя в различных мероприятиях и конкурсах ДДТ, ты развиваешь свои творческие способности, память, воображение и т.д. (да, нет, не знаю)

5. Будешь ли ты принимать участие в мероприятиях ДДТ в дальнейшем? (да, нет, не знаю)

Список используемой литературы

  1. Новаторов В.Е. “Организаторы досуга”.
  2.  Журнал “Проблемы школьного воспитания” №3 1996г.
  3.  Журнал “Классный руководитель” №4 2001г.
  4. Журнал «Чем развлечь гостей» №№ - 2009-2010 г.г.
  5. Хочешь играть – играй / Авт.-составитель Л.П.Капралова – Ярославль: ГУЦДЮ, ИЦ «Пионер». – 2001.- 36с.
  6. Молодежные парламенты и опыт ученического самоуправления в Свердловской области. Екатеринбург, 2005
  7. Зюзько М.В. 5 шагов к себе. – М., 1992.
  8.  Иванов И.П. воспитать коллектив, Ленинград 1979
  9.  Ильин Е.Н. Искусство общения Ленинград Педагогика 1982
  10.  Кабуш Е.В. Ученическое самоуправление сущность и современные подходы. Проблемы школьного  воспитания №2 1997

Интернет – ресурсы:

http://www.detskiysad.ru/art/kartina028.html

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D1%81%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D1%80%D0%B0&stype=image&lr=20052&noreask=1&source=wiz

http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-fedotova-svatovstvo-mayora.html

http://soshinenie.ru/opisanie-kartiny-v-v-pukireva-neravnyj-brak/

http://www.detskiysad.ru/art/kartina010.html

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0.html

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F.html

http://gallerix.ru/album/200-Russian


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по МХК "Развитие древнерусской живописи. Русская икона

Аннотация. Мировая художественная культура традиционно изучается в историко-хронологической последовательности. Данная тема изучается в рамках раздела «Художественная культура Средних веков». На...

Рабочая программа "Шедевры мировой культуры". Кружок "Образовательный туризм" Фадеев В.Б.

Рабочая программа "Шедевры мировой культуры" кружка "Образовательный туризм"Программа предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа и разработана с учётом требований в области истор...

Презентация "Шедевры мировой живописи".

В данной презентации рассказывается об известных картинах и необычных историях, связанных с их созданием....

Методическая разработка раздела учебной программы по мировой художественной культуре «Красота в искусстве и жизни»

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  образования по искусству.  Примерной учебной програ...

Методическая разработка Игровая конкурсная программа "В кругу семьи", посвященная Международному дню семьи

Игровая конкурсная программа разработана для учащихся 1-3 классов и их родителей. Данная программа может быть использована педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами образовател...

Консультация и разработка методических материалов в конкурсных программах

Консультация и разработка методических материалов в конкурсных програмах...