Главные вкладки

    План-конспект урока по МХК (10 класс) по теме:
    Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

    Болта Анастасия Николаевна

    Данный урок является темой одного из разделов программы  Л.А. Рапацкой по предмету "МХК" «Культура Европы». Тема "Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма" переплетается с предыдущими и последующими темами  по предмету, а именно «Античность», «Средневековье», «Культура Европейского Просвещения». Поэтому данный урок является неотъемлемой частью программы, помогает систематизировать и расширить полученные  знания по другим  предметам, таким как история, литература, география.  Разработка урока включает : презентацию, технологическую карту урока, творческие материалы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_uroka.doc382.5 КБ
    Office presentation icon vozrozhdenie.ppt2.92 МБ
    Microsoft Office document icon muzey_vozrozhdenie.doc175 КБ
    Microsoft Office document icon primery_dlya_auktsiona.doc669.5 КБ
    Microsoft Office document icon pyat.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:  Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

    Дата проведения урока:  

    Класс 10

    Вид занятия:

         1. Беседа об искусстве эпохи итальянского Возрождения.

    Тема занятия:

    1. Эпоха Возрождения;
    2. Великие художники, поэты эпохи Ренессанса и их произведения.

    Цели:

    Образовательные:

    1. Сформировать представления:

    а) о взглядах, идеях эпохи, её передовых деятелях, таких как Д. Алигьери, Ф. Петрарка,  С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанарроти;

    б) об их произведениях: Д. Алигьери « Божественная комедия», Ф. Петрарка «Книга песен», С. Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры», Леонардо да Винчи « Мона Лиза (Джоконда), «Тайная Вечеря», Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна», Микеланджело скульптура «Пьета»,  фреска Сикстинской капеллы в Ватикане «Страшный суд» и др.

    в) Систематизировать полученные ранее знания;

    Развивающие:

    а) Формировать умение разбираться в произведениях эпохи Ренессанса, умения их характеризовать;

           б) развитие у школьников воображения и творческих способностей, развитие у школьников понимание искусства.

    Воспитательные

     а) формирование нравственного отношения к культурным ценностям. Пробуждение творческой активности, осознание связей различных видов искусств между собой и с жизнью.

    Оборудование для учителя:

    1. Репродукции картин для проведения аукциона  С. Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры», Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда), «Тайная Вечеря», Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна», Микеланджело скульптура «Пьета»,  фреска Сикстинской капеллы в Ватикане «Страшный суд» и др.

    2. Презентация «Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма;

    3.Музыкальное сопровождение, соната №1 Ф. Петрарки;

    4. Компьютер, проектор;

    5. Жетоны в форме денег;

    5. Таблица для заполнения «Музей бесценного  наследства эпохи Возрождения им______________

    6. Классная доска.

    Оборудование для учащихся:

    1. Таблица
    2. Тетрадь, ручка, карандаш;
    3. Клей.

    Мультимедийный экран

    Дата

    Имя

    произведение

         Микеланджело

    Рафаэль

              Д. Алигьери

       

             

    Леонардо да Винчи

    Ход урока

    Этапы урока

    Время

    ТСО

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организационный момент

    Приветствие

    II. Сообщение темы урока

    3 минуты

    Доска с таблицей и карточками для её заполнения

    Музыкальноё оформление

    Презентация

    слайд 1,2,3

    Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего урока Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. И наш сегодняшний урок я бы хотела начать со слов

    «Помни о красоте, не изгоняй её облик из жизни, зови действенно и других  к этой трапезе радости;

    зови на мирное, необъятное поле труда и созидания»

    Эпиграфом к нашему уроку послужили слова великого гражданина нашей планеты Николая Константиновича Рериха.

    Мне хотелось бы приобщить вас к великой красоте, чтобы вы через эту красоту осознали, что мы с вами, живущие на этой маленькой, хрупкой планете Земля составляем единый союз с поколениями ушедшими и с грядущими.

    Мне бы хотелось, чтобы вы понимали и ценили красоту, бережно хранили память о прошлом,

    И начнем мы знакомство с итальянского города, сердца эпохи возрождения - Флоренции.  Но прежде чем начать, обратите внимание на доску, к концу урока мы должны заполнить данную таблицу и понять, кто есть, кто. Но и это еще не всё! Также в конце урока вы должны будете создать музей репродукций шедевров эпохи Возрождения и дать ему свое имя. А для этого вы сегодня посетите аукцион и приобретете картины.  А в этом вам помогут ваша знания, за каждый правильный ответ я буду давать вот такие жетоны, номиналом 10 или 15 умов. Ну, что начнем?

    Учащиеся прослушивают тему урока и  отвечают на вопрос учителя.

    III .

    Изучение нового материала

    1. Сообщение теоретических знаний

    20

    минут

    Презентация  слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7,8

    Слайд 9

    Слайд 10,11,12

    Слайд 13,14,15

    Слайд 16

    Слайд 17,18,19

    Слайд 21-28

     Вопрос №1 звучит следующим образом «Назовите синоним термина «Возрождение» А ответить вам на него поможет страница 164 параграф 9.

    Совершенно верно верный ответ «Ренессанс»

    Следующий вопрос: «С чем связана идея Итальянского Возрождения?» с.164-165.

    Хорошо, а сейчас проверим, насколько ваши ответы близки к истине. Внимание правильные ответы.

    1. Обращение к античности и языческим образам;
    2. Изменения, произошедшие в духовной жизни итальянцев. Рождение гуманизма, суть которого в утверждении самооценки человека, как личности, индивидуальности, свободном в своем творчестве, волеизъявлении.
    3. Искусство прекратило воплощать исключительно духовные образы, идеалы, установки церкви. В искусство вернулись языческие боги, персонажи античной истории. Церковное и светское искусство начинает говорить на одном языке.
    4. Искусство начинает открывать реально человека-
    5. прекрасного и безобразного, святого и грешного, доброго и злого… Складывается «гуманистический реализм».

    Следующий вопрос звучит так: «Выпишите основные периоды итальянского ренессанса». с. 166

    Правильно, выделяют следующие периоды:

    Проторенессанс (X||- X|||вв)

    2. Раннее Возрождение(XVв)

    3. Высокое Возрождение (1490-е г.- первая треть XV|в)

    4. Позднее Возрождение (вторая половина XV|в)

    Назовите автора произведения «Божественная комедия» с. 167-170.  

    Верно – это Д. Алигьери. Если он писал произведения, значит он был писателем. Значит мы его имя переносим в колонку литература. (работа на доске)

    Как  вы думаете о чем идет речь в его произведении? с. 168-170. Совершенно верно.  Поэма рассказывает о путешествии Данте в 1300 году по трем царствам загробного мира - аду, чистилищу и Раю. По загробному царству его сопровождает античный поэт Вергилия. В поэме Земной шар- центр Вселенной, в северном его полушарии находиться ад. Каждый из 9 кругов ада становится уже, где в ледяное озеро вмерз Люцифер. В Южном полушарии находится чистилище Вершина горы – рай. На пути в рай ему является Беатриче, любовь поэта, которая символизирует мудрость. Эпофиз поэмы Бог, окруженный святыми и ангелами

    Прослушайте сонет и  скажите, кому принадлежат эти строки? с.170 Строки принадлежат Ф. Петрарке, которые посвящены его возлюбленной Лауре. (заполняют таблицу на доске)

    Назовите самые известные полотна Сандро Боттичелли. с. 176-177

    Их сюжет и замысел. Верно – это картины «Весна» и «Рождение Венеры» (заполняет таблицу).

    Все, наверное, слышали имя в всемирно известного художника Леонардо да Винчи? Сейчас вы должны  перечислить его картины. с. 178-180.  Да - это Джоконда и Тайная Вечеря. Какому библейскому сюжету посвященная картина «Тайная Вечеря»?  Верно, Леонардо да Винчи запечатлел сцену, когда Иисус Христос вовремя тайной вечери говорил «Один из вас предаст меня». Художник очень точно передал  состояние каждого из учеников Иисуса.

    Назовите основную картину, которая принесла Рафаэлю известность. С.180-182 Верно- это Сикстинская мадонна.

    «Без женщин мне достаточно терзаний доставляет искусство, а детьми будут те произведения, что останутся после смерти» - говорил Микеланджело Буонарротти. Расскажите о Микеланджело и о его произведениях. С. 182-187

    Ну, а сейчас мы посетим аукцион и первый лот, который вы можете приобрести- это картина С. Боттичелли « Весна» и её цена 50 умов.

    Учащиеся работают с учебником, тетрадями, конспектируют основные понятия урока, заполняют таблицу на доске, отвечают на вопросы учителя. За каждый правильный ответ учащийся получает жетон.

    Учащиеся самостоятельно называют имя автора и название картины, приобретают картины и заполняют музей репродукциями.

    V. Практическая работа

    10

    Ну, вот ваши музеи могут быть открыты для посетителей. Расскажите об экспонатах, которые у вас в коллекции.

    Ну вот и подошло к концу наше знакомство с огромным миром итальянского Возрождения. Сколько времен прошло с тех пор, а люди не перестают восхищаться произведениями созданными Рафаэлем, Леонардо да Винчи, Микеланджелом, сонатами Ф. Петрарки, поэмами Д. Алигьери. Их вы можете увидеть и на страницах учебника литературы, истории. Они заряжают нас энергией, помогают обыденному миру засиять всеми красками радуги, открывают нам глаза на прекрасное, учат нас созидать. Не напрасно Микеланджело говорил:

    “Творенье может пережить творца:

    Творец уйдёт, природой побеждённый,

    Однако образ, им запечатлённый

    Веками будет согревать сердца”

    Учащиеся (по желанию) выходят к доске и кратко характеризуют картину и дают информацию об авторе.

    VI.

    Итог урока

    1.Подведение итогов по уроку  

    2.Домашнее задание

    4 минуты

    2 минуты

    Ну, вот  наш урок и подходит к концу.   Но для того, чтобы узнать вашу оценку вам необходимо ответить на вопросы.  Кто, верно, ответит на вопросы, получит рисунок, так как каждый правильный ответ- это ключ, который поможет вам правильно соединить точки.  Кто все сделает верно, получает пять, кто ошибется,  получает оценку ниже.

    Оценки за урок….

    1.Написать сочиненье- рассужденье на слова Микеланджело :

    Творенье может пережить творца:

          Творец уйдет, природой побежденный

    Однако образ, им запечатленный

           Веками будет согревать  сердца«- «5»;

    2.Взять интервью по теме. Возможные вопросы:

    1. Как вы относитесь к творчеству…?
    2. Как вы думаете почему эпоха Ренессанса дала человечеству столько великих художников, поэтов, архитекторов, как…?
    3. Как вы думаете, что хотел сказать своими произведениями ….? и др. -«4»;

    3. Составить тест по теме- «3».

    Учащиеся получают карточки, отмечают ответы,  соединяют точки и

    Получают оценки

    Учащиеся записывают домашнее задание.

    Список использованной литературы

    1. Дереклеева Н.И.  Справочник завуча. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа // Москва, ВАКО- 2006;
    2. Живопись: Энциклопедия // Москва, 1999;
    3. Плотникова Н. Энциклопедия искусства // Москва., РОСМЭН- 2007;
    4. Энциклопедия для детей. //  Т7; Под редакцией Аксенова//  Москва - Аванта+- 1997, с. 400-489;
    5. Мультимедийный диск Энциклопедия изобразительного искусства //  ИДДК, ООО «БИЗНЕССОФТ»- 2005;
    6. СD-диск «Сонеты. Ф. Петрарка»//  исполнитель В Толубеев; изд. МедиаКнига и 1С; 2006;

    Оформление презентации. Ссылки на изображения:

    http://www.fondart.ru/great_sculptors/mikelandzhelo_buonarroti__michelangelo_buonarroti

    http://hundred100.narod.ru/

    http://www.rodon.org/art-port?id=071017193947

    http://www.liveinternet.ru/users/muza-55/post115214480/

    http://www.valentinserov.ru/?item=d7b67528-4dda-4114-98d6-8ba67cc4be53&termin=c58cc36d-1999-4cd5-8a35-8590a9384e27

    http://www.traveltalk.ru/review/detail?rv=4775

    http://www.europe-costume.ru/view_post.php?id=4

    http://afishi.ru/?q=node/24100

    http://ae.rozamira.org/pict/Dante.htm

    http://artyx.ru/news/item/f00/s02/n0000250/

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Лаура_де_Нове

    http://hpfriends.ru/viewtopic.php?t=814&

    http://criesco.wordpress.com/

    http://open.az/index.php?year=2008&month=08&day=17

    http://www.museum.ru/Alb/?Type=28

    http://astaldo.ucoz.ru/news/2009-8-19

    http://www.italy-rest.ru/map

    http://all.mybb2.ru/viewtopic.php?t=303&start=10


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Слайд 25

    Слайд 26

    Слайд 27

    Слайд 28



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    Примеры раздаточного материала для аукциона

                     

                                                                 

                   

                 

                           

                         

                                         



    Предварительный просмотр:

    Отметьте верный ответ

    Вопрос

    1

    Эпоха Ренессанса охватывает период

    1. с 12 в по 15 век;

    2 клетки вверх

     

    1. с 13в по 15 век;

    1 клетка вниз

    1. с 12 в по середину 16 века;

    3 клетки вправо

    1. с середины 11в по 15 век.

    3 клетки влево

    2

    Автором поэмы «Божественная комедия» является

    1. Д. Алигьери;

    3 клетки вверх

    1. Ф. Петрарка;

    2 клетки вверх

    1. С. Боттичелли;

    2 клетки вниз

    1. Микеланджело

    4 клетки влево

    3

    Отметьте картины автором, которых является С. Боттичелли

    1. Сикстинская мадонна;

    3 клетки вправо

    1. Рождение Венеры

    3 клетки влево

    1. Джоконда;

    2 клетки вверх

    1.  Тайная Вечеря

    5 клеток вправо

    4

    Основоположником Высокого Возрождения является:

    1. Микеланджело;

    3 клетки вверх

    1. Леонардо да Винчи;

    5 клеток вверх

    1. С. Боттичелли;

    1 клетка вправо

    1. Тициан

    3 клетки влево

    5

    Фраза «Мне без женщин достаточно терзаний доставляет искусство, а детьми будут те произведения, что останутся после смерти принадлежит :

    1. Рафаэлю Санти;

    1 клетка вправо

    1. Ф. Петрарке;

    3 клетки влево

    1. Д. Алигьери;

    4 клетки вправо

    1. Микеланджело

    3 клетки вправо

    Ключ: 1-3, 2-1, 3-2, 4-1, 5-4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебный фильм "Витторио Кривелли - художник итальянского Возрождения".

    Прдлагаю Вашему вниманию фильм для урока истории в 6 классе по теме "Искусство итальянского Возрождения". Он посвящен малоизвестному художнику XV века Витторио Кривелли, младшему брату знаменито...

    План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

    На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

    «Художественная культура эпохи Возрождения»

    Методические рекомендации к преподаванию уроков по теме «Художественная культура эпохи Возрождения» с использованием межпредметных связей....

    Методическая разработка на тему: «Методика гендерного воспитания на уроках Мировой художественной культуры при изучении учебного раздела «Возрождение»»

    Мировая художественная культура (МХК) – предмет, не имеющий аналогов в мировой педагогической практике. Его содержательные возможности позволяют реализовывать различные  образовательные стратегии...

    Тесты по истории, 7 класс Тема: Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. (По параграфам 6,7,8-9 – А.Я.Юдовская, П.А.Баранов)

    Тесты по истории, 7 классТема: Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. (По параграфам 6,7,8-9 – А.Я.Юдовская, П.А.Баранов)Время проведения 15-20 минут...