Из истории коллекций Нового Эрмитажа
план-конспект занятия по мхк (9 класс) на тему

Кобзева Наталья Дмитриева

Данная публикация содержит материал об истории коллекций Государственного Эрмитажа  и может быть использован как на уроках  «Истории и культуры Санкт-Петербурга», так и в курсе  Мировой художественной культуры. Текст повествует о создании «Императорского музея имени Николая I», проектировании и строительстве Нового Эрмитажа и может помочь педагогу  как при разработке уроков, так и внеурочных занятий. Может помочь при  разработке маршрута образовательного путешествия, как очного, так и заочного. Особенно актуален в связи с внедрением Историко – культурного стандарта в педагогическую практику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_istorii_ollektsiy_novogo_ermitazha.docx62.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственный Эрмитаж включает несколько разных по времени строительства, стилю и назначению построек: Зимний дворец (1754–1762), сооруженный представителем «русского барокко» Ф.Б.Растрелли (1700-1771); Малый Эрмитаж (1764–1769), возведенный Ж.Б. Валлен - Деламотом (1729-1800); Большой или Старый Эрмитаж, украсивший набережную Невы в 1787. Эрмитажный театр (1783–1789) и Новый Эрмитаж (1842–1851), спроектированный представителем стиля неогрек, баварским архитектором Лео фон Кленце. Зданием, специально предназначенным для хранения художественных коллекций можно считать Малый Эрмитаж, выстроенный по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена (1730-1801) и Ж.- Б. Валлен-Деламота (1729-1800) рядом с Зимним дворцом. Здание Малого Эрмитажа, или «Ламотова павильона», как и все остальные здания этого музейного комплекса, само является уникальным явлением: с присущей сдержанностью и простотой архитектурного решения оно является выдающимся произведением раннего классицизма. Создавая Малый Эрмитаж, архитекторы стремились удачнее соотнести фасад этого павильона с фасадом Зимнего дворца. Высота крыш, расположение окон, сильно выступающие карнизы над бельэтажем должны были создать единые линии, которые связывали разные по протяженности и оформлению здания в стройный ансамбль. Название этого здания – «Эрмитаж» - связано с его первоначальным назначением, здесь проходили дворцовые приемы особого, интимного плана. Екатерина II (1762-1796) приглашала сюда избранный, узкий круг друзей и приближенных, подчеркивая непринужденный, неофициальный характер приемов. От французского слова l’hermitage, то есть «приют отшельника», позже и весь музей получили название «Эрмитаж». «Эрмитаж обширен и необозрим. Его бесконечные анфилады текут как русские реки, а залы раскинулись, как необъятные равнины моря», - писал о музее искусствовед  М.Алпатов. Хочется более подробно остановиться на истории Нового Эрмитажа, здания, которое было спроектировано специально как музейное. В более ранний период коллекции Эрмитажа, условной датой основания которого считается 1764 год, размещались в дворцовых помещениях, приспособленных для экспонирования художественных произведений. «Императорский музеум» (1839 - 1852), как именовался Новый Эрмитаж, открытый в столице 5 (17) февраля 1852 года, был детищем императора Николая I (1825-1855). Желание Николая I создать художественную сокровищницу, призванную приумножить славу Российской державы, организовав «музеум»  в полном соответствии с принципами музейного строительства  в Европе, что нашло отражение в решении изменить название музея и Указом от 21 сентября 1850 года было предписано: «Музей впредь именовать Новым Эрмитажем». Путешествуя в 1838 году по Германии, император посетил в Мюнхене Старую Пинакотеку и Глиптотеку – музеи, которые отвечали передовым для той эпохи взглядам на коллекционирование и экспонирование памятников культуры. В известном баварском архитекторе Лео фон Кленце (1784-1864), по проектам которого были возведены здания, Николай I нашёл зодчего, способного претворить в жизнь идею создания первого публичного музея в Петербурге. Осуществление задуманного император начал незамедлительно, одновременно с восстановлением после сокрушительного пожара 1837 года Зимнего дворца, который вызвал необходимость не только воссоздавать интерьеры, но и сооружались новые. В 1838 году российский император Николай I привлек немецкого архитектора к строительству  «Императорского музеума» - первого в России здания, специально предназначенного для хранения и публичной демонстрации художественных коллекций. Трудность задачи, поставленной перед архитектором, заключалась в том, что музей нужно было возвести в непосредственной близости от Императорского дворца и предназначался для размещения самых разных коллекций: не только живописи и скульптуры, но и античных памятников, рисунков, гравюр, резных камней. Музей предстояло построить между Малым Эрмитажем и Зимней канавкой, снеся все здания, в том числе и Большой Эрмитаж, и корпус «Лоджий Рафаэля». По замыслу Кленце новое здание должно было в плане представлять замкнутый прямоугольник с тремя корпусами залов, параллельными набережной Невы и Миллионной улице, с соединенными по бокам дополнительными помещениями. Центральная анфилада включала три зала с верхними световыми фонарями, так называемые «Итальянские просветы» и параллельные галереи. Три внутренние двора обеспечивали боковое освещение в залах. Главный фасад здания был ориентирован на Неву, а парадный подъезд находился со стороны Миллионной улицы. На первом этаже должны были расположиться античные коллекции, экспозиции рисунков и гравюр, а также библиотеки. Поднявшись по широкой лестнице на второй этаж через Галерею древней живописи посетитель попадает в залы живописи испанской, итальянской и фламандской школ. Поскольку баварский  зодчий мог приезжать в Петербург лишь время от времени. за одиннадцать лет он побывал в Петербурге семь раз, была создана Особая комиссия, которая корректировала проект и осуществляла руководство работами. В нее вошли известные отечественные архитекторы: В.П.Стасов (1769–1848), А.П.Брюллов (1798–1877) и Н.Е.Ефимов (1799–1851). Окончательный вариант проекта и сметы были утверждены в сентябре 1840 года. В 1839 - 40 годах был разработан план, строительство велось до 1852 года. Интерьер, задуманный Л. фон Кленце как преддверие картинной галереи, призван был напомнить посетителю историю Античного искусства. Стены залов декорированы восьмьюдесятью картинами, выполненными восковыми красками на сюжеты древнегреческих мифов и литературных источников, выполненными  художником  Г. Хильтеншпергером. На сводах разместили  барельефные портреты мастеров искусства, среди которых и самого  мы можем увидеть портретное изображение Лео фон Кленце. Здание должно было в деталях повторять нереализованные проекты архитектора - здание Пантехниона  - Музейного здания для Афин (1834) и здание королевской резиденции. Оба этих проекта отражали намерение архитектора, посетившего Афины, создать новый тип архитектуры, противоречащей, как он отмечал «сухой и, академической, подобно машине монотонной структуре групп зданий». Сочетание групп архитектурных деталей, создающее живописные группы он рассматривал «как самую главную из задач, которую мог бы перед собой поставить архитектор». Император запретил разрушение здания Старого Эрмитажа, и строительство началось в 1842 году. Архитекторы встали перед сложной задачей создать рабочие чертежи здания по эскизным наброскам Кленце. Однако работу к 1851 году оказалось возможным завершить. Впервые в современной архитектуре у Кленце появился мотив группы атлантов, несущих поперечные балки. Главный вход в Новый Эрмитаж фон Кленце предложил оформить десятью фигурами атлантов, прототип которых стали фигуры, когда-то размещавшиеся на фасадах древнего храма Зевса в Акраганте (на Сицилии), построенном в V веке до н. э. Архитектор хотел выполнить атлантов из красного гранита, по его рисункам скульптор И. Гальбиг в Мюнхене даже успел выполнить модель, присланную в Петербург.  Скульптор А.И. Теребенев (1815-1859) участвовал в восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года, его резцу принадлежат две декоративные аллегорические статуи Иорданской лестницы Зимнего дворца - «Мудрость» и «Правосудие» и фигурки путти над окнами этой лестницы. Для расширенной архитектором В. П. Стасовым «Галереи 1812 года» и  «Фельдмаршальского зала» Зимнего дворца. Но В. П. Стасов предложил использовать для фигур серый сердобольский гранит, а скульптор Александр Иванович Теребенёв в 1846 году значительно переработал оригинальный замысел. Его вариант и был принят к исполнению. Вытёсыванием каменных фигур занимались сто пятьдесят человек, но окончательную отделку фигур производил сам скульптор, он лично занимался лицами атлантов. К 1 сентября 1848 года атланты были готовы и установлены на свои места, работа удовлетворила фон Кленце. Он отметил, что «красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и точность работы не оставляют желать ничего лучшего», а также, что эти атланты «в отношении подлинной художественной ценности красоты во многом превосходят как гранитные монолиты колоссов египетских фараонов... так и всё известное в том же роде». Двадцать восемь статуй на фасаде Нового Эрмитажа изображают мастеров искусств Древнего мира, на  латыни указаны их имена. По сторонам от портика входа установлены шесть скульптур, по три с каждой стороны. Западная часть Нового Эрмитажа была отдана под экспозицию античной скульпторы, восточная - под библиотеку и кабинет рисунков. Поэтому, если стоять к зданию лицом, то справа налево у стены первого этажа Рафаэль Морген - итальянский гравёр, скульптуру которого выполнил Н. А. Токарев и  немецкий историк Античного искусства Иоганн Иоахим Винкельман , изображенный скульптором Н. А. Устиновым.  Рядом расположились герой древнегреческого мифа Дедал (автор  Н. А. Устинов), древнегреческий скульптор Смилид (авторы  В. И. Демут - Малиновский и А. И. Теребенёв), древнегреческий скульптор и литейщик Онат (В. И. Демут - Малиновский и А. И. Теребенёв), итальянский гравёр Марк Антонио Раймонди, (автор - Н. А. Токарев). На выступах - консолях второго этажа можно увидеть великих художников Нового времени: Альбрехта Дюрера (1471-1528), Питера Пауля Рубенса (1577-1640), Вечеллио Тициана (1473-1576). На треугольном фронтоне над входом в Новый Эрмитаж со стороны Зимней канавки, помещен барельеф А. И. Теребенёва "Власть, покровительствующая искусству" из покрытого медью цинка. В 1844 году «Строительная комиссия по возведению «Императорского музеума» поручает Теребеневу выполнение сложнейшей задачи - создания десяти огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы. Уже в 1845 году Александр Теребенев был удостоен за глиняную модель атланта звания академика, но лишь в 1849 году замысел скульптора был воплощен в граните. С подобными работами русские резчики никогда не сталкивались. «Я занят колоссальными моделями ваятельных работ и в первый раз вводимом в России производством оных из сердобольского гранита», - напишет Теребенев в октябре 1845 года. Серый сердобольский гранит добывался у берегов Онежского озера. В цокольном этаже Малого Эрмитажа были устроены мастерские, где в течение года Теребенев обучал более сотни помощников – мастеровых. Затем эти резчики принялись за исполнение фигур атлантов из гранита по отлитой из алебастра модели. Каждому «было назначено свое дело к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги», - писал скульптор. На трех из десяти статуй выбито: «работ: Александр Теребенев 1849 г.». Образы мифологических героев трактованы скульптором достаточно необычно: ни покорности, ни тени физического страдания, вызванного непосильным бременем, не заметим мы в атлантах Теребенева. Спокойная уверенная поза, в ней ощутима потенциальная динамика: согнутые в локтях руки, словно готовы разогнуться, склоненные головы резко подняться, сомкнутые ноги готовы оторваться от земли и двинуться вам навстречу... Гиганты полны внутренней силы, их тяжкая ноша им по плечу. У поэта А. Городницкого есть хрестоматийные строки:

«Когда на сердце тяжесть и холодно в груди

К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди

Там без питья и хлеба, забытые в веках


Атланты держат небо на каменных руках…»

Нельзя не признать и чрезвычайно активную созидательную деятельность императора Николая I как в области культуры в целом, так и в деле формирования коллекции Нового Эрмитажа. Благодаря его приобретениям Эрмитаж пополнился немалым числом шедевров из знаменитых европейских коллекций. Ему музей обязан и обширным собранием скульптуры, которую император, путешествуя по Италии, покупал и заказывал известнейшим скульпторам , изделиями из цветного камня, создававшимися русскими мастерами камнерезного дела для украшения залов Нового Эрмитажа и составившими в итоге собрание, исключительное по размерам и художественному качеству. Уже в декабре 1852 года, когда экспозиция музея упорядочилась, Николай I распорядился: «…заказать академику Ухтомскому и художникам Гау и Премацци рисунки внутренностей Нового Эрмитажа». Благодаря увражу, составленному из акварелей, выполненных этими художниками,   мы можем представить, как выглядели  залы музея, увидеть его первую экспозицию. Константин Андреевич Ухтомский (1818–1881) окончил Петербургскую Академию художеств и получил звание архитектора. Однако строил мало и больше прославился своими акварелями. Известность пришла к нему в 1838 году, когда он получил премию за «Перспективные виды комнат в Александрии», созданной в Петергофе частной резиденции Александры Федоровны, жены Николая I. В 1843 году он получил звание академика, а с 1850 по 1859 год состоял хранителем музея Академии художеств. Эдуард Петрович Гау (1807–1887) родился в Ревеле (Таллинне), учился в Академии художеств в Дрездене, с 1840 года жил в Петербурге и совершенствовался в изображении перспективных видов дворцовых интерьеров. В 1854 году за участие в подготовке увража, посвященного Новому Эрмитажу, Советом Академии художеств был избран академиком. Луиджи Премацци (1814–1891) окончил Миланскую Академию художеств и в 1848 году он оказался учителем рисования в доме князя С.С.Гагарина в Петербурге.  Трудно переоценить важность заказа государем акварелей, запечатлевших музейные интерьеры. Виды, исполненные художниками Константином Андреевичем Ухтомским, Эдуардом Гау и Луиджи Премацци, составили уникальный увраж. Новый Эрмитаж, второй после Кунсткамеры Петра I публичный российский музей, стал первым художественным музеем в России, открывшимся для публики. Это крупнейшее событие в русской культурной жизни знаменовало собой важнейшую веху на пути к просвещению общества. На первом этаже Нового Эрмитажа разместилась коллекция Античной скульптуры. Здесь собраны римские статуи, являющиеся копиями древнегреческих шедевров. Зал Диониса (Зал № 109) назван по имени статуи древнегреческого бога виноградарства и виноделия Диониса. Цвет стен этого зала напоминает красное виноградное вино и выгодно оттеняет белизну мраморной скульптуры. Сатир, лесной демон и спутник бога вина и веселья Диониса, представлен в виде обнаженного юноши, стоящего в томной позе. Сатиры - лесные божества или демоны плодородия, составляющие вместе с силенами свиту Диониса. Они покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие, символом их неиссякаемого плодородия является фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад. Сатир, лесной демон, спутник бога вина и веселья Диониса, был представлен Праксителем (390-330 гг. до н.э.) в виде обнаженного юноши, на звериную сущность которого намекают острые уши, почти скрытые пышной прической, и чуть раскосые глаза. Сатир, отдыхая, стоит в томной позе, опираясь не столько на левую ногу, сколько на пень, который придает фигуре устойчивость. Радость бытия, любование красотой, наслаждение, как цель жизни лежало в основе философии гедонизма, которая в IV в. до н.э. распространилась среди части греческого общества, восхищавшейся ясной гармонией прекрасных образов Праксителя. На его звериную сущность намекают лишь острые уши и чуть раскосые глаза. Римская копия выполнена по оригиналу Праксителя  и приобретена  из собрания князей Голицыных. В зале находится шедевр античного собрания - скульптура «Венеры Таврической», купленная Петром I задолго до создания Эрмитажа. Римская декоративная скульптура украшала сады и библиотеки, галереи и портики. Собрание археолога-любителя маркиза Кампана, приобретенное в 1861 года в Италии, чрезвычайно обогатило античные коллекции Эрмитажа. Джан Пьетро Кампана, директор Римского ломбарда, разорился в результате огромных трат на коллекционирование. Он был обвинен в растрате средств ломбарда и приговорен судом к двадцати годам каторги с конфискацией имущества в счет уплаты долгов. Общественное мнение было на стороне «бедного маркиза», которого погубила любовь к искусству,  наказание было заменено вечным изгнанием. Правительство  папы римского предоставило особые права директору Эрмитажа С.А. Гедеонову, который отобрал до распродажи собрания свыше 500 ваз, около 200 бронз, многочисленные мраморные скульптуры. Большая часть коллекции Кампана была приобретена правительством Франции при личном участии Наполеона III. Античные скульптурные портреты, статуи девяти муз, статуя Юпитера, рельеф с изображением гибели Ниобид стали украшением Эрмитажа. Собрание музея пополнилось интереснейшими этрусскими памятниками, италийскими и аттическими вазами и бронзами, в том числе знаменитой «Царицей ваз». Вместе с древностями были куплены фрески, выполненные учениками Рафаэля, которые раньше  украшали одну из вилл на Палатинском холме в Риме. Зал Юпитера (зал № 107), где представлено искусство Древнего Рима I - IV веков, назван также  по имени статуи, также поступившей из коллекция маркиза Кампана. В правой руке верховного бога Юпитера статуэтка богини Победы -  Виктории. Ранее это изваяние находилось на загородной вилле римского императора Домициана. Скульптура Юпитера, помещенная в зале, названном в его честь, прибыла из Италии в 1861 году, когда строительство Нового Эрмитажа еще не было завершено. Этот памятник уникален как по своим размерам, так и по художественным качествам. Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Монумент достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн. Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых Дженкинсом на вилле императора Домициана. Скульптура Юпитера была создана римским мастером эпохи императоров Флавиев (96-69 гг.). В древности статуя Зевса, выполненная Фидием для храма Зевса в Олимпии,  но не дошедшая до наших дней, считалась одним из чудес света. Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка римских богов -  Юпитер. В «Зале Геракла» (Зал № 114) находится статуя «Отдыхающий Сатир» – копия скульптуры великого греческого ваятеля Праксителя (около 390 г. до н.э.-330 г. до н.э.). Современное название зала определили выставленные здесь многочисленные статуи древнегреческого героя  Геракла. Экспозиция посвящена искусству Древней Греции периода поздней классики ( IV в. до н.э.) и эллинизма (III в. до н.э.). О творчестве знаменитых скульпторов этой эпохи - Праксителя, Скопаса и Лисиппа - дают представление копии римского времени. Здесь портреты  знаменитого греческого философа Сократа, выполненные с оригинала Лисиппа и политического деятеля Демосфена работы Полиевкта. Одним из интереснейших экспонатов «Зала Афины» (Зал № 112) является сама Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел. Статуя богини работы римских мастеров II века выполнена по греческому оригиналу конца V в. до н. э., она поступила в Эрмитаж в 1862 году из коллекции маркиза Кампана. Всё в богине, начиная с появления на свет, было удивительным: все богини имели божественных матерей, Афина одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью бога Океана - Метидой. Громовержец проглотил беременную супругу, когда она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит Зевса власти. Скоро у громовержца нестерпимо разболелась голова, боль не проходила, и попросил он бога - кузнеца Гефеста ударить его кузнечным молотом по голове. Тогда  из расколовшейся головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, вышла дева в одежде воина и с копьем в руке, глаза прекрасной и величественной богини светились мудростью. Искусство архаического и раннеклассического периода VIII - начала V в. до н. э  представлено глиняными сосудами IX—VIII вв. до н. э. с геометрическим узором, нанесенным черной или красновато - бурой краской. Иногда этот орнамент, расположенный горизонтальными полосами, включает геометризированные изображения животных, птиц и человека. Коринфские вазы «коврового» стиля, орнамент которых напоминает восточную ткань, в VII—VI вв. до н. э. славились по всему Средиземноморью. В Афинах, одном из крупнейших центров греческого ремесла, в VI в. до н. э. господствовала так называемая чернофигурная техника: на оранжевую поверхность глиняного сосуда наносился черный силуэт, детали прорабатывались резцом, а также пурпурной и белой краской. Чернофигурные сосуды, представленные в коллекции, весьма декоративны: сверкающая черная краска, часто называемая лаком, выделяется на покрытом прозрачной глазурью фоне цвета естественной глины. К концу VI - началу V в. до н.э. чернофигурный стиль сменяется краснофигурным: фон покрывается черным лаком, а фигуры оставляются в цвете глины, все детали прорисовываются кистью или пером. Такой способ убедительно передавал многофигурные композиции мифологических, эпических и жанровых сцен, украшающих обычно поверхность аттических сосудов. Некоторые вазы сохранили имена своих создателей, большая чаша для вина имеет надписи: "Гисхил сделал", "Эпиктет расписал". На сосуде - псиктере надпись: "Евфроний расписал".
Евфроний в 30-х годах VI в. до н.э. стал работать в краснофигурном стиле: на черном сияющем фоне изображались светло-красные силуэты. Этот мастер любил сюжетные композиции, заставлял своих героев обмениваться репликами, размышлять, «разговаривать». Конечно, речи эти были весьма лаконичны: нечто вроде пояснительных подписей, но они оживляли рисунок, делали его более интимным. Знаменитая  « Пелика с ласточкой» не была подписана Евфронием, но рисунок на вазе подтверждает авторство: характерны для манеры автора выразительные жесты, смелость, с какой художник разворачивает плечи, головы своих персонажей. На одной стороне пелики Евфроний изобразил двух мужчин сидящих на складных табуретах, ещё совсем юного и мужчину с бородой. Они оба повернулись, подняв вверх головы.  смотрят на ласточку, указывая на неё. «Ласточка, вот она, ласточка!», - словно произносит один. «Да, клянусь Гераклом!»,- отвечает другой. Им вторит стоящий рядом с бородатым мужчиной мальчик. Подняв руку вверх, он в восторге кричит: «Скоро весна!». Весной молодые атлеты выходят на стадион помериться силой, поразмять мускулы. На другой стороне своей весенней  пелики  Евфроний изобразил двух обнажённых борцов. Упершись лбами, сцепившись руками, они пытаются положить друг друга на лопатки. Да, это Евфроний! Его почерк, его стиль. Эрмитажный экземпляр пелики - один из семи дошедших до нас подписных сосудов этого прославленного греческого мастера конца VI — начала V в.  до н. э. Евфронию приписывается и знаменитая «Ваза с ласточкой», где на одной стороне вазы сохранилась любопытная надпись: «Расписал Евфимид, сын Полия, как Евфроний никогда бы не мог!».  В Эрмитаже хранится большая коллекция разнообразных греческих расписных сосудов , которые сегодня принято называть вазами. Зал архаики (зал № 111) расположен на первом этаже Нового Эрмитажа, направо от парадного входа, украшенного знаменитыми статуями атлантов.  Самые ранние выставлены в  «Зале архаики», архаическим периодом ученые называют время с конца VIII  до. н. э. до начала V века до нашей эры. Нынешний «Зал архаики» сначала предназначался для библиотеки. Поэтому, в соответствии с замыслом автора проекта немецкого архитектора Лео фон Кленце, в полукруглых люнетах -обрамленных сводами завершениях стены, напротив окон, размещаются круглые медальоны с профилями древних и христианских философов, чьи сочинения следовало здесь хранить.  Зал роскошно отделан: искусственный мрамор -  стюк нарядного красного цвета украшает стены, цветной камень цоколи стен, пол и наличники мозаичных дверей, орнаментальная роспись покрывает карниз и сводчатый потолок.

Большая часть греческих ваз, выставленных в «Зале архаики», была приобретена у коллекционеров XIX и начала XX века. Превосходные образцы ранних ваз поступили из собраний маркиза Джан Пьетро Кампана и итальянского антиквара, доктора медицины Пиццати, а также знаменитого русского собирателя Михаила Петровича Боткина. Вместе с коллекцией графа и графини Лаваль в Эрмитаж попали лучшие ранние коринфские сосуды. Несколько геометрических ваз, принадлежавших Генриху Шлиману и переданных им для музея «Училища технического рисования барона Штиглица», поступили из этого учебного заведения в 1924 году. В наши дни собранные и выставленные вместе эти произведения открывают для нас мир греческой Античности, о чем писал поэт Аристофан: 

«Твое рожденье и судьбу прославлю я.

В круговращенье колеса гончарного

Возникнув, споришь ты с сияньем солнечным…»   

«Я входил в Эрмитаж, как в хранилище человеческого гения . В Эрмитаже я впервые , ещё юношей , почувствовал счастье быть человеком и понял , как человек может быть велик и хорош…”- писал Константин Паустовский в «Золотой розе». Эрмитаж  - удивительный мир , полный чудес и загадок. он хранит в своих стенах около двух миллионов семисот тысяч произведений искусства , которые охватывают период от первобытного общества до современности. Эрмитаж  занимает семь зданий, под его экспозиции отведено более трёхсот пятидесяти залов, цифровые данные.  связанные с Эрмитажем.  носят астрономический характер.

Поистине, как писал Паустовский, Эрмитаж «обширен и необозрим , как наша страна… его бесконечные анфилады текут , как русские реки , а его залы раскинулись , как необъятные равнины и моря».Среди музеев мира найдется немного таких , которые могли бы поспорить с Эрмитажем объёмом и многообразием своих коллекций

Литература:

1. Воронихина А.Н. Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца в акварелях и рисунках художников середины XIX века. - М., Искусство, 1983.

2. Гервиц М. Лео фон Кленце и Новый Эрмитаж в контексте современного музейного строительства. СПб,  Изд. Эрмитаж,2003

2.Люлина Р.Д. Новый Эрмитаж // Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Л., 1990. Пиотровский Б.Б. История Эрмитажа: краткий очерк: материалы и документы. М., 2000

3.Пиотровский Б.Б. Эрмитаж. История и современность.- М., Искусство. 1990.

4.Работы Лео Кленце в Эрмитаже. К 200-летию со дня рождения архитектора. / Сост. Гервиц М.В., Семенова Т.Б., Асварищ Б.И. Л., Аврора.1984.

5.Соколова Т.М. Здания и залы Эрмитажа. Л., Изд., Эрмитаж. , 1982

 6.История строительства и архитектура зданий. Ред. Б.Б. Пиотровский. Л.,Искусство, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс

Демо-тест  к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII  века" для 7 класса.  Перед и...

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Выступление на курсах повышения квалификации учителей истории по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"

Представляю презентацию к выступлению по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"...

Тематическое планирование 6 - 9 класс история России без всеобщей истории по новым требованиям

Тематическое планирование история России отдельно от всеобщей истории по современным требованиям...

Ответы на задания к ОГЭ ФИПИ история (раздел "Новейшая история")

Разработка представляет собой ответы на задания открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по истории (раздел "Новейшая история"). Материал может пригодиться как учителям, так и учащимся при подгото...