Главные вкладки

    Методическая разработка по музыке (7 класс) по теме:
    Синтез искусств

    Радионова Елена Юрьевна

     

    Урок-усвоение новых знаний.

     

    Цели урока                  Образовательная: сформировать понятие синтез искусств, ознакомление со значением музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах искусства; знакомство с представителями разных видов искусства: композитором А.Н.Скрябиным, его известными музыкальными произведениями; художником М.А.Врубелем, художником и композитором М.К.Чюрлёнисом, поэтом А.А.Блоком; знакомство с жанром «мистерия»; вокально-хоровым репертуаром: М.М.Ипполитов-Иванов «Все склоны…» (Японская поэзия).                                                                          

     

                                           Развивающая: продолжить формирование умений и навыков в музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пение; формирование умений и навыков сравнительного анализа музыкально-художественных произведений; развитие у учащихся самостоятельного образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти.

     

                                           Воспитательная: воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуального и эмоционально-ценностного отношения к музыке, способности оценивать окружающий мир по законам красоты, навык коммуникативного общения и самостоятельного музыкального самообразования, поддержание устойчивого интереса к изучению музыки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    muzyka_7_klass_sintez_iskusstv.doc105 КБ
    muzyka_7_klass_sintez_iskusstv.pptx981.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыка  7 классе

                                    

    Тема        Синтез искусств.

    Тип урока        урок-усвоение новых знаний.

    Цели урока        Образовательная: сформировать понятие синтез искусств, ознакомление со значением музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах искусства; знакомство с представителями разных видов искусства: композитором А.Н.Скрябиным, его известными музыкальными произведениями; художником М.А.Врубелем, художником и композитором М.К.Чюрлёнисом, поэтом А.А.Блоком; знакомство с жанром «мистерия»; вокально-хоровым репертуаром: М.М.Ипполитов-Иванов «Все склоны…» (Японская поэзия).                                                                          

            Развивающая: продолжить формирование умений и навыков в музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пение; формирование умений и навыков сравнительного анализа музыкально-художественных произведений; развитие у учащихся самостоятельного образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти.

            Воспитательная: воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуального и эмоционально-ценностного отношения к музыке, способности оценивать окружающий мир по законам красоты, навык коммуникативного общения и самостоятельного музыкального самообразования, поддержание устойчивого интереса к изучению музыки.

    Оборудование:        

    Для учителя:        Фортепиано, музыкальный центр, проектор, компьютер

    Музыка А.Скрябина.  

    Портреты А.Скрябина, А.Блока, М.Чюрлёниса.

    Репродукции «Царевна-лебедь» М.Врубеля; «Мистерия» Д.Алслога; «Фуга», «Соната моря» М.Чюрлениса; картина «Одинокий парус» Инны Поповой.  

    «Дерево ассоциаций» с цветными листочками.

    Песня: М.М.Ипполитов-Иванов «Все склоны…» (Японская поэзия).  

    Для учащихся:         Распечатанные слова песни М.М.Ипполитова-Иванова «Все склоны…» (Японская поэзия).  

    Кроссворд.

    Ход урока:            1 этап  Организационный.

                                   2 этап  Актуализация опорных знаний.

                                   3 этап  Объяснение нового материала.

                                   4 этап  Творческое задание и отработка музыкально-практических ЗУН.

                                   5 этап  Закрепление новых знаний.

                            6 этап  Домашнее задание.

    Синтез искусств.

    А. Дольский         Прозвучала авторская песня Александра Дольского «Прощай 20 век».

    «Прощай 20 век»        Немного найдется в истории столетий, которые были бы столь же насыщены потрясениями – созидательными и разрушительными.          - Давайте вместе вспомним, что принес нам 20 век?

    - Полет в космос Юрия Гагарина, появление компьютера, интернета, ядерного оружия, СПИДа, изобрели пинициллин…..

    - А чем ознаменовал себя 20 век в музыкальной культуре?

    - Появился джаз, мюзикл, рок-опера, из живописи  в музыку пришел импрессионизм, из поэзии символизм. Разные виды искусства: музыка, живопись, поэзия, театр, архитектура соединяются, объединяются в единое целое, образуя синтез искусства.

    Тема урока -          Синтез искусств.

                    Эпиграф:       «Нации погибают или процветают в соответствии    с тем, гибнут или процветают Поэзия, Живопись,

                                    Музыка».                                 Уильям Блейк.

    «Россия – молодая страна, и культура ее – синтетическая культура. Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте;.. прозаик о поэте и поэт о прозаике… Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы друг от друга -  философия, религия, общественность, даже политика. Вместе они и образуют мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры».                                         А.Блок

    Александр Блок этими словами ясно дает понять, в какой тесной взаимосвязи друг с другом находятся живопись, поэзия, музыка в начале 20 века.

    Художники часто черпают вдохновение у родственных муз. Примеров тому множество:

    композитор Александр Скрябин писал стихи, упражнялся в философии;

    поэт Борис Пастернак сочинял музыку;

    музыкант Феликс Мендельсон серьезно занимался живописью, поэзией, классической философией;

    Микалоюс Чюрленис писал музыку и картины.

    Большое место занимала музыка в поэзии А.Блока (1880-1921). Для него понятие «музыка» становится синонимом истины, света, добра.

    Я никогда не понимал

    Искусства музыки священной,

    А ныне слух мой различал

    В ней чей-то голос сокровенный.

    Я полюбил в ней ту мечту

    И те души моей волненья,

    Что всю былую красоту

    Волной приносят из забвенья.

    Под звуки прошлое встает

    И близким кажется и ясным:

    То для меня мечта поет,

    То веет таинством прекрасным.    

                                    1901год.

    А художники? Стремились ли они уловить краски музыки?

    Многие живописцы мечтали, чтобы в их картинах звучала музыка. Например, герои Михаила Врубеля (1856-1910) словно сошли с оперной сцены.

    «Царевна-лебедь»        Полотно «Царевна-лебедь» звучит как продолжение оперы Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане».Эта композиция была  навеяна его музыкой. Жена у М.Врубеля была оперной певицей и часто блистала в операх Римского-Корсакого.

    Портрет Чюрлениса                

        Взаимопроникновение музыки и живописи, синтез музыки и живописи наблюдается в работах Микалоюса Чюрлениса (1875-1911). Это литовский художник и композитор. Он хотел создать новый вид искусства – «зрелищную музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог. Мечта воплотилась в серии работ, имеющих музыкальные названия – прелюдия, фуга, соната моря.

    Фуга, соната        -  Что такое фуга?

    моря (анданте)        - Это многоголосное произведение, где все голоса одинаково важны.

     

    Картины Чюрлениса представляют собой сочетание символов,

    создающих волшебное «надреальное» царство.

    Как вы заметили, музыка отображается поэтами и живописцами не конкретно, а образно: через отражение в воде, движении моря, облаков, шуме ветра.

                    Музыка как образец совершенства и гармони проникает в живопись, архитектуру, поэзию, театр и даже влияет  на философские размышления.

    Портрет Скрябина                Оригинальная философия была у знаменитого русского композитора Александра Скрябина (1872-1914). Он считал, что искусство способно преобразить мир, людей, спасти человечество от зла:

                    О дивный образ божества,

                    Гармоний чистое искусство!

                    Царит всевластно на земле

                    Твой дух, свободный и могучий,

                    Тобой поднятый человек

                    Свершает словно подвиг лучший.

                    Придите все народы мира,

                    Искусству славу воспоем!

                    Эти стихи принадлежат самому композитору.

    Звучит Скрябин                Сейчас прозвучит один из популярных этюдов Скрябина, №12,  

    Этюд №12, соч. 8        Послушайте его внимательно, постарайтесь прислушаться к своим чувствам, может быть этот этюд вызовет в вашем воображении какие-то образы, картины?

    1. Какой характер был у музыки?
    2. Какие чувства может вызвать в душе у человека эта музыка?

    «Одинокий парус»        Одна моя ученица восьмиклассница, Инна Попова, принесла свою картину. Это её впечатления от 12 этюда Скрябина.

                            

                    Мечтая стать пианистом-виртуозом, Скрябин из-за продолжительных занятий «переиграл» правую руку и она оказалась полупарализованной. Врачи строят мрачные прогнозы. Скрябин сильно переживает случившееся, он пишет: «… в 20 лет развившаяся болезнь руки… Первая серьезная неудача в жизни… Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге… Ропот на судьбу…»

                    Огромное желание играть, сила воли и самодисциплина вернули Скрябина к роялю. На протяжении нескольких месяцев, каждый день по несколько часов Скрябин делал специальные упражнения. Вскоре в дневнике появилась другая запись: »Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». Консерваторию по классу фортепиано он окончил с золотой медалью.

                    А.Скрябин также стремился к синтезу искусств и объединил в своих сочинениях движения слов, красок, жестов, музыкальных звуков. Он создал образную систему цветного слуха:

            C dur (F dur) - красный

            G dur   оранжевый

            D dur  желтый

            A dur  зеленый

            E dur  голубой

            H dur  бледно-синий

            Fis dur  синий

            Dis dur  фиолетовый

            Es dur  стальной

            B        dur   с металлическим блеском

                    Если фортепианная музыка Скрябина позволяет «вслушиваться в себя», то симфоническая сфера  композитора раскрывает глобальные вопросы, философского характера: Скрябин по-прежнему верит в преобразующую силу искусства, в победу добра над злом.

                    В течение 10 лет Скрябин вынашивал замысел «Мистерии» - произведения, которое должно было выполнить миссию всеобщего духовного очищения.

    Репродукция                 Мистерия (от греческого тайна, таинство) – это музыкальный

    Мистерии        спектакль, театрализованное представление. Сюжеты Мистерий брались из Библии. В 13 веке представления Мистерий устраивались на городских площадях и продолжались в течение нескольких дней.

                    И вот, спустя сотни лет, в 20 веке возрождается Мистерия. По замыслу композитора она должна  объединить все народы мира и очистить их души от зла. Содержание ее фантастично и грандиозно одновременно:

                    Индия… Горы… Берег озера… Грандиозный храм с огромным куполом… Здесь собрались все народы... Нет публики, нет сцены. Здесь все – «посвященные». Белые одежды… Поют хоры… Звуки, краски слились в одно целое. Движущаяся архитектура. Лучи уходящего солнца. Сияние первых звезд… Отныне лишь всепобеждающая  сила Духа будет царить на Земле.

    Звучит симфония №1(Анданте)

             Попытайтесь одним, двумя словами выразить то, что испытали, чувствуете.

                    -…………………………………

                    А.Скрябин придумал новый «инструмент», который должен был излучать особые световые волны, при чем задолго до создания современной световой аппаратуры.

    Творческое задание

    Дерево цветовых                 - А вот вы, в какой бы цвет окрасили музыку Скрябина?

    Ассоциаций                -……………………………………….

    1. А если бы я вам предложила пофантазировать со вкусом? Приторный, кислый, соленый, терпкий, вязкий, сладкий…

    -………………………………………………

                    Мистерия так и не осуществилась. Жизнь Скрябина оборвалась внезапно: он умер от заражения крови 14 апреля 1915.

            Осиротела музыка. И с ней

            Поэзия, сестра, осиротела.

            Потух цветок волшебный у предела

            Их смежных царств…                        Вяч.Иванов

            

                    Но мы с вами знаем, что традиция синтеза искусств продолжается и сейчас. И сегодня мы разучим произведение, в котором  интересным образом сплетаются и поэзия, и музыка, и воображаемые зрительные картины и даже цвет с холодом.

    Разучивание, исполнение

    М.М.Ипполитов-Иванов                «Все склоны…» (Японская поэзия)                                                                          

    Подведение итогов:        1. Как звучит тема сегодняшнего урока?

            2.Что такое синтез искусств?

            

            Кроссворд «Синтез искусств»:

    1. Фамилия композитора, объединившего в своих сочинениях движения слов, красок, жестов, музыкальных звуков.
    2. Вид искусства.
    3. Ещё одна муза.
    4. Главная муза сегодня на уроке.
    5. Поэт, в поэзии которого музыка занимала большое место.
    6. Русский художник, автор знаменитой «Царевны лебедь».
    7. Театрализованное представление 13 века (не осуществившаяся мечта А.Скрябина).
    8. Литовский художник и композитор, создавший новый вид искусства – «зрелищную музыку».

                    Мне бы хотелось завершить наш разговор вечно актуальными строками В.Шекспира:

                            

                            Тот, у кого нет музыки в душе,

                            Кого не тронут сладкие созвучья,

                            Способен на грабеж, измену, хитрость;

                            Темны, как ночь, души его движенья…

    Звучит авторская песня Александра Дольского «Прощай 20 век».

    Дополнительный материал:

            Тяжелый виноград, и яблоки, и сливы –

            Их очертания отчетливо нежны –

            Все оттушованы старательно отливы,

            Все жилки тонкие под кожицей видны.

            Над грушами лежит разрезанная дыня,

            Гранаты смуглые сгрудились перед ней;

            Огромный ананас кичливо посредине

            Венчает вазу всю короною своей.

                                                    Георгий Иванов

    Из цикла

    Японские стихотворения

    Музыка М.Ипполитова-Иванова

    Слова Ти Монори

    Перевод А.Глускиной

    Все склоны там, у горочки, покрыты цветом вишни,

    Блестят, горят на солнышке, как мотылечка крылья.

    Девочки    P(пиано)                Мотылечка крылья.

    Мальчики        F(форте)        И вот мне кажется,

    Девочки    P - F         что белые цветы – не вишни лепестки,

    А просто снег!

    Вместе                        Да, снег… Да просто снег…

                     Да просто снег!

    4

    6

    и

    н

    т

    е

    з

    и

    с

    к

    у

    с

    с

    т

    в

    5

    2ж

    3

    8Ч

    ю

    7м

    4м

    р

    у

    б

    е

    л

    ь

    и

    н

    т

    е

    з

    и

    с

    к

    у

    с

    с

    т

    в

    к

    ы

    р

    5Б

    л

    о

    к

    я

    а

    б

    2ж

    и

    в

    о

    3п

    и

    с

    ь

    н

    о

    э

    8Ч

    з

    ю

    7м

    и

    с

    т

    е

    р

    и

    я

    я

    л

    ё

    н

    и

    с

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    АЛЕКСАНДР СКРЯБИН
    АЛЕКСАНДР БЛОК
    ЧЮРЛЁНИС «СОНАТА МОРЯ»
    Синтез искусств
    ЧЮРЛЁНИС «ФУГА»
    МИКАЛОЮС ЧЮРЛЁНИС
    ЯПОНИЯ
    ВРУБЕЛЬ «ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ»
    СРЕДНЕВЕКОВАЯ МИСТЕРИЯ

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    «Синтез искусств в эстетическом воспитании школьников»

      Введение……………………………………………………….3  Часть I.1.1  Историческое развитие форм синтеза искусств………....

    «Синтез искусств в художественно- эстетическом образовании XXI века»

    Формирование синестетического» восприятия музыки у учащихся 2 класса (на примере цикла внеурочных занятий «Детский ...

    Мозаика. синтез искусств.

    Материал прежназначен для уроков в 5 -8 классах. К 300 летию М.В. Ломоносова и его гениальному изобретению в изобразител...

    Презентация "Синтез искусств"

    В презентации указаны цели и задачи синтеза искуств, разделы тем в планировании, формы и методв проведения уроков, резул...

    "Синтез искусств - Храм"

    Конспект 2-х уроков по теме "Синтез искусств-Храм" по программе Г.П.Сергеевой "Искусство"....

    ИНТЕРЬЕР КАК СИНТЕЗ ИСКУССТВ В АРХИТЕКТУРЕ. ДВОРЦОВЫЙ ИНТЕРЬЕР.

    Конспект урока содержит большой исторический материал  об ансамбле Павловского дворца в г. Ломоносове,  кратки...

    открытие декады искусств и технологии

    данный материал предназначен учителям музыки в помощь открытия декады искусств ...

    Сценарий интегрированного мероприятия "Путешествие в страну Искусств"

    Сценнарий интегрированного мероприятия для ДШИ и ДМШ...