Синтез искусств
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

Радионова Елена Юрьевна

 

Урок-усвоение новых знаний.

 

Цели урока                  Образовательная: сформировать понятие синтез искусств, ознакомление со значением музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах искусства; знакомство с представителями разных видов искусства: композитором А.Н.Скрябиным, его известными музыкальными произведениями; художником М.А.Врубелем, художником и композитором М.К.Чюрлёнисом, поэтом А.А.Блоком; знакомство с жанром «мистерия»; вокально-хоровым репертуаром: М.М.Ипполитов-Иванов «Все склоны…» (Японская поэзия).                                                                          

 

                                       Развивающая: продолжить формирование умений и навыков в музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пение; формирование умений и навыков сравнительного анализа музыкально-художественных произведений; развитие у учащихся самостоятельного образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти.

 

                                       Воспитательная: воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуального и эмоционально-ценностного отношения к музыке, способности оценивать окружающий мир по законам красоты, навык коммуникативного общения и самостоятельного музыкального самообразования, поддержание устойчивого интереса к изучению музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_7_klass_sintez_iskusstv.doc105 КБ
Файл muzyka_7_klass_sintez_iskusstv.pptx981.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка  7 классе

                                

Тема        Синтез искусств.

Тип урока        урок-усвоение новых знаний.

Цели урока        Образовательная: сформировать понятие синтез искусств, ознакомление со значением музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах искусства; знакомство с представителями разных видов искусства: композитором А.Н.Скрябиным, его известными музыкальными произведениями; художником М.А.Врубелем, художником и композитором М.К.Чюрлёнисом, поэтом А.А.Блоком; знакомство с жанром «мистерия»; вокально-хоровым репертуаром: М.М.Ипполитов-Иванов «Все склоны…» (Японская поэзия).                                                                          

        Развивающая: продолжить формирование умений и навыков в музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пение; формирование умений и навыков сравнительного анализа музыкально-художественных произведений; развитие у учащихся самостоятельного образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти.

        Воспитательная: воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуального и эмоционально-ценностного отношения к музыке, способности оценивать окружающий мир по законам красоты, навык коммуникативного общения и самостоятельного музыкального самообразования, поддержание устойчивого интереса к изучению музыки.

Оборудование:        

Для учителя:        Фортепиано, музыкальный центр, проектор, компьютер

Музыка А.Скрябина.  

Портреты А.Скрябина, А.Блока, М.Чюрлёниса.

Репродукции «Царевна-лебедь» М.Врубеля; «Мистерия» Д.Алслога; «Фуга», «Соната моря» М.Чюрлениса; картина «Одинокий парус» Инны Поповой.  

«Дерево ассоциаций» с цветными листочками.

Песня: М.М.Ипполитов-Иванов «Все склоны…» (Японская поэзия).  

Для учащихся:         Распечатанные слова песни М.М.Ипполитова-Иванова «Все склоны…» (Японская поэзия).  

Кроссворд.

Ход урока:            1 этап  Организационный.

                               2 этап  Актуализация опорных знаний.

                               3 этап  Объяснение нового материала.

                               4 этап  Творческое задание и отработка музыкально-практических ЗУН.

                               5 этап  Закрепление новых знаний.

                        6 этап  Домашнее задание.

Синтез искусств.

А. Дольский         Прозвучала авторская песня Александра Дольского «Прощай 20 век».

«Прощай 20 век»        Немного найдется в истории столетий, которые были бы столь же насыщены потрясениями – созидательными и разрушительными.          - Давайте вместе вспомним, что принес нам 20 век?

- Полет в космос Юрия Гагарина, появление компьютера, интернета, ядерного оружия, СПИДа, изобрели пинициллин…..

- А чем ознаменовал себя 20 век в музыкальной культуре?

- Появился джаз, мюзикл, рок-опера, из живописи  в музыку пришел импрессионизм, из поэзии символизм. Разные виды искусства: музыка, живопись, поэзия, театр, архитектура соединяются, объединяются в единое целое, образуя синтез искусства.

Тема урока -          Синтез искусств.

                Эпиграф:       «Нации погибают или процветают в соответствии    с тем, гибнут или процветают Поэзия, Живопись,

                                Музыка».                                 Уильям Блейк.

«Россия – молодая страна, и культура ее – синтетическая культура. Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте;.. прозаик о поэте и поэт о прозаике… Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы друг от друга -  философия, религия, общественность, даже политика. Вместе они и образуют мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры».                                         А.Блок

Александр Блок этими словами ясно дает понять, в какой тесной взаимосвязи друг с другом находятся живопись, поэзия, музыка в начале 20 века.

Художники часто черпают вдохновение у родственных муз. Примеров тому множество:

композитор Александр Скрябин писал стихи, упражнялся в философии;

поэт Борис Пастернак сочинял музыку;

музыкант Феликс Мендельсон серьезно занимался живописью, поэзией, классической философией;

Микалоюс Чюрленис писал музыку и картины.

Большое место занимала музыка в поэзии А.Блока (1880-1921). Для него понятие «музыка» становится синонимом истины, света, добра.

Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А ныне слух мой различал

В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поет,

То веет таинством прекрасным.    

                                1901год.

А художники? Стремились ли они уловить краски музыки?

Многие живописцы мечтали, чтобы в их картинах звучала музыка. Например, герои Михаила Врубеля (1856-1910) словно сошли с оперной сцены.

«Царевна-лебедь»        Полотно «Царевна-лебедь» звучит как продолжение оперы Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане».Эта композиция была  навеяна его музыкой. Жена у М.Врубеля была оперной певицей и часто блистала в операх Римского-Корсакого.

Портрет Чюрлениса                

    Взаимопроникновение музыки и живописи, синтез музыки и живописи наблюдается в работах Микалоюса Чюрлениса (1875-1911). Это литовский художник и композитор. Он хотел создать новый вид искусства – «зрелищную музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог. Мечта воплотилась в серии работ, имеющих музыкальные названия – прелюдия, фуга, соната моря.

Фуга, соната        -  Что такое фуга?

моря (анданте)        - Это многоголосное произведение, где все голоса одинаково важны.

 

Картины Чюрлениса представляют собой сочетание символов,

создающих волшебное «надреальное» царство.

Как вы заметили, музыка отображается поэтами и живописцами не конкретно, а образно: через отражение в воде, движении моря, облаков, шуме ветра.

                Музыка как образец совершенства и гармони проникает в живопись, архитектуру, поэзию, театр и даже влияет  на философские размышления.

Портрет Скрябина                Оригинальная философия была у знаменитого русского композитора Александра Скрябина (1872-1914). Он считал, что искусство способно преобразить мир, людей, спасти человечество от зла:

                О дивный образ божества,

                Гармоний чистое искусство!

                Царит всевластно на земле

                Твой дух, свободный и могучий,

                Тобой поднятый человек

                Свершает словно подвиг лучший.

                Придите все народы мира,

                Искусству славу воспоем!

                Эти стихи принадлежат самому композитору.

Звучит Скрябин                Сейчас прозвучит один из популярных этюдов Скрябина, №12,  

Этюд №12, соч. 8        Послушайте его внимательно, постарайтесь прислушаться к своим чувствам, может быть этот этюд вызовет в вашем воображении какие-то образы, картины?

  1. Какой характер был у музыки?
  2. Какие чувства может вызвать в душе у человека эта музыка?

«Одинокий парус»        Одна моя ученица восьмиклассница, Инна Попова, принесла свою картину. Это её впечатления от 12 этюда Скрябина.

                        

                Мечтая стать пианистом-виртуозом, Скрябин из-за продолжительных занятий «переиграл» правую руку и она оказалась полупарализованной. Врачи строят мрачные прогнозы. Скрябин сильно переживает случившееся, он пишет: «… в 20 лет развившаяся болезнь руки… Первая серьезная неудача в жизни… Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге… Ропот на судьбу…»

                Огромное желание играть, сила воли и самодисциплина вернули Скрябина к роялю. На протяжении нескольких месяцев, каждый день по несколько часов Скрябин делал специальные упражнения. Вскоре в дневнике появилась другая запись: »Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». Консерваторию по классу фортепиано он окончил с золотой медалью.

                А.Скрябин также стремился к синтезу искусств и объединил в своих сочинениях движения слов, красок, жестов, музыкальных звуков. Он создал образную систему цветного слуха:

        C dur (F dur) - красный

        G dur   оранжевый

        D dur  желтый

        A dur  зеленый

        E dur  голубой

        H dur  бледно-синий

        Fis dur  синий

        Dis dur  фиолетовый

        Es dur  стальной

        B        dur   с металлическим блеском

                Если фортепианная музыка Скрябина позволяет «вслушиваться в себя», то симфоническая сфера  композитора раскрывает глобальные вопросы, философского характера: Скрябин по-прежнему верит в преобразующую силу искусства, в победу добра над злом.

                В течение 10 лет Скрябин вынашивал замысел «Мистерии» - произведения, которое должно было выполнить миссию всеобщего духовного очищения.

Репродукция                 Мистерия (от греческого тайна, таинство) – это музыкальный

Мистерии        спектакль, театрализованное представление. Сюжеты Мистерий брались из Библии. В 13 веке представления Мистерий устраивались на городских площадях и продолжались в течение нескольких дней.

                И вот, спустя сотни лет, в 20 веке возрождается Мистерия. По замыслу композитора она должна  объединить все народы мира и очистить их души от зла. Содержание ее фантастично и грандиозно одновременно:

                Индия… Горы… Берег озера… Грандиозный храм с огромным куполом… Здесь собрались все народы... Нет публики, нет сцены. Здесь все – «посвященные». Белые одежды… Поют хоры… Звуки, краски слились в одно целое. Движущаяся архитектура. Лучи уходящего солнца. Сияние первых звезд… Отныне лишь всепобеждающая  сила Духа будет царить на Земле.

Звучит симфония №1(Анданте)

         Попытайтесь одним, двумя словами выразить то, что испытали, чувствуете.

                -…………………………………

                А.Скрябин придумал новый «инструмент», который должен был излучать особые световые волны, при чем задолго до создания современной световой аппаратуры.

Творческое задание

Дерево цветовых                 - А вот вы, в какой бы цвет окрасили музыку Скрябина?

Ассоциаций                -……………………………………….

  1. А если бы я вам предложила пофантазировать со вкусом? Приторный, кислый, соленый, терпкий, вязкий, сладкий…

-………………………………………………

                Мистерия так и не осуществилась. Жизнь Скрябина оборвалась внезапно: он умер от заражения крови 14 апреля 1915.

        Осиротела музыка. И с ней

        Поэзия, сестра, осиротела.

        Потух цветок волшебный у предела

        Их смежных царств…                        Вяч.Иванов

        

                Но мы с вами знаем, что традиция синтеза искусств продолжается и сейчас. И сегодня мы разучим произведение, в котором  интересным образом сплетаются и поэзия, и музыка, и воображаемые зрительные картины и даже цвет с холодом.

Разучивание, исполнение

М.М.Ипполитов-Иванов                «Все склоны…» (Японская поэзия)                                                                          

Подведение итогов:        1. Как звучит тема сегодняшнего урока?

        2.Что такое синтез искусств?

        

        Кроссворд «Синтез искусств»:

  1. Фамилия композитора, объединившего в своих сочинениях движения слов, красок, жестов, музыкальных звуков.
  2. Вид искусства.
  3. Ещё одна муза.
  4. Главная муза сегодня на уроке.
  5. Поэт, в поэзии которого музыка занимала большое место.
  6. Русский художник, автор знаменитой «Царевны лебедь».
  7. Театрализованное представление 13 века (не осуществившаяся мечта А.Скрябина).
  8. Литовский художник и композитор, создавший новый вид искусства – «зрелищную музыку».

                Мне бы хотелось завершить наш разговор вечно актуальными строками В.Шекспира:

                        

                        Тот, у кого нет музыки в душе,

                        Кого не тронут сладкие созвучья,

                        Способен на грабеж, измену, хитрость;

                        Темны, как ночь, души его движенья…

Звучит авторская песня Александра Дольского «Прощай 20 век».

Дополнительный материал:

        Тяжелый виноград, и яблоки, и сливы –

        Их очертания отчетливо нежны –

        Все оттушованы старательно отливы,

        Все жилки тонкие под кожицей видны.

        Над грушами лежит разрезанная дыня,

        Гранаты смуглые сгрудились перед ней;

        Огромный ананас кичливо посредине

        Венчает вазу всю короною своей.

                                                Георгий Иванов

Из цикла

Японские стихотворения

Музыка М.Ипполитова-Иванова

Слова Ти Монори

Перевод А.Глускиной

Все склоны там, у горочки, покрыты цветом вишни,

Блестят, горят на солнышке, как мотылечка крылья.

Девочки    P(пиано)                Мотылечка крылья.

Мальчики        F(форте)        И вот мне кажется,

Девочки    P - F         что белые цветы – не вишни лепестки,

А просто снег!

Вместе                        Да, снег… Да просто снег…

                 Да просто снег!

4

6

и

н

т

е

з

и

с

к

у

с

с

т

в

5

2ж

3

8Ч

ю

7м

4м

р

у

б

е

л

ь

и

н

т

е

з

и

с

к

у

с

с

т

в

к

ы

р

5Б

л

о

к

я

а

б

2ж

и

в

о

3п

и

с

ь

н

о

э

8Ч

з

ю

7м

и

с

т

е

р

и

я

я

л

ё

н

и

с

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтез искусств

Слайд 2

АЛЕКСАНДР БЛОК

Слайд 3

ВРУБЕЛЬ «ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ»

Слайд 4

МИКАЛОЮС ЧЮРЛЁНИС

Слайд 5

ЧЮРЛЁНИС «ФУГА»

Слайд 6

ЧЮРЛЁНИС «СОНАТА МОРЯ»

Слайд 7

АЛЕКСАНДР СКРЯБИН

Слайд 8

СРЕДНЕВЕКОВАЯ МИСТЕРИЯ

Слайд 9

ЯПОНИЯ