Главные вкладки

    План-конспект урока музыки (6 класс) по теме:
    Урок в 6 классе по теме: "Жизненная сила музыки П.И.Чайковского".

    Конспект урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_v_6 klasse.docx29.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок в 6 классе

    Составила учитель музыки 1 категории МБОУ «СОШ № 2» г.Стерлитамака респ. Башкортостан

    Чернова Любовь Витальевна

    Тема:

     «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского.»

    Цель: Осознать силу музыки П. Чайковского , воспевающую красоту, богатство и силу ,

    человека ; красоту , богатство и силу самой жизни.

    Задачи:

    1 .Обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке Чайковского; 2.Понимание роли русского музыкального фольклора в творчестве композиторов -классиков;

    3.Совершенствование навыков исполнения музыки.

    Музыкальный материал : «Па - дет де» из б. «Щелкунчик»; «Танец маленьких лебедей» из б. «Лебединое озеро»; «Неаполитанская песенка» ; Финал симфонии №4; фрагмент концерта № 1 для фортепьяно с оркестром ; хор оп. «Евгений Онегин» ; М. Минков «Дорога добра». Хор «Отче наш»

    Ход урока.

    Музыкальное приветствие «Добрый день» Учитель:

    Тихо , тихо рядом сядем -Входит музыка в наш дом

    В удивительном наряде Разноцветном , расписном. И раздвинулись вдруг стены -

    Вся Земля видна вокруг Плещут волны речки пенной ,

    Чутко дремлют лес и луг Вдаль бегут степные тропки , Тают в дымке голубой... Это музыка торопит, И ведёт нас за собой. Учитель читает стихотворение на фоне звучания музыки «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

    Учитель:

    -        Ребята , чью музыку вы сейчас услышали ?

    1. А кто узнал откуда этот музыкальный фрагмент ?
    2. Сегодня мы ещё раз поговорим об этом композиторе и его удивительной музыке . И узнаем в чём сила музыки этого композитора ?

    1 .Рассказ о творчестве П. И. Чайковского .

    -        Есть не далеко от могучей реки Комы старый заводской город - Воткинск . За двести лет он разросся , но и сейчас там стоит огромный прославленный машиностроительный завод. Но город Воткинск знаменит не только заводом. В 1840 году 7 мая здесь в двухэтажном доме, в семье горного начальника родился Петя

    Чайковский, будущий композитор. Восемь лет он прожил в этом городе, в дружной, заботливой, сердечной семье. И сколько он себя помнил музыка всегда звучала вокруг него. Мать его Александра Андреевна замечательно играла на рояле и пела. Играл на флейте и пел отец. Музыке Пётр Ильич начал учиться в Петербурге.

    Позже уже в Москве Чайковский занялся педагогической работой и конечно же композиторской. Давно нет Петра Ильича , но память о нём будет вечно жива. В Москве в центре города есть улица и концертный зал, которые носят имя великого композитора. Есть в России и город - Чайковск. В нашей стране проводится конкурс имени П. И. Чайковского, на который приезжают музыканты из разных стран мира. С нами всегда его музыка, она радует и волнует людей всего мира. Она всегда искренна, всегда правдива.

    Слушайте музыку Чайковского, любите её, она сделает вас добрее, духовно богаче и чище.

    Не найти гениальней и проще Ритмов тех, что подскажет капель, Соловей, растревоженный в роще, Пастуха зоревая свирель... Всё впитается в чуткую душу И вернётся мелодией вдруг... Тихий мальчик из Воткинска слушал Звуки милой природы вокруг.

    С.Широбоков

    11 Основная часть

    Учитель:

    1. Вот вы сейчас узнали музыку П. И. Чайковского и сказали, что это фрагмент балета « Щелкунчик» А какие вы знаете ещё балеты у Чайковского?
    2. («Лебединое озеро», «Спящая красавица»)
    3. Верно. Послушайте пожалуйста стихотворение Маргариты Алигер и догадайтесь о каком произведении идёт речь.

    «Танец маленьких лебедей»

    помогая ходу истории, пробуждая совесть и честь, героические оратории и симфонии в мире есть. Но меж ними храня и милуя, Беззаветно любя людей, Существует улыбка милая-Танец маленьких лебедей.

    В беспросветные дни весенние И в дремучий, лютый мороз, После грозного потрясения, злых обид и черных угроз. Вдруг почувствуешь легче дышится И внезапно душе твоей Ни с того, ни с сего послышится Танец маленьких лебедей.

    Неожиданное спасение, Белый плеск лебединых крыл Зашумели ключи весенние Драгоценных душевных сил Дело доброе не забудется, И наказан будет злодей, До поры пока сердцу чудится Танец маленьких лебедей.

    Учитель:

    1. Вы догадались о каком музыкальном фрагменте идёт речь в этих стихах?
    2. А откуда этот фрагмент?
    3. Давайте его послушаем.

    Слушание. « Танец маленьких лебедей». Учитель:

    1. Нам теперь трудно представить, что музыка этого балета не вызвала у современников композитора воодушевления, даже писались такие отзыва: «бедность фантазии, однообразие тем и мелодии» и т. п. Но Чайковский работал , писал музыку и верил, что она завоюет сердца людей. Получилось ли у него это? Сегодня мы без труда узнаём многие его произведения.
    2. Пётр Ильич много путешествовал. Он был во Франции и Италии, в Америке и Германии. Слушал там народные песни, запоминал и обрабатывал их.

    Слушание « Неаполитанская песенка» Учитель:

    1. Композитор очень любил народное творчество, в своих симфонических произведениях он отражал эту любовь к народным песням.
    2. Сейчас вы услышите фрагмент Симфонии №4, где в основу темы финала , композитор положил мелодию хорошо знакомой вам русской народной песни. А какой вы мне скажите сами.

    Слушание. «Фрагмент финала Симфонии №4». Учитель:

    -        Кто узнал эту песню? (« Во поле берёза стояла»)

    -        Верно. А вот ещё фрагмент тоже знакомой вам музыки. Это концерт №1 для фортепиано с оркестром» В основу этой части легла народная песня. Какая?

    Слушание. «Фрагмент концерта №1»

    ( Украинская народная песня « Веснянка»)

    Учитель:

    -        Давайте вспомним эту песню.

    Исполнение

    Учитель:

    -        Кроме симфонической инструментальной музыки, балетов, Чайковский ещё написал много опер.

    -        Какие оперы вы знаете у Петра Ильича? («Евгений Онегин», « Пиковая дама»)

    1. Правильно. В число его опер входят и такие как « Орманская дева», «Мазепа», «Черевички». И др.
    2. Давайте послушаем хор из оперы « Евгений Онегин»
    3. « Уж как по мосту, мосточку ».

    Слушание. Хор из оперы «Евгений Онегин» Учитель:

    1. Узнали эту песню?
    2. Давайте её вспомним.

    Исполнение.

    -        Вот видите, как часто композитор обращается к народному фольклору. Как вы думаете почему?

    (Потому что он любил свою Родину; восхищался красотой русской природы; любил свой народ и его обычаи)

    1. Правильно
    2. И люди отвечали ему той же любовью. Сегодня сердца миллионов людей завоёвывает глубокая задушевность и красота его музыки, её яркий русский колорит, доступность.
    3. Вспомните историю, как знаменитый русский хирург С. Юдин, по его собственным словам, перед особо трудными операциями привык у себя в кабинете перелистывать страницы партитуры шестой симфонии П. И. Чайковского. Для чего он это делал?

    (для того , чтобы услышать внутри себя музык; ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, воля, мужество и спокойствие)

    1. Верно.
    2. Ребята, послушайте ещё произведение Чайковского и скажите какое чувство вызывает у вас эта музыка?

    Слушание. Хор « Отче наш» Чайковского

    Учитель:

    -        Какими словами можно охарактеризовать эту музыку? (Возвышенная, духовная, успокаивающая, душевная, молитва)

    -        Мы ещё раз убедились, что музыка этого композитора понятна и близка нам, потому что она вызывает в нас те эмоции, которые мы переживаем в жизни.

    Итог урока:


    -        В каких музыкальных жанрах писал композитор?

    ( Оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения, концерты, вокальные произведения)

    1. Понравилась ли вам музыка Чайковского?
    2. А кому что понравилось больше?
    3. Как вы думаете , в чём же заключается сила музыки Чайковского? Почему же мы спустя столько веков слушаем его музыку, узнаём, любим, понимаем?

    ( в доступности, искренности, тесной связи с жизнью, в стремлении к радости, к любви к человеку и к природе)

    1. Музыка играет огромную силу влияния на человека. Я надеюсь, что и ваши сердца затронула музыка Чайковского и вы с интересом будете слушать её и дальше. Ведь музыка этого композитора нас учит идти только по дорогам любви и добра.
    2. А сейчас давайте вспомним песню Минкова « Дорога добра»

    Исполнение песни

    -        В чём смысл этой песни?

    1. Как вы понимаете слова « Иди дорогою добра»? Вокально-хоровая работа.
    2. Ребята какому композитору мы посвятили наш урок?
    3. В чём же сила музыки этого композитора?

    Выставление оценок

    Д/задание: « Я попрошу вас сходить в библиотеку и подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве П. И. Чайковского »


    ТЕСТЫ   ПО     МУЗЫКЕ 5 класс.

    1.        Как называется песня без слов?

    а) романс,        6) серенада;       в) вокализ;        г) пьеса.

    2.        какому русскому поэту посвятил Г Свиридов кантату II часть которой
    называется «Поет зима, аукает»?

    а) Есенину;        6) Пушкину;      в) Лермовтову     г) Тютчеву.

    3.        Как называется пьеса, предназначенная к постановке на сцене,
    написанная для музыкальных жанров (например, оперы балет)?

    а) сценарий;      6) либретто,      в) роман;        г) сказка.

    4.        На какой ipyiine инструментов симфонического оркестра «играли»
    герои басни И. Крылова?

    а) деревянно-духовой;        6) медно духовой,      в) ударной;

    г) струшт-смычковой.

    5.        Назовите многочастное произведение для солиста, хора и
    симфонического оркестра.

    а) сюита;        б) баллада;        в) оратория:,      г) кантата.

    6.        Назовите автора гимна Башкортостана.

    а) Ф.Идрнсов;        б) Р. Сабитов;    в) Д. Хасаншнн;        г) Н.Даутов.

    7.        Какой русский композитор написал «Богатырскую» симфонию?

    а) П. Чайковский;    б) М.Мусорскнн;      в) А. Бородин;   г) С. Прокофьев

    8.        Какой из композиторов не является австрийским композитором?
    а) Гайдн;
            6) Э. Григ;        в) В Моцарт;        г) Л. Бетховен.

    9.        Какой русский композитор написал оперу-сказку «Садко»?

    а) Н. Римский- Корсаков;        6) М. Глинка;       в) П. Чайковский; г) А. Бородин.

    10.        Сколько исполнителей участвуют б квинтете?

    а) четыре;        6) шесть;        в) пять;        г) семь.

    1. Назовите основную тему творчества П.И.Чайковского.
    2. Что Вы знаете о Ф.Шопене (назовите направление и жанры, в котором работал композитор, любимый инструмент, знакомые Вам произведения)
    3. Почему песни Микиса Теодоракиса пели молча?
    4. Что обозначает слово «ПОЛИФОНИЯ»?
    5. Назовите произведения Н.А.Римского - Корсакова.
    6. На сколько периодов можно поделить творчество С.В.Рахманинова?
    7. Кто из композиторов является автором песни «Баллада о солдате»?
    8. Почему М.И.Глинку называют «основоположником русской классической музыки»?
    9. Какое произведение М.П.Мусоргского рассказывает о русской истории?
    10. В чем сила музыки?

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".

    Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1.      Закрепить понятие «полифония» на примерах вок...

    Урок музыки в 6-м классе "Волшебная сила музыки"

      Тема урока:  «Волшебная сила музыки»   Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный. &nb...

    урок музыки в 8 классе "Может ли опера П.И.Чайковского быть современной?"

     Урок музыки в 8 классеТема четверти: «Великие наши современники»Тема урока: «Может ли опера П.И.Чайковского быть с...

    урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"

    объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. К...

    Конспект и презентация к уроку музыки «Преобразующая сила музыки».

    Тема урока: Преобразующая сила музыки.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей си...

    Урок музыки в 5 классе. Тема: "Жанры вокальной музыки".

     Тема урока: «Жанры вокальной музыки»       Цель урока: сформировать представлен...

    Урок музыки в 8 классе на тему «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»

    На данном уроке звучит музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. Со...

    Урок музыки в 5 классе по теме: Жанры вокальной музыки.

    Урок музыки в 5 классе по программе  В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Урок проходит в форме беседы с учащимися и прослушивани...

    Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»

    Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость воспр...

    Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

    Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального ...