Жанры маршевой музыки.
план-конспект урока музыки (7 класс) по теме

Попова Наталья Анатольевна

О жанрах маршевой музыки.Презентация к уроку.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Карталы

Разработка урока «Жанры маршевой музыки» для 7 класса

Программа «Музыка» Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Выполнила Попова Н.А

учитель музыки

1 квалификационная категория

Цель урока - обобщить представления учащихся о жанре «марш» и его характерных чертах, познакомить с разновидностями маршевой музыки; закрепить умение определять в звучании особенности музыкального жанра «марш».

Тип урока – комбинированный.

Техническое обеспечение урока: ПК или ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр.

Дидактическое обеспечение урока: презентация

Ход урока.

Организационный этап.

Объявление темы урока (слайд №1).

Работа над темой. Повторение о обобщение пройденного матрериала.

- Ребята, давайте вспомним, что такое марш?

Слайд №2

Марш (от франц. marche - шествие, движение вперёд) - один из самых древних жанров. Сложился в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей
(в строю, праздничное шествие) и всегда соответствовал характеру этого движения - торжественному, неторопливому, или бодрому, энергичному.

- А по каким признакам мы с вами можем определить жанр марша?

Слайд №3

- строгая размеренность ритма

двухдольный размер.   - обычно они выдержаны в размерах 2/4, 4/4,  и 6/8

- всегда квадратная структура построений

- аккордовое сопровождение

- в основе чаще всего лежит две или три темы

- марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии

значительная роль отводится духовым и ударным инструментам, а особенно трубе

Объяснение нового материала.

Марш сформировался как жанр военной музыки в эпоху позднего средневековья на основе народной походной песни, военных сигналов, некоторых форм танцевальной музыки. Начиная с XVIII века в европейских странах для исполнения маршевой музыки стали специально создаваться военные инструментальные капеллы и оркестры, состоящие из деревянных и медных духовых инструментов и барабанов. К началу XIX века к ним добавляются и металлические ударные - литавры, тарелки и т.п. История русской военной музыки восходит к временам Киевской Руси. Об игре на духовых инструментах во время похода княжеской дружины упоминается еще в «Слове о полку Игореве». Организующие, воодушевляющие свойства военно-духовой музыки отмечались многими военачальниками. А.В.Суворов писал, что «музыка удваивает, утраивает армию».

- А какие бывают марши? Услышав музыку сказать – это марш.

Слайд №4

Марш является прикладным жанром. Бывает:

- военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей - "Прощание славянки"

· спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях – «Олимпийский марш»

· траурный - «Похоронный марш» Ф.Шопен

· сказочный - марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинка. «Шествие чуд морских» из оперы «Садко».

· юмористический - "Любовь к трём апельсинам" С.С.Прокофьев

· игрушечный - "Марш " из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

· детский - из "Детской музыки" Прокофьева

· песня-марш - "Вместе весело шагать"

Слайд №5

Военный марш.
Распространение марш получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Основные разновидности военного марша:
- строевой,
- походный
- встречный марш

Слайд №6

Слушание музыки и анализ.

Перед прослушиванием музыки, учащимся предлагается задание. Во время звучания музыки прочитать предлагаемый текст (слайд №6) и высказаться на тему соответствия музыки и литературного отрывка.

Слайд №7

Слушание «Спортивного марша» и определение характерных особенностей.

 Уже на относительно раннем этапе развития марш вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к расширению его формы, усложнению выразительных средств, обогащению содержания.

   Марши встречаются в операх Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Л. Керубини, Г. Спонтини, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Р. Вагнера, Дж. Верли, Дж. Пуччини, И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и других.                    Среди инструментальных сочинений И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Э. Грига, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и других.

Слайд №8

Особую разновидность представляет похоронный, или траурный марш.

Он обладает своими особенностями.

Траурный марш исполняется в медленном темпе и характеризуется:

    - особым типом мелодики (меньшая роль «фанфарных» мелодических оборотов, выдвижение на 1-й план плавных, «стонущих» интонаций),  

     - фактуры (мерное чередование аккордов в сопровождении),

     - его крайние части пишутся в минорной тональности,  

     - в остальных видах марша преобладают мажорные тональности.

Слайд №9

И в самом деле, идея b-moll'ной сонаты выросла именно из образа «Похоронного марша», который Шопен сочинил в один из самых безнадежных периодов своей жизни. Когда два года спустя композитор воплотил траурную концепцию этой пьесы в четырехчастную сонату, то смысловым центром цикла оказался «Похоронный марш». Как общая идея, так и музыкальный тематизм траурного марша рассредоточены в других частях цикла. От каждой из них тянутся нити к «оголенному» образу смерти, гениально воплощенному в третьей части сонаты. Гражданская тема гибели целого народа, тема крушения народных надежд выражена в ней с предельной силой. «Не смерть одного лишь героя оплакивается здесь... пало целое поколение», — писал об этом «Похоронном марше» Ференц Лист.

Подобно Бетховену, Шопен насыщает музыку своего марша огромной глубиной чувства. Однако, в отличие от бетховенского прототипа, который выражает не образ шествия, а философское размышление на смерть героя, шопеновский марш пронизан ассоциациями с движущейся процессией, с подлинным траурным шествием. Не случайно третья часть сонаты вошла в жизнь народов всего мира как музыка, сопровождающая похоронную процессию.

Слушание и анализ «Похоронного марша»

Обобщение темы урока. Подведение итогов.

Слайд №№ 10,11

Домашнее задание.

Прочитать отрывок из былины «Садко», послушать «Шествие чуд морских» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова и подобрать визуальный ряд к прослушанной музыке.

Список используемой литературы:

  1. Программы образовательных учреждений. «Искусство» 8-9 классы. Москва, «Просвещение, 2007
  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Элективный курс «Жанровое многообразие музыки» для 9 класса. Москва, «Просвещение». 2007
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Марш
  4. http://www.belcanto.ru/
  5. http://bse.sci-lib.com/article074042.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жанры маршевой музыки

Слайд 2

Марш (от франц. marche - шествие, движение вперёд) - один из самых древних жанров. Сложился в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (в строю, праздничное шествие) и всегда соответствовал характеру этого движения - торжественному, неторопливому, или бодрому, энергичному.

Слайд 3

Характерные черты марша: - строгая размеренность ритма двухдольный размер. - обычно они выдержаны в размерах 2/4, 4/4, и 6/8 - всегда квадратная структура построений - аккордовое сопровождение - в основе чаще всего лежит две или три темы - марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии значительная роль отводится духовым и ударным инструментам, а особенно трубе

Слайд 4

Марш является прикладным жанром. Бывает: · военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей - "Прощание славянки" · спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях – «Олимпийский марш» · траурный - «Похоронный марш» Ф.Шопен · сказочный - марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинка. «Шествие чуд морских» из оперы «Садко». · юмористический - "Любовь к трём апельсинам" С.С.Прокофьев · игрушечный - "Марш " из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского · детский - из "Детской музыки" Прокофьева · песня-марш - "Вместе весело шагать"

Слайд 5

Военный марш. Распространение марш получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Основные разновидности военного марша: - строевой, - походный - встречный марш

Слайд 6

Прощание Славянки! Утренний, пустынный, недружелюбный, невыспавшйся вокзал, невыспавшиеся же, кривящиеся, зыбкие рожи лопоухих касатиков, с трудом скрывающие страдание и страх, сапоги, ремни, армяки, шинели, плачущие мамки и суровые папки с дрожащими бровями — за суровостью таятся все те же рыдания — сокрушенные прелести провожающих подружек, добрая половина которых, конечно же, не дождется, но провожать приходят все, перекошенная пасть офицера с каменной мордой, застывшая на мгновение в начальственном крике — встревоженный рекрутский мозг фиксирует каждое мгновение отдельно от другого, он разрывается на части от избытка запечатляемых мгновений, ни одно из них не прекрасно, как у Фауста, но запечатляются все, одно за другим… Хочется встряхнуться, сбросить с себя кошмарный сон и и посмотреть на небо, но оно такое же зелено-серое, как офицерская шинель. Вонючий, пыхтящий поезд, концлагерно-сиротские вагоны, до отказу набиваемые бледной, грязно-зеленой массой, стойкий оловянный запах портянок, страха и махорки, неловкие шутки и жалобные матюки, безжалостно обритые короткие головы — представьте себе, что вы попали в ведро с картошкой, которую сейчас будут чистить, и что картошка эта — мыслящая, живущая, отчаянно осознающая свой удел, — картошка в мундире… И вот уже поезд трогается, что-то страшно стукается в груди и между вагонами, — и обрывается! Растрепанные, осиротевшие мамы бегут за вагонами, они все еще стучат в стекло, но поезд неумолимо набирает ход, обдавая их столбами вонючего дыма!.. И над всем этим человеческим, слишком человеческим, нестерпимым безумием и ужасом раздаются вдруг медные, горькие и философские звуки: Трам-пам-пам-там-парам-парам-парам!

Слайд 7

СПОРТИВНЫЙ МАРШ Из кинофильма "Вратарь", Музыка И. Дунаевского Cлова В. Лебедева-Кумача Ну-ка, солнце, ярче брызни, Золотыми лучами обжигай! Эй, товарищ! Больше жизни! Поспевай, не задерживай, шагай! Припев: Чтобы тело и душа были молоды, Были молоды, были молоды, Ты не бойся ни жары и ни холода, Закаляйся, как сталь! Физкульт-ура! Физкульт-ура-ура-ура! Будь готов! Когда настанет час бить врагов, От всех границ ты их отбивай! Левый край! Правый край! Не зевай! Ну-ка, ветер, гладь нам кожу, Освежай нашу голову и грудь! Каждый может стать моложе, Если ветра веселого хлебнуть! Ну-ка, дождик, теплой влагой Ты умой нас огромною рукой, Напои нас всех отвагой, А не в меру горячих успокой! Эй, вратарь, готовься к бою, - Часовым ты поставлен у ворот! Ты представь, что за тобою Полоса пограничная идет !

Слайд 8

Особую разновидность представляет похоронный, или траурный марш. Он обладает своими особенностями. Траурный марш исполняется в медленном темпе и характеризуется: - особым типом мелодики (меньшая роль «фанфарных» мелодических оборотов, выдвижение на 1-й план плавных, «стонущих» интонаций), - фактуры (мерное чередование аккордов в сопровождении), - его крайние части пишутся в минорной тональности, - в остальных видах марша преобладают мажорные тональности.

Слайд 9

«Не смерть одного лишь героя оплакивается здесь... пало целое поколение», — писал об этом «Похоронном марше» Ференц Лист.

Слайд 10

Остался Садко на синем море. Со тоя со страсти со великие Заснул на дощечке на дубовоей. Проснулся Садко во синем море, Во синем море на самом дне, Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко, Вечернюю зорю, зорю утреннюю. Увидел Садко: во синем море Стоит палата белокаменная. Заходил Садко в палату белокаменну: Сидит в палате царь морской, Голова у царя как куча сенная. Говорит царь таковы слова: - Ай же ты, Садко-купец, богатый гость! Век ты, Садко, по морю езживал, Мне, царю, дани не плачивал, А нонь весь пришел ко мне во подарочках. Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты; Поиграй же мне в гусельки яровчаты.

Слайд 14

Спасибо за внимание. Презентацию выполнила Попова Н.А учитель музыки моу сош №1 г.Карталы

Слайд 15

Список используемой литературы: Программы образовательных учреждений. «Искусство» 8-9 классы. Москва, «Просвещение, 2007 Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Элективный курс «Жанровое многообразие музыки» для 9 класса. Москва, «Просвещение». 2007 http://ru.wikipedia.org/wiki/Марш http://www.belcanto.ru/ http://bse.sci-lib.com/article074042.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе. Тема: "Жанры вокальной музыки".

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»       Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ...

Маршевая музыка. Урок муз.литературы в 4 классе ДШИ

Тема «Маршевая музыка», изучаемая в 4 классе ДМШ и ШИ, раскрыта через форму интегрированного урока, которую авторы - Кузнецова М.Г. и Кравец Е.В., считают наиболее продуктивной на уроках музыкальной л...

Урок музыки в 5 классе Многообразие жанров в музыке

обощающий урок музыки в 5 классе "Многообразие жанров в музыке"...

Урок музыки в 5 классе по теме: Жанры вокальной музыки.

Урок музыки в 5 классе по программе  В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Урок проходит в форме беседы с учащимися и прослушиванием музыкальных фрагментов по теме....

урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки

Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...

конспект урока музыки 7 класс по теме: основные жанры светской музыки (соната и симфония)

Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте....