Интегрированный урок Музыка в таблице умножения и деления (3 класс)
план-конспект по музыке по теме

Шомполова Светлана Васильевна

Музыка в таблице умножения и деления

 

(Интегрированный урок по предметам математика и музыка в 3 классе)

Авторы:

Нурфига  Камилевна  Хасанова - учитель начальных классов, первой квалификационной категории.,

Светлана Васильевна Шомполова - учитель музыки, высшей категории

ГБОУ ЦО №771 САО  г. Москва

 

Прогнозируемые результаты:

  1. Закрепить пройденные знания обучающихся о музыкальных средствах выразительности,  таблице умножения и деления.,
  2. Научить выделять связь между музыкой и математикой.,
  3. Формировать навык устных и письменных вычислений, развивать логическое мышление, творческое умение обучающихся.,
  4. Воспитывать интерес к математике, музыке, любовь и бережное отношение к родному краю.

Оборудование:

  1. плакат с названиями станций.,
  2. иллюстраций к теме урока.,
  3. опорная схема, чертёж.,
  4. Фортепиано.,
  5. Фонохрестоматия.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент:

Учитель начальной школы (У): Добрый день ребята!

Учитель музыки (УМ): Мы рады вам приветствовать на нашем необычном уроке.

Учитель начальной школы (У): Сегодня на уроке мы будем совершать путешествие по нашей Родине. Поедем мы на экспресс - автобусе по родной земле. Обратите внимание, какая птица изображена на иллюстрации? (орёл)

-Что такое герб?

(Герб - государственная символика России)

-Какая птица изображена на гербе нашей страны? (орёл)

Значит, с  нами будет путешествовать орёл-царь птица.

Учитель музыки (УМ)-Зайка выдал орлу общий билет на экспресс-автобус. Вот он. Итак, поехали! Мы будем путешествовать по станциям с интересными названиями по теме: «Музыка в таблице умножения и деления».

-Ребята, кроме герба какие ещё атрибуты государственной символики вам известны? (Флаг, гимн)

-Что такое гимн? (Торжественная песня)

-Обратите внимание, на обложках ваших рабочих тетрадей изображена тоже государственная символика.

-А по какому предмету у вас сейчас на столах тетради? (по математике)

II. Закрепление пройденного материала:

I. Станция  математическая:

      «Чисто писать - культурным стать».

Учитель начальной школы (У):- Мы живём в прекрасной стране - Россия.

-Сколько слогов в данном слове? (три слога)

Увеличьте число 3 в 9 раз. (3х9=27)

-Дайте характеристику этому числу.

1. Двухзначное.

2. Стоит между числами  26 и 28.

3. Нечётное.

4. Состав: 2 десяток и 7 единиц.

Запись: 27/27/

Пиши красиво, правильно и быстро.

II. Станция музыкально - математическая:

         «Устно считать - музыку исполнять»

УМ - На данной станции нас будут ждать разные звери и птицы с музыкальными инструментами, они хотят встретиться с нами и белым орлом.

-Наша Россия богата лесами, в которых растут тысячи деревьев. Самые красивые деревья мы можем увидеть в национальных парках. Назовите вам известные парки. Тысячи деревьев спасено  в национальных парках. Надо беречь природу родного края.

-Ребята, а какое национальное дерево у россиян? (берёза)

-Послушайте и определите интонацию данной мелодии? (учитель музыки наигрывает мотив р.н.п. «Во поле берёза стояла»)

-Назовите жанр этой песни? (хороводная)

-Эта песня народная или композиторская? (композиторская)

-Давайте встанем в хоровод и исполним песню р.н.п. «Во поле берёза стояла».

-Ребята, огромное количество песен написано о нашей Родине, о родном крае.

-Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию». Ваша задача не просто угадать, но и напеть ту или иную песню.

( звучать песни: сл. Н.Соловьёва муз. Г. Струве «Моя Россия»)

У- Песни, которые вы исполнили звучат во время государственных праздников: День России, 1 мая, 9 мая и др. Во время таких торжественных мероприятиях обязательно звучит гимн и поднимается государственный флаг.

У- Какие цвета имеются у государственного флага России? (красный, белый, синий)

- И следующее задание: «Работа с трёхцветным веером».

 

К

Б

 

 

 

С

      

 

 

Вам будут предлагаться по три варианта ответов. Выбрать нужно будет только один вариант.

«Сегодня устный счёт рыжая белка ведёт.

На балалайке звонкой играет, поёт.

Задания вам интересные составила,

Решение оставила»

  1. Мини-тест:

Найдите значения выражения и выберите его из трёх вариантов.

8x4

А) 36

Б) 32

В) 42

Сигнальный веер. Произведение равно 32 (Б) (Показ правильного ответа)

 

 

       Б

 

 

2. Найдите ошибку:

1. 9x2=18

2. 9x5=45

3. 7x8=58

Сигнальный веер. Ошибка под номером 3 (С) (Показ правильного ответа)

 

 

       С

 

 

3. Игра «Юные разведчики»:

Ребята, сосчитайте, сколько углов у треугольника и какие они.

(Три угла и все они острые)

 Найдите периметр данного треугольника с длинами сторон 5см, 3см, 1 см

 

  К) 9см

                                                              С) 3см

  Б) 7см

 

 

       К

 

 

Сигнальный веер. Правильный ответ под красным цветом (К)

(Показ правильного ответа)

УМ-В России развит спорт. Особенно хоккей. Не зря, российский город Сочи стал столицей Зимней Олимпиады 2014 года.

 

 

 

 

4. Игра «Забей шайбу в ворота!»

Соедините выражение с его значением.

     (забей шайбу в ворота)

2x8                                        (4             27: 9

                    24:6        (2                                                (16

(14                                               (3

                                 (18

 

Молодцы, вы - хорошие хоккеисты!!!

(Ребята исполняют песню «Трус не играет в хоккей» сл. муз.)

III. Станция

    «Закреплять - новое не забывать»   

У- С давних пор основными занятиями населения России являлись земледелие и скотоводство. 

-Что выращивают у нас на полях? (хлебные растения: рожь, пшеницу, овёс, разные овощи).

1. Мы приехали в деревню Толмачёво Свердловской области. Нас встретил грустный заяц.

Заяц: « Я сижу, едва не плача, очень трудная ……..(задача). Поможем ему решить задачу.

« В деревне Толмачёво а прошлом году на уборке пшеницы было занято 9 комбайнов, а в этом году-18. Во сколько раз больше комбайнов убирало в этом году, чем в прошлом?»

Выберите выражения, являющиеся решением данной задачи.

1. 18:9=2

2. 18-9=9

3. 18+9=27

(Правильный вариант под №1. 18:9=2)

  2. Мы ехали, ехали и приехали в деревню Ершовка Кировской области. В данном селе доярки показывают высокие результаты по надою молока. Встречает нас….

      Разгадайте ребус:      

 


 

коро

(корова)

 

УМ-Ребята, а знаете, что удои молока повышаются- когда звучит музыка В.А.Моцарта, М.Глинки, П.И.Чайковского и других композиторов классиков.

      -Чтобы угадать, сколько балетов сочинил П.И.Чайковский, нужно составить по краткой записи задачу и решить её.

 Слушайте условие:

Было-19 литров молока

Разлили-?, по 8 литров в 2 ведра

Осталось-? Литров молока

(задача решается самостоятельно)

19-8x2=3 литра.

УМ-Значит, сколько балетов сочинил П.И.Чайковский? (три)

      -А, вот названия их вам узнать самостоятельно.

IV. Физкультминутка

          «Ракета»

УМ-А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.

V. Закрепление пройденных знаний.

У-«Математика нужна,

Математика важна

И притом нас умными делает она.

Она нам память разовьёт

И в космос непременно позовёт!»

1. Вставьте пропущенное число.

Игра «Меткие стрелки»

 

 

x4=20

 

Мы подъезжаем к городу Казани. Около этого города расположен Волжско-Камский заповедник. Решив уравнение, вы узнаете, сколько видов животных обитают в нём. Уравнение предлагает нам решить лисица.

Х: 10=5

Итак, 50 видов животных и 150 видов птиц. Часть из них записана в Красную книгу России.(Например: Выхухоль, чёрный журавль и другие)

  1. Отгадайте, кто питался данной шишкой.

Каждое животное  питается шишкой по-своему, т.е определённой длины, потому что один грызёт зубами, а другой клювом.

Дятел-18 см

Клёст-15 см

Белка-20 см

Узнав периметр прямоугольника, узнаете, кто из них питался шишкой.

      6 см

 

 

 

 3 см

 

 

Р пр= ? см

Р= (6+3) х 2=18 (см)

Да, этой шишкой питался дятел. И ещё, у него самый длинный язык среди птиц.

3.Возвращаемся домой.

А теперь дорога лежит назад. Мы подъезжаем к столице нашей Родины - Москве. В Москве красивое и важное метро. Решив пример, вы узнаете, сколько станций на кольцевой линии Московского метрополитена?

24: 4+6=12(линий)

УМ-Ребята, послушайте песню «42 минуты над Землёй» в исполнении группы Браво

С утра в метро спускаюсь я
Там протекает жизнь подземная моя
Вперед лицом, назад спиной
Я еду девять остановок по прямой
Два раза в день за годом год
Спускаюсь я в подземный ход
Припев:
Ежедневно 42 минуты по землей
Сюда-туда, туда-сюда
Эти 42 минуты под землей
Я день за днем сложу в года
Ежедневно 42 минуты по землей
Сюда-туда, туда-сюда
Эти 42 минуты под землей
Я день за днем сложу в года

4.Самостоятельная работа.

 (Решение с комментированием)

Сравните выражения и поставьте знаки: >, <, =.

 

 

 

iII-в     I- вариант

II-вариант

7х3       4х5            12:3        3х2

 

20:4   18:2      27:3           18:2        5х2

6х4      3х5            42:7     4х2

 

20:4     25:5          6х3       64:8

 

IV. Станция

«Итог подводить - не зря урок проводить!»

«Учёным и инженером творческим не станешь,

Если с математикой и музыкой дружить перестанешь»

Ребята, вы молодцы! Вы - настоящие юные математики и весёлые музыканты. Надо не только с числами дружить, с музыкой по жизни идти, а также с природой родного края.

Наша Россия – красива и богата природой, талантливыми учёными, музыкантами. Будем любить, и беречь родной край, ценить труды великих учёных, композиторов. Нашему государству нужны образованные и трудолюбивые люди.

И, чтобы разгадать кроссворд, нужно ещё раз вспомнить математику и музыку:

С ключевым словом:

 Действие, с которым связано умножение? (деление)

 

 

 

 

 

 

 

6. М

 

 

 

Н

 

4. П

 

О

 

2.Т

Е

 

Ж

А

Р

 

5. Б

И

Б

И

 

 

7.П

А

Т

Л

М

 

1.Д

   Е

Л

Е

3.Н

И

Е

 

У

   С

А

Л

О

Ц

Т

 

Э

   Н

Л

И

Т

А

Р

 

Т

   Я

А

 

Ы

 

 

 

Й

 

 

 

 

К

 

И

 

 

  1. Двое исполнителей?(дуэт)
  2. Её надо знать наизусть каждому человеку? (таблица)
  3. Музыкальные знаки? (ноты)
  4. Сумма длин всех сторон фигуры? (периметр)
  5. У данного музыкального инструмента три струны?(балалайки)
  6. Название чисел при умножении? (множитель)
  7. Простая, но распространенная вокальная музыка с  поэтическим текстом, с несложной, легко запоминающейся мелодией? (песня)

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике для 3 класса школ VIII вида "Закрепление таблицы умножения и деления"

Урок насыщен яркой наглядностью, большим обёмом материала по изучаемой теме. Используются различные методы и формы работы....

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Комплект перфокарт по математике "Таблица умножения и деления", 4 класс

с помощью перфокарт на уроках математики эффективно осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся с УО...

Конспект урока математики по теме «Закрепление знания таблицы умножения и деления», 4 класс, для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект по математике, направлен на повторение таблицы умножения и деления на 2, 3, 4 учениками 4 класса коррекционной школы 8 вида....

Интегрированный урок музыки и ОПК "Колокольные звоны России" 5 класс

Урок может быть использован учителями музыки и ОПК, как форма интегрированного урока, с целью изучения значения колокольного звона не только в музыке, но и в культуре русского народа...

Технологическая карта интегрированного урока (музыка, английский язык), «История одной песни», 9 класс

Данная разработка урока создаёт условия для  формирования у обучающихся умения монологического высказывания (рассуждение) в форме  письма благодарности исполнителю песни / автору/ композитор...